Основные факторы конкурентоспособности машиностроительной продукции (на примере теплообменного оборудования)
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 3 (39), Март 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Вилисова И.В. Основные факторы конкурентоспособности машиностроительной продукции (на примере теплообменного оборудования) // Российское предпринимательство. – 2003. – Том 4. – № 3. – С. 85-93.
Аннотация:
Машиностроение как отрасль определяет состояние производственного потенциала любой страны (Россия – не исключение!) и обеспечивает стабильное функционирование многих отраслей экономики. Итоги работы отечественного машиностроительного комплекса за 1999-2001гг. и предварительные итоги 2002г. характеризуются в целом положительной динамикой. Рост промышленного производства в машиностроении и металлообработке за 11 месяцев 2002г. составил 2,2% (по отношению к предыдущему году) [1], в 2001г. ‑ 7,2%, в 2000г. – 20%, в 1999г.– 17,2% [4]. Но, несмотря на рост производства в целом, существует ряд факторов, которые в настоящее время замедляют развитие отрасли. Это, прежде всего, значительный износ основных производственных фондов, недостаточная конкурентоспособность машиностроительной продукции, низкая загрузка производственных мощностей, низкий уровень инновационной активности. В условиях усиления конкуренции на внутреннем рынке все большую значимость в качестве ресурса дальнейшего развития российских машиностроительных предприятий приобретает применение эффективных методов управления конкурентоспособностью продукции. Рассмотрим данную проблему на примере производства и реализации теплообменного оборудования (теплообменники различных конструкций).
Ключевые слова: конкурентоспособность продукции, машиностроение, машиностроительная отрасль
Машиностроение как отрасль определяет состояние производственного потенциала любой страны (Россия – не исключение!) и обеспечивает стабильное функционирование многих отраслей экономики. Итоги работы отечественного машиностроительного комплекса за 1999-2001гг. и предварительные итоги 2002г. характеризуются в целом положительной динамикой. Рост промышленного производства в машиностроении и металлообработке за 11 месяцев 2002г. составил 2,2% (по отношению к предыдущему году) [1], в 2001г. ‑ 7,2%, в 2000г. – 20%, в 1999г.– 17,2% [4]. Но, несмотря на рост производства в целом, существует ряд факторов, которые в настоящее время замедляют развитие отрасли. Это, прежде всего, значительный износ основных производственных фондов, недостаточная конкурентоспособность машиностроительной продукции, низкая загрузка производственных мощностей, низкий уровень инновационной активности. В условиях усиления конкуренции на внутреннем рынке все большую значимость в качестве ресурса дальнейшего развития российских машиностроительных предприятий приобретает применение эффективных методов управления конкурентоспособностью продукции. Рассмотрим данную проблему на примере производства и реализации теплообменного оборудования (теплообменники различных конструкций).
Теплообменное оборудование относится к продукции энергетического машиностроения и широко используется при обеспечении жилищно-коммунального тепловодоснабжения и важнейших промышленных отраслей. Основными заказчиками выступают областные, городские и районные администрации, коммунальные службы, предприятия тепловых сетей, а также химическая и перерабатывающая отрасли, пищевая промышленность, хладокомбинаты, нефтяные компании, судостроительные фирмы и т.д. Однако одними из основных потребителей теплообменного оборудования являются предприятия жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).
Важной проблемой для России является техническое перевооружение предприятий ЖКХ (ТЭЦ, теплосетей, городских служб заказчика, управлений ЖКХ) и замена устаревшего, изношенного оборудования на современное энергосберегающее оборудование, в том числе и теплообменное. Это привело к тому, что сегодня в России сложился достаточно емкий рынок теплообменного оборудования, ситуация на котором в целом достаточно благоприятна для отечественных производителей. Тем не менее, конкуренция постоянно усиливается, в том числе и из-за активной деятельности на российском рынке западных производителей.
В научной литературе достаточно широко освещены вопросы конкурентоспособности потребительских товаров. Однако конкуренция на рынках промышленного оборудования, в том числе теплообменного, имеет свои характерные особенности. Попытаемся определить основные факторы конкурентоспособности машиностроительной продукции с учетом особенностей функционирования рынка теплообменного оборудования в России.
Продукция промышленного назначения, к которой относится теплообменное оборудование, имеет ряд особенностей по сравнению с товарами народного потребления. Во-первых, спрос на промышленное оборудование возникает как следствие роста спроса на конечную продукцию, которая вырабатывается с использованием этого оборудования.
Во-вторых, на рынке продукции промышленного назначения меньше покупателей, в отличие от рынка товаров широкого потребления они объединены в группы и сконцентрированы географически.
В-третьих, промышленное оборудование обладает более высокой сложностью, широкой номенклатурой используемых материалов, что повышает требования к сервисному обслуживанию и квалификации персонала продавца.
В-четвертых, промышленное оборудование, как правило, участвует в производственном процессе не обособленно, а в тесной взаимосвязи с другими видами оборудования покупателей, поэтому возрастает уровень потребностей в его быстрой модификации в соответствии с требованиями производственного процесса.
Учитывая эти особенности, при выборе существенных факторов для оценки конкурентоспособности продукции необходимо принимать во внимание не только специфику оборудования, но и требования, высказываемые со стороны покупателей. При большом различии групп покупателей, возможно проведение оценки конкурентоспособности товара для каждой группы.
Покупателей теплообменного оборудования можно условно разделить на следующие группы:
1. Организации-поставщики, которые поставляют конечному заказчику полный комплекс оборудования – не только теплообменники, но и сопутствующий инструментарий: насосы, автоматику, арматуру и т.д. Чаще всего такие организации берут установленное оборудование на сервисное обслуживание.
2. Эксплуатирующие организации. Это тепловые сети городов, управления ЖКХ, единые службы заказчика и т.д. Они монтируют оборудование, берут его себе на баланс, эксплуатируют и осуществляют ремонт. В основном эксплуатирующие организации относятся к государственному сектору.
3. Производители тепловых пунктов, блочных, модульных, крышных котельных на основе теплообменного оборудования. Обычно они поставляют свою продукцию монтажным и строительным организациям.
На основе классификации параметров для оценки конкурентоспособности [2] с учетом специфики теплообменного оборудования как продукции промышленного назначения и особенностей различных групп покупателей нами были выделены и оценены существенные факторы, которые в дальнейшем будут использоваться для оценки конкурентоспособности теплообменного оборудования (рис.1). Там же приведены значения весов каждой группы факторов в процентах и значения их параметров внутри групп факторов (в качестве примера значения приведены для первой группы покупателей теплообменного оборудования).
С учетом выбранных факторов конкурентоспособности в дальнейшем планируется проведение оценки конкурентоспособности теплообменного оборудования для каждой из указанных групп покупателей этого оборудования. При оценке конкурентоспособности могут использоваться дифференциальный, комплексный, интегральный и смешанный методы [3]. Принимая во внимание достоинства и недостатки этих методов, представляется целесообразным использование комплексного критерия оценки. В качестве базы для сравнения может служить лучший образец оборудования конкурента, существующий на рынке, или более совершенный образец, находящийся в стадии разработки, или же некоторый абстрактный эталон.
Комплексный коэффициент конкурентоспособности оборудования рассчитывается по формуле:
где i=1…
n – количество параметров в группах факторов конкурентоспособности, которые будут учитываться при оценке (см. рис.1);
ai– коэффициенты значимости этих параметров (в долях от 1);
Пi – значение i – ого параметра для оцениваемого оборудования;
Пi э – значение i – ого параметра для эталона, выбранного в качестве базы сравнения;
показатели степени:
b=1, когда увеличение i – ого параметра увеличивает конкурентоспособность;
b=-1, когда увеличение i – ого параметра уменьшает конкурентоспособность.
Пi и Пэ ‑для качественных параметров оценивается в баллах или процентах.
На основании данных по экономическим факторам конкурентоспособности также возможно определение и другого комплексного показателя конкурентоспособности (выбор конкретного показателя будет зависеть от целей проведения оценки конкурентоспособности):
Iэп =Зп/Зэ ,
где Iэп – комплексный показатель конкурентоспособности по экономическим факторам;
Зп, Зэ - полные затраты покупателя соответственно по приобретению и эксплуатации оцениваемого оборудования и оборудования, выбранного в качестве базы сравнения.
При этом затраты покупателя по приобретению и эксплуатации оборудования рассчитываются по формуле:
где З - полные затраты покупателя соответственно по приобретению и эксплуатации оцениваемого оборудования и оборудования, выбранного в качестве базы сравнения;
Зп - единовременные затраты покупателя на приобретение оборудования;
Сi– средние суммарные затраты на транспортировку, монтаж, эксплуатацию, ремонт и утилизацию оборудования, относящиеся к i-ому периоду его срока службы;
Т – прогнозируемый или реальный срок службы оборудования;
i – месяц или год (по порядку) срока службы.
Помимо рассмотренных выше внутренних факторов конкурентоспособности машиностроительной продукции (на примере теплообменного оборудования) в процессе оценки конкурентоспособности продукции необходимо принимать во внимание и следующие макроэкономические факторы, оказывающие на нее опосредованное влияние [5]:
‑ экономическую политику страны;
‑ состояние нормативно-технической базы;
‑ состояние финансовой системы;
‑ внешнеэкономическую стратегию страны (в частности, реализацию проектов в рамках ВТО);
‑ научно-технический потенциал страны;
‑ уровень развития информационных технологий;
‑ стоимость ресурсов;
‑ инвестиционный климат в стране;
‑ издержки производства промышленной продукции в отраслях;
‑ производительность и интенсивность труда.
Если рассматривать систему управления конкурентоспособностью машиностроительной продукции в целом, то можно выделить следующие основные этапы процесса построения этой системы:
1. Анализ конкурентной среды и ситуации на рынке данной продукции.
2. Определение факторов конкурентоспособности продукции.
3. Выбор наиболее значимых факторов.
4. Оценка уровня конкурентоспособности продукции и сравнение его с товарами конкурентов.
5. Проектирование системы управления конкурентоспособностью на предприятии. Выявление элементов этой системы, их целей, задач, функций, необходимой организационной структуры.
6. Согласование проекта с возможностями производства. Оценка имеющихся в распоряжении предприятия ресурсов.
7. Построение экономико-математической модели системы управления.
8. Проверка и оптимизация модели.
9. Выработка практических рекомендаций по построению и эффективному функционированию системы управления конкурентоспособностью.
В результате проведенного исследования факторов конкурентоспособности машиностроительной продукции на примере теплообменного оборудования были выбраны наиболее значимые факторы, что позволяет в дальнейшем комплексно оценивать конкурентоспособность этой продукции, анализировать в целом состояние конкурентоспособности машиностроительных предприятий России, производящих теплообменное оборудование, разрабатывать систему управления конкурентоспособностью теплообменного оборудования на примере конкретных предприятий. Полученные результаты достаточно универсальны и могут быть использованы в процессе разработки практических рекомендаций по построению эффективной системы управления конкурентоспособностью продукции на самых разных предприятиях машиностроительного комплекса.
Источники:
2. Калугина Г.А. Маркетинг. – М.: ИВАКО Аналитик, 1999. - 64 с.
3. Лифшиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. 2-е изд., доп. и испр. – М.: Юрайт-М, 2001. – 224 с.
4. Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации за 2001 год // Вестник экономики, 2002. №4. - С. 1-78.
5. Савин В.А. Конкурентоспособность 180 стран мира // Управление персоналом, 1999. №10. – С.35-39.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:42:29