Формирование приоритетов региональной социально-экономической политики: проблемы и пути решения
Смольянова И.В.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 10 | Цитирований: 14
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 16, Номер 4 (Апрель 2022)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48447178
Цитирований: 14 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Важным элементом разработки региональной социально-экономической политики, во многом определяющим эффективность ее реализации, а, следовательно, и всего процесса территориального развития является обоснованное выделение ее приоритетов. В статье рассматриваются ключевые особенности процесса выделения приоритетов, а также на основе исследования практик стратегического планирования в российских регионах показываются его проблемные точки. Установлено, что одним из инструментов определения и согласования приоритетов социально-экономической политики на уровне региона является использование методологии форсайта, позволяющей учесть интересы основных сторон процесса территориального развития. Представлен механизм осуществления процедуры форсайта, определены этапы его реализации. Сделан вывод о том, что методика регионального форсайта ориентирована на видение перспектив регионального развития территорий и приоритетов региональной социально-экономической политики
Ключевые слова: региональное развитие, социально-экономическая политика, приоритеты развития, форсайт
JEL-классификация: R11, R12, R13
Введение
В настоящее время проблемы формирования и реализации эффективной социально-экономической политики регионов являются весьма актуальными и находятся в центре внимания как представителей экономической мысли, так и специалистов-практиков. Однако необходимая для этого единообразная теоретическая и методологическая база, имеющая должное научное обоснование, разработана далеко не в полной мере. В частности, специалисты указывают на недостаточное соблюдение требований комплексного подхода к реализации указанных процедур, соотносимого с динамичным развитием современных социально-экономических процессов.
Одной из проблемных зон процесса разработки региональной социально-экономической политики в Российской Федерации можно назвать обоснованное определение ее приоритетов, соответствующих как текущим, так и перспективным тенденциям территориального развития.
Целью данного исследования является формирование приоритетов региональной социально-экономической политики регионов Российской Федерации, выявление их проблем и предложение по использованию инструментов, позволяющих устранить существующие проблемы, одним из которых является механизм применения регионального форсайта, основанный на предвидении различных вариантов развития событий.
Научная новизна исследования состоит в предложении методологии форсайта для регионов РФ, как ресурса ориентированного на достижение ключевых целей стратегического развития территории.
Основная часть
Прежде всего, следует обозначить сущностное содержание понятия «региональная социально-экономическая политика». По мнению Т.Б. Саутиевой, ее можно определить как комплекс экономических мер региональных органов управления, исходящих из интересов государства, направленные на социально-экономическое развитие регионов, повышение уровня жизни населения и развитие экономической интеграции субъектов [7]. Так, по мнению С.М. Вертешевой и В.Е. Рохчиной, региональную социально-экономическую политику можно представить в качестве совокупности регуляторных документов, целевых ориентиров, затрагивающих различные аспекты развития регионов, и механизмов их достижения [3]. При этом она является многоаспектным понятием, которое формируется комплексом элементов, основные из которых представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Основные элементы региональной социально-экономической политики [9]
Важнейшим элементом разработки региональной социально-экономической политики выступает определение ее приоритетов, опирающееся на грамотную оценку текущих тенденций регионального развития и определение тенденций, которые будут задавать тренд данного развития в перспективе.
Отметим, что категориальное содержание понятия «приоритет» формируется сочетанием двух ключевых характеристик, которыми выступают проблемность и значимость. Именно поэтому успешность развития любого региона во многом определяется своевременностью и обоснованностью формирования системы его целевых приоритетов, дополненной программой конкретных действий по их практической реализации. Основой формирования указанной системы, как правило, является ранжирование проблем регионального социально-экономического развития в соответствии со степенью неотложности их решения.
Приоритет должен быть сформулирован таким образом, чтобы действия по его реализации были ориентированы на достижение ключевых целей стратегического развития территории. В данной связи определение приоритетов социально-экономической политики является важным условием обеспечения ее гибкости и адаптивности, так как оно позволяет обозначить именно те направления регионального развития, которые в рамках сложившихся условий в максимальной степени способствуют достижению его стратегических целей.
Важно учитывать, что совокупность экономических и социальных процессов, характеризующих региональное развитие во всем его многообразии, обретает свое проявление не только в рамках ограниченного территориального пространства, но и имманентно, в силу того, что любой регион являет собой открытую систему, затрагивает процессы развития других региональных образований как в силу их географической близости, так и по причине наличия между ними достаточно тесных социально-экономических взаимодействий. При этом интересы региона всегда взаимосвязаны с интересами других регионов, а региональные социально-экономические системы выступают элементами целостной социально-экономической системы национального уровня и, соответственно, приоритеты региональной социально-экономической политики должны соответствовать соответствующим приоритетам, определяемым на уровне центральной власти РФ.
Как следует из комплексного наполнения содержательной стороны региональной социально-экономической политики, выбор ее приоритетов имманентно должен производиться в рамках двух взаимосвязанных направлений развития территории – экономического и социального.
Экономическое развитие региона в Российской Федерации можно определить в качестве процесса совершенствования количественных и качественных параметров региональной экономики, которое обеспечивается на основе более рационального использования ресурсов и ориентировано на удовлетворение потребностей жителей территории. В свою очередь, социальное развитие региона представляет собой процесс улучшения уровня и качества жизни населения на основе обеспечения социальных стандартов, установленных на государственном уровне [5].
Ознакомление с документами, регулирующими стратегическое развитие отечественных регионов, позволяет сделать вывод о недостаточной проработанности в большинстве из них четкой системы приоритетов, на которые должна опираться социально-экономическая политика, реализуемая в субъекте Федерации. Отметим, что чаще всего в данных документах в качестве подобных приоритетов указываются направления регионального развития, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Направления регионального развития, определенные в качестве приоритетов социально-экономической политики субъектов Российской Федерации [1]
Направление
регионального развития
|
Число
регионов, закрепивших направление в качестве приоритета
|
Развитие
регионального человеческого потенциала (либо капитала)
|
30
|
Развитие
социальной сферы региона
|
28
|
Развитие
региональной инфраструктуры
|
24
|
Повышение
эффективности системы управления на уровне региона
|
24
|
Улучшение
инвестиционной привлекательности
|
22
|
Пространственное
развитие территории
|
21
|
Формирование
комфортной среды для населения
|
19
|
Улучшение демографической
ситуации
|
17
|
Обеспечение
инновационного развития
|
17
|
Решение
экологических проблем
|
14
|
Как можно увидеть из вышеприведенных данных, основные приоритеты, определяющие стратегическую направленность регионального развития, сосредоточены в рамках решения трех групп проблем – экономических, социальных и экологических. Таким образом, они в значительной степени соответствуют целям устойчивого развития, ориентированным на обеспечение социально-экономической и экологической устойчивости на уровне территориальных образований [4].
При этом зачастую происходит подмена выделения приоритетов перечислением ключевых проблем территориального развития, на решение которых должна быть ориентирована региональная социально-экономическая политика. Подобный подход, чаще всего имеющий отраслевую направленность, затрудняет эффективное распределение ресурсов в рамках основных приоритетов регионального развития, которым, как правило, присущ системный, то есть в значительной степени межотраслевой характер.
В данном контексте, по мнению специалистов, более оправданным является использование в рамках решения данной проблемы функционального (горизонтального) подхода, который предполагает выделение примерно пяти приоритетов, имеющих достаточно широкий характер и охватывающих такие направления реализации социально-экономической политики как увеличение объема привлекаемых инвестиций, развитие экспортного потенциала, повышение конкурентоспособности производимой в регионе продукции, обеспечение развития инновационной деятельности и т.д. [6].
Также отмечается необходимость учета в процессе выделения приоритетов социально-экономической политики особенностей пространственной организации региональной экономики и социальной сферы, что позволяет учесть особенности развития муниципальных образований, входящих в состав региона [11].
Важным фактором, обуславливающим неоднородность основных приоритетов социально-экономической политики, реализуемых в российских регионах, является такое явление как региональная дифференциация, являющаяся в значительной степени объективным следствием неравномерной наделенности регионов ресурсным потенциалом и основными производственными факторами, а также разной степенью их успешности в постоянно усиливающейся конкурентной борьбе, имеющей место на уровне территорий.
Процессу определения приоритетов региональной социально-экономической политики в Российской Федерации, по нашему мнению, должна быть присущая дуалистическая направленность, обретающая свое проявление в отнесении к числу этих приоритетов, с одной стороны, тех сфер социально-экономической системы территории, развитие которых может обеспечить наиболее эффективную реализацию ее конкурентных преимуществ, а с другой, – направлений, наиболее проблемных в рамках текущего этапа регионального развития, либо имеющих потенциальную возможность обусловить негативные тенденции в региональном развитии в будущем.
По мнению Д.С. Великановой, подобные приоритеты должны соответствовать следующим признакам: жизнеспособность, т.е. соответствие потребностям регионального развития, согласованность с приоритетами федерального уровня, обеспеченность необходимыми для реализации ресурсами; наличие потенциального эффекта от реализации; наглядность для понимания; положительное влияние на раскрытие потенциала ключевых элементов социально-экономической системы региона [2].
Определенное представление о степени приоритетности различных направлений социально-экономической политики обеспечивает анализ параметров финансирования государственных программ, реализуемых на региональном уровне, который заложен в документах, регулирующих стратегическое развитие территорий. В качестве примера можно привести параметры, заложенные в тексте Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года (таблица 2).
Таблица 2
Параметры финансирования государственных программ, заложенные в Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года*
Программа
(приоритет социально-экономической политики)
|
Объем
финансирования (млрд. руб.)
|
Развитие здравоохранения
|
756,2
|
Развитие
образования
|
445,1
|
Энергоэффективность и развитие
промышленности и энергетики
|
431,2
|
Социальная
поддержка граждан
|
385,3
|
Развитие
транспортной системы
|
194,3
|
Управление
государственными финансами
|
108,9
|
*Источник: Параметры финансирования государственных программ, заложенные в Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года. Официальный портал Правительства Ростовской области. [Электронный ресурс]. URL: https://www.donland.ru/activity/2158/ (дата обращения 14.03.2022).
При этом характерная для большинства утвержденных в настоящее время программных документов, определяющих ориентиры стратегического развития российских регионов, недостаточная обоснованность приоритетов социально-экономической политики как важнейшего направления достижения этих ориентиров, обуславливает необходимость использования дополнительных инструментов, позволяющих устранить существующую проблему. К числу подобных инструментов относится методология регионального форсайта.
Форсайт можно определить в качестве процесса оценки наиболее вероятных тенденций и сценариев развития территории на основе выработки согласованной позиции ключевыми заинтересованными сторонами, определяющими направленность данного развития (органы власти и управления, деловые круги, учреждения науки и образования, общественные организации).
Содержательная сторона форсайта заключается в инструментальном обеспечении научно обоснованного предвидения направлений формирования и реализации наиболее вероятных тенденций, определяющих парадигму развития анализируемой территории. Так, Ж. Эро и К. Кулс определяют форсайт как процесс формирования совместного восприятия трендов развития в длительной перспективе, которому присуща систематичность [12].
При этом, наряду с выработкой комплекса рекомендаций практической направленности, к числу ключевых итогов процесса форсайта относятся т.н. «неформальные результаты» - неоформленные в материальной форме эффекты, обеспечивающие дополнительную ценность проведения процедуры форсайта и косвенную интеграцию его итогов в процессы определения приоритетов региональной социально-экономической политики [10].
В общей форме механизм реализации процедур форсайта можно представить в виде совокупности ряда последовательно реализуемых этапов:
− определение целевого предназначения форсайт-анализа, решаемых в его процессе задач, временного горизонта получаемых результатов, а также выбор методологии проведения данной процедуры;
− подбор группы компетентных экспертов, специализация которых связана с целевой ориентацией процесса форсайта;
− определение наиболее вероятных направлений регионального развития, а также потенциальных изменений во внешней среде, влияющих на реализацию данных направлений на практике;
− формирование приоритетов региональной социально-экономической политики, основывающихся на т.н. «сигналах будущего» - выявляемых в процессе форсайта наиболее вероятных трансформационных изменениях, способных оказать принципиальное воздействие на ключевые тенденции развития региона;
− обобщение полученных результатов в рамках формирования базиса для принятия управленческих решений, касающихся определения приоритетных направлений регионального развития [6].
В рамках форсайта как комплексной процедуры происходит реализация следующих взаимодополняющих направлений:
1. Предвидение будущего, задача которого состоит в концептуализации важнейших тенденций регионального развития и формулировании содержания наиболее вероятных сценариев этого развития.
2. Управление будущим, ориентированное на осуществление согласования представлений участников форсайта касательно формирования потенциально возможных сценариев развития событий и выбор наиболее вероятного из их числа.
3. Маршрутизация будущего, находящая свое проявление в формировании «дорожных карт», определяющих целевые ориентиры реализации приоритетов региональной социально-экономической политики, направления их достижения и управленческие мероприятия, которые должны быть осуществлены в их рамках.
Наиболее распространено в настоящее время использование методологии т.н. «быстрого форсайта», позволяющей достигать репрезентативных результатов в течение 1-2 дней, тогда как классический подход реализуется на протяжении 5-7 дней.
Отличительной особенностью методики быстрого форсайта является формирование образа будущего на основе исключительно совместной работы представителей всех групп заинтересованных сторон.
В рамках данного подхода реализация процесса форсайта состоит из подготовительного этапа, на котором производится анализ сферы исследования, а также непосредственно стратегических сессий. Цель первого этапа заключается в определении горизонта планирования (как правило, 10-15 лет), а в ходе второго этапа формируется образ будущего в рамках этого временного отрезка.
При этом можно выделить следующие основные этапы осуществления «быстрого форсайта»:
1. Обозначение предметной области форсайта.
2. Определение основных тенденций регионального развития применительно к анализируемой сфере.
3. Формирование перечня угроз и возможностей, проявление которых могут обусловить выделенные тенденции.
4. Построение «образа будущего» на основе ожиданий заинтересованных сторон.
5. Выявление основных приоритетов региональной социально-экономической политики в рамках движения к «образу будущего» при реализации различных сценариев территориального развития.
Заключение
Использование методики быстрого форсайта позволяет получить следующие результаты:
- описание восприятия текущего и перспективного состояния развития региона, отталкиваясь от анализа трендов, определяющих направленность данного развития;
- совокупность ожиданий субъектов процесса регионального развития, порождаемых оценкой реализации различных сценариев регионального развития;
- экспертное обоснование приоритетов региональной социально-экономической политики со стороны различных профессиональных сообществ;
- определение наиболее эффективных путей реализации обозначенных приоритетов региональной социально-экономической политики.
Таким образом, методика регионального форсайта ориентирована на расширенное видение перспектив регионального развития в целом и приоритетов региональной социально-экономической политики, в частности, что в значительной степени обеспечивается использованием междисциплинарного подхода в процессе их определения на основе вовлечения достаточно широкого круга заинтересованных сторон в данный процесс.
Источники:
2. Великанова Д. С. Теоретические подходы к определению стратегических приоритетов в процессе управления // Журнал правовых и экономических исследований. – 2011. – № 4. – c. 126-130.
3. Вертешева С. М., Рохчина В. Е. Региональная социально-экономическая политика: разработка, реализация, оценка эффективности. - СПб.: Институт проблем региональной экономики, 2003.
4. Зинчук Г. М., Яшкин А. В., Алексашин К. Ю. Устойчивое развитие муниципальных образований // Инновации и инвестиции. – 2022. – № 1. – c. 224-228.
5. Иванов М. И., Медведева О. В. Роль человеческого капитала и его креативного компонента в обеспечении регионального развития // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2021. – № 2А. – c. 72-80.
6. Пономарева М. А., Шеховцов Р. В., Хайбуллин Л. Р. Совершенствование методологии формирования системы стратегических приоритетов социально-экономической политики региона // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). – 2016. – № 1. – c. 122-130.
7. Саутиева Т.Б. Региональная экономическая политика – комплекс законодательных и экономических мер, направленных на социально-экономическое развитие регионов // Бюллетень науки и практики. – 2016. – № 2 (3). – c. 61-65.
8. Сизов В. С. Форсайт-исследование: Киров – город будущего. - М.: Магистр, 2013.
9. Слинкова О. К., Масленникова Н. Ю. Сущность и экономическое содержание социально-экономической политики // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. – 2015. – № 7. – c. 5-12.
10. Ахметжанова С.Б.,Маринова А.Б.,Тусупбеков М.Б. Форсайтные методы исследований в мировой практике. Studylib.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://studylib.ru/doc/2356440/forsajtnye-metody-issledovanij-v-mirovoj-praktike (дата обращения: 15.03.2022).
11. Швецов А. Н. Систематизация инструментов перспективного планирования территориального развития: настоятельная необходимость и конкретные предложения // Вопросы экономики. – 2009. – № 5. – c. 12-47.
12. Heraud J. A., Cuhls K. Current Foresight Activities in France, Spain and Italy // Technological Forecasting and Social Change. – 1999. – № 1. – p. 55-70.
Страница обновлена: 03.12.2024 в 16:53:05