Воспроизводство основного капитала социальной и производственной инфраструктуры села
Кузьмич Н.П.1
1 Дальневосточный государственный аграрный университет, г. Благовещенск
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 9 (Май 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье освещаются вопросы развития и воспроизводства социальной и производственной инфраструктуры села, необходимой для развития сельских территорий, в том числе предпринимательства на селе.
Ключевые слова: производственная инфраструктура, основной капитал, социальная инфраструктура села, управление воспроизводством основного капитала
Уровень и качество жизни сельского населения в немалой степени зависят от состояния социального и производственного инфраструктурного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей, которое представляет собой совокупность отраслей, обеспечивающих достижение необходимых условий непрерывного роста благосостояния населения и устойчивого развития сельскохозяйственного производства.
К социальной инфраструктуре относятся медицинские и детские дошкольные учреждения, жилищно-коммунальное хозяйство, организации общественного питания, спортивно-оздоровительные организации и др. Социальная инфраструктура села имеет материально-вещественное воплощение в виде системы зданий, сооружений, коммуникаций сетей для бесперебойного осуществления своей основной функции, направленной на обеспечение достойной жизни и творческого развития сельского населения. Она развивается в тесном взаимодействии с производственной, рыночной, институциональной и другими подсистемами национальной экономики.
Производственная инфраструктура определяет уровень благоустройства сельского поселения, и представляет собой материально–техническую базу, обеспечивающую функционирование отраслей агропродовольственной сферы и движение ресурсов в процессе сельскохозяйственного производства. Социальная и производственная инфраструктуры находятся в зависимости от условий, факторов и специфики организации производства, инвестиционной активности.
Комплексный характер формирования и развития социальной и производственной инфраструктуры села
Деятельность социальной инфраструктуры села проявляется не только в удовлетворении потребительского спроса сельского населения в общественных благах, но и в формировании архитектурного облика и благоустройстве сельских поселений. Кроме того, социальная инфраструктура села тесно связана с производством. Эта связь характеризуется двойственностью. С одной стороны, социальная инфраструктура обеспечивает предпосылки для нормального развития производственного процесса. С другой стороны, именно развитие материального производства определяет направление развития социальной инфраструктуры, объёмы вложения финансовых ресурсов.
Развитая социальная инфраструктура опосредованно способствует росту национального дохода через повышение профессионального уровня рабочей силы, укрепления её здоровья, создания условий для гармоничного развития личности. Она оказывает влияние на повышение привлекательности региона и одновременно снижение социальной напряженности в нём, что способствует сохранению собственных трудовых ресурсов региона и привлечению новых, приезжающих из других регионов.
Среди условий, влияющих на формирование социальной и производственной инфраструктуры на селе, особо выделяются экономические факторы, которые включают:
– общее состояние конъюнктуры;
– уровень деловой активности в целом и в инвестиционной сфере в частности;
– степень регионального воздействия на деятельность элементов социальной инфраструктуры;
– занятость сельского населения и уровень его благосостояния;
– экономическую политику государства и др.
Таким образом, процесс формирования и развития социальной и производственной инфраструктуры села имеет комплексный и многофункциональный характер, находящийся в зависимости, в том числе и от региональных условий. Тем не менее, недооценка роли социальной инфраструктуры на протяжении многих лет привела к её финансированию по остаточному принципу, что во многом не отвечает потребностям населения и сдерживает региональное развитие. Основой устойчивого развития села является создание нормальных условий жизни его тружеников, и значительная роль в этом принадлежит строительству, поскольку строительство объектов социальной и производственной инфраструктуры способствует сохранению привлекательности жизни на селе [3]. Осознание этого позволяет утверждать, что вопросы оценки уровня развития социальной инфраструктуры сельских территорий являются актуальными и требуют своего решения.
Развитие социальной инфраструктуры в Амурской области
На протяжении последних двадцати лет Дальний Восток РФ оставался неблагополучным регионом в социально-демографическом отношении. Основным фактором потерь населения на Дальнем Востоке РФ был и остаётся миграционный отток в направлении западных регионов страны [5]. Социальная инфраструктура в сельских районах Амурской области практически по всем его составляющим находится на довольно низкой ступени развития. Одной из причин выступает неспособность домохозяйств самостоятельно справиться с низким уровнем жизни. Воспроизводство основного капитала социального назначения осложняется дисбалансом спроса со стороны сокращающегося контингента и наличным предложением основных средств социальной сферы в первую очередь для работников сельского хозяйства, имеющих низкие заработки и слабую поддержку со стороны государства и коммерческих структур.
В Амурской области – субъекте ДФО – эксплуатируется жилищный фонд в размере 18,8 млн кв. метров, 82% которого находится в частной собственности, в государственной – 4%, муниципальной – 14%. В городской местности расположено около 69% всего жилищного фонда, в сельской – 31%. В 2013 году на 1000 человек населения в сельской местности было введено 364,7 кв. м общей площади, когда в городах и поселках городского типа этот показатель составил 486,4 кв. м. Степень благоустройства городского жилищного фонда также немного выше, чем в сельской местности: ваннами (душем), горячим водоснабжением, напольными электроплитами, которые больше присущи городскому жилищу, оборудовано соответственно 29,1%, 24,7%, 16,7% жилого фонда в сельской местности. В целом, в 2013 году общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, на конец года составила в сельской местности 21,8 кв. м, а в городской 23,9 кв. м. По сравнению с 2000 годом данный показатель вырос на 26% и 23,9% соответственно [1].
В 2012 году в Амурской области в сельской местности было введено общеобразовательных учреждений на 260 ученических мест (это в 8,5 раз меньше, чем в 1980 году), дошкольных учреждений на 40 мест, амбулаторно-поликлинических учреждений на 20 посещений в смену. В 2013 году введено в сельской местности больничных учреждений на 20 коек, амбулаторно-поликлинических учреждений на 170 посещений в смену (это в 1,5 раза меньше, чем в городах Амурской области в 2013 году), учреждений культуры клубного типа на 100 мест (это в 21 раз меньше, чем в 1980 году) [1].
Всё вышеизложенное создаёт предпосылки неравенства к доступу услуг между населением, проживающим в сельской местности, и городским населением. Зависимость сельского населения от сферы услуг и оснащённости социальной инфраструктурой вытекает из неравенства доходов внутри профессионального распределения сельского населения, дисперсности мест проживания и неравномерностей занятости. Развитие сельского хозяйства тормозит и без того отсталое социальное положение и обустройство социальной инфраструктурой. Потому воспроизводство социальной и производственной инфраструктуры в сельской местности является коллективной проблемой, требующей институционального вмешательства, в первую очередь направленное на устранение диспропорций и противоречий в материальном обеспечении сельскохозяйственных тружеников.
Совершенствование системы воспроизводства основного капитала социальной и производственной инфраструктуры с целью устойчивого развития сельскохозяйственных организаций
Глобальные проблемы, охватившие сельское хозяйство, являются отражением противоречий его развития, в том числе в деятельности механизма инвестирования. Сельское хозяйство не должно утратить место в экономике России и в экономике Амурской области в частности. Набор высоты роста требует концентрации инвестиций на приоритетах и действующих нормативах, поощряемых гарантиями Правительства. Подъём и рост сельского хозяйства, опирающийся на поддержку и контроль государства, определяется развитием механизма инвестирования.
Инвестиционная деятельность на территории Амурской области, в основном, связана с добычей полезных ископаемых и развитием инфраструктурных отраслей (транспорт, связь, производство и распределение электроэнергии, газа и воды) и в большей степени зависит от объёма привлекаемых инвестиций.
Несмотря на поддержку со стороны государства, для сельского хозяйства Амурской области характерны недостаточная укомплектованность средствами производства, высокая степень износа парка сельскохозяйственной техники. При этом её обновление происходит низкими темпами из-за отсутствия необходимых средств, что пагубно сказывается на эффективности производства в аграрной отрасли. В результате одной из самых важных задач для сельскохозяйственных организаций региона становится активизация инвестиционной деятельности в области воспроизводства основного капитала (рис. 1).
Рисунок 1. Динамика инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве Амурской области
Увеличение объёмов инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве Амурской области происходило благодаря реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК», Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» и др., когда были созданы условия, способствующие эффективному развитию аграрной сферы, внедрению в производство высокотехнологичных ресурсов, улучшению состояния материально-технической базы.
Благоприятный режим инвестирования оказывает эффект импортозамещения. Инвестиции в основной капитал сельского хозяйства оказывают большое влияние на величину абсолютного эффекта по сравнению с закупками за рубежом аналогичной продукции с учётом курсовой разности перевода валют, таможенных пошлин, инфляции.
Эп > Эи;
где Эп – абсолютный эффект открытия производства; Эи – абсолютный эффект закупки за рубежом [6].
Эффективность воспроизводства основного капитала напрямую зависит от грамотно выстроенной системы управления, способной быстро адаптироваться к вызовам современной экономики. Сложившаяся в настоящее время система управления основным капиталом в сельском хозяйстве оказалась неспособной в полной мере выполнять возложенные на неё задачи, что обусловливает объективную необходимость её совершенствования, научного переосмысления элементов, обеспечивающих её действенность в условиях инновационного курса развития экономики [2].
Совершенствование системы управления воспроизводством основного капитала в современных условиях требует разработки новых моделей и методов воздействия на данный процесс, учитывающих специфику сельского хозяйства, существующую в стране уровневую систему управления экономикой и усиливающиеся процессы экономической глобализации.
Повышение эффективности управления воспроизводством основного капитала социальной и производственной инфраструктуры на селе
Управление воспроизводством основного капитала – процесс, включающий комплекс экономических, организационных и других мероприятий, направленных на планирование потребности в основном капитале, поиск способов и источников финансирования воспроизводства основного капитала.
В настоящее время функционирует система управления воспроизводством основного капитала при комплексном взаимодействии управленческих структур на макро-, мезо-, микроуровне. Финансовый механизм управления федерального уровня является доминирующим и способствует увеличению ресурсов, необходимых для воспроизводства основного капитала. На мезоуровне происходит разработка системы мер по обеспечению роста темпов воспроизводства основного капитала и определению направлений его наиболее эффективного использования в интересах региона. Меры управляющего воздействия на воспроизводство основного капитала на микроуровне определяются стратегическими целями развития организации [7].
В Амурской области в целях государственной поддержки инвестиционной деятельности в регионе предусмотрены следующие формы и методы: проведение экспертизы инвестиционных проектов; предоставление льгот по налогам и сборам, субсидий, инвестиционного налогового кредита; развитие реального ипотечного кредитования на первичном рынке жилья; использование иных форм и методов государственной поддержки. В целом, инвестиционная политика региона связана с формированием благоприятных экономических, политических, социальных и иных условий, то есть созданием инвестиционного климата, создающего новые возможности и стимулы для эффективного вложения капитала [4].
В качестве способа государственной поддержки воспроизводства основного капитала в сельском хозяйстве предлагается способ стимулирования организаций аграрного сектора к реализации инновационных проектов по модернизации материально-технической базы. Для этого на региональном уровне проводятся конкурсы по отбору наиболее перспективных инновационных проектов, связанных со строительством, реконструкцией и техническим перевооружением сельхозпроизводства, а их внедрение происходит на условиях софинансирования.
Для повышения эффективности воспроизводства основного капитала социальной и производственной инфраструктуры на селе разработана и применяется методика внедрения инновационных проектов в сельском хозяйстве, включающая следующие основные этапы:
– мониторинг деятельности сельскохозяйственных организаций с целью определения групп по уровню эффективности деятельности и инновационной активности;
– отбор сельскохозяйственных предприятий для внедрения инновационных проектов из числа попавших в группу с высокими показателями;
– разработка рекомендаций для предприятий других групп с целью улучшения их показателей для последующей реализации на их базе инновационных проектов и повышения темпов воспроизводства основного капитала;
– формулировка приоритетных направлений в области воспроизводства основного капитала и проведение конкурса инновационных проектов по обозначенным направлениям;
– выбор перспективных инновационных проектов, научное сопровождение внедрения инновационных проектов.
Заключение
Исследуя содержание и уровень развития социальной и производственной инфраструктуры села, можно сделать следующие выводы и внести некоторые предложения:
– изучение экономической сущности социальной и производственной инфраструктуры села позволило определить её как систему общественных благ, обеспечивающих достижение необходимых условий для непрерывного роста благосостояния населения и качественных результатов сельскохозяйственного производства;
– эффективность социальной и производственной инфраструктуры села и достижение положительных изменений в сельскохозяйственной сфере производства должно основываться на устойчивом развитии сельскохозяйственных организаций, росте инвестиционной активности и улучшении демографического процесса и качества жизни сельского населения. В сельскохозяйственных организациях с более высоким уровнем социальной инфраструктуры выше и результаты сельскохозяйственного производства;
– развитие социальной инфраструктуры села должно решаться путём разработки и реализации целевых программ, схем районной планировки и генеральных планов застройки сельских поселений, ориентированных на последовательное развитие сельских территорий. Перспективным направлением в обеспечении сельского населения услугами социального характера должно стать малое предпринимательство.
Страница обновлена: 29.10.2024 в 18:23:00