Анализ и критика практикоориентированного и образовательного компетентностного содержания в современных социально-экономических условиях
Затепякин О.А.1, Ясинский Д.Ю.1,2
1 Сибирский государственный индустриальный университет, Россия, Новокузнецк
2 Общество с ограниченной ответственностью «Распадская угольная компания», Россия, Новокузнецк
Скачать PDF | Загрузок: 40 | Цитирований: 7
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 5 (Май 2018)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=35100870
Цитирований: 7 по состоянию на 31.03.2023
Аннотация:
В рассматриваемой статье авторами предлагается анализ и критика компетентносного содержания профессионального практикоориентированного явления «World Skills», а также паспорта формирования компетенций выпускников ВУЗов. В первой части авторы анализируют информационное наполнение регламентирующего документа чемпионата по стандартам «World Skills» под названием «Техническое описание компетенции» и существующий вариант «Skills Passport». Авторы определяют компетенцию как готовность и стремление к определенному виду деятельности, из которых вытекает способность человека к реализации знаний и умений для эффективных трудовых действий в конкретной профессиональной среде, и делают выводы о том, что существующее техническое описание: определяет компетенцию как профессиональный навык; отождествляет понятие квалификации работника с его компетенцией и т.д.
Отмечается то, что Skills Passport по версии «World Skills Russia» является суммарным отражением содержания вышеупомянутого технического описания. По мнению авторов, категория «компетенция» определяется участниками движения «World Skills Russia» как результат практической демонстрации навыков, основанный на применении ограниченного объёма знаний и умений, которыми обладает индивид, достаточного для реализации поставленной трудовой задачи. В данном случае прослеживается попытка формирования требований к качеству рабочей силы, не используя категорию «компетенция».
Во второй части статьи предлагается содержательный анализ паспорта формирования компетенций выпускников ВУЗов на конкретном примере. Делается заключение о том, что в данном случае присутствует категорийное несоответствие подчинённости понятий «компетенция», зафиксированное в ФГОС (в контексте образовательного процесса) и предлагаемого авторами (в условиях существования человека в процессе труда). В действующем ФГОС компетенция не рассматривается в удельно-весовом состоянии, что не предполагает её цифрового содержания. Отмечается отсутствие математической формализации компетентностной составляющей, которая бы позволила привести к зарождению дискретного состояния оценки качества рабочей силы, как одного из важнейших аспектов развития цифровой экономики.
Ключевые слова: рабочая сила, компетенция, качество рабочей силы, паспорт, World Skills Russia
JEL-классификация: J24, J21, I21, J20
Источники:
Official site WorldSkills Europ. [Электронный ресурс]. URL: http://worldskillseurope.org ( дата обращения: 28.01.2018 ).
WorldSkills Russia. [Электронный ресурс]. URL: http://worldskills.ru/ ( дата обращения: 28.01.2018 ).
Цель и миссия. WorldSkills Russia. [Электронный ресурс]. URL: http://worldskills.ru/o-nas/dvizhenie-worldskills/czel-i-missiya.html ( дата обращения: 28.01.2018 ).
Уразов Р. На смену дипломам приходят паспорта навыков. Хайтек. [Электронный ресурс]. URL: https://hightech.fm/2017/10/19/World-Skills-Russia-urazov ( дата обращения: 28.01.2018 ).
Региональный координационный центр Московской области. Список компетенций IV Открытого регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Московской области – 2018. Пример конкурсного задания по компетенции «Каменщик». WorldSkills Russia. [Электронный ресурс]. URL: http://worldskillsmo.ru/competentions_iv_2018#ul-id-114-75 ( дата обращения: 17.01.2018 ).
7. Ясинский Д.Ю., Затепякин О.А. Понятие рабочей силы: проблема отождествления и новый взгляд // Фундаментальные исследования. – 2017. – № 7. – С. 112-121.
Ясинский Д.Ю. Компетенция и компетентность: сравнение и взаимосвязь понятий // Инновационные научные исследования: теория, методология, практика: сборник статей IX Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 2. Пенза, 2017. – С. 98-101.
Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Psychology. [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.academic.ru/2503 ( дата обращения: 04.02.2018 ).
Видершайн Н.А., Стравинский Л.А., Швецов К.Л., Щепетов А.В. Организация работ по опережающей стандартизации. - Москва: Изд-во стандартов, 1979. – 219 с.
English-Russian combinatory dictionary. Translate. [Электронный ресурс]. URL: https://translate.academic.ru/skill/en/ru ( дата обращения: 05.02.2018 ).
European Skills Passport. Europass. [Электронный ресурс]. URL: http://europass.cedefop.europa.eu/documents/european-skills-passport ( дата обращения: 05.02.2018 ).
About Skill Passport. Skills Passport. [Электронный ресурс]. URL: https://skillpassport.in/about-us.html ( дата обращения: 05.02.2018 ).
О демонстрационном экзамене по стандартам Ворлдскиллс Россия. Официальный сайт WorldSkills Russia. [Электронный ресурс]. URL: http://worldskills.ru/nashi-proektyi/demonstraczionnyij-ekzamen/obshhaya-informacziya.html ( дата обращения: 05.02.2018 ).
Структура чемпионатов и экспертного сообщества WSR. Официальный интернет-сайт ГБПОУ «Курганский техникум сервиса и технологий». WorldSkills Russia. [Электронный ресурс]. URL: http://ktsit.org.ru/index/part/SCK_files/Struc_chemp_ex_comm_WSR.pdf ( дата обращения: 17.01.2018 ).
16. Ясинский Д.Ю. Паспортизация рабочей силы в информационной среде в контексте компетентностного подхода // Экономика труда. – 2018. – № 1. – С. 61-76. – doi: 10.18334/et.5.1.38706.
Электронная система eSim.WorldSkills. [Электронный ресурс]. URL: https://esim.worldskills.ru ( дата обращения: 17.01.2018 ).
Паспорта и программы формирования компетенций основной образовательной программы высшего образования. Направление подготовки 38.03.03 «Управление персоналом». Направленность (профиль) «Управление персоналом организации». Квалификация выпускника бакалавр. Форма обучения очная [Текст] / Утв. Проректором по учебной работе – первым проректором 21 сентября 2017. – Новокузнецк: Сибирский государственный индустриальный университет. – 2017. – 122 с
Паспорта и программы формирования компетенций основной образовательной программы высшего образования. Направление подготовки 38.03.03 «Управление персоналом». Направленность (профиль) «Управление персоналом организации». Квалификация выпускника бакалавр. Форма обучения заочная [Текст] / Утв. Проректором по учебной работе – первым проректором 21 сентября 2017. – Новокузнецк: Сибирский государственный индустриальный университет. – 2017. – 115 с
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 38.03.03 управление персоналом (уровень бакалавриата) от 14 декабря 2015 г. № 1461. Fgosvo.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/380303.pdf ( дата обращения: 25.04.2018 ).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080400 управление персоналом (квалификация (степень) «бакалавр») (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 31.05.2011 № 1975). Fgosvo.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/8/20111115140457.pdf ( дата обращения: 25.04.2018 ).
Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учётом соответствующих профессиональных стандартов, утверждённых Министерством образования и науки России 22 января 2015 г. № ДЛ–1/05вн. Informio.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.informio.ru/files/main/documents/2016/07/Pismo_Minobr.-dl-1-05vn.pdf ( дата обращения: 26.04.2018 ).
Страница обновлена: 22.08.2025 в 13:53:54
Download PDF | Downloads: 40 | Citations: 7
Analysis and criticism of the practice based competency content in the current socio-economic conditions
Zatepyakin O.A., Yasinskiy D.Yu.Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 12, Number 5 (May 2018)
Abstract:
In the article the authors propose the analysis and criticism of the competence content of the professional practice-oriented phenomenon «World Skills», as well as the passport of formation of the competence of graduates. In the first part, the authors analyze the content of the regulatory document of the championship standards «World Skills» under the title «Technical description of competence» and the existing version of «Skills Passport». The authors define competence as the willingness and desire for a certain kind of work, from which follows the ability of a person to implement the knowledge and skills for effective labor action in a specific professional environment, and concludes that the current technical description: defines the competence as a professional skill; identifies the concept of skill of the worker with his competence, etc. it is Noted that the Skills Passport according to the «World Skills Russia» is a total reflection of the content of the above-mentioned technical description. According to the authors, the category «competence» is determined by the participants of the movement «World Skills Russia» as a result of practical demonstration of skills, based on the use of a limited amount of knowledge and skills possessed by the individual, sufficient to implement the task. In this case, there is an attempt to form the requirements for the quality of the workforce, not using the category «competence». In the second part of the article the substantial analysis of the passport of formation of competences of graduates of higher educational institutions on a concrete example is offered. It is concluded that in this case there is a categorical mismatch of subordination of the concepts «competence» fixed in the Federal state educational standard (in the context of educational process) and offered by authors (in the conditions of existence of the person in the course of work). In the current Federal state educational standard, competence is not considered in the specific weight state, which does not imply its digital content. There is a lack of mathematical formalization of the competence component, which would lead to the emergence of a discrete state assessment of the quality of the workforce, as one of the most important aspects of the digital economy.
Keywords: competence, labor force, passport, World Skills Russia, labor force quality
JEL-classification: J24, J21, I21, J20

Россия, Новокузнецк