Определение приоритетов инновационного развития экономики региона

Маркина Ю.В.

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 3 (3) за 2011 год

Цитировать:
Маркина Ю.В. Определение приоритетов инновационного развития экономики региона // Вопросы инновационной экономики. – 2011. – Том 1. – № 3. – С. 30-35.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=16541520
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье рассматриваются проблемы определения приоритетов инновационного развития региона. Применение разработанной автором методики определения приоритетов инновационного развития региона позволяет исключить субъективный фактор при отборе инновационных проектов и рационально распределять финансовые ресурсы, выделяемые на поддержку инновационного развития.

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационное развитие, экономика региона, оценка инновационных проектов



В настоящее время регионы обладают возможностью регулировать использование финансовых ресурсов, содействовать улучшению внутреннего инвестиционного климата, обеспечивать формирование механизмов финансирования инновационной деятельности. На региональном уровне сегодня решаются первостепенные задачи социально-экономического развития субъектов РФ. Поэтому огромную роль играет эффективное использование территориальных ресурсов, в том числе финансовых [1]. В связи с приоритетным участием самих регионов в разрешении возникающих на их уровне проблем и удовлетворении своих потребностей встает вопрос о рациональном использовании финансовых ресурсов для реализации программ инновационного развития.

Одной из главных проблем финансового обеспечения инновационной деятельности на региональном уровне является то, что инвесторы не имеют достаточного опыта для качественной экспертизы, отбора и управления инновационными проектами, особенно на ранней стадии. Ориентиром для инвесторов должны служить региональные приоритеты инновационного развития, обеспечивающие получение конкурентных преимуществ.

Для повышения качества отбора инновационных проектов региональным правительством из ведущих специалистов может формироваться экспертная комиссия (Комиссия). Комиссия начинает свою деятельность с выработки необходимых материалов для конкурсного отбора предложений на разработку инновационных проектов. Она формулирует проблемы (направления развития региона), по которым в данном плановом периоде будут рассматриваться и отбираться заявки на финансирование инновационных проектов

Комиссия составляет конкурсную документацию, в которой четко прописывает тематику отдельных проблем, технические требования на решение задач по отдельным проблемам и задает независимые от тематики (от решаемой проблемы) единые состав и форму заявки на разработку инновационного проекта, по которым должны поступать на конкурсы заявки.

Все эти материалы рассматриваются, обсуждаются, корректируются и, наконец, утверждаются руководством региона.

Комиссия разрабатывает критерии, по которым будут сопоставляться поступившие на конкурсы заявки на разработку инновационных проектов. Критерии оценки заявок на финансирование инновационных проектов должны удовлетворять ряду условий [2].

1. Критерии должны позволять сопоставлять различные характеристики предлагаемых разработок: технические свойства и параметры, новизну принятых решений и результатов, возможный масштаб внедрения, техническую, социальную и экономическую эффективность, обоснованность заявленной стоимости реализации проекта.

2. Поскольку тематика поступающих заявок разнообразна и они подразделяются по проблемам, а рассматриваются отдельными группами экспертов, то желательно, чтобы оценки тематически разных заявок, проставленные разными экспертными группами, были бы сопоставимы, что позволит более объективно распределять среди них выделяемые финансовые средства. Для единообразия оценок заявок, относящихся к разным проблемам, целесообразно использовать во всех группах экспертов одинаковые общие критерии их оценки, применимые к оценкам заявок различной проблематики.

3. Сформулированные, общие для всех групп экспертов, критерии должны быть одинаково понимаемыми экспертами разных экспертных групп и должны позволять оценивать наиболее важные для заказчика характеристики и результаты предлагаемых разработок различных направлений.

4. Критерии оценки заявок должны быть увязаны с их требуемым содержанием, иначе эксперты могут не получить необходимой информации для оценки заявок по отдельным критериям.

Заявки могут подаваться различными подразделениями предприятия, посторонними для предприятия фирмами, а также совместно отдельными службами предприятия с привлекаемыми ими специализированными организациями.

Информация о конкурсе должна содержать следующие сведения:

  • перечень проблем, по которым открываются конкурсы;
  • граничный срок подачи предложений об участии в конкурсах;
  • координаты, по которым следует присылать уведомление о своем желании участвовать в конкурсе по определенной проблеме из их объявленного перечня;
  • форма и состав основных сведений о пред­полагаемом участнике конкурса.
  • Всем, приславшим уведомление о желании участвовать в конкурсе, высылается конкурсная документация, в соответствии с которой должна быть составлена заявка.

    Комиссия объявляет прием заявок на разработку инновационных проектов по различным, выдвинутым ею проблемам на данный плановый период. Состав и форма конкурсной заявки должны жестко задаваться конкурсной комиссией всем потенциальным участникам конкурса.

    В настоящее время, когда существенное увеличение объемов инвестиций в реальный сектор экономики практически невозможно, особенно актуальной становится задача повышения эффективности использования существующих финансовых ресурсов. Обычно требуемые затраты на реализацию возможных инновационных проектов, рассматриваемых ежегодно при составлении планов на следующий год, существенно больше выделенных на них финансовых ресурсов, и поэтому возникает задача рационального распределения ре­сурсов среди разнородных по тематике инновационных проектов.

    Отбор и управление инновационными проектами должно осуществляться в соответствии с региональными приоритетами инновационного развития. Региональные приоритеты инновационного развития (перечни критических технологий) сегодня определены не во всех субъектах РФ. Это обусловлено отсутствием методики определения региональных приоритетов, а также ясного осознания на региональном уровне значимости этой работы для проведения эффективной инновационной политики. Эти приоритеты сегодня устанавливаются не достаточно обоснованно и не всегда отражают действительные потребности территорий.

    Эти обстоятельства обусловливают целесообразность разработки методики решения задачи повышения эффективности использования существующих финансовых ресурсов инновационного развития экономики региона. Автором предлагается метод ана­лиза результатов инновационной деятельности региона (по отраслям), основанный на использовании матрицы, с помощью которого можно сформировать инвестиционный портфель, содержащий наиболее перспективные с экономической точки зрения инновационные проекты.

    На рис. 1 приведена матрица оценки региональных приоритетов инновационного развития. Матрица построена с использованием данных Росстата, приведенных в табл. 1. Матрица — способ графического представления приоритетности финансирования инновационных проектов по отраслевой принадлежности.

    Таблица 1

    Доля основных отраслей экономики в ВРП Челябинской области в 2007-2008 гг.


    Величина ВРП по отраслям
    Доля отрасли в ВРП, %
    Величина ВРП по отраслям
    Доля отрасли в ВРП, %
    Прирост доли по отраслям, %
    Сектор в матрице

    2007
    2008


    Валовой региональный продукт, млн. рублей (в текущих основных ценах)
    446918,0

    582944,6



    Сельское хозяйство
    35351,3
    8,0
    37713,2
    6,5
    81
    3
    Обрабатывающие производства
    174011,9
    39,0
    235752,2
    43,0
    110
    1
    Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
    12117,9
    2,7
    14923,6
    2,6
    96
    4
    Строительство
    23919,7
    5,4
    34483,7
    5,8
    107
    2
    Оптовая и розничная торговля
    66714,2
    14,8
    93428,5
    15,9
    107
    1
    Транспорт и связь
    41660,6
    9,2
    54258,2
    9,2
    100
    1
    Операции с недвижимым имуществом, аренда и пре­доставление услуг
    32378,0
    7,2
    36868,2
    6,2
    86
    3
    Государственное управление и обеспечение военной безопас­ности, обязательное социаль­ное обеспечение
    17812,9
    3,8
    22287,6
    3,8
    100
    2
    Образование
    12143,4
    2,7
    15258,0
    2,5
    93
    4
    Здравоохранение и предос­тавление социальных услуг
    15967,3
    3,6
    20825,0
    3,4
    94
    4

    Названия двух осей матрицы (строка и столбец) — это два критерия: доля отрасли в ВРП региона и изменение доли отрасли в ВРП региона. Каждый из четырех секторов матрицы описывает определенное сочетание темпа роста доли отрасли в ВРП региона и доли отрасли в ВРП региона. Секторы пронумерованы (от 1 до 4) в порядке убывания значимости отраслей.

    Горизонтальная ось матрицы отображает «изменение доли отрасли в ВРП региона». Предполагается, что чем выше темпы роста доли отрасли в ВРП региона, тем выше эффективность использования инновационных ресурсов в данной отрасли. Вертикальная ось — «доля отрасли в ВРП региона» (рис. 1). Предположение состоит в том, что чем выше доля отрасли в ВРП региона, тем большую потребность в инновационных ресурсах испытывает отрасль.

    Рис. 1. Матрица оценки региональных приоритетов инновационного развития

    Матрица — это инструмент оценки инновационных проектов в соответствии с региональными приоритетами научно-технической деятельности, финансирование которых способно обеспечить наибольший социально-экономический эффект. В результате проведенного исследования можно утверждать, что для Челябинской области наиболее значимыми являются инновационные проекты в обрабатывающих производствах, торговле, транспорте и связи.

    Предложенная автором методика, основанная на использовании матрицы, позволяет исключить субъективный фактор при оценке заявок на разработку инновационных проектов и рационально распределять финансовые ресурсы, выделяемые на поддержку инновационного развития экономики региона.


    Источники:

    1. Грицюк Т. В. Механизмы формирования финансовых ресурсов регионов // Региональная экономика: Теория и практика. - 2004. - № 10. - С. 22-27.
    2. Ицкович Э.Л., Юрченко В.Е. Методика распределения финансовых ресурсов предприятия среди различных по тематике инновационных проектов // Проблемы управления. -2008. -№ 6. - С. 51—58.

    Страница обновлена: 29.04.2024 в 03:50:13