Анализ динамики и прогнозирование потребительских цен на молоко и молочную продукцию

Железнева Р.Г.1, Майорова Е.А.2
1 Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет), Россия, Москва
2 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 8, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2018)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=36816172
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Так как молоко и молочная продукция имеют социальное значение, важной задачей является обеспечение их доступности для населения. В условиях сокращения реальных денежных доходов доступность молочных товаров во многом зависит от потребительских цен. В этой связи в исследовании поставлены следующие цели: проанализировать изменение потребительских цен на молоко и молочную продукцию на российском рынке в 1998-2018 гг.; составить прогноз потребительских цен на молоко и молочную продукцию на 2019-2021 гг. В результате были выявлены тенденции изменения потребительских цен на отдельные группы молочных товаров, построены соответствующие математические модели. Особое внимание уделено росту цен в санкционный период. На основе построенных моделей определены прогнозные значения потребительских цен на молоко и молочную продукцию в сентябре 2019,2020 и 2021 гг., рассчитан средний за 2019-2021 гг. ожидаемый темп роста цен. Дана оценка динамике потребительских цен на молочные товары в краткосрочном периоде. Результаты исследования характеризуют особенности, тенденции и перспективы изменения цен на молоко и молочную продукцию и будут полезны предприятиям молочной индустрии для построения эффективной стратегии, а также имеют значение в контексте государственного регулирования потребительских цен.

Ключевые слова: молочная продукция, рынок молока, цена, молоко

JEL-классификация: L81, E37, P42



Введение

Молоко и молочные продукты – социально значимые товары [1] и важная составляющая рациона питания человека. Среднее потребление молока и молокопродуктов на одного жителя Российской Федерации сокращается и по итогам 2017 г. составляет 231 кг [2], что на 30 % ниже средней нормы [3]. Таким образом, задача обеспечения российского населения молоком и молочными продуктами на данный момент не решена.

В условиях снижения реальных денежных доходов российского населения, начавшегося в 2014 г., доступность молока и молочных товаров во многом зависит от потребительских цен. В этой связи цели исследования:

– проанализировать изменение потребительских цен на молоко и молочные продукты в Российской Федерации в 1998-2018 гг.;

– составить прогноз потребительских цен на молоко и молочные продукты в Российской Федерации на 2019-2021 гг.

Отдельные аспекты рассматриваемой темы исследовались российскими и зарубежными учеными. Рынку молока и молочной продукции, в том числе его общему состоянию и развитию, факторам и особенностям формирования спроса, последствиям западных экономических санкций и ответного российского эмбарго, посвящены работы Т.М. Ворожейкиной [7] (Vorozheykina, 2018), О.И. Катлишина и А.И. Панышева [12] (Katlishin, Panyshev, 2018), Е.В. Кремянской [16] (Kremyanskaya, 2016), С.В Сенотрусовой и В.Г. Свинухова [22] (Senotrusova, Svinukhov, 2016), Д.В. Швандара, Е.М. Фроловой и Т.Ф. Буровой [25] (Shvandar, Frolova, Burova, 2017), П.А. Щербакова [27] (Scherbakov, 2017), С. Гузий [28], Т.В. Муртузалиевой и соавторов [30] (Murtuzalieva et al., 2017) и др. Потребительские цены, в том числе на социально значимые товары, анализировались А.В. Бойковой [3] (Boykova, 2018), Г.Г. Ивановым и соавторами [9, 10] (Ivanov, Efimovskaya, Kryshtalev, 2015; Ivanov et al., 2018), Т.Н. Парамоновой и Т.И. Урясьевой [21] (Paramonova, Uryaseva, 2016), И.И. Скоробогатых и соавторами [23] (Skorobogatyh et al., 2015) и др.

Более глубокому пониманию изменения цен на молоко и молочные продукты способствуют результаты исследований российского потребительского рынка в целом, его тенденций и особенностей, а также актуальных вопросов современного состояния российской розничной торговли. Подобным проблемам посвящены научные материалы С.Б. Алексиной [1, 2] (Aleksina, 2017; Aleksina, 2018), Л.А. Брагина и соавторов [4, 5] (Bragin et al., 2011; Bragin, Karaschuk, Nikishin, 2017), Е.Ю. Депутатовой и В.А. Баскакова [8] (Deputatova, Baskakov, 2018), О.С. Каращук и А.В. Чибирева [11] (Karaschuk, Chibirev, 2015), В.А. Кишко и соавторов [13, 14] (Kishko, Malinin, Mayorova, 2017; Kishko, Matveeva, Mayorova, 2017), Е.А. Красильниковой и А.В. Баскакова [15] (Krasilnikova, Baskakov, 2016), В.П. Куренковой [17] (Kurenkova, 2015), Ю.Г. Леоновой и Д.А. Языкова [18] (Leonova, Yazykov, 2018), А.Ф. Никишина [19] (Nikishin, 2010), О.Р. Тюник [24] (Tyunik, Nikishin, 2017), О.В. Шинкарёвой и А.Н. Майоровой [26] (Shinkaryova, Mayorova, 2017), О. Корниловой и О. Каращук [29] (Kornilova, Karashchuk, 2017) и др.

В качестве исходных материалов для анализа и прогнозирования использованы данные Федеральной службы государственной статистики, а именно среднемесячные потребительские цены на молоко и молочные продукты по Российской Федерации за период с января 1998 г. по сентябрь 2018 г. В исследуемые товары вошли молоко питьевое цельное пастеризованное 2,5-3,2 % жирности, масло сливочное, сметана, кисломолочные продукты, творог жирный, молоко сгущенное с сахаром, сыры сычужные твердые и мягкие, сыры плавленые.

Анализ изменения цен на молоко и молочную продукцию

Среди рассматриваемых товаров наименьшие средние потребительские цены имеют молоко питьевое, кисломолочные продукты и молоко сгущенное с сахаром. В 1998-2018 гг. цены на указанные товары увеличивались согласно моделям квадратичного тренда (рис. 1). Наиболее резкий прирост произошел в 1999 г., 2008 г. и в 2014-2015 гг. В 2018 г. заметно прекращение роста. По итогам сентября средняя по России потребительская цена за литр молока составила 52,6 руб., за килограмм кисломолочных продуктов – 71,9 руб., за 400 грамм молока сгущенного с сахаром – 81,1 руб.

Рисунок 1. Динамика средних по Российской Федерации потребительских цен на молоко питьевое, молоко сгущенное и кисломолочные продукты

Источник: составлено авторами по данным Росстата

Изменение средних потребительских цен на сметану, творог, сливочное масло и сыры с января 1998 г. по сентябрь 2018 г. имело похожие тенденции (рис. 2). Наиболее резкий рост цен продемонстрировали сыры сычужные твердые и мягкие в 2008 г., а также в 2014-2015 гг. Они же на протяжении долгого периода оставались самым дорогим товаром. Однако в 2017-2018 гг. цена на масло сливочное превысила цену за сыры сычужные, составив 536,7 руб./кг.

Рисунок 2. Динамика средних по Российской Федерации потребительских цен на молочные продукты

Источник: составлено авторами по данным Росстата

Более наглядно изменение потребительских цен на молоко и молочную продукцию характеризуют темпы их роста (рис. 3). Наибольший годовой прирост цен на все рассматриваемые товары произошел в 2008 г., то есть с началом мирового финансового кризиса. Ранее – в 2007 г. ­– торговые надбавки на молоко в России были ограничены Министерством промышленности и торговли [6] (Veselova, 2016). В 2008 г. прирост потребительских цен на сыры сычужные превысил 60 %, на масло сливочное и творог жирный – 40 %. В последующие годы увеличение цен на молоко сдерживалось за счет ужесточения конкуренции, обусловленного как активной деятельностью крупных производителей, так и развитием небольших местных производств. В 2012-2013 гг. цены стабилизировались, соответствующие темпы роста приблизились к 100 %. В 2014-2015 гг. рост потребительских цен на молоко и молочную продукцию возобновился.

Рисунок 3. Темп роста средних потребительских цен на молоко и молочную продукцию, в % в аналогичному месяцу предыдущего года

Источник: составлено авторами по данным Росстата

Резкий рост средних потребительских цен на молоко и молочную продукцию в 2014-2015 гг. связан с введением западных экономических санкций и ответного продовольственного эмбарго России. Молочная продукция, наряду с мясом, рыбой и морепродуктами и др., вошла в число санкционных товаров, ввоз которой из США, Канады, стран Евросоюза и ряда других стран стал запрещен. После введения санкций и эмбарго повысились темпы увеличения цен на все сельскохозяйственные товары, но на рынке молочных товаров эта тенденция оказалась наиболее ярко выраженной [31] (Seifullaeva et al., 2018).

Однако статистические данные показывают, что, после резкого увеличения в 2014-2015 гг., в последующие годы темп роста цен на молочные продукты замедлился. В 2018 г. прирост потребительских цен в течение года является минимальным в санкционный период и близок к предсанкционному уровню. Такая ситуация характерна для цен на сметану (рис. 4), а также на кисломолочные продукты, творог жирный, молоко сгущенное с сахаром и сыры. Цены на масло сливочное изменялись аналогично, за исключением 2017 г., когда абсолютный прирост относительно предыдущего года оказался выше, чем в 2014-2015 гг.

Рисунок 4. Изменение средних потребительских цен на сметану, руб./кг

Источник: составлено авторами по данным Росстата

Более того, средние потребительские цены на молоко питьевое в 2018 г. стабилизировались. В марте-октябре 2018 г. они отличались от цен соответствующих месяцев 2017 г. менее чем на 1 %. Наиболее значимый прирост цен на молоко произошел в 2014-2015 гг. – аналогично другим рассматриваемым товарам (рис. 5).

Рисунок 5. Изменение средних потребительских цен на молоко питьевое, руб./кг

Источник: составлено авторами по данным Росстата

Таким образом, в настоящее время проблема роста потребительских цен на молоко и молочную продукцию, вызванного западными санкциями и российскими контрсанкциями, постепенно решается.

В целом анализ изменения средних потребительских цен на молоко и молочную продукцию показал, что цены на все рассматриваемые товары растут (тенденции роста с достаточной точностью соответствуют квадратичным моделям), наиболее значимое увеличение цен произошло в 2008 г., т.е. с началом мирового финансового кризиса, и в 2014-2015 гг., когда в связи с изменением политической обстановки в отношении России были введены экономические санкции, а после них – российское продовольственное эмбарго. Вместе с тем к 2018 г. рост потребительских цен на молоко и молочную продукцию существенно замедлился.

Прогнозирование потребительских цен на молоко и молочную продукцию

В процессе анализа средних потребительских цен на молоко и молочную продукцию было выявлено, что их изменение описывается полиномиальными функциями второй степени. Соответствующие коэффициенты детерминации для сыров плавленных превысили 0,97, для масла сливочного, молока сгущенного с сахаром и сыров сычужных твердых и мягких – 0,98, для прочих рассматриваемых товаров – 0,99, что свидетельствует о достаточной точности построенных моделей. Коэффициенты корреляции между исходыми и расчетными значениями превышают 0,99 для всех исследуемых товаров, за исключением сыров сычужных и сыров плавленых, для которых коэффициенты корреляции равняются соответственно 0,9899 и 0,985. Данные по месяцам с января 1998 г. по сентябрь 2018 г. образуют временной ряд из 249 значений и позволяют составить прогноз на сентябрь 2019-2021 г. (рис. 6).

Рисунок 6. Прогноз средних потребительских цен на молоко и молочную продукцию на 2019-2021 гг., руб.

Источник: составлено авторами на основе собственных расчетов

Прогнозные значения, полученные согласно построенным моделям, возрастают с течением времени. С учетом замедления роста в 2018 г., расчетный прирост потребительских цен на молоко и молочную продукцию в течение первого прогнозного года оказался наиболее сильным. В 2021 г. наибольший темп роста по отношению к предыдущему году ожидается у потребительских цен на масло сливочное (109,1 %), наименьший – на сметану (106,9 %). Наибольший средний за 2018-2021 гг. прогнозируемый темп роста характерен для потребительских цен на молоко питьевое (112,2 %) и молоко сгущенное с сахаром (111,2 %) наименьший – для сыров плавленых (106,8 %) и сметаны (108,8 %) (рис. 7).

Рисунок 7. Средний за 2018-2021 гг. прогнозируемый темп роста потребительских цен на молоко и молочную продукцию, %

Источник: составлено авторами на основе собственных расчетов

Таким образом, с учетом долгосрочных тенденций, на российском рынке прогнозируется рост потребительских цен на молоко и молочную продукцию. Однако в краткосрочной перспективе, т.е. в ближайшие месяцы, следует ожидать продолжения стабилизации цен. Этому способствует как возросшая конкуренция между производителями, так и ограничение покупательской способности населения. Несмотря на то, что молоко является санкционным товаром и запрещено к ввозу из ряда стран, на данный момент эта доля рынка восполнена поставками из Беларуси и развитием отечественного производства. Наряду с крупными предприятиями, свою деятельность активизируют локальные производители, а население предъявляет все больший спрос на продукцию местного производства. Ожидание роста цен в долгосрочной перспективе, продолжающееся эмбарго стимулируют инвестиционную активность в отрасли. С другой стороны, рост потребительских цен на молоко сдерживается покупательской способностью населения, низкий уровень которой называют одной из важных угроз внешней среды субъектов розничной торговли [20] (Panasenko, Stukalova, Mazunina, 2018).

Заключение

Результаты анализа статистических данных, характеризующих изменение средних потребительских цен на молоко и молочную продукцию на российском рынке в 1998-2018 гг., позволяют сделать следующие выводы.

Потребительские цены на рассматриваемые товары растут, тенденции роста с достаточной точностью соответствуют квадратичным моделям. Наиболее сильное увеличение цен произошло в 2008 г., т.е. с началом мирового финансового кризиса, и в 2014-2015 гг., когда в связи с изменением политической обстановки в отношении России были введены экономические санкции, а после них – российское продовольственное эмбарго. Однако в 2018 г. рост потребительских цен на молоко и молочную продукцию существенно замедлился.

В соответствии с выявленными тенденциями и моделями в долгосрочной перспективе прогнозируется продолжение роста потребительских цен на рынке молока и молочной продукцию. Согласно прогнозу, средний за 2018-2021 гг. темп роста потребительских цен на молочные товары будет составлять от 106,8 % на сыры плавленые до 112,2 % на молоко питьевое.

Вместе с тем в течение ближайших месяцев ожидается продолжение периода стабилизации цен. Этому способствуют конкуренция со стороны иностранных (в первую очередь белорусских) производителей, активизация деятельности небольших локальных производств, а также ограничения спроса, связанные с сокращением реальных денежных доходов и, соответственно, покупательской способности населения.

Понимание особенностей, тенденций и перспектив изменения цен на молоко и молочную продукцию необходимо предприятиям молочной индустрии для построения эффективной стратегии. Кроме того, т.к. молочные товары имеют социальную значимость, результаты исследования представляют интерес в контексте государственного регулирования цен.

[1] Молоко питьевое и масло сливочное включены в Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены. Молоко питьевое пастеризованное 2,5-3,2% жирности со сроком годности менее 10 дней входит в Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения (Перечни утверждены постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. № 530).

[2] Данные Федеральной службы государственной статистики (www.gks.ru).

[3] Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 2 августа 2010 г. № 593н «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания» рекомендуемый объем потребления молока и молочных продуктов в пересчете на молоко составляет 320-340 кг в год на человека.


Источники:

1. Алексина С.Б. Совершенствование системы управления каналами дистрибьюции товаров в условиях цифровой экономики // Экономика и предпринимательство. – 2017. – № 11(88). – С. 768-771.
2. Алексина С.Б. Сценарии развития стратегии дистрибьюции на рынке FMCG в условиях усиления давления федеральных торговых сетей // Российское предпринимательство. – 2018. – № 3. – С. 709-724. – doi: 10.18334/rp.19.3.38835.
3. Бойкова А.В. Формирование ценовой политики торговли в современных условиях // Экономика и предпринимательство. – 2018. – № 3(92). – С. 636-638.
Брагин Л.А., Иванов Г.Г., Стукалова И.Б. и др. Торговля: состояние и перспективы развития. / Сборник научных статей и докладов на научно-практических конференциях. Ч. 2. - М.: Спутник+, 2011.
5. Брагин Л.А., Каращук О.С., Никишин А.Ф. Развитие зоны обслуживания организаций торговли в современных условиях // Экономика и предпринимательство. – 2017. – № 10-2(87). – С. 474-477.
6. Веселова Э.Ш. Молоко не в достатке - и мы не в порядке // Эко. – 2016. – № 6(504). – С. 18-28.
7. Ворожейкина Т.М. Угрозы продовольственной безопасности: будет ли в России молоко? // Экономика сельского хозяйства России. – 2018. – № 3. – С. 43-47.
8. Депутатова Е.Ю., Баскаков В.А. Факторы потребительского спроса в условиях экономической рецессии // Экономика и предпринимательство. – 2018. – № 3(92). – С. 639-643.
9. Иванов Г.Г., Ефимовская Л.А., Крышталев В.К. Возможности государственного регулирования цен на социально значимые товары // Российское предпринимательство. – 2015. – № 11. – С. 1717-1728. – doi: 10.18334/rp.16.11.290.
10. Иванов Г.Г., Хайруллина М.В., Ефимовская Л.А., Матосян В.А. Механизм формирования предельно допустимых цен на социально значимые продовольственные товары // Российское предпринимательство. – 2018. – № 3. – С. 737-746. – doi: 10.18334/rp.19.3.38825.
11. Каращук О.С., Чибирев А.В. Перспективные направления развития собственной системы товародвижения торговых организаций // Торгово-экономический журнал. – 2015. – № 1. – С. 31-40. – doi: 10.18334/tezh.2.1.464.
12. Катлишин О.И., Панышев А.И. Состояние рынка молока и молочных продуктов Российской Федерации в современных условиях // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. – 2018. – № 5. – С. 41-43.
13. Кишко В.А., Малинин С.А., Майорова А.Н. Стратегические аспекты развития торговли в Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. – 2017. – № 12-2(89). – С. 159-163.
14. Кишко В.А., Матвеева С.В., Майорова А.Н. Формирование конкурентоспособности розничной торговой организации // Экономика и предпринимательство. – 2017. – № 8-3(85). – С. 1189-1193.
15. Красильникова Е.А., Баскаков В.А. FMCG-рынок: двухлетние последствия эмбарго // Вестник Академии. – 2016. – № 4. – С. 46-49.
16. Кремянская Е.В. Факторы и особенности формирования спроса на молоко и молочную продукцию // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. – 2016. – № 4. – С. 117-125.
17. Куренкова В.П. Торговля России: регулирование и саморегулирование в условиях рынка // Российское предпринимательство. – 2015. – № 11. – С. 1542-1556. – doi: 10.18334/rp.16.11.236.
18. Леонова Ю.Г., Языков Д.А. Особенности организации доставки товаров в коммерческой деятельности торговых предприятий // Российский экономический интернет-журнал. – 2018. – № 2. – С. 47.
19. Никишин А.Ф. Пути увеличения продаж торгового предприятия в условиях кризиса // Проблемы экономики. – 2010. – № 3. – С. 57-59.
20. Панасенко С.В., Стукалова И.Б., Мазунина Т.А. Направления развития современной розничной торговли // Российское предпринимательство. – 2018. – № 3. – С. 599-608. – doi: 10.18334/rp.19.3.38818.
21. Парамонова Т.Н., Урясьева Т.И. Результаты мониторинга потребительских розничных цен на основные группы продовольственных товаров в 2015 году // Практический маркетинг. – 2016. – № 4(230). – С. 33-38.
22. Сенотрусова С.В., Свинухов В.Г. Экономические последствия таможенного регулирования российского продовольственного эмбарго (молоко и молокопродукты) // Российский внешнеэкономический вестник. – 2016. – № 7. – С. 79-97.
23. Скоробогатых И.И., Парамонова Т.Н., Рамазанов И.А., Урясьева Т.И., Попова И.Н. Мониторинг розничных цен при спаде покупательской активности // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2015. – № 4(82). – С. 50-62.
24. Тюник О.Р., Никишин А.Ф. Развитие традиционной торговли в условиях Интернет экономики // Экономика и предпринимательство. – 2017. – № 4-1(81). – С. 589-592.
25. Швандар Д.В., Фролова Е.М., Бурова Т.Ф. Перспективы стабилизации российского рынка молока // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2017. – № 12(342). – С. 1362-1379. – doi: 10.24891/fa.10.12.1362 .
26. Шинкарёва О.В., Майорова А.Н. Методические аспекты оценки влияния деловой репутации на эффективность торговли // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. – 2017. – № 2-3. – С. 106-114. – doi: 10.26653/2076-4650-2017-2-3-106-114.
27. Щербаков П.А. Факторы, влияющие на развитие рынка молока и молочной продукции // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. – 2017. – № 12(59). – С. 369-373.
Guziy S. The market of milk and dairy products in Russia: peculiarities, tendencies and prospects of development. International Scientific Days 2016. The Agri-Food Value Chain: Challenges for Natural Resources Management and Society. Slovak University of Agriculture in Nitra. - 2016. - 770-766
29. Kornilova O., Karashchuk O. Socially responsible business in trade: further development in Ukraine and Russia // Problems and Perspectives in Management. – 2017. – № 3. – С. 445-452.
30. Murtuzalieva T.V., Panasenko S.V., Slepenkova E.V., Tultaev T.A., Pogorilyak B.I. Import Substitution Strategy and Ways of Marketing, Its Implementation Using the Dairy Industry of the Russian Federation as an Example // Academy of Strategic Management Journal. – 2017. – С. 1-14.
31. Seifullaeva M.I., Panasenko S.V., Shirochenskaya I.P., Tsvetkova A.B., Yevseyeva J. Main tendencies and problems of agricultural export and import in Russia under economic sanctions // Espacios. – 2018. – № 9. – С. 38.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:43:29