Факторы инновационного поведения персонала японских предприятий
Скачать PDF | Загрузок: 9 | Цитирований: 4
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 1 (1) за 2011 год
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17568974
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье представлен обзор факторов, обуславливающих задействование и системное использование личностных и групповых свойств персонала фирмы с увязкой естественных для человека стремлений, потребностей, ожиданий с интересами фирмы.
Ключевые слова: инновационное поведение, Япония, японская модель, инновационная организация
Инновационное поведение японских работников крупных компаний во времена так называемого японского чуда способствовало не только проникновению японских товаров на рынки других государств, но и достижению на этих рынках лидирующих позиций.
Инновационное поведение и инновационная культура японских компаний являются тесно связанными, взаимообусловливающими явлениями: инновационная культура реально способствовала проявлению инновационного поведения и поощряла его, более того, неинновационное поведение на всех уровнях рассматривалось как неудовлетворительное. Так, нормальным и одобряемым поведением менеджера и его команды при получении хорошо проработанного с точки зрения всех видов затрат задания являлось искусственное создание себе и своей группе проблем путем добровольного ужесточения нормативов. К примеру, получив задание, выполнение которого должно быть осуществлено группой из 10 человек за 10 дней, менеджер и группа должны поставить себе цель выполнить задание за 8 дней и приложить для этого все усилия. Это поведение называется «искусственное понижение уровня воды в водоеме». Такая постановка проблемы требовала приведения в действие группового и индивидуального креативного потенциала, работы в кружке качества, интенсивного поиска путей выполнения новой задачи, напряжения сил. Предположим, что в полной мере решить такую трудную проблему не удалось, и команда выполнила первоначальную задачу за 9 дней, использовав труд 9 человек. Но это уже шаг вперед, это уже прогресс, экономия ресурсов и это уже демонстрация правильного трудового поведения. Менеджер и команда заслуживают поощрения. Необходимость перерасчета заданий по всей производственной цепочке, которая вызвана «ударной» работой данной группы, воспринимается всеми участниками планового и организационного процесса как нормальное задание и быстро осуществляется с помощью вычислительной техники. В условиях бюрократической организационной культуры, при нацеленности руководителей, плановиков, нормировщиков и технологов на стабильность, а не на инновации, необходимость проведения перерасчетов воспринималась бы не как норма, а как досадная дополнительная работа.
Как же сделать, чтобы сотрудники фирмы разделяли ее цели и интересы, связывали с ней свои ожидания и стремление к успеху, проявляли инновационное поведение? Кажется, что все в современном мире считают положительным примером решения этих проблем с помощью «японского феномена». Но если на первых этапах исследований «японского чуда» внимание акцентировалось на субъективных факторах: японском национальном характере, общинном сознании, духе коллективизма, религии, — то сейчас преобладает обоснованное мнение, что основа успеха японских фирм — в задействовании и системном использовании личностных и групповых свойств персонала фирмы, грамотной увязке естественных для человека стремлений, потребностей, ожиданий с интересами фирмы.
Основные элементы этой организационной технологии, особенно показательные применительно к цехам и производственным участкам, где происходит непосредственное изготовление продукции, таковы:
Проведем сравнение элементов управления основным (производственным) звеном развитых современных систем вертикальной коммуникации (американская бюрократическая система управления организацией) и горизонтальной коммуникации (японская инновационная организация) в табл. 1 [1].
Таблица 1
Сравнение систем управления основным звеном по принципам вертикальной
и горизонтальной коммуникации (бюрократической и инновационной организации)
Наименование
фактора |
Вертикальные
коммуникации |
Горизонтальные
коммуникации |
Внешняя среда
|
стабильный, устойчивый спрос
|
динамичный, потребительский спрос
|
Оперативное планирование и регулирование
|
жесткое централизованное
|
гибкое, децентрализованное, на основе «канбан»
|
Самоощущение работников
|
работник видит себя как часть подразделения, подчиняющегося указаниям сверху, не воспринимает цели организации и ее место в окружающей среде
|
работник ощущает себя как часть организации, осознает место организации и ее значение на рынке и в обществе, осознает свою значимость для организации, свою роль в процветании организации и свою причастность к ее достижениям
|
Информационные потоки
|
через централизованные службы управления
|
по горизонтали, информационные потоки идут навстречу материальным
|
Реакция на глобальные шоки
|
через централизованные
службы управления |
по системе «канбан», за счет маневра рабочей силой
|
Реакция на локальные шоки
|
за счет цеховых запасов
|
за счет внутренних ресурсов цеха и «канбан»
|
Квалификация работников
|
узкая специализация, монофункциональность
|
широкая специализация, многофункциональность, контекстуальные навыки
|
Обучение работников
|
в основном, быстрое, на рабочем месте
|
постоянное овладение новыми компетенциями, все формы обучения, в т.ч. общее образование и ротация
|
Произвол администрации
|
ограничен за счет четкой регламентации труда
|
не сказывается за счет отношений патернализма, причастности, управления по целям и др.
|
Факторы, определяющие отношение к труду
|
высокий (но узкий) профессионализм, чувство незаменимости, некоторые факторы обогащения труда, целевое управление, причастность, корпоративная этика, индивидуальный подход, гибкое стимулирование
|
ясность целей, творчество, причастность, факторы обогащения труда, прямые контакты с руководством, уважение и самоуважение, полномочия по оперативному управлению, семейная атмосфера, патернализм организации
|
Факторы эффективности
|
минимизация запасов при стабильности и жестком плане, максимизация использования оборудования, экономия за счет глубокого разделения труда (статическая эффективность)
|
гибкость производства, максимизация использования рабочей силы, экономия за счет отсутствия вспомогательных рабочих, на хранении запасов, на администрации, а также факторы системы «канбан»
|
Факторы неэффективности
|
негибкость, «антишоковые запасы», потери на коммуникациях и переговорах
|
высокие издержки при создании и поддержании системы
|
Значение службы управления персоналом
|
невелико, службы УП довольно слабы; функции, в основном, учетные
|
велико, службы УП сильны, их руководители — вторые лица корпорации;
функции анализа, развития персонала |
Оборудование
|
ГАП, станки с ЧПУ, конвейерные линии, рабочие ячейки
|
универсальное оборудование малых серий на основе многофункциональных станков для поточных линий и агрегатных станков
|
Режим труда и отдыха
|
двух-трехсменный
|
двухсменный с большими межсменными перерывами (1-я смена- 8-17ч.,2-я- 21- 6ч.)
|
Подходы к организации труда
|
индивидуальная и бригадная
|
бригадная организация труда, практически работа в высоко эффективных командах
|
У работника формируется и культивируется гордость за совместно достигнутые высокие результаты, за фирму и за ценность собственной персоны для фирмы и группы, а желание поменять место работы почти не возникает, поскольку в другой фирме эти уникальные навыки не нужны (там другая организация труда и культура), времени на выработку новых навыков потребуется много, а факторы удовлетворенности трудом начнут работать не скоро.
В советское время в России было больше предпосылок к реорганизации производства и переходу к уплотненной технологии, или горизонтальным коммуникациям: существовали организационные структуры и специалисты, которым было бы под силу произвести требуемые изменения, хотя и после соответствующего повышения квалификации. Теперь же применение современных подходов к организации производства при его общей деградации представляется проблематичным.
Источники:
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:51:32