Развитие региональных рынков потребительских товаров в современных условиях экономики

Красильникова Е.А.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 11 (Июнь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Красильникова Е.А. Развитие региональных рынков потребительских товаров в современных условиях экономики // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 11. – С. 1607-1616. – doi: 10.18334/rp.16.11.241.

Аннотация:

В статье рассматриваются тенденции развития региональных рынков потребительских товаров, в том числе их трансформация в современных экономических условиях. Автором проанализирована динамика основных макроэкономических показателей Российской Федерации в ракурсе факторного влияния их на потребительский рынок товаров и услуг.
Дана оценка современного развития региональных рынков с учетом современного экономического состояния Российской Федерации и сложившихся тенденций их формирования (выявленных в опубликованных ранее научных трудах автора). Результатом исследования явился авторский взгляд на определение современной ситуации экономики в рамках потребительского рынка.
Цель данной статьи заключалась в постановке проблемы развития региональных рынков потребительских товаров в сложившихся современных экономических условиях.

Ключевые слова: экономический кризис, экономическая рецессия, региональные рынки, экономическая стагнация



В настоящее время в научных кругах помимо дискуссии на политическую тематику ведутся дебаты по вопросам определения состояния российской экономики. Так, по утверждению одних аналитиков, Российская Федерация переживает сегодня период стагнации экономики, другие же говорят о рецессии. Экономическая стагнация характеризуется застоем производственных и торговых отраслей в течение длительного времени, а также увеличением численности безработных, снижением уровня заработной платы, падением уровня жизни населения [5]. Состояние стагнации экономики выражается в минимальных (или же нулевых) темпах роста макроэкономических показателей (2–3% годового роста ВВП), структура экономики не изменяется, практически отсутствует практика внедрения достижений научно-технического прогресса в отраслях. При этом если стагнация сопровождается высокими уровнем инфляции, то можно говорить о стагфляции. Рецессия в экономике определяется умеренным спадом в производстве, падением макроэкономических показателей, индексов на биржах, ростом безработицы. Часто причинами такого экономического состояния являются неблагоприятная ситуация на финансовых рынках, в том числе на рынке ценных бумаг, падение цен на нефть (и другие ресурсы), снижение объема инвестиций, рост государственного сектора в экономике (а также монополизация в целом), повышение налогов. Экономическим кризисом (от греческого «кризис» - поворотный пункт) определяется такое состояние экономики, когда наблюдается резкое сокращение показателей ВВП, значительный спад производства, нарушение сложившихся хозяйственных связей, банкротство предприятий, рост безработицы. Одной из форм проявления кризиса является массовое накопление долговых обязательств по кредитам и невозможность их погашения в разумные сроки. [5].

Рассуждая о характеристике сложившейся в настоящее время экономической ситуации в России, средства массовой информации употребляют термин «экономический кризис». При этом анализируя такой макроэкономический показатель, как валовой внутренний продукт, за последние 15 лет до 2015 г. можно с уверенностью говорить о стагнации. Так, в текущих ценах за период с 2001 по 2014 гг. прирост данного показателя в Российской Федерации был достаточно ощутим: почти 29% в 2004 г. по сравнению с 2003 г., 20,9% в 2010 г. По сравнению с 2009 г., в котором, по сравнению с предыдущим периодом анализа (2008 г. – кризисным), спад был зафиксирован на уровне 6% (табл. 1).

Таблица 1

Динамика валового внутреннего продукта РФ за период с 2001 по 2014 гг. (источник – составлена автором по данным Росстата)

Период
ВВП, млрд. руб.
Темп роста, %
Период
ВВП, млрд. руб.
Темп роста, %
2001
8943,6
2008
41276,8
124,15
2002
10830,5
121,10
2009
38807,2
94,02
2003
13208,2
121,95
2010
46308,5
119,33
2004
17027,2
128,91
2011
55967,2
120,86
2005
21609,8
126,91
2012
62176,5
111,09
2006
26917,2
124,56
2013
66190,1
106,46
2007
33247,5
123,52
2014
71406,4
107,88

Однако физический объем валового внутреннего продукта демонстрировал темпы прироста уже на протяжении 15 лет на довольно незначительном уровне (табл. 2). Так, на протяжении всего периода анализа максимальный прирост ВВП Российской Федерации в сопоставимых ценах наблюдался в 2007 г. и составил 8,5% по сравнению с 2006 г. Спад был зафиксирован в 2009 г. по сравнению с предыдущим периодом на уровне 8%. Амплитуда прироста индекса составляла (без учета посткризисного 2009г.) 9,1% (от 0,6% до 8,5%).

Таблица 2

Индексы физического объема валового внутреннего продукта РФ за период с 2001 по 2014 гг. (в текущих ценах), % (источник – составлено автором по данным Росстата)

Период
Темп роста ВВП в сопоставимых ценах
Период
Темп роста ВВП в сопоставимых ценах
2001
105,1
2008
105,2
2002
104,7
2009
92,2
2003
107,3
2010
104,5
2004
107,2
2011
104,3
2005
106,4
2012
103,4
2006
108,2
2013
101,3
2007
108,5
2014
100,6

Таким образом, наблюдается «соблюдение условия» стагнации в экономике: отсутствие роста или незначительный прирост годового объема ВВП. На фоне этого проанализируем индекс выпуска товаров и оказанных услуг по основным товарным группам за период с 2001 г. по 2015 г. (январь–февраль). Оценка динамики показателя, представленная в таблице 3, свидетельствует о стабильно-неощутимом приросте в 1–2%.

Таблица 3

Индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности РФ, в % к соответствующему периоду предыдущего года (источник – данные Росстата)

Период
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
январь
109,6
86,9
105,4
106,1
103,8
101,3
99,5
98,9
февраль
111,3
86,6
105,4
104,9
105,8
99,0
101,1
96,7
март
107,5
89,1
106,7
104,0
103,0
101,2
100,4

1 квартал
109,4
87,6
105,9
104,9
104,2
100,5
100,3

апрель
108,8
86,5
106,6
102,8
103,9
101,3
100,6

май
107,4
85,2
107,9
104,1
104,5
100,4
100,7

июнь
106,3
87,5
107,0
104,6
103,0
100,1
100,0

2 квартал
107,5
86,4
107,2
103,9
103,8
100,6
100,4

июль
106,3
90,5
104,3
105,4
103,1
101,7
100,3

август
105,6
89,9
104,3
106,7
102,9
100,0
99,5

сентябрь
107,0
92,4
103,5
107,7
100,1
101,2
102,2

3 квартал
106,3
91,0
104,0
106,6
102,0
101,0
100,7

октябрь
101,2
95,1
105,6
106,6
102,0
102,2
99,9

ноябрь
92,7
102,0
106,3
105,8
101,4
102,7
99,0

декабрь
92,4
103,7
106,6
105,3
101,8
100,7
102,0

4 квартал
95,4
100,2
106,2
105,9
101,7
101,8
100,3

год
104,2
91,4
105,8
105,4
102,8
101,0
100,4

Таким образом, можно говорить о сложившейся стагнации в экономике России до осени 2014 г. Дальнейший период можно охарактеризовать экономическим кризисом в стране, поскольку в этот период наблюдается резкое сокращение показателей покупательской способности, уровня доходов населения, увеличение числа банкротств предприятий (или уход их «в тень»), рост числа безработных. Причем нельзя забывать о скрытой безработице, которая выражается в сокращении рабочей недели с соответствующим сокращением заработной платы, уходе сотрудников в неоплаченные отпуска. Введенный с августа 2014 г. запрет на расширенный ряд товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, значительно изменил характер хозяйственных связей.

Теперь рассмотрим сложившиеся тенденции развития потребительского рынка до периода экономического кризиса в России. Определим ключевое понятие. Так, Терещенко Н.Н. рынок потребительских товаров рассматривает как «многогранную подсистему в целостной системе потребительского рынка, выражающую социально-экономические отношения между продавцами и покупателями по поводу купли-продажи потребительских товаров во взаимодействии с их производством, распределением, обменом и потреблением на основе изучения системы спроса и предложения» [5]. В определении понятия ученый сделала акцент на роли рынка потребительских товаров в воспроизводственном процессе. Другой специалист, Черемисина Т.Н., сужает понятие, вводя термин «региональный потребительский рынок товаров» [6]. По ее мнению, это «социально-экономическая подсистема региона», состояние которого «предопределено характером и формами отношений собственности, производства, присвоения и перераспределения доходов». Показанная «узость понятия» состоит в том, что потребительский рынок товаров отражает только ту часть рыночных отношений, которая связана с системой отношений предприятий последнего звена товародвижения и потребителей, в то время как понятие «Рынок потребительских товаров» в целом допускает включение в объект исследования и отношений между звеньями товародвижения на пути следования потребительских товаров от производителя к потребителю. Учитывая специфику формирования потребительского рынка, Смирнов А.В. в своем определении регионального потребительского рынка учел специфику формирования потребительского [4]. В итоге можно определить, что региональный рынок потребительских товаров является частью хозяйственного комплекса региона и структурно связан с другими рынками (рынком труда, капитала, услуг, недвижимости и пр.), предопределяет развитие отдельных секторов экономики.

Формирование и развитие продовольственного рынка определяется влиянием следующих групп факторов [8]:

– организационно-экономическими (уровнем развития сельского хозяйства, уровнем развития переработки сельхозпродукции, развитием межрегиональных и межотраслевых связей, развитием рыночной инфраструктуры и информационно-маркетинговой службы, платежеспособным спросом, кадровым потенциалом). Данная группа часто разделяется на две составляющие: организационную (или хозяйственную) и экономическую (либо без разделения носит название «экономической»);

– социально-политическими (уровнем доходов, региональным менталитетом, обычаями и традициями, демографической ситуацией, системой региональных и муниципальных нормативно-правовых актов; количественный и качественный уровень обеспечения трудовыми ресурсами). При определении этой группы факторов возникают дискуссии, насколько можно социальные объединять с политическими. Чаще всего ученые выделяют «социально-экономическую» группу;

– научно-техническими (уровнем развития материально-технической базы, уровнем механизации, автоматизации и транспортно-складских торговых процессов, внедрением достижений НТП);

– природно-климатические (климатическими условиями, развитием и специализацией отраслей растениеводства, животноводства);

– культурно-национальные. Данную группу часто вообще не выделяют, поскольку оценить влияние таких факторов, как национальность, религия, мода на потребление в виде конкретных цифр весьма затруднительно.

На систему и структуру личных экономических потребностей влияет и сложившийся уровень развития производительных сил региона. Производственная специализация определяет особенности условий труда, его содержание [10]. Так, менее благоприятные условия у работников угольной промышленности, лесоэксплуатации, строительства. Эти отрасли производства характеризуются повышенной физической нагрузкой, спецификой внешней среды, в которой протекает трудовой процесс. Особенность этих отраслей – менее высокий уровень механизации труда. Межрайонная производственная специализация, уровень индустриализации определяют особенности режима труда и отды­ха, такие социально-экологические компоненты, как степень загрязненности воздуха, наличие внешних шумов, влияние произ­водства на природную среду. Они воздействуют на уровень ква­лификации работников, их профессиональный состав, общую куль­туру населения. Территориальные различия в действии производственно-экономических и социальных факторов сказываются на потребности в продуктах питания, услугах материально-бытового и социально­-культурного назначения. Например, самая большая суточная пот­ребность в килокалориях у работников, связанных с тяжелым физическим трудом. К ним относятся грузчики, шахтеры, валь­шики леса, обрубщики сучьев, чокеровшики, землекопы и др. По данным НИЭИ при Госплане СССР, нормативные потре­бительские расходы этих категорий работников на 34% выше, чем трудоспособных взрослых, занятых физически легким трудом [7].

Различия климатических условий и природной среды, в ко­торой осуществляется жизнедеятельность человека, сказывают­ся на потребностях, связанных с воспроизводством рабочей силы. По данным ЦЭНИИ при Госплане РСФСР, рекомендуемые нормы потребления пищевых продуктов в расчете на душу населения, проживающего на Европейском Севере, по сравнению с Российской Федера­цией превышают по мясу и мясопродуктам на 22%, молоку и молочным продуктам 32%, рыбе и рыбопродуктам – 61%, хле­бу и хлебопродуктам – 18%, сухофруктам – 56%. Территориальные различия по составу и срокам службы имеют набор одежды, белья, обуви. В стоимостном выражении он выше по сравнению с центральными районами в районах Сибири примерно на 12%, Крайнего Севера – 25% [7]. От климатических условий зависят длительность отопительного сезона и расходы тепла на обогревание 1 куб. м. жилых зданий, затраты строительных ма­териалов и объем строительных работ. Подвержены влиянию по сезонам года и расходы электроэнергии на освещение.

На Европейском Севере страны по сравнению со среднероссийскими условиями выше удельные потребности в жилье, стационарной медицинской помощи, амбулаторно-поликлиническом обслуживании, общественном питании, детских дошкольных учреждениях, бытовом обслуживании, в торговых помещениях, транспорте и связи. Данные о затратах на обустройство чело­века, т. е. на создание комплекса жизненных условий, возрас­тают по мере ухудшения природной среды. Если в европейской части СССР эти затраты на одного работающего составляли около 12 тыс. руб., то в южных районах Западной Сибири – 13 тыс. руб., в Среднем Приобье – 22 тыс. руб. в районах Крайнего Севера – свыше 29 тыс. руб. [7].

Среди обобщенных ею факторов, обусловивших дифференциацию региональных потребительских рынков, представлены [9]:

– совокупность природных факторов;

– демографическая структура населения;

– профессиональный состав населения и соответствующие нормы потребления определенных групп товаров;

– уровень денежных доходов, которые определяют потребительский спрос;

– производственно-экономический потенциал, определяющий возможности местного товарного производства;

– удаленность региона от поставщиков, транспортные схемы, формирование страховых или сезонных запасов товаров.

Подводя промежуточный итог обозначенной дискуссии, можно отметить, что с 1991 года потребительский рынок товаров и услуг Российской Федерации претерпевал различные трансформации. Это было обусловлено сменой политических и экономических законов хозяйствования, появления института частной собственности, что, в свою очередь, сместило акценты деятельности. Также за это время появились крупные игроки, в том числе транснациональные, которые начинали ставить жесткие условия взаимодействия с контрагентами, формировать еди­ные системы товародвижения. Такие изменения находят отражение в показателях, характеризующих состоянии рынка потребительских товаров.

Региональные рынки потребительских товаров являются составной частью хозяйственного комплекса региона и структурно связаны с другими рынками (рынком труда, капитала, услуг, недвижимости и др.). Они во многом предопределяет развитие других секторов экономики. Величина коммерческой застройки зависит от потребностей рынка потребительских товаров в торговых площадях, развитие транспортной сети, безусловно, зависит от потребностей поставщиков товаров. Развитие рынка потребительских товаров и услуг влияет на формирование информационных, страховых, банковских, аудиторских, правовых и других консалтинговых услуг, а также других инфраструктурных институтов.

В современных экономических и политических условиях, определяющих итоговые показатели хозяйствования, безусловно, будут наблюдаться существенные изменения тенденций развития рассматриваемых рынков. При этом обозначенные выше закономерности формирования последних сохранятся.


Страница обновлена: 19.05.2024 в 09:12:10