Приоритеты инновационного развития предприятий машиностроения пространственно-отраслевой структуры региона в рыночной экономике

Пыткин А.Н.1, Главацкий В.Б.1
1 Институт экономики УрО РАН - Пермский филиал, Россия, Пермь

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 7 (Июль 2020)

Цитировать:
Пыткин А.Н., Главацкий В.Б. Приоритеты инновационного развития предприятий машиностроения пространственно-отраслевой структуры региона в рыночной экономике // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Том 10. – № 7. – С. 2019-2028. – doi: 10.18334/epp.10.7.110595.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=43812134
Цитирований: 8 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье рассматривается проблема инновационного развития предприятий машиностроения на примере пространственно-отраслевой структуры типичного промышленного региона России – Пермского края. Ключевые аспекты инновационной деятельности машиностроительных предприятий до настоящего времени недостаточно исследованы и требуют методического инструментария, включая разработку механизма для определения приоритетов инновационного развития и их реализации. Предлагаемый авторами концептуальный подход включает разработку комплексного механизма формирования и реализации приоритетов инновационного развития машиностроительного предприятия. В первом организационно-экономическом блоке комплексного механизма решается задача по формированию приоритетов инновационного развития и их классификации по стратегическому и функционально-специализированному направлениям. Во втором организационно-экономическом блоке предусматривается качественное улучшение методического инструментария управления реализацией приоритетов инновационного развития машиностроительного предприятия на основе уточненных данных и разработанных этапов применения проектного управления инновационной деятельностью в интегрированной сетевой взаимосвязи с информационным обеспечением принятия управленческих решений на предприятии. В третьем организационно-экономическом блоке механизма на основе системно-комплексного непрерывного контроля за ходом реализации проектов в рамках приоритетов инновационного развития машиностроительного предприятия организуется мониторинг инновационной деятельности. Предлагаемый комплексный механизм формирования и реализации инновационного развития машиностроительного предприятия разработан с предположением возможного усиления конкуренции в рыночной среде регионов России. Результаты исследования могут быть использованы при разработке мероприятий по совершенствованию управления инновационным развитием предприятий в отраслях промышленности региональных пространственно-отраслевых структур.

Ключевые слова: Пермский край, промышленный регион, пространственно-отраслевая структура, предприятие машиностроения, проектное управление, инновационное развитие, цифровые технологии

JEL-классификация: M11, M21, O33, L52

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

В настоящее время одним из ключевых факторов выхода из экономического кризиса и повышения темпов роста российской экономики является инновационное развитие предприятий машиностроения региональных пространственно-отраслевых структур. Именно предприятия машиностроения регионов в современных условиях становятся центром инновационной активности. Актуальность инновационного развития предприятий машиностроения региональных пространственно-отраслевых структур становится все более очевидной для преодоления кризисных явлений в рыночной экономике России и ее регионов [4] (Kovaleva, Malikova, 2016).

Основой инновационного развития предприятий машиностроения региональных пространственно-отраслевых структур стали принятые в 2015–2019 годах Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (ред. от 02.08.2019) [1], Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года [2], Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [3] и другие, в которых поставлены задачи через механизмы реализации инновационных программ и проекты повышения производительности, создания высокотехнологичных рабочих мест, безотходных роботизированных производственных процессов и пр. обеспечить переход российской экономики к инновационному типу развития.

В этой связи возникает необходимость определения и систематизации стратегических направлений и приоритетов инновационного развития предприятий машиностроения региональных пространственно-отраслевых структур на основе разработки эффективных моделей и механизмов формирования и реализации приоритетов инновационного развития предприятий машиностроения в регионах России. Общее представление о направлениях инновационного развития предприятий машиностроения регионов можно получить при анализе решений Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам при Президенте РФ, которые оперируют оценкой развития промышленности и экономики России в целом.

В то же время в научной экономической литературе опубликован лишь незначительный ряд статей, посвященных механизму формирования и реализации приоритетов инновационного развития предприятий регионального машиностроения. Ключевые аспекты инновационной деятельности машиностроительных предприятий до настоящего времени недостаточно исследованы и требуют методического инструментария, включая разработку механизма для определения приоритетов инновационного развития и их реализации. Данный аспект деятельности предприятий машиностроения актуален для исследования как с точки зрения науки, так и практики.

Целью настоящего исследования является обоснование и разработка теоретических и методических положений моделирования комплексного механизма формирования и реализации приоритетов инновационного развития предприятий машиностроения пространственно-отраслевой структуры региона в рыночной среде.

Материалы и методы исследования

Основные проблемы инновационного развития предприятий машиностроения авторы статьи рассматривают на примере пространственно-отраслевой структуры Пермского края – типичного промышленного региона России.

Конкурентные преимущества предприятий машиностроения пространственно-отраслевой структуры Пермского края весьма разнообразны и во многом ориентированы на выпуск высокотехнологичной конкурентоспособной продукции как гражданского, так и оборонного назначения. Это обеспечивает региону вхождение в группу наиболее развитых субъектов Российской Федерации по уровню экономического развития. Ключевыми предприятиями машиностроения Пермского края являются:

- АО «Пермский моторный завод» – выпуск авиационных двигателей, в том числе новых ПС-90А;

- АО «Мотовилихинские заводы» – продукция для атомного, энергетического, нефтехимического, грузоподъемного машиностроения, нефтепромысловое оборудование, спецтехника и пр.;

- АО «Протон-ПМ» – жидкостные ракетные двигатели РД-276 для ракетно-космической отрасли;

- ФГУП «Пермский завод «Машиностроитель» – изделия для авиационной промышленности, газодобывающей и нефтяной отраслей.

В целом машиностроение Пермского края характеризуется высоким уровнем инвестиций, что обусловлено поддержкой высокотехнологичного производства и приоритетами инновационного развития машиностроительных предприятий региона.

Информационную базу исследования составили научные работы и публикации по данной тематике, данные Федеральной службы государственной статистики, а также нормативная база в сфере промышленной политики, пространственного и инновационного развития российской экономики. В процессе исследования использовались системный и комплексный научные подходы, совокупность методов и приемов сравнительного экономического анализа, а также организационно-экономическое моделирование.

Результаты исследования

Проведенный анализ показал, что инновационное развитие предприятий машиностроения пространственно-отраслевых структур субъектов Российской Федерации, входящих в состав уральского экономического района (Республики Башкортостан и Удмуртия, Пермский край, Свердловская, Челябинская, Оренбургская и Курганская области), приводит к росту экономики этих регионов. В связи с этим возникает необходимость четкого определения приоритетов инновационного развития и их реализации в финансово-хозяйственной деятельности машиностроительных предприятий.

Исследование проблем определения приоритетов инновационного развития предприятий машиностроения региональных пространственно-отраслевых структур и их реализации в нынешних условиях российской экономики, по нашему мнению, целесообразно осуществлять на примере разработанного нами комплексного механизма, схематично изображенного на рисунке 1.

Рисунок 1. Комплексный механизм формирования и реализации приоритетов инновационного развития предприятий машиностроения пространственно-отраслевой структуры региона

Источник: составлено авторами.

Как видно на рисунке, комплексный механизм формирования и реализации приоритетов инновационного развития машиностроительных предприятий пространственно-отраслевой структуры условно состоит из трех взаимодействующих и информационно взаимосвязанных организационно-экономических блоков, имеющих свою цель, задачи, принципы и методический инструментарий функционирования.

Так, первый организационно-экономический блок «Формирование стратегических и функционально специализированных приоритетов инновационного развития предприятий машиностроения пространственно-отраслевой структуры региона» комплексного механизма определяет реестр приоритетов инновационного развития машиностроительного предприятия и классифицирует их по стратегическому и функционально специализированному направлениям.

Анализ научной и специальной литературы по приоритетам инновационного развития предприятий машиностроения показал, что многие отечественные исследователи сместили акценты инновационных преобразований со стратегических приоритетов на рост инновационного потенциала для организации многорядной и сложной инновационной деятельности предприятий [5, 6] (Tatarkin, 2010; Lavrikova, Andreeva, 2019). При этом такой подход не позволяет обоснованно классифицировать приоритеты инновационного развития машиностроительных предприятий по их направлениям.

Исходя из вышесказанного, по нашему мнению, можно классифицировать приоритеты инновационного развития предприятий машиностроения по двум направлениям – стратегическому и функционально специализированному.

К приоритетам инновационного развития предприятий машиностроения стратегического направления мы относим:

– высокотехнологичность и повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции за счет разработки и освоения новых изделий и модификации ранее освоенных;

– модернизацию производственных процессов на основе внедрения новой техники и технологий с комплексной автоматизацией технологических процессов на базе робототехнических устройств и принципов безлюдной организации производства;

– переход на эффективные методы управления с использованием современных информационно-телекоммуникационных систем, цифровых технологий и программного обеспечения.

Вполне очевидно, что успешное внедрение приоритетов стратегического направления инновационного развития предприятий регионального машиностроения возможно только при взаимодействии с приоритетами функционально специализированного направления. В качестве основных приоритетов инновационного развития данного направления нами определены:

- обеспечение машиностроительного предприятия работниками высокого профессионального уровня, способными использовать прогрессивные технологии в производственных процессах и в управлении предприятием и структурными подразделениями;

- подготовка специального персонала для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

- внедрение эффективной системы стимулирования инновационной активности работников предприятия, в том числе участия в изобретательстве и рационализации и пр.

Характерной чертой второго организационно-экономического блока «Особенности и формы управления реализацией приоритетов инновационного развития предприятий машиностроения пространственно-отраслевой структуры региона», представленного на рисунке 1 комплексного механизма является качественное улучшение методического обеспечения управления реализацией приоритетов инновационного развития на предприятиях регионального машиностроения. На наш взгляд, традиционные подходы к формированию методического обеспечения управления реализацией приоритетов инновационного развития, изложенные в трудах зарубежных и отечественных исследователей [7, 8] (Daft, 2017; Baytasov, 2015), недостаточно эффективны для совершенствования методического обеспечения управления инновационной деятельностью.

Проведенные исследования проблем управления реализацией приоритетов инновационного развития на машиностроительных предприятиях пространственно-отраслевой структуры Пермского края позволили нам определить ряд принципов и этапов применения проектного управления [9, 10] (Chelyapin, 2016) в системе управления реализацией приоритетов инновационного развития предприятий машиностроения региона. При этом основными принципами мы определили следующие:

– принцип структуризации проектов приоритетов инновационного развития машиностроительного предприятия по направлениям;

– принцип ограниченности проектов в рамках приоритета инновационного развития машиностроительного предприятия;

– принцип целостности проекта в рамках приоритета инновационного развития машиностроительного предприятия;

– принцип взаимосвязанности проекта в рамках приоритета инновационного развития машиностроительного предприятия;

– принцип контроля исполнения проекта в рамках приоритета инновационного развития машиностроительного предприятия.

Вместе с тем возникающие ситуации в ходе проектного управления реализацией приоритетов инновационного развития предприятий машиностроения дают возможность индивидуально интерпретировать вышеназванные принципы, их классификацию и применение в инновационной деятельности предприятия.

В качестве основных этапов эффективного применения системы проектного управления в менеджменте реализации приоритетов инновационного развития машиностроительного предприятия нами определены следующие этапы:

- уточнение методологического базиса системы проектного управления инновационной деятельностью предприятия;

- разработка в рамках менеджмента предприятия структурных элементов системы проектного управления инновационной деятельностью;

- интеграция системы проектного управления инновационной деятельностью в действующую организационную структуру менеджмента предприятия;

- формирование сетевой модели информационной взаимосвязи системы проектного управления инновационной деятельностью с интегрированным информационным обеспечением принятия управленческих решений на предприятии.

Существенную роль в повышении эффективности комплексного механизма формирования и реализации приоритетов инновационного развития предприятий машиностроения региональной пространственно-отраслевой структуры обеспечивает его третий организационно-экономический блок «Мониторинг инновационного развития предприятий машиностроения проектно-отраслевой структуры региона». Сущность такого мониторинга заключается в системной и комплексной организации непрерывного контроля за ходом реализации проектов в рамках приоритетов инновационного развития машиностроительного предприятия с включением групп специально разработанных аналитических процедур, определяющих результаты по стадиям внедрения проектов в разрезе приоритетов инновационного развития в финансово-хозяйственную деятельность предприятия.

Технология функционирования мониторинга инновационного развития машиностроительного предприятия включает следующие этапы и процедуры:

- четкое формулирование цели и задач мониторинга;

- сетевые схемы получения первичных релевантных данных и их контроль в достоверности, полноте и соответствии временному периоду;

- способы системной обработки первичных исходных данных в разрезе проектов и приоритетов инновационного развития предприятия;

- анализ состояния затрат и сроков выполнения работ в разрезе инновационных проектов и приоритетов развития;

- сравнительный анализ и оценка сложившихся условий по выполнению проектов в разрезе приоритетов инновационного развития предприятия;

- подготовка данных и представление информации руководству предприятия по состоянию инновационного развития для принятия управленческих решений.

Предложенный концептуальный подход к организации комплексного механизма формирования и реализации приоритетов инновационного развития предприятий регионального машиностроения также актуален для предприятий других отраслей промышленности региональных пространственно-отраслевых структур субъектов Российской Федерации. В связи с этим рассмотренные выше научно-практические положения комплексного механизма требуют дополнительных исследований.

Заключение

Эффективное функционирование и развитие машиностроительных предприятий пространственно-отраслевой структуры региона в большей степени зависит от результативности инновационной деятельности, обеспечивающей разработку и внедрение в производство высокотехнологичной конкурентоспособной новой продукции, переход технико-технологической платформы стадий производственного процесса на современные прогрессивные технологии, существенное преобразование и развитие моделей менеджмента предприятия на основе комплексной автоматизации функций управления с применением цифровых технологий и цифровых устройств [11] (Gorelov, Korableva, 2019).

В проведенном авторами исследовании получен ряд научных и практических результатов, характеризующих стратегические и функционально специализированные направления приоритетов инновационного развития предприятий машиностроения региональной пространственно-отраслевой структуры в современных условиях рыночной экономики. В целях внедрения новых управленческих технологий в инновационную деятельность предприятий авторами предложен комплексный механизм формирования и реализации приоритетов инновационного развития предприятий регионального машиностроения на основе интеграции в менеджмент предприятий ключевых положений системы проектного управления, что позволяет обеспечить гибкость в управлении проектами в разрезе приоритетов инновационного развития предприятий.

В рамках разработанного комплексного механизма формирования и реализации приоритетов инновационного развития предприятий регионального машиностроения предложена классификация приоритетов инновационного развития, позволяющая упорядочить инновационные проекты по направлениям. Определены принципы и этапы внедрения положений системы проектного управления в менеджмент реализации приоритетов инновационного развития машиностроительного предприятия. Обоснован мониторинг для системной и комплексной организации непрерывного контроля за ходом реализации проектов в разрезе приоритетов инновационного развития машиностроительного предприятия, что позволяет конкретно обозначить возникновение проблем и определить варианты принятия оптимальных управленческих решений для их устранения.

Результаты исследования могут быть использованы в качестве научного и методического инструментария при разработке мероприятий по совершенствованию управления инновационным развитием предприятий машиностроения пространственно-отраслевых структур регионов России.


Источники:

1. О промышленной политике в Российской Федерации: Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ (ред. от 02.08.2019). Консультант. [Электронный ресурс]. URL: http://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173119.
2. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р, ред. от 31.08.2019). Консультант. [Электронный ресурс]. URL: http://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318094.
3. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р). Консультант. [Электронный ресурс]. URL: http://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221756.
4. Ковалева Е.Б., Маликова Д.М. Инновационные аспекты в развитии регионального машиностроения. – Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2016. – 147 с.
5. Инновационное развитие регионов России: теория, практика, управление / под общ. ред. А.И. Татаркина. – М.: Экономика, 2010. – 240 с.
6. Стратегические направления и приоритеты регионального развития в условиях глобальных вызовов / под общ. ред. Ю.Г. Лавриковой и Е.Л. Андреевой. – Екатеринбург: УрО РАН, 2019. – 504 с.
7. Дафт Р.Л. Менеджмент / пер. с англ. – СПб: Питер, 2017. – 656 с.
8. Байтасов Р.Р. Инновационный менеджмент. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 301 с.
9. Руководство к своду знаний по управлению проектами (Руководство РМВОК) / пер. с англ. – М.: Олимп-Бизнес, 2018. – 590 с.
10. Челяпин А.А. Проектное управление в сфере информационных технологий. – М.: Принтлето, 2016. – 187 с.
11. Горелов Н.А., Кораблева О.Н. Развитие информационного общества: цифровая экономика. – М.: Юрайт, 2019. – 241 с.
12. Инновационное развитие организаций как условие модернизации российской экономики / под общ. ред. В.Н. Белкина. – Челябинск: Энциклопедия, 2019. – 164 с.

Страница обновлена: 30.03.2024 в 15:56:54