Формирование компетенций руководящего состава организаций воздушного транспорта

Иванова М.О., Иванова В.С.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 12 (Декабрь 2024)

Цитировать эту статью:



Введение:

В условиях острого дефицита квалифицированных кадров особое значение необходимо уделять подготовке руководящего состава для технически сложных отраслей народного хозяйства, к которым относится гражданская авиация. От уровня подготовки и компетентности руководителей в значительной степени зависят результаты производственно-хозяйственной деятельности организаций воздушного транспорта. В этой связи особую актуальность приобретают вопросы формирования компетенций руководящих кадров на этапе их подготовки в отраслевых учебных заведениях.

Компетентностная модель на настоящий момент является основой системы образования. Компетентностному подходу в системе высшего образования посвящены работы таких авторов, как: Абдырова А.М. [1], Баранова И.П. [3], Гаврилова М.И. [14], Горохова И.В. [4], Грибина Л.В. [21], Губанова Е.В. [11], Дикова Т.В. [4], Корнеев А.Н. [9], Кочкорбаева Э.Ш. [1], Лазарева М.В. [11], Ломакина Г.Р. [10], Лукашенко М.А. [12], Одарич И.Н. [14], Руднева Е.Л. [19], Рузикулов Р.Р. [16], Смирнова Е.А. [4], Шехмирзова А.М. [21], Халяпина Л.П. [19] и др.

Формированию цифровых компетенций посвящены работы Авакова Э.Б., Асадова А.Н., Кузнецова А.А. [2], а также ряд нормативных и регулятивных документов [15; 18].

Вопросы, посвященные формированию компетенций для специалистов гражданской авиации, освещены в работах Иванова Е.Д. [6], Ивановой М.О. [7; 8], Маринова М.Л. [7], Пятковой Н.В. [6; 8].

Несмотря на значительное количество научных работ, посвященных компетентностным подходам в образовании, вопросы связанные с формированием специальных профессиональных компетенций для специалистов гражданской авиации и их местом в образовательных программах высшего образования − программах бакалавриата, специалитета и магистратуры требуют дополнительного изучения.

Цель исследования − на основе всестороннего изучения компетентностных моделей подготовки управленческих кадров, выявить ключевые компетенции, необходимые для руководителей организаций воздушного транспорта и предложить специальную профессиональную компетенцию, направленную на обеспечение безопасности.

Научная новизна: предложена и обоснована специальная профессиональная компетенция для специалистов воздушного транспорта руководящего звена и разработаны ее составные элементы.

Основная часть:

В современных условиях повсеместной цифровизации необходимо обеспечить процесс внедрения цифровых технологий не только при организации обучения, но и сформировать цифровые компетенции у будущих руководителей, что является одним из ключевых и актуальных на сегодняшний день требований к управленческому персоналу.

Э.Б. Авакова, А.Н. Асадов и А.А. Кузнецов в своей статье «Формирование цифровых компетенций при подготовке управленческих кадров» [2] делают акцент на том, что народному хозяйству страны необходимы «цифровые» управленцы. Нехватка таких специалистов весьма значительна и оценивалась экспертами в сотни тысяч [17].

В Указе Президента РФ «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [18] цифровая экономика определена как деятельность, ключевым фактором производства которой являются данные, представленные в цифровом виде. Отмечается, что в настоящее время процесс цифровизации в организациях неоднородный от продвинутого уровня, где цифровизация охватывает все процессы и направления деятельности, до зачаточного, при котором цифровые технологии применяются в самых необходимых процессах, как правило под воздействием внешних сил и требований. При анализе эффективности внедрения цифровых технологий выявляется прямая связь с осознанностью высшего руководства в вопросах влияния цифровизации на рост и развитие организации и ее устойчивого существования [2]. В таких условиях важно при подготовке руководящих кадров сделать акцент на формирование цифровых компетенций, стимулируя обучающихся к участию в он-лайн мероприятиях, проектах и занятиях с использованием дистанционных образовательных технологий (например, при «смешанном» формате обучения или при заочной форме обучения).

Для транспортного образования (в том числе, гражданской авиации) необходимость системной перестройки образовательных организаций на основе цифровых решений закреплена в Концепции [15]. В частности, это касается внедрения модели «цифровой университет», которая предполагает создание цифрового двойника университета, то есть платформы, которая обеспечивает все процессы управления в вузе – работу функциональных направлений, организацию учебного процесса со стороны всех участников: преподавателей, студентов, сотрудников деканата и других административных служб и т.д.

Концепция предусматривает, что цифровизация транспортных вузов будет направлена на создание единой цифровой среды для всех пользователей (как внутренних, так и внешних), единой модели управления большими данными, построение индивидуальных образовательных траекторий, массовое внедрение цифровых модулей для развития компетенций цифровой экономики, создание он-лайн курсов и использование курсов других учебных заведений на различных условиях, повышение цифровых компетенций профессорско-преподавательского состава и других категорий сотрудников и др.

Однако при подготовке руководящих кадров важно формирование не только цифровых компетенций в узком смысле, но и использование современного компетентностного подхода в целом, для описания деятельности управленческого персонала, а также в контексте его подготовки. М.В. Лазарева и Е.В. Губанова [11] обозначают, что ядром подготовки руководящих кадров является модель компетенций. При этом построение моделей образования управленческих кадров авторы предлагают учитывать при выявлении способов формирования профессиональных компетенций руководителей. К таким моделям относятся: «традиционная» (которую также называют «квалифицированный руководитель»), «новая» (подразумевающая модель «профессиональный менеджер») и «смешанная» [5]. Авторы справедливо отмечают, что на настоящий момент в России сформировалась смешанная модель подготовки руководящих кадров. Данная модель подразумевает наличие широкого спектра вариантов обучения руководителей как по полноте наполнения образовательных программ, так и по срокам, и по направленности обучения. Существуют варианты управленческого образования, учитывающие отраслевые особенности, различный уровень освоения компетенций, а также цели обучения. Невозможно не согласиться с мнением М.В. Лазарева и Е.В. Губанова [11] о ключевой особенности подготовки руководящих кадров, выраженной в ее непрерывности. Подготовка управленческих кадров − яркий пример рефрейминга, подразумевающий выход за рамки системы образования, и продолжающийся во время профессиональной деятельности. Важнейшим условиям успешности подготовки руководящих кадров является системная непрерывная профессиональная подготовка руководителя, направленная на формирование как профессиональных, так и управленческих компетенций.

Существует множество точек зрения о классификации и составе компетенций руководящих кадров, рассмотрим некоторые из них.

Халяпина Л. П., Руднева Е.Л. [19] в своей статье «Формирование ключевых компетенций руководителя образовательной организации» выделяют следующие компетенции, которыми должен обладать руководитель: управленческая ответственность, лидерство, способность осуществлять планирование, принимать решения, готовность к представлению новых подходов для решения проблем. По мнению авторов недостаточное развитие данных компетенций может негативно влиять на эффективность и результативность трудовой деятельности руководителя.

Рузикулов Р.Р. [16] в своем исследовании представляет экспертную оценку управленческих компетенций руководящих кадров и предлагает ранжировать их по значимости. В ходе экспертного анализа, целью которого было выявление статистически значимого воздействия определённых элементов на управленческие навыки, был осуществлён факторный анализ. Он выявил, что восемь ключевых аспектов – лидерство, организаторские способности, коммуникабельность, интеллектуальные качества, информационное осведомлённость, аналитический подход, целеустремлённость, самореализация и эмоциональная стойкость – обладают наибольшей весомостью для руководящих кадров.

Чупина В.А. [20], представляет следующую характеристику компетенций для руководящих кадров: «управленческая деятельность на современном этапе общественно-экономического развития требует от ее субъекта стратегического мышления, на становление которого решающую роль оказывают способность к эффективной коммуникации, инновационный потенциал личности, аналитические и прогностические способности, а также способность к культурно-организованной рефлексивной деятельности».

Лукашенко М.А. [12] в своей статье на тему «Профессиональные компетенции руководителя как фактор конкурентоспособности компании» раскрывает содержание основных навыков высшего руководства, которые оказывают влияние на конкурентоспособность российских компаний. Первой ключевой компетенцией является целеполагание, топ-менеджеру необходимо уметь работать с целями, правильно их формулировать и достигать. Второй ключевой компетенцией является коммуникативная компетентность, ведь большую часть своего рабочего времени топ-менеджер проводят, взаимодействуя с другими сотрудниками, как внутри компании, так и за ее пределами. С коммуникативной компетентностью тесно связана третья, исключительно управленческая компетентность – умение точно подбирать ключевых сотрудников компании и использовать в бизнесе их наиболее сильные стороны. Четвертой ключевой компетенцией руководящего звена является эффективная организация собственного времени и времени сотрудников компании. Тайм-менеджмент позволяет грамотно распределить свое время и время сотрудников для решения важных и неотложных задач для компании. Пятая ключевая компетенция – информационно-технологическая. Организацию тайм-менеджмента значительно упрощает работа в специализированных офисных программах. Фактические данную компетенцию можно назвать цифровой. Шестая ключевая компетенция – способность к управленческому ортобиозу, что подразумевает здоровый и разумный образ жизни. Седьмой важнейшей компетенцией является способность топ-менеджера находить необычные, оригинальные решения. Фактически, умение находить новые подходы тесно связано с обучением и переобучением.

Например, на рис. показаны компетенции руководителей, разделенные на несколько групп, что, на наш взгляд, вносит системный характер в разбор данной дефиниции.

Рисунок – Компетенции руководителя [13]

Таким образом, рассмотрев различные точки зрения на компетентностную модель руководителя, можно сделать вывод, что они носят общий, надотраслевой характер, концентрируясь, в основном, на управленческих, профессиональных или личностных компетенциях.

Однако в области подготовки руководящих кадров для гражданской авиации важно формирование не только профессиональных и личностных компетенций, но и отраслевых. Главной особенностью системы подготовки руководителей в гражданской авиации является необходимость сформированности у них компетенций, направленных на обеспечение безопасности. Данной проблеме посвящены работы Е.Д. Иванова и Н.В. Пятковой [6] и М.О. Ивановой и М.Л. Маринова [7]. При управлении системой подготовки руководящих кадров для отрасли необходимо выносить данную компетенцию в качестве основной при формировании учебных планов и построении структурно-логических связей дисциплин и практик. Соглашаясь с авторами в целом, следует уточнить, что уровень сформированности данной компетенции определяет профессиональную пригодность руководителя именно к работе в гражданской авиации. В связи с чем оценка компетенции, направленной на обеспечение всех видов безопасности (безопасности полетов, авиационной, транспортной безопасности, экологической, технологической безопасности на воздушном транспорте) должна становиться решающей при назначении на должность руководителя организации воздушного транспорта или его отдельных подразделений. Присутствие в авиационной отрасли профессиональных менеджеров («эффективных менеджеров»), которые ориентированы, в первую очередь, на достижение экономических показателей (увеличение прибыли, освоение новых рынков, открытие новых направлений, оптимизация затрат и т.д.) недопустимо, это может привезти к росту авиационных инцидентов или авиационных катастроф.

В связи с этим предлагается ввести следующую специальную профессиональную компетенцию во все образовательные программы авиационной направленности по подготовке руководящих кадров (табл.).

Таблица – Специальная профессиональная компетенция руководителей гражданской авиации (составлено авторами)

Группа компетенций
Компетенция
Индикаторы
Специальная профессиональная компетенция
Способен своими действиями в рамках должностных обязанностей обеспечивать безопасность на воздушном транспорте
1. Применяет в деятельности организаций воздушного транспорта методы и подходы по обеспечению безопасности
2. Выполняет требования и правила обеспечения безопасности полетов, авиационной безопасности, транспортной безопасности, эксплуатационной безопасности, экологической безопасности, безопасность технологических процессов и производств и других разновидностей в своей профессиональной деятельности
3. Организует процессы в сфере своей деятельности с учетом требований обеспечения безопасности и работу исполнителей
Данную компетенцию предлагается формировать в рамках вариативной части учебных планов (части, формируемой образовательной организацией самостоятельно с учетом профильной направленности) всех программ подготовки, ориентированных на подготовку руководящих кадров. В первую очередь речь идет о программах магистратуры, ориентированных на седьмой уровень квалификации в соответствии с профессиональными стандартами. В вузов гражданской авиации данная подготовка ведется в рамках таких направлений как 25.04.03 «Аэронавигация» и 25.04.04 «Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов». Кроме того, специальная профессиональная компетенция, связанная с обеспечением безопасности, может быть включена в образовательные программы бакалавриата и специалитета, как про профильным программам (по 25.00.00 и 23.00.00 УГС(Н), так и по программам управленческой направленности (по 38.00.00 УГС(С). Таким образом, это позволит дополнить компетентностную модель выпускника, ориентированного на занятие руководящих должностей в организациях воздушного транспорта.

Выводы

Для руководящего состава организаций воздушного транспорта (авиакомпаний, аэропортов, Госкорпорации по ОрВД и других организаций) необходима подготовка для формирования профессиональных, управленческих и личностных компетенций. Однако в настоящее время в отрасли на руководящие должности могут назначаться специалисты, не имеющие профильного авиационного образования, и не обладающие компетенциями, связанными с профессиональной деятельностью именно в гражданской авиации. В связи с этим, в настоящем исследовании сделан акцент на необходимость формирования (и оценки при трудоустройстве и последующей аттестации) специальной профессиональной компетенции, направленной на обеспечение всех видов безопасности. Предлагается формирование данной компетенции в образовательных программах, направленных на подготовку руководящих кадров (в первую очередь − программах магистратуры).

Представляется перспективным исследование оценки сформированности данной компетенции при трудоустройстве и в процессе адаптации управленческого персонала в организациях воздушного транспорта. Проявление данной компетенции должно отражаться на принятии управленческих решений, направленных не только на достижение экономических показателей, но и на обеспечение безопасности во всех трудовых процессах. Связь системы высшего образования и производственного комплекса авиационной направленности должна обеспечить эффективное функционирование отрасли и кадровое обеспечение, имеющее необходимый квалификационный уровень.


Страница обновлена: 11.12.2024 в 14:17:26