Меры поддержки продовольственной безопасности в регионах России

Шевкунова Е.С.1
1 Всероссийский научно-исследовательский институт экономики и нормативов ФАНО России

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 1 (Январь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Шевкунова Е.С. Меры поддержки продовольственной безопасности в регионах России // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 1. – С. 23-32. – doi: 10.18334/rp.16.1.44.

Аннотация:

В статье рассматриваются меры поддержки продовольственной безопасности в регионах России, воздействие запрета импорта продовольственных товаров введенного Россией на продовольственный рынок регионов, анализируется возможность поддержки российских производителей с помощью введения «налоговых каникул», оценивается возможность повысить гарантированный уровень потребления бедных с помощью выпуска продуктовых карт.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, продовольственные санкции, поддержка производителей, импорт продовольственных товаров



Продовольственная безопасность страны зависит, прежде всего, от уровня самообеспечения регионов, под которым следует понимать удовлетворение жизненно важной части потребностей населения в продовольствии за счет источников собственного производства. Учитывая большую территории нашей страны и различные почвенно-климатические условия для осуществления производства, в зависимости от которых могут быть выращены разнообразные виды культурных растений, для каждого региона по-разному представлена возможность самостоятельно гарантировать продовольствие своему населению, поэтому для России первостепенным является определение приоритетных видов продуктов питания, производимых в каждом регионе, и соответствующих мер поддержки.

Под продовольственной безопасностью региона необходимо понимать способность и возможность региональной системы распределения и формирования продовольственных ресурсов регулярно и без перебоев снабжать все категории населения продовольствием на своей территории на уровне выше норм потребительской корзины. Важнейшими условиями её обеспечения являются экономическая и физическая доступность пищевых продуктов, кроме того достаточное соответствие собственного и межрегионального ввоза продовольствия в границах общего экономического пространства государства.

Продовольственная безопасность формируется не только на национальном, но и на региональном уровне. Региональная экономическая политика в области обеспечения продовольственной безопасности должна строиться с учетом показателей, характеризующих объемы производства и потребления сельскохозяйственной продукции.

Существуют 2 направления мер поддержки продовольственной безопасности – поддержка региональных сельхозпроизводителей и помощь потребителям.

В большинстве стран уже создана эффективная система с помощью законодательных актов, которая позволяет обеспечивать продовольственную безопасность государства. Так как достижение общемировой продовольственной безопасности остается в настоящее время только долгосрочным планом, то страны беспокоятся о продовольственной безопасности своих граждан, создавая для этого соответствующие правовые и социально-экономические предпосылки.

В Германии еще в 1955 г. был издан закон о сельском хозяйстве [1] с целью создания идентичных условий хозяйствования наравне с промышленностью. Согласно данному закону государство должно расценивать проблему обеспечения населения жизненно важным продовольствием как стратегическую, создавать продовольственные фонды и минимизировать зависимость поставок продовольствия из других стран. Затем был утвержден ещё закон о снабжении продовольствием (1979 г.), в котором еще в более жесткой форме сформулированы обязанности государства в сфере продовольствия.

Во Франции государство поддерживает конкурентоспособность сельхозпроизводителей и регулирует внутренний рынок продовольствия, следит, чтобы импорт продуктов питания не наносил вреда сельскохозяйственному производству страны. Еще в 1960 г. был издан закон по поддержке сельскохозяйственного производства [1], который предусматривает формирование максимально выгодных условий для своих аграрных производителей, ликвидация недоброкачественной собственной и импортной продукции с рынка, запрет излишнего импорта в страну продуктов питания по искусственно заниженным ценам. В нем четко формулируется, что продовольственная политика это важнейший компонент государственной политики по обеспечению экономической и политической безопасности страны.

В Швеции (1940 г.), согласно утвержденному закону о регулировании сбыта и производства сельскохозяйственной продукции, комиссии по продовольственным продуктам отслеживают их качество, контролируют соблюдение закона производителями, составляют рекомендации по ввозу и производству продуктов питания. Закон (1947 г.) о рационализации сельского хозяйства [1] предусматривает поддержку конкурентоспособности для национальных производителей и сокращения импорта продовольствия и сырья с помощью квот и пошлин. При стимулировании производителей государство учитывает, чтобы доходы фермеров были выше размера зарплаты высококвалифицированных рабочих промышленности. В то же время оно осуществляет четкую ценовую политику, поддерживая стабильный уровень цен на внутренних рынках. Всё это направлено на стабилизацию продовольственного самообеспечения и достижение высокого уровня продовольственной безопасности государства.

Продовольственный комплекс США относится к одним из самых защищённых. В связи с этим были утверждены узконаправленные нормативные акты, которые направлены на осуществление стабильного снабжения продовольствием за счёт помощи собственному сельскому хозяйству и сохранению его природных ресурсов. Эти меры проводятся ещё с 30-х годов, и они способствуют созданию высокоразвитой мощной системы аграрного бизнеса, направленной, кроме внутреннего, на покорение продовольственного рынка всего мира. В течение многих лет в США создавались законы, посвященные продовольственной безопасности государства.

В результате возникшей сложной политической ситуации Правительство РФ 06.08.2014 г. ввело продовольственное эмбарго или ответные санкции на действия США, стран Европейского Союза, Канады, Королевства Норвегии и Австралии. Санкции, которые обоснованы отказом признания присоединения Республики Крым к России и претензиями к нашей стране относительно вмешательства в политические и экономические дела Украины. Президент России подписал указ № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ» [2]. Таким образом, президент запретил ввоз в Россию на один год продовольствия, произведенного этими странами. Следующие виды продукции попали под действия санкций: мясо, рыба, молочная продукция и молоко, овощи, фрукты, колбасы, творог на основе растительных жиров и сыры [3].

Импорт сельсхозсырья и продовольственных товаров в Россию за 2013 г. оценивают в 43,1 млрд долл., из них стран дальнего зарубежья 36,9 млрд и стран СНГ 6,1 млрд соответственно. В последнее время импорт всех видов мяса составляет 1,9 млн тонн в среднем за год. При этом собственное производство составляет 8,4 млн тонн – при потребности 10,3 млн тонн. Отсутствие ввоза мяса с европейского рынка в первую очередь приведет к резкому снижению поставок и соответственно росту цен на говядину, которая наиболее зависит от импорта. Импорт говядины оценивается в 600 тыс. тонн в среднем за год. Собственное производство говядины в России плохо развито (за исключением индивидуальных проектов по целевому производству мяса крупного рогатого скота). Мясо свинины импортируется в среднем 300-400 тыс. тонн в год и с учетом увеличения инвестиционных программ по свиноводству уменьшается в среднем на 30-50 тыс. тонн в год. Мясо птицы ежегодно импортируется по 250 тыс. тонн и также, как свинина, может быть заменено национальными производителями [4].

В последнее время порядка 70% овощей, которые потребляли жители России, представляли из себя импортный продукт. Овощи наиболее подверженный влиянию продукт, на который могут подняться цены в результате принятых Правительством РФ решений. Общее производство овощей в России составляет 22 млн тонн. При этом российский рынок испытывает потребность примерно в 50 тыс. тонн. Поставка овощей из стран, не попавших под действия санкций, также могут привести к возрастанию цены, так как по сравнению с произведенной продукцией в Европе данные овощи ещё примерно год назад являлись неконкурентоспособными, а значит, их цена значительно выше. По картофелю, по данным Минсельхоза России, уровень самообеспеченности продукции оценивается в 99%, производство в 2014 г. составило 31 тыс. тонн, в то же время если будет дефицит данного вида продукта, то существует возможность импорта с Республики Беларусь.

В 2014 г. российское производство молока находится на уровне 32 млн тонн, это составляет 78% от общей потребности России. Следует отметить, что в результате введенных санкций может произойти нехватка некоторых деликатесов молочной продукции, например, сыров и йогуртов [5].

Принятые меры запрета импорта определенных товаров в Россию положительно повлияют на внутренний рынок страны. Российские производители смогут заменить импортную продукцию продукцией собственного производства в необходимом количестве, по доступным ценам и хорошего качества. Принятые санкции позволят повысить уровень собственного производства, свести к минимуму необходимость закупки продовольствия в других странах и предоставят шанс совершить, возможно, революцию в сельском хозяйстве и вывести данную отрасль на более высокий уровень развития.

Поддержка региональных сельхозпроизводителей может выражаться в предоставлении «налоговых каникул». Налоги должны позволять не только существовать любому сельхозпроизводителю, но и обеспечивать расширенное воспроизводство, поскольку высокие ставки налогов изначально исключают положительный итог любой экономической деятельности (см. табл. 1).

Для начинающих фермеров, например, можно ввести налоговые каникулы 2 года, чтобы была возможность собрать урожай и засеять новый, а затем уже рассчитаться с государством по вопросам налогообложения. Это снизит и затраты времени на оформление налоговых деклараций, подсчетов налогов, что зачастую сейчас является одним из отталкивающих факторов организации собственного фермерского предприятия.

Анализируя данные таблицы 1, можно обосновать вывод о целесообразности отмены налогов: наибольший удельный вес налоговых отчислений по налогу на добавленную стоимость (НДС) 34,5% в 2013 г. по Ростовской области более 40% за 2010-2012 гг. При полной отмене налогов, например, для вновь созданных предприятий коэффициент обновления сельскохозяйственной техники увеличится в среднем на 14,3% в год. При отмене большей части налогов и сохранении только взносов с фонда оплаты труда работников сельхозпредприятий для уже существующих организаций и предпринимателей коэффициент обновления основных средств возрастет ежегодно на 7,2%.

В качестве поддержки потребителей региона можно предложить систему использования продуктовых карточек для малоимущего населения Ростовской области (см. табл. 2). По данным Росстата, количество жителей России с денежными доходами, находящимися ниже прожиточного минимума, составляет 14% населения. Этой категории малоимущих можно предоставить продовольственные карточки, покрывающие 30% расходов на продукты питания. Это поможет повысить гарантированный уровень потребления бедных, поднять внутренний спрос на отечественное продовольствие, обеспечить его экономическую доступность, что является одним из базовых понятий в Доктрине продовольственной безопасности [6].

Таблица 1. Прогноз введения «налоговых каникул» для сельхозпроизводителей на примере Ростовской области, тыс. руб. (источник - рассчитано автором по данным Росстата и результатам собственного монографического исследования)

Налоги
2010 г.
2011 г.
2012 г.
2013 г.
Налог на прибыль
33082
46285
38293
34723
НДС
2582388
2915058
3252973
2739471
Налог на имущество
326785
390022
443506
357912
Земельный налог
182622
178816
180445
173666
Единый сельскохозяйственный налог
101295
83779
87768
73166
Упрощенная система налогообложения
8319
7185
7564
8909
Единый налог на вмененный доход
20623
307
327
538
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
1226
898
487
574
Водный налог
8838
2184
1554
1721
НДФЛ
1274376
1428228
1619451
1644279
ФСС
114662
207844
223824
259540
ПФР
1043770
1463025
1543526
2091171
ФФОМС
83315
207581
224200
372833
Взносы на травматизм
150152
163139
181538
185945
Итого налоговых отчислений
5931453
7094351
7805456
7944448
Итого налоги (без учета взносов и сборов с фонда оплаты труда работников)
3265178
3624534
4012917
3390680
Коэффициент обновления техники
18,8
23,8
9,9
10,1
Прогнозное увеличение коэффициента обновления при отмене всех налогов
14,7
13,7
14,7
14,2
Прогнозное увеличение коэффициента обновления при сохранении только налогов и взносов с фонда оплаты труда работников
8,1
7,0
7,5
6,1

Таблица 2. Прогноз расходов областного бюджета на введение и обслуживание продуктовых карточек для малоимущего населения Ростовской области (источник -рассчитано автором по результатам собственного монографического исследования)

Продукты
Норма
потре-бле-ния, кг
Пот-ребле-ние
с наим.
дохо-дами, кг
Сред-нее
потребление, кг
Сред-няя
цена
за
1 кг, руб.
Необходимо для 100% обеспечения мед. потребности продуктами питания бедной части населения, руб/чел
Прирост
общего
средне-душевого
потреб-ления, %
Необходимый
при-рост, %
Молоко
340
171
278
34,1
5762,9
8
22
Хлеб
105
83
106
36,9
811,8
3
-1
Мясо
75
52
71
235
5405
4
6
Картофель
100
52
92
15,3
734,4
7
9
Овощи
140
61
144
28,7
2267,3
7
-3
Фрукты
100
37
69
49,2
3099,6
12
45
Сахар
28
23
40
29,8
149
2
-30
Рыба
22
14
15
182,1
1456,8
7
47
Яйца
260
160
311
43,8
4380
4
-16
Растительное масло
12
9
15,3
74,9
224,7
3
-22
Итого в год
24291,5
-
-
Итого в месяц
2024,29
-
-

Введение карточной системы для российских производителей может означать наличие непрямого госзаказа. Простой подсчет: россиянин в среднем потребляет около 250 килограммов молока и молочных продуктов в год. При достижении медицинской нормы в 340 килограммов емкость рынка теоретически увеличивается на 36%.

Определив основные показатели для анализа системы использования продуктовых карточек на примере Ростовской области, можно предложить 2 варианта реализации данной меры по повышению уровня продовольственной безопасности региона:

1) изготовление пластиковых именных продуктовых карт для жителей региона с доходами ниже прожиточного минимума;

2) перечисление определенной законодательством денежной суммы на банковский счет гражданина.

В первом случае будет наблюдаться четкое целевое использование денежных средств на необходимые продукты питания в торговых сетях и супермаркетах, которым необходимо нести корпоративно-социальную ответственность и соблюдать права потребителей. Минусами данного варианта являются затраты на изготовление пластиковых карт (из расчета 5 рублей за карту – 2,8 млн рублей); ограниченный выбор товаров, представленный в магазине. Во втором случае возможно нецелевое использование перечисленных государством средств, однако у потребителя появляется возможность выбрать продукты по более низким ценам, соответственно купить большее количество на выделенную ему сумму и лучшего качества.

Выводы

В последние годы политика «нефть в обмен на продовольствие» самым негативным образом сказывалась на размерах и масштабах сельскохозяйственного производства в России и её сельских регионах. В то время как потребитель не испытывал недостатка в продовольственной продукции за счет увеличения импорта, сельское хозяйство находилось, начиная с 1990-х годов, в кризисном состоянии, объемы его производства не обеспечивали необходимый уровень безопасности страны. Введенные Россией продовольственные санкции – запрет ввоза сельхозпродукции из стран ЕС и США – ещё с большей очевидностью подчеркнул настоятельную необходимость всемерно развивать отечественное сельскохозяйственное производство с учетом специфики каждого региона России.

Каждому региону необходимо определиться с учетом национальных, природно-климатических, политических, территориальных условий с наиболее эффективными мерами поддержки продовольственной безопасности региона. Немаловажно своевременно отслеживать состояние продовольственного обеспечения, оперативно определять возникающие дисбалансы, эффективно отслеживать конъюнктуру продовольственного рынка, организовать межрегиональный рынок продукции сельскохозяйственного производства, а, следовательно, результативно координировать продовольственную безопасность регионов и России в целом.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:50:51