Особенности маркетингового подхода к проблемам функционирования венчурных фондов ресурсодефицитного региона
Скачать PDF | Загрузок: 3 | Цитирований: 1
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 2 (12), Июнь 2012
Цитировать:
Ергунова О.Т., Прохоров А.Ю. Особенности маркетингового подхода к проблемам функционирования венчурных фондов ресурсодефицитного региона // Вопросы инновационной экономики. – 2012. – Том 2. – № 2. – С. 30-34.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17712750
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы, оказывающиеся на стыке двух динамично развивающихся направлений экономики – маркетинга и инноваций. Особое внимание уделяется возможности применения венчурного инвестирования в условиях ресурсодефицитного региона.
Ключевые слова: инновации, маркетинг, инвестиции, инновационный проект, инвестиционная привлекательность, венчурные фонды
Формирование экономики инноваций ресурсодефицитного региона и, следовательно, его инновационное развитие возможны только при условии перехода от инноваций как точечного явления к формированию национальной инновационной системы, создаваемой в процессе инновационного развития каждого региона. В условиях трансформационной экономики инновационное развитие конкретного региона можно определить как прогрессивное развитие на основе преимущественного использования во всех сферах деятельности имеющихся или вновь создаваемых знаний и вытекающих из них инноваций, осуществляемое путем интеграции научно-технического потенциала во все процессы социально-экономического развития региона за счет реализации эффективной государственной политики стимулирования инновационной активности хозяйствующих субъектов как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях путем реализации маркетинговых принципов. Однако отсутствие в настоящее время конкретных направлений маркетингового стимулирования инновационной деятельности в законодательстве, а также практики применения маркетинговых инструментов существенно сдерживает развитие инновационного потенциала отечественной экономики, снижает уровень ее конкурентоспособности. Маркетинговая политика, направленная на развитие инновационной деятельности в регионах, во многом определяет экономическую заинтересованность субъектов РФ во внедрении принципиально новых технологий.
В условиях усиления конкуренции в экономическом развитии как предприятия, так и региона в целом, особую роль приобретает объем привлеченных инвестиции и их дальнейшее использование. В случае развития инновационных отраслей производства или финансирования в условиях ресурсодефицитного региона вопрос о привлечении капитала встает особо остро в силу повышенного риска прогорания проекта и последующей неплатежеспособности, т.е. при нехватке собственных средств возникает объективная необходимость в привлечении фондов рискового инвестирования. Такими источниками могут выступать средства бизнес-ангелов, венчурных фондов. Использование последних наиболее актуально в условиях реализации крупного наукоемкого проекта.
К особенностям венчурного бизнеса относят коммерциализацию инновационных технико-технологических решений, не имевших ранее практического воплощения, в связи с этим возникает высокая степень риска неполучения доходов по вложенным инвестициям.
Исходя из мировой практики, зачастую венчурный фонд может представлять собой либо самостоятельную компанию, либо функционировать в форме ассоциации партнеров или ограниченного партнерства. Более того, есть возможность объединения капиталов с целью создания совместного венчурного фонда с правом осуществлять рисковые инвестиции от имени фонда. Такая форма организации получила весьма широкое распространение, а образованные фонды функционируют в качестве финансового партнерства с ограниченной ответственностью с распределением прибыли и убытков пропорционально вложенным участниками средствам. По разным оценкам, в США функционирует около 600 подобных фондов с общей долей более 75% рискового капитала.
Такая особенность венчурного бизнеса, как отдача приоритета именно наукоемкому инновационному потенциалу, позволяет использовать его в условиях ресурсодефицитного региона в силу отсутствия жесткой привязки к потенциалу разработок полезных природных ископаемых, но естественно при выполнении условия обеспеченности высоквалифицированного научно-производственного кадрового состава. В противном случае ставится под сомнение вопрос реализации инновационного проекта, к особенностям которого относятся мобильность и возможность быстрого восприятия и освоения новых тенденций. В силу вышеперечисленных особенностей реализации инновационного проекта венчурным бизнесом чаще начинают заниматься малые предприятия, основанные при наукоемких областях производства. При этом должно выполняться условие обеспеченности финансовыми активами, так как срок окупаемости инновационного проекта может составлять 4 и более лет, поэтому для венчурного инвестирования характерен акцент на приросте вложенного капитала, а не на дивидендах.
Как показывает практика около 90% инновационных проектов не выходят на рынок, т.е. их развитие останавливается на стадии научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Что касается оставшихся 10% рентабельных проектов, то они оказываются в состоянии окупить не только средства, вложенные в них, но и оставшихся 90%, которые так и не смогли выйти на рынок. Таким образом, отчетливо прослеживается повышенная степень риска в функционировании венчурных фондов. Соответственно возникает объективная потребность в минимизации рисков, которая частично может быть решена через диверсификацию, т.е. для финансирования проектов привлекается несколько фондов, один, как правило ведущий, а другие — соинвесторы. Подобная практика позволяет в большей степени диверсифицировать инвестиции и осуществлять финансирование большего количества проектов, что позволяет существенно снизить возможные риски. Одновременно подобное решение имеет такие преимущества, как привлечение экспертов из других фондов и, как следствие, повышение уровня доверия инвесторов к успеху проекта.
Используя практику привлечения венчурных фондов к реализации инновационных проектов, в рамках региона ликвидируется ориентация только на развитие ресурсной отрасли, что позволяет формировать положительный имидж даже в условиях ресурсодефицитности наукоемкого и инвестиционно-привлекательного региона.
В начале второго десятилетия XXI в., когда конкуренция на рынках венчурных капиталов постоянно растет, руководителям венчурных капиталов приходится быть все более изобретательными и профессиональными в том, как мобилизовать капитал и наладить отношения с инвесторами. В условиях все более обостряющейся конкуренции именно эффективный маркетинг и позитивное продвижение венчурных фондов становятся сегодня для менеджера венчурных капиталов важными факторами, позволяющими привлечь, удержать и расширить ряды инвесторов.
В настоящее время, исходя из недооценивания места маркетинга в процессе развития инноваций, в экономике прослеживается следующая картина. В Российской Федерации инновационная инфраструктура насчитывает более 120 активно действующих технопарков и инновационно-технологических центров. В них работают 1200 малых предприятий с общим числом сотрудников около 20 000 человек и объемом производства свыше 30 млрд. руб. в год. Созданы 86 центров трансфера технологий, которые оказывают содействие более чем 2000 организаций — вузам, институтам РАН, отраслевым НИИ, а также 10 национальных информационно-аналитических центров для мониторинга мирового и российского научно-технического потенциала [1]. Однако в настоящее время доля России в мировом объеме торговли гражданской наукоемкой продукцией оценивается в 0,3‒0,5% (для сравнения аналогичная доля США — 36%, Японии — 30%, Германии — 17%, Китая — 6%). В России в хозяйственном обороте находится менее 1% результатов научно-технической деятельности, в экономический оборот введено лишь 2,3% патента из всего разнообразия действующих патентов. В целом, такая статистика констатирует то, что доля удельного веса инновационной продукции в валовом региональном продукте довольно низка по причине того, что существующая система развития инновационной деятельности не направлена на разработку новых рыночных ниш и замыкается в рамках существующего товарного предложения. В свою очередь разработка на инновационной основе требует больших финансовых ресурсов.
Именно в условиях жесткой конкуренции и роста издержек одной из предпосылок к формированию положительного имиджа венчурного фонда является правильный выбор целей, задач и стратегий маркетинговой деятельности, присущих его определенной специфики. Именно в рамках маркетинга становится возможным, по результатам позиционирования на межрегиональном рынке результатов воспроизводственного процесса в целом — товаров и услуг инновационного комплекса региона, определить уровень востребованности регионального продукта, его конкурентоспособность и его место в процессе удовлетворения потребностей потребителей посредством регионального продукта. Инновационно-технологический аспект маркетинга предопределяет наличие энергосберегающего подхода в развитии экономики, глубокого использования имеющихся природных ресурсов, развития интеллектуального потенциала населения, уровня его образования, что в итоге приводит к повышению социально-экономического статуса региона и повышения уровня жизни населения.
Вывод
Таким образом, можно заключить, что, исходя из исторически сложившейся производственной базы, кадрового потенциала, имеющихся ресурсов и геополитического положения, в рамках регионального маркетинга становится возможным формирование новых направлений в структуре инновационного производства. Следовательно, региональный маркетинг в качестве основной своей задачи определяет развитие венчурных фондов как инновационного подхода в развитии региона, ориентированных на возможности внешней среды.
Источники:
Страница обновлена: 14.07.2024 в 10:03:43