Сравнительный анализ налогообложения транспортных средств в Российской Федерации и Японии

Шелепова Н.В.1, Сергиенко А.С.1
1 Амурский государственный университет, Россия, Благовещенск

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 3 (Март 2023)

Цитировать:
Шелепова Н.В., Сергиенко А.С. Сравнительный анализ налогообложения транспортных средств в Российской Федерации и Японии // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 3. – С. 839-850. – doi: 10.18334/epp.13.3.117420.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=50792820

Аннотация:
Налоги, являясь одним из основных источников доходов любого государства играют огромную роль в обеспечении его экономического развития. Япония, являясь одной из экономически развитых стран мира обладает несколько схожей с Российской Федерацией налоговой системой. Целью исследования, в данной статье, стало сравнение особенностей налогообложения транспортных средств в Российской федерации и Японии, что позволит разобраться в тонкостях налогообложения транспортных средств в Российской Федерации и Японии и ответить на вопрос: «Возможно ли использование применяемых в Японии методов налогообложения транспорта в нашей стране, с целью увеличения темпов экономического роста?». Во внимание была принята тенденция экологизации, актуальной для стран всего мира. Япония уже активно практикует стимулирование приобретения населением экотранспорта, используя систему налогообложения, а именно – налоговые льготы для владельцев. Что было бы интересно и владельцам автотранспортных средств. Поскольку Россия ещё только вступает в практику стимулирования приобретения электромобилей населением, заимствование японского опыта Россией, возможно оказало бы положительное влияние на данный процесс.

Ключевые слова: транспортный налог, налогообложение, налоговые ставки, налогооблагаемая база, налоговые льготы, Россия, Япония

JEL-классификация: H20, H21, H22



Введение

В обеспечении экономической безопасности любого государства его налоговая система играет огромную роль, ее гибкость, способность изменяться под воздействием как внешних, так и внутренних факторов позволяет эффективно функционировать государству. Налоги составляют подавляющую часть доходов как государства, так и региональных и муниципальных образований, поступления от них распределяются по государственным бюджетам и в дальнейшем используются государством для финансового обеспечения реализации внутренней и внешней политики.Возможность увеличения налоговых доходов, в том числе и с использованием опыта налогообложения других развитых стран мира, является одной из приоритетных задач в развитии налоговой системы нашей страны.

Рассматривая налоговые системы развитых стран мира и сравнивая их с налоговой системой Российской Федерации, хотелось бы обратить внимание на Японию, как страну с развитой системой налогообложения и с самым развитым автомобилестроением в мире. У Российской Федерации и Японии схожее строение налоговых систем, как у нас, так и в Япониидоходы от различных налогов поступают не только в бюджет государства, но и подразделяются территориально, например, в бюджет субъекта или префектуры.

Все вышесказанное определяет актуальность темы исследования, позволяя сформулировать цель работы, которая заключается в сравнение особенностей налогообложения транспортных средств в Российской федерации и Японии, что позволит разобраться в тонкостях налогообложения транспортных средств в Российской Федерации и Японии и ответить на вопрос: «Возможно ли использование применяемых в Японии методов налогообложения транспорта в нашей стране, с целью увеличения темпов экономического роста и сохранения экологии?».

Исследованию системы налогообложения Японии и России посвящены труды многих научных исследователей, таких как Покровская Н.В., Белов А.В. [4],Салькина А.Р. [5], Косенкова Ю.Ю. [6], Андронова О.А., Изряднова О.И., Казакова М.В. [17], и многих других исследователей. Но все еще остаются недостаточно изученными возможности применения методов налогообложения, используемых Японией, в налоговой системе Российской Федерации.Возможность применения опыта Японии в налогообложении транспортных средств системой налогообложения нашей страны, могло бы привести не только к увеличению налоговых доходов государства, но и способствовать сохранению экологии нашей страны. В данном исследовании применяются статистические методы исследования, а также методы системного, логического и сравнительного анализа.

Основная часть

Рассматривая доходную часть как региональных бюджетов, так и бюджетов префектур, следует отметить, что налоговые доходы составляют подавляющую их часть. Одним из региональных налогов является транспортный, хотя он и занимает сравнительно не большую долю в налоговых доходах консолидированного бюджета как РФ, так и Японии, но тенденция на покупку автомобилей с каждым годом все растет и к сегодняшнему моменту приобрести личное транспортное средство может позволить себе практически каждый. А уплата транспортного налога - обязательство, возникающие у гражданина перед государством за право обладания тем или иным транспортным средством.

По итогам 2021 года в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило 195 853 482 тыс. руб, от уплаты транспортного налога, что составило 1,55% от общих налоговых поступлений в данный бюджет. (рис 1).

Источник: составлено по материалам [1]

Рис.1 Доля транспортного налога в доходах в консолидированного бюджета Российской Федерации за 2021 год.

В Японии поступления доходов от уплаты транспортного налога перечисляется в префектурный бюджет, соответствующих префектур. По итогам 2021 года, общие поступления всех префектур Японии по транспортному налогу составили 36 322 040 000 иен, что в общих налоговых поступлениях в данный бюджет занимает 14,1% [2].

Источник: составлено по материалам [2]

Рис.2 Доля транспортного налога в общих поступлениях всех префектур Японииза 2021 год.

Налоговым периодом в российской системе налогообложения является календарный год. Также для налогоплательщиков – организаций устанавливаются отчетные периоды – первый квартал, второй квартал и третий квартал [3].Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды.

В Японии налоговый периодом признается, так же, как и в России, календарный год, но начиная с 1 апреля и заканчивая 31 мартапоследующего года [4].

В таблице 1 представлены данные о сроках уплаты общей суммы транспортного налога в Российском государстве и основной части этого налога в Японии.

Таблица 1

Источник: составлено по материалам [3]

Сроки уплаты транспортного налога в Российской Федерации и Японии


Россия
Япония
Налогоплательщики –физические лица

Общая (основная)
сумма налога
Не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом
Не позднее 31 мая (В случае, если эта дата выпадает на выходной день, то срок уплаты налога продлевается до начала июня)

Налогоплательщики-организации
Не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом
Авансовые платежи
Последнее число месяца, следующего за отчетным периодом

Сроки подачи декларации

̶
Как правило, от начала до середины мая (устанавливаются префектурами самостоятельно )

В Японии,помимо данной доли отчислений налога на транспортное средство, также существуют ещё три, сроки уплаты которых не привязаны к конкретной дате, а уплачиваются в момент совершения определённых действий.

Итоговая сумма уплачиваемого налога на каждое транспортное средство на территории Российской Федерации рассчитывается путём перемножения налоговой базы, налоговой ставки и повышающего коэффициента, при этом отнимаются соответствующие вычеты [3]. Ставка, за счет повышающего коэффициента может быть увеличена или уменьшеназаконами субъектов РФ, но не более чем в 10 раз [5]. Сами же налоговые ставки, согласно НК РФ, устанавливаются исходя из мощности двигателя, тяги двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или одну единицу транспортного средства [3].

Обязанность за установление величины налоговых ставок в отношении облагаемых транспортных средств возлагается на местные законодательные органы. Например, налоговые ставки, действующие на территории Амурской области в 2022 году, варьируются от 11 до 50 рублей для легковых автомобилей, от 30 до 60 рублей для автобусов и от 15 до 85 рублей с каждой лошадиной силы для грузовых автомобилей [6].Так же все представленные категории подлежат уплате авансовых платежей по транспортному налогу.

В Японии же дела с уплатой данного налога обстоят немного иначе. Уплата транспортного налога в этой стране разделяется на 4 части. Первая уплата происходит при покупке транспортного средства – уплачивается 5% от его стоимости [7]. Однако получение разрешения на покупку автомобиля в Японии сопровождается рядом сложностей, таких как предоставление документа, подтверждающего наличие арендованного или собственного парковочного места на любой из стоянок, расположенных в радиусе двух километров от места проживания владельца [8].

При постановке на учет транспортного средства идёт выплата разового налога, который рассчитывается исходя из объёма его двигателя, это может составлять примерно от 5500 до 58500 иен.

Третий вид выплат, и собственно, основной – это ежегодная уплата налога налогоплательщиком по окончанию налогового периода.Его сумма рассчитывается исходя из общего рабочего объёма двигателя (в литрах) и варьируется от 7500 до 40700 иен – для коммерческого использования и от 29500 до 111000 иен - касательно автомобилей, находящихся в частном пользовании. В отношении грузовых автомобилей их обладатели так же обязаны вносить дополнительную сумму основного налога в зависимости от максимальной грузоподъёмности транспортного средства – от 6500 до 2950иен для автомобилей коммерческого использования и от 8000 до 40500 иен на автомобили частного пользования. Однако данные показатели предусмотрены в случаях, если грузоподъёмность автомобиля не превышает 8 тонн. Выход за рамки указанной границы грузоподъёмности должен уплачиваться с надбавкой, в расчете 4700 иен – для коммерческого и 6300 иен – для частного использования, за каждую тонну.

И четвертый вид – это уплата налога на вес транспортного средства, который устанавливается в результате обязательной проверки на предмет технической исправности и отсутствие незаконных модификаций. Техосмотр необходимо проводить через каждые два года, однако для новых автомобилей первая проверка наступает через 3 года, далее без исключений – раз в два года.При исчислении данного налога учитывается возраст транспортного средства, его вес и сроки действия техосмотра. С транспортных средств возрастом менее 13 лет, при весе от менее 0,5 тонны до 3 тонн, уплачиваемая сумма налога варьируется от 4100 до 73800 иен. Для авто возрастом от 13 до 18 лет, в аналогичных весовых категориях – от 5700 до 68400 иен. И в отношении автомобилей старше 18 лет, предъявляемая сумма к уплате равняется от 6300 до 75600 иен [9].

Необходимость уплаты налога на вес автомобиля обоснована в Японии тем, что это стимулирует народ покупать и пользоваться машинами меньшего размера и мощности. В свою очередь, это будет способствовать меньшему количеству выбросов вредных веществ в атмосферу и сохранению экологии в целом.

Следовательно, общая сумма налога в стране восходящего солнца исчисляется, как сумма налога, уплачиваемого при покупке транспортного средства, налога, уплачиваемого при его постановке на учет, ежегодного основного налога и налога на вес автомобиля. Всё это может быть уменьшено налогоплательщиком, за счёт соответствующих налоговых вычетов.

Что касается, налоговых льгот. В РФ они имеют исключительно заявительный характер, а также право на их предоставление должно быть подтверждено соответствующим документом [3].

Налоговая льгота предоставляются в отношении одного автомобиля с максимальной исчисленной суммой налога в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 361.1 НК РФ.

С налогового периода 2022 года введено освобождение от уплаты транспортного налога для организаций, имеющих место нахождения в федеральной территории «Сириус». Это распространяется только на автомобили, оснащенные исключительно электрическими двигателями мощностью до 150 лошадиных сил включительно [10].

Японское налогообложение в этом плане уделило особое внимание электромобилям. Использование транспортных средств, не имеющих двигателей внутреннего сгорания, не освобождает полностью от уплаты транспортного налога обладателей электромобилей. Они, как правило, облагаются, как и легковые автомобили по самой низкой налоговой ставке, исчисляемой от объёма двигателя транспортного средства.

Однако, в Японском государстве с февраля 2022 года практикуется система вычетов, называемая «исключениями для экологизации», которая применяет сниженную ставку налога к транспортным средствам с отличными экологическими характеристиками.

Из автомобилей, зарегистрированных в период с 1 апреля 2021 г. по 31 марта 2023 г., электромобили, FCV (автомобили на топливных элементах), PHEV (подключаемые гибридные автомобили) и LPG (транспортные средства, работающие на природном газе) могут претендовать на данные вычеты, размер которых может достигать примерно до 75%. Также, в случае электромобилей налог на массу не взимается при покупке автомобиля и при первом техосмотре через три года [11].

Другими словами, автомобильный налог на электромобили будет снижен до 6 500 иен в год после новой регистрации, а каждый последующий год будет взиматься 25 000 иен (по минимальной ставке легкового автомобиля).

Автомобильный налог уплачивается местным органам власти, и в зависимости от региона могут быть доступны меры по снижению налога, отличные от вышеперечисленных.

В настоящее время столичное правительство Токио внедряет налоговую систему для содействия внедрению ZEV (транспортных средств, не выделяющее в атмосферу веществ, вредных для окружающей среды и живых организмов), которая освобождает все транспортные средства следующего поколения, такие как электромобили, зарегистрированные к 2025 году, от налога на автомобили на пять лет.Кроме того, префектура Аити также ввела систему полного освобождения транспортных средств нового поколения, зарегистрированных к 2023 году, от налога на автомобили в течение года регистрации и в течение следующих пяти лет [12].

Данные меры предпринимаются Правительством Японии в рамках стимулирования населения к отдаче предпочтения приобретения экологичных транспортных средств, взамен привычных нам автомобилей, оснащенных двигателями внутреннего сгорания. По статистическим данным с января 2020 года по октябрь 2022 года доля продаж электромобилей в общем объёме продаж увеличилась с 0,29% до 1,48% (рис. 3).

Источник: составлено по материалам [13]

Рис.3 Динамика продаж электромобилей в Японии за последние годы

При этом отмечается спад спроса населения на автомобили, оснащенные двигателями внутреннего сгорания. Это прослеживается в статистических данных продаж авто с двигателями внутреннего сгорания в общем объёме товарооборота автомобилей (рис. 4).

Источник: составлено по материалам [13]

Рис.4 Динамика продаж электромобилей в Японии за последние годы

Доля продаж таких автомобилей в период с января 2020 года по октябрь 2022 года снизилась с 99,71% до 98,52%. [13] Хотя доля на автомобильном рынке авто с бензиновыми двигателями всё ещё преобладает над электрокарами, но увеличение продаж электромобилей с каждым годом набирает всё большие обороты.

Политика внедрения электрокаров в повседневную жизнь общества начата не спроста, о её необходимости могут свидетельствовать преимущества электромобилей над привычными нам автомобилями, работающих за счёт сжигания топлива.

Главное преимущество электромобилей заключается в их экологичности.

Примечательным является и то, что электромобили работают довольно тихо, это обусловлено отсутствием двигателя. Уровень шума варьируется в зависимости от состояния дорожного покрытия и объема воздуха кондиционера, но в случае обычного бензинового автомобиля он составляет около 70 дБА при скорости от 60 до 80 км/ч.

Электромобили заряжаются путём накапливания электроэнергии от зарядных станций и домов, также и наоборот, возможно произвести вывод электроэнергии из авто. Это позволяет в случае чрезвычайных происшествий и стихийных бедствий использовать их в качестве аккумуляторных батарей. Так в Японии во время тайфуна № 15 в 2019 году электромобили выполняли роль аварийного источника питания в префектуре Чиба, где перебои с подачей электроэнергии длились длительное время, и использовались для зарядки мобильных телефонов, кондиционеров и осветительного оборудования.

Введение в использование электромобилей, пока всё ещё набирает обороты как в России, так и в Японии, при этом со стороны Японского государства уже активно применяются меры стимулирования внедрения электромобилей с помощью различных налоговых льгот и вычетов. Что позволяет не только обеспечивать доходы государства, но и способствовать сохранению экологии Японии.

Выводы

Если России перенять опыт страны восходящего солнца и начать использовать дифференцированную шкалу налогообложения транспорта, учитывающую не только количество лошадиных сил, но и степень загрязнения воздуха, массу автомобиля, уровень шума и предоставление налоговых льгот и вычетов владельцам электромобилей могло быне только увеличить доходы бюджета от налогообложения транспортных средств, но и способствовать сохранению экологии нашей страны. Возможность внедрение в России дифференцированной шкалы налогообложения транспорта, может вызвать проблемы технического и административного характера, поэтому необходимы более обширные исследования по ее внедрению, которые позволят избежать возможные непредвиденные проблемы.


Источники:

1. Федеральная налоговая служба. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/ (дата обращения: 06.12.2022).
2. Структура налоговых поступлений префектур. Pref.gunma.jp. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pref.gunma.jp/site/tax/5331.html (дата обращения: 07.12.2022).
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). Часть вторая 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2022) // Собрание законодательства РФ
4. Покровская Н.В., Белов А.В. Налоговые доходы местных бюджетов унитарного государства: опыт Японии // Journal of Tax Reform. – 2020. – № 1. – c. 73-89. – doi: 10.15826/jtr.2020.6.1.076.
5. Салькина А.Р. Функционирование налоговой системы европейских и азиатских стран с позиции развития понятия налоговых агентов // Экономика и предпринимательство. – 2022. – № 1(138). – c. 216-220. – doi: 10.34925/EIP.2022.138.1.040.
6. Косенкова Ю.Ю. Особенности налоговой системы Японии как государства, на постиндустриальной стадии развития // Вопросы региональной экономики. – 2020. – № 3(44). – c. 153-160.
7. Филатова О.А. Особенности налоговой системы Японии: налоги как членские взносы общества // Современные проблемы экономического развития предприятий, отраслей, комплексов, территорий: Материалы Международной научно-практической конференции. Хабаровск, 2020. – c. 504-514.
8. Карпенко Е.О., Тычкина А.Д. Изменения в конструкции транспортного средства, влияющие на снижение суммы транспортного налога // XXXV международные плехановские чтения: Сборник статей участников: в 4 т. Москва, 2022. – c. 72-75.
9. Закон Амурской области от 18.11.2002 № 142-ОЗ «О транспортном налоге на территории Амурской области» (с соответствующими изменениями, действующими в 2022г.)
10. Раченкова В.В., Кузнецов Ю.О. Зарубежный опыт транспортного налогообложения // Academy. – 2018. – № 8(35). – c. 43-46.
11. Автомобили в Японии: покупка, права, парковка и многое другое. Reuters.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.reuters.com/business/autos-transportation/japan-auto-lobby-opposes-plan-mileage-tax-electric-vehicles-2022-11-17/ (дата обращения: 21.11.0222).
12. Налог на вес автомобиля. Resonabank.co.jp. [Электронный ресурс]. URL: https://www.resonabank.co.jp/kojin/column/mycar/column_0002.html (дата обращения: 18.11.2022).
13. Приказ ФНС России от 18.06.2021 № ЕД-7-21/574@ «О внесении изменений в приказы Федеральной налоговой службы по вопросам налогообложения имущества в связи с созданием федеральной территории «Сириус»
14. Освобождение от налога на экологические автомобили, специальные предложения по экологичности и скидки за экологические показатели. Toyota.jp. [Электронный ресурс]. URL: https://toyota.jp/ecocar/about1/ (дата обращения: 25.11.2022).
15. Сколько стоит автомобильный налог «Порше Тайкан»? Сложная и загадочная система льготного налогообложения экоавтомобилей и ее проблемы. Webcg.net. [Электронный ресурс]. URL: https://www.webcg.net/articles/-/46302 (дата обращения: 25.11.2022).
16. Тенденция распространения электромобилей в Японии. Blog.evsmart.net. [Электронный ресурс]. URL: https://blog.evsmart.net/electric-vehicles/electric-vehicle-sales-in-japan (дата обращения: 06.12.2022).
17. Андронова О.А., Изряднова О.И., Казакова М.В. Налоговая нагрузка и система налогообложения в странах мира: динамика и реформы // Экономические отношения. – 2020. – № 3. – c. 629-648. – doi: 10.18334/eo.10.3.110891.
18. Мельгуй А.Э., Ермакова Л.В., Дедова О.В. Особенности организации налогообложения населения в Российской Федерации // Экономика, предпринимательство и право. – 2016. – № 4. – c. 371-376. – doi: 10.18334/epp.6.4.36584.

Страница обновлена: 19.03.2024 в 20:19:08