Методические подходы к реформированию отраслевого управления

Канделаки Т.Л.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3 (39), Март 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Канделаки Т.Л. Методические подходы к реформированию отраслевого управления // Российское предпринимательство. – 2003. – Том 4. – № 3. – С. 62-66.

Аннотация:
Сегодня используются многочисленные определения понятия «система». Обобщая их, можно предложить наиболее объективное, на наш взгляд, определение. Система – это организованное множество взаимосвязанных между собой элементов, выполняющих определенные функции по достижению единой цели. Из этого определения следует, что общество, государство, отрасль, компания и т.п. представляют собой сложные системы. Кроме того, они относятся к категории организационных систем. Тогда отрасль представляет собой многоуровневую, многокомпонентную, сложную организационную систему. Опираясь на теоретические подходы, можно сформулировать несколько понятий, используя которые можно изучить сущность и деятельность этой организационной системы.

Ключевые слова: система, отраслевой менеджмент, организационная система, отраслевое управление



Сегодня используются многочисленные определения понятия «система». Обобщая их, можно предложить наиболее объективное, на наш взгляд, определение. Система – это организованное множество взаимосвязанных между собой элементов, выполняющих определенные функции по достижению единой цели. Из этого определения следует, что общество, государство, отрасль, компания и т.п. представляют собой сложные системы. Кроме того, они относятся к категории организационных систем. Тогда отрасль представляет собой многоуровневую, многокомпонентную, сложную организационную систему. Опираясь на теоретические подходы, можно сформулировать несколько понятий, используя которые можно изучить сущность и деятельность этой организационной системы.

Первое понятие - элементы системы.

Под элементом системы понимается самостоятельная, обособленная ее часть, имеющая свои специфические черты, свойства и особое назначение. Чем больше элементов входит в систему, тем она сложнее и тем сложнее ее внутренние связи. Элементами системы, например, нефтяной отрасли являются вертикально интегрированные нефтяные компании, самостоятельные фирмы, организации и другие юридические лица.

Второе понятие – связи элементов.

Система состоит не только из элементов, но и связей между ними. Поэтому система не только совокупность отдельных элементов, но и совокупность связей между элементами. Отсюда следует интересный вывод, что если в систему входит новый элемент, то, с одной стороны, устанавливаются его связи с существующими элементами, а с другой – изменяются связи между всеми элементами системы. Очевидно, что связи в системе определяются, в основном, потоками информации и должны быть организованы как вертикальные и горизонтальные, прямые и обратные и т.д.

Третье понятие – цели системы.

Наличие единой общей цели является отличительной особенностью системы. Эта особенность помогает, во-первых, определить систему и выделить ее из других, а во-вторых, исследовать и совершенствовать систему. Цели элементов системы могут отличаться от цели системы. Однако объединенные вместе цели элементов должны соответствовать цели системы. Отсюда можно сделать вывод о том, что при организации системы необходимо не только определить ее общую цель, но и цели входящих в нее элементов. Есть еще одно интересное положение теории систем: цели системы всегда задаются системой высшего уровня. Из этого следует, что цели, например, нефтяной отрасли, как системы, задает вышестоящая система – правительство, отражающее интересы общества.

Четвертое понятие – структура системы.

Любая система характеризуется не только наличием элементов, их целями и связями между ними, но и определенной структурой. В общем виде структура – это совокупность устойчивых связей между элементами, обеспечивающими их целостность, сохранение основных свойств системы при различных внутренних изменениях. Из этого следует, что структуру можно рассматривать, с одной стороны, как организационную форму системы, определяющую и характеризующую ее состав, расположение и взаимосвязь всех элементов, с другой стороны, как способ организации элементов системы, используемый для обеспечения целостности системы, сохранения ее основных свойств при различных внутренних изменениях и внешних воздействиях.

Состав элементов системы является отражением процессов, протекающих внутри системы, и определяется содержанием этих процессов. Отсюда формируется верное положение: состав системы и связи между ее элементами определяются протекающими в ней процессами.

Отсюда пятое понятие – процессы в системе.

В любой организационной системе существует два типа элементов: производственные – те, которые выполняют какую-либо работу по достижению целей системы, и управленческие, которые управляют деятельностью производственных элементов. Поэтому в системе всегда есть два типа процессов: производственные и управленческие.

По нашему мнению, можно согласиться с одной из трактовок понятия управление - это целенаправленное систематическое воздействие на коллективы людей в процессе их совместной деятельности. Это систематическое воздействие находит свое выражение в процессе управления - последовательном выполнении таких управленческих функций, как выработка и принятие решений, организация выполнения принятых решений, координация (регулирование) хода выполнения решений, контроль над ходом и результатами принятия решений. Определение подчеркивает цикличность, последовательность процесса и наличие обратных связей.

Принятое нами за основу определение, кстати, позволяет уточнить точку зрения на соотношение широко используемого в настоящее время понятия «государственное регулирование» с понятием «государственное управление». Можно полагать, что понятие «управление» определено достаточно четко. Оно имеет общий характер и применимо к управлению на уровне государства.

Термин «регулирование» обычно разъясняется в словарях, как «налаживание, упорядочивание, направление». Аналогично раскрывается термин «координация» (устанавливать соответствие между отдельными действиями, помогать в работе, диспетчировать), что подчеркивает ту мысль, что координировать целесообразно ранее организованное, а не пытаться оказать влияние на хаос. А организовывать, в свою очередь, можно то, по чему уже принято решение. По нашему мнению, регулирование, а правильнее, координацию следует рассматривать в качестве составной части (функции) управления.

На это понятие можно посмотреть и с другой стороны. В недавно изданном учебнике [1] государственное регулирование включает в себя следующие формы: бюджетно-налоговую, денежно-кредитную политику, антимонопольную политику, регулирование инвестиционной деятельности, систему поддержки малого предпринимательства, регулирование рынка труда и сферы научных исследований, макроэкономическое регулирование и систему национального счетоводства. Очевидно, что все эти важные проблемы надо рассматривать, прежде всего, как создание условий для реальной деятельности экономических субъектов. Но и этого разъяснения мало. В процессе регулирования (координации) могут и должны быть использованы экономические механизмы. К ним следует отнести налоги, таможенные пошлины, бюджетное финансирование, ценообразование, а также административные приемы ‑ квотирование, лицензирование и т.д. Так что становится понятным, одно регулирование не обеспечивает эффективного использования бюджетных средств и управления развитием общества.

На базе приведенных теоретических представлений может быть сформулирован основной методологический подход к анализу и совершенствованию отраслевого управления.

Зададимся вопросом: «Какие проблемы надо рассматривать, поставив перед собой задачу изучения той или иной системы управления?». Можно сформулировать этот вопрос иначе: «Какие действия, в каких направлениях следует осуществить для того, чтобы создать (спроектировать, организовать, усовершенствовать, трансформировать) систему управления?». Ответ на эти вопросы графически представлен на рис. 1.

Рис. 1. Состав и структура проблем организации систем управления

Для того, чтобы создать систему управления следует, прежде всего, знать (т.е. уметь сформулировать) цели организационной системы. Как указывалось ранее, они обычно устанавливаются вышестоящей системой или определяются внешней средой. Следует изучить внешние условия, в которых предстоит действовать организационной системе. Затем рекомендуется действовать в пяти четко определенных направлениях:

1. Определить структуру системы управления (тип, состав элементов, связи).

2. Выбрать организационные методы, которые будут рекомендованы персоналу и т.д.

3. Разработать (изучить) процесс управления, методы и технологии выработки и принятия решений, прогнозирования, планирования, контроля и т.д.

4. Предложить (проанализировать) состав целесообразных экономических методов и условий, которые будут использоваться и/или создаваться в организационной системе.

5. Подготовить (изучить) вопрос о требуемом составе, квалификации, профессиональном опыте персонала управления, дать предложения по организации управления персоналом.

Особо на рисунке выделены вопросы информации в системе управления. И не потому, что они являются предметом исследования, а потому, что информация – это предмет управленческого труда, важнейшая категория теории управления, основа для принятия решений и последующих действий. Назначение информации в системе управления подчеркнуто направлением стрелок на рисунке. Они свидетельствуют о том, что без правильного решения информационных вопросов сложно принять правильные решения по организации структуры системы управления (не ясны потоки информации, связи и коммуникации, организация документооборота), организации процесса управления, применяемым методам управления, формированию персонала управления.

На рисунке отражена предлагаемая логика, с учетом которой следует предпринимать конкретные действия в направлении от информации, как таковой, к созданию информационно-аналитической базы, позволяющей использовать современные информационные технологии и методы оптимизации, на основе которых может быть создана управленческая информационная система.

Уточним еще два широко используемых понятия.

Понятие «информационно-аналитическая база (ИАБ)», по нашему мнению, есть совокупность структурированной информации, прошедшей первичную аналитическую обработку и используемой для обеспечения процесса управления, а также для исследования состояния, функционирования и развития объекта (организационной системы и процесса). Структура, состав и содержание ИАБ определяются целями и задачами аналитической работы, направленной на повышение уровня обоснованности принимаемых решений. При этом под составом ИАБ понимается комплекс входящих в нее баз данных (блоков данных): экономических, научно-технических, производственных, инвестиционных, социальных и т.п. Под структурой понимаются способы их организации на основе четких принципов и подходов, включая необходимые методы обработки информации и информационные технологии; под содержанием – перечень конкретной информации по блокам (в том числе, показателей), количественное и качественное раскрытие показателей.

Используемое нами понятие «информационно-аналитическая база» отличается от известного понятия «база данных» настолько насколько термин «данные» отличается от термина «информация». Термин «информация» – один из самых популярных в современном лексиконе. В него вкладывается широкий смысл, и, как правило, его объяснение дается на интуитивном уровне. Информация передается по телефону, телеграфу, радио, телевидению; она хранится в библиотеках, архивах, базах данных. Информация – это и показатели измерительных приборов, и вкус пищи, и запахи, и вид звездного неба и т.д. В общем, информация – это новые сведения, которые могут быть использованы человеком для совершенствования его деятельности и пополнения знаний. Одно и то же сообщение одному получателю может дать много информации, а другому – мало или ничего.

[1] Государственное регулирование рыночной экономики. Учеб. пособие / Под ред. Столярова И.И. – М.: Дело, 2001


Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:42:47