Формирование концепции государственного регулирования экономической системы малого бизнеса
Подустов С.П.1
1 Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа
Скачать PDF | Загрузок: 3
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 2 (Январь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы, связанные с разработкой концепции государственного регулирования экономической системы малого бизнеса, становления и развития экономической системы отношений малого бизнеса в специфических условиях рыночной трансформации экономики России. Обосновывается несамодостаточность эффективного воспроизводства ни в прежнем, не тем более в расширенном масштабе отношений собственности в процессе формирования этой системы.
Результаты исследования могут быть использованы для разработки и обоснования концепции развития малого бизнеса, в том числе адаптации к региональным условиям (формирование региональной инфраструктуры малого бизнеса, стимулирование инвестиционного процесса, поддержка самодеятельных организаций сферы малого бизнеса).
Ключевые слова: инновации, экономические отношения, дебюрократизация экономической системы малого бизнеса, деперсонификации, региональная система поддержки предпринимательства, система собственности
Складывающиеся в процессе рыночной трансформации России отношения в сфере малого бизнеса формируют определенную систему. Ее становление связано с коренными преобразованиями во всей политической, экономической, организационной, социальной жизни страны. Эти преобразования, в процессе разрушения старой, отжившей системы, шаг за шагом выделяют из многообразия форм, факторов, структур те, которые и будут основными в формировании устойчивой, самодостаточной, саморазвивающейся системы малого бизнеса. Среди многообразия этих факторов необходимо выделить основные, которые в процессе становления и саморазвития системы сформируют новое поле деятельности.
Этими факторами, на наш взгляд, являются:
1) фактор свободы и общедоступности участия;
2) фактор предпринимательской инициативы;
3) фактор экономических инновации;
4) фактор рисков и неопределенности.
В процессе соединения этих факторов создается структурированное поле развития и воспроизводства самого малого бизнеса, а также формируется сердцевина этой экономической системы – производственные отношения частной собственности во всех формах и на всех уровнях.
Эти отношения тесно взаимосвязаны как с отношениями организационно-экономическими, то есть организация, управление, продвижение бизнеса, так и социально-экономическими, то есть функциями исполнительского труда, собственности. Происходит либо совмещение функций в одном лице, либо разделение этих функций среди небольшого количества хозяйствующих субъектов. С этим и связана повышенная мобильность этих отношений в формирующейся экономической системе малого бизнеса, гибкость, динамичность, с которой субъекты данной системы завоевывают новые, инновационные сферы и направления экономической деятельности [1, 4, 8, 9].
Говорить о завершении становления системы можно лишь в том случае, если завершился сам процесс формирования и становления ее системообразующих факторов, то есть сформированы границы системы, ее ресурсная база. Структурирована, то есть приобрела определенную устойчивость, организационно-экономическая составляющая системы – производственная инфраструктура. Структурирована и приобрела устойчивость сама сердцевина системы, то есть сформировалась социально-экономическая составляющая – социальная инфраструктура, отношения собственности. Сформированы и структурированы субъекты системы – сам малый предприниматель с его устремлениями, желаниями, интересами. О жизнеспособности самой системы может идти речь лишь в том случае, если она готова не только к воспроизведению себя как таковой, но и к совершенствованию и саморазвитию.
Необходимость госрегулирования
Рассматривая процесс перехода системы из стадии становления в фазу развития с прицелом на расширенное воспроизводство системы малого бизнеса, не обойтись без патерналистского государственного регулирования экономики на всех на всех уровнях государственности. Если рассматривать традиционное видение этой проблемы, то можно выделить и традиционные аргументы, используемые для обоснования этого подхода. Можно использовать такие часто повторяющиеся в литературе факторы, как несовершенство конкуренции, недостаточный запас финансовой прочности, узконаправленные рамки кредитования, неопределенность и повышенные риски и т.д.
Отдавая должное традиционному видению проблемы, все же необходимо отметить, что с тоски зрения политико-экономического обоснования данного подхода аргументационная база явно недостаточна и не объясняет сущностные причины необходимости патерналистского государственного регулирования малого бизнеса и в особенности на региональном, субъектном уровне.
Суть вопроса кроется в «краеугольном камне» любой экономической системы – отношениях собственности и особенно в самой специфичной субъектной форме самого малого предпринимателя. Возникающие в процессе функционирования системы малого бизнеса производственные отношения, а самое главное, отношения собственности, не могут без государственной поддержки на всех уровнях быть воспроизведены ни в прежних размерах, ни тем более в режиме совершенствования, расширения, развития. Без этого патернализма мы видим, что происходит. Агрессивная конкурентная среда методично через агрессивный рыночный, а в наших условиях и не только рыночный механизм, будет последовательно «изымать» собственность малого бизнеса, изымая и самих предпринимателей как субъектов рыночного хозяйства. Нивелируя эти процессы, государственное регулирование на всех уровнях государственности и обеспечит динамическое равновесие интересов малого бизнеса в общей системе развития экономики России.
Рассматривая сам процесс регулирования малого бизнеса можно говорить о некой двойственности, в обосновании допустимости или недопустимости этого регулирования. Традиционно рассматривается либо избыточность патернализма, выраженная в чрезмерном прямом субсидировании заранее убыточных направлений, зачастую преследующих частные корыстные мотивы, либо его недостаточность в виду слабой инвестиционной привлекательности, что опять же связано с коррупционной составляющей. И в том, и другом случае это ведет к субъективной персонифицированной составляющей формирующейся системы малого бизнеса – самому малому предпринимателю. Происходит деперсонификация самого субъекта данной системы [5].
Если государственное на всех уровнях государственности регулирование избыточно, то утрачиваются стимулы у самого участника данного процесса. Интересы к саморазвитию пропадают, замещаются иждивенческими, оппортунистическими настроениями. Если оно недостаточно, то деперсонификация выражается в том, что сам предприниматель уничтожается как субъект системы.
Если же мы стремимся к созданию действительно цивилизованной системы развития и управления малым бизнесом, то есть не принуждающей субъекта хозяйствования к деперсонификации, тогда необходимо постепенное, планомерное создание комплекса мероприятий, направленных на реализацию этой цели.
Во-первых, опираясь на социальное партнерство, необходимо создать так называемое «равенство возможностей», то есть определить «правила игры» для всех участников данной системы.
Во-вторых, минимизировать издержки входа новых, особенно инновационных предприятий, на монополизированный рынок, особенно рынок услуг.
В-третьих, систематизировать субъектов малого бизнеса в плане определения объема и адресности поддержки.
В-четвертых, сегментируя рынок ресурсов, сделать упор не на субъектной, корыстной заинтересованности, а на социально экономической приоритетности направления развития.
В-пятых, формируя систему регулирования, особое внимание уделить региональному аспекту в плане усиления развития именно отстающих регионов.
Таким образом, формируя концепцию развития экономической системы малого бизнеса и, в частности, определяя формы и методы регулирования этой системы на всех уровнях государственности, необходимо систематизировать их по следующим составляющим:
• формирование организационной составляющей (государственные и негосударственные структуры);
• формирование функциональной составляющей (нормативно-правовая, информационная, финансовая база);
• формирование программной составляющей (использование программно-целевых подходов).
Концепция сегментного поля малого бизнеса
Формируя концепцию сегментного поля малого бизнеса, выделим следующие типы государственных и негосударственных структур поддержки предпринимательства (см. рис. 1).
1. Структуры государственной поддержки системы малого бизнеса на разных уровнях государственной власти и самоуправления. В настоящее время в России это, прежде всего, Федеральная антимонопольная служба (ФАС России). С 2014 г. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [11].
2. Структуры различных уровней государственности и их сети, осуществляющие целевые программы, целевые приоритеты, определенные правительством, в рамках определенного правительственного курса. В Российской Федерации это целевые программы развития. Например, программа содействия занятости в ХМАО – Югре до 2020 года [1].
3. Структуры некоммерческого типа, их сети и секторы, а также общественные негосударственные учреждения. Специализированные учебные центры, государственные и муниципальные фонды, структуры продвижения бизнеса, консалтинговые фирмы, бизнес-инкубаторы и др.
4. Структуры коммерческого типа, активно реализующие государственные, региональные, муниципальные и иные программы системного развития малого бизнеса с возможностью привлечения на коммерческой основе финансовых потоков.
5. Сообщества, союзы, общественные ассоциации предпринимателей и т.д., то есть структуры внутреннего типа формирующейся системы малого бизнеса, в отличие от противостоящей им внешней среды.
Формирование системы малого бизнеса
Используя имеющиеся подходы и различные варианты [4], предлагается некий формальный вариант формирования системы малого бизнеса и регулирования предпринимательства, основанный на применении принципа временной ориентации (см. рис. 2).
В процессе формирования данной системы отличия по функциональному признаку можно отнести на второй план в угоду основным ключевым проблемам, а именно при поиске оптимального баланса интересов по видам деятельности с различной степенью эффективности во времени, учитывая направления и потенциал «множественности отдачи» самой системы через механизм обратных связей.
Многообразие взаимосвязей и взаимодействий на субъектном, региональном уровне формирования системы малого бизнеса с основными субъектами этой системы: предпринимателями, местными потребителями услуг, администрациями различных уровней, социумом региона, внешними составляющими [14,15], представлены на рисунке 3.
Системообразующая составляющая программ по региональному развитию малого бизнеса связана с особенностями самой структуры системы: высокой степенью неформальности, социальной направленностью, экономической перспективностью, что приводит к определенным трудностям в подборе методов и инструментов для анализа политико-экономической составляющей формирующейся системы.
Рисунок 1. Система поддержки малого бизнеса (сегментное поле)
Рисунок 2. Основные составляющие формирования системы малого бизнеса.
Вместе с тем сам процесс государственного вмешательства в рыночную саморегулирующуюся систему с ее «духом свободного предпринимательства» выступает дополнительным фактором, осложняющим сам процесс поиска баланса при стимулировании развития системы и чрезмерным патернализмом, зачастую преследующим совершенно другие, корыстные интересы [6].
Рисунок 3. Субъекты и участники региональной системы малого бизнеса
Системообразующие составляющие становления малого бизнеса, выраженные через программы поддержки развития предпринимательства и малого бизнеса, можно систематизировать таким образом:
‑ территориальная составляющая – выявляя наиболее проблемные территории и места проживания населения, государство на всех уровнях через программы поддержки стимулирует социально-экономическое развитие страны, региона, территории;
‑ структурная составляющая – оптимизация структурного состава программ для эффективного распределения и перераспределения целенаправленно выделяемых ресурсов различного уровня государственной поддержки;
‑ информационная составляющая – поиск, систематизация, обработка необходимой информации для количественной, а особенно качественной оценки реализуемых программ;
‑ индикативная составляющая – определение и выбор индикаторов, показателей, критериев результативности и эффективности проектов и программ, увязанных с общими показателями эффективности развития региона.
Рассматривая существующие в настоящее время подходы к регулированию системы малого бизнеса, целесообразно объединить их в два основных направления.
Первое направление связано с традиционными формами и методами государственного воздействия по формированию компонентных составляющих системы с упором на дискретности описания и количественно-затратной эффективности показателей. Данный подход в настоящее время является преобладающим по многим показателям, а в особенности возможности реализации коррупционной составляющей модели государственного регулирования.
Второе направление предполагает реализацию интегральности, рассмотрения системы в целом с привлечением интерактивного, инновационного взаимодействия компонентов системы, нацеленного на эффективность, акцентирование именно качественных показателей реализации программ господдержки. Такой подход необходимо рассматривать в широком смысле как инновационный, новаторский [13] (см. рис. 4).
Процессу синтеза перехода количественной преобладающей, системной составляющей в качественную составляющую способствуют:
‑ политическая составляющая – обязательное наличие сильной политической воли, выраженное в создании структуры власти по поддержки малого бизнеса;
‑ системная составляющая – выраженная в развитии системы поддержки в лице различных региональных фондов, структур, компонентов, стимулирующих качественное исполнение принимаемых программ [7];
- инновационная составляющая – реализация принципов диверсификации, синергетики, мультипликативного эффекта;
‑ инфраструктурная составляющая – использование программ для инфраструктурного развития регионов на базе имеющихся и создания новых структур поддержки малого бизнеса;
‑ финансово-кредитная составляющая – привлечение в регионы инвестиционных потоков на базе развития схем микрокредитования, кредитно-залоговой деятельности с участием как государственного, так и частного капитала – в Германии (Kredit Garanti Geselsсhaft), в США (АМБ) [10].
Приоритетным направлением деятельности региональных фондов должно стать не столько стимулирование количественных показателей развития, сколько качественная составляющая этих программ, через «множительный эффект» увеличивая как клиентскую базу, так и объем привлеченных средств, как пример – развитие этого процесса в США [10]. Обязательным условием формирования программ является открытость, гласность и общедоступность населения, общественности, не только к принятию финансовой составляющей программ, но и их реализации и эффективности. «Секретность – душа подкупа и коррупции» [3], а закрытость государственных структур создает у социума негативное отношение ко всем ветвям власти, на всех уровнях государственного устройства.
Систематизируя основные составляющие государственного регулирования малого бизнеса можно выделить два типа льгот, как неналогового, так и налогового характера.
Рисунок 4. Подходы к оценке регулирования системы малого бизнеса
К первому отнесем:
‑ доступность – возможность с наименьшими затратами войти в бизнес;
- отчетность – упрощенный порядок документооборота;
‑ приоритетность – закрепление арендуемых помещений за арендаторами с последующим льготным выкупом;
‑ льготы – компенсационные выплаты малому бизнесу из соответствующих фондов;
‑ кооперация – создание структур взаимодействия, взаимного кредитования;
‑ защищенность – государственные гарантии;
‑ возвратность – рефинансирование малого бизнеса за счет возврата части выплат;
‑ заинтересованность – привлечение субъектов малого бизнеса к различным государственным программам;
‑ гарантированность – государственный патернализм в защите интересов малого бизнеса;
‑ страхование – формирование бюджетных резервов по страховому случаю.
Ко второму:
‑ возможность отсрочки по уплате налогов и сборов;
- налоговые каникулы;
‑ освобождение инвестиционных проектов;
‑ стимулирование приоритетов, упрощенных режимов налогообложения;
‑ восстановления налоговых льгот;
‑ снижение ставок налогов;
‑ предоставление вычетов;
‑ методы косвенного налогового стимулирования;
Заключение
Приведенный в работе подход к решению проблемы формирования концепции государственного регулирования экономической системы малого бизнеса не претендует на исключительность и абсолютную оригинальность, но заставляет еще раз задуматься о необходимости создания такой системы в связи с теми вызовами, которые в настоящее время предстоит решать нашей стране. Если мы по-настоящему, в действительности собираемся стать самодостаточной, экономически и политически независимой страной, нам не обойтись на данном этапе развития без создания мощной, государственно поддерживаемой концепции государственного регулирования экономической системы малого бизнеса.
Страница обновлена: 22.09.2024 в 19:57:55