Налоги — старая песня о главном!
Скачать PDF | Загрузок: 10 | Цитирований: 6
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 6 (17), Декабрь 2012
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=18303677
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье раскрыт механизм функционирования фирм, использующих схемы по выплате «серой» заработной платы. Результатом хозяйствования таких субъектов российской экономики будет снижение налоговых поступлений в бюджет страны и низкая социальная защищенность её граждан. Для преодоления сложившейся устойчивой и порочной практики российской действительности предлагается уход от стандартного двухстороннего сотрудничества взаимодействующих субъектов к предпочтительному трёхстороннему сотрудничеству посредством банковского сектора. Такое решение упорядочивает финансовые потоки организации и позволяет управлять ими с большей эффективностью.
Ключевые слова: кредит, налог на прибыль, НДС, заёмщик, НДФЛ, страховые взносы ФСС, обналичка, фирма-однодневка, серая заработная плата, мнимая поставка ТМЦ, вексель, договор о совместной деятельности
«Обналичка», «чёрная зарплата», «фирмы-однодневки»: нам всем ни раз приходилось слышать эти термины, которые всё ещё являются прочными атрибутами российской действительности. Все эти определения являют собой составляющие одного глобального процесса функционирования серых фирм — уход от уплаты налогов. Для них это так называемая экономия денежных средств, а для малых фирм в условиях рыночной конкуренции порой единственный способ существования. Законность финансово-хозяйственной деятельности организации при этом уходит на второй план. Для тех, кто не сталкивался с подобными фирмами на личном опыте, поясню: «чёрная» или чаще «серая» заработная плата — это договоренность работодателя и работника, когда часть средств выплачивается последнему без подачи сведений о его заработке в контролирующие органы, при этом работнику может об этом и не сообщаться. Тем самым работодатель и собственник бизнеса не платят в бюджет НДФЛ и страховые взносы ФСС. Чтобы осуществлять подобные выплаты фирмы, практикующие подобные схемы, испытывают значительную потребность в неконтролируемом налоговой структурой наличном денежном потоке, который обеспечивается при помощи услуг «фирм-однодневок» — фирмы, которые регистрируются на короткий промежуток времени, целью которых является обналичивание денежных средств за определённый процент от суммы. Такие фирмы целенаправленно допускают грубые нарушения налогового законодательства и, как правило, стараются закрыться или перейти на обслуживание в другую налоговую инспекцию до проведения плановых проверок налоговыми органами. Фирмы, уклоняющиеся от налогов, и прибегающие к услугам «фирмы-однодневки» действуют по следующей схеме: на расчётный счёт такой организации перечисляется платеж за ТМЦ или услуги, характерные для фирмы-плательщика. Однако поставка этих ТМЦ (услуг) в адрес плательщика фактически не осуществляется. Вместо этого «фирма-однодневка» возвращает фирме, осуществившей платеж, наличные денежные средства за минусом оговоренного процента в обмен на оформление (подписание) документов на мнимую поставку ТМЦ. При этом фирма-плательщик занижает свою базу по налогу на прибыль и НДС, принимая к учету и списывая на расходы несуществующую поставку товара. Таким образом, посредством личных договоренностей, осуществляется уход от полноценного налогообложения сразу двух субъектов экономики. При этом не имеет значения, в какой сфере хозяйствует организация — строительстве, торговле или сфере услуг. Серые схемы взаимодействия субъектов российской экономики являются её порочной практикой, потакающей произволу работодателя и снижающие социальную защищённость простых российских граждан. Весомые финансовые преимущества и недостаточная финансовая грамотность российского собственника подталкивают его на осуществление подобных действий. А нужда рядового гражданина нашего общества и коррупция в налоговых органах служат устойчивым катализатором.
Для выхода из порочного круга необходимо принимать меры по стимулированию и развитию отношений между юридическими лицами и банками, а также разъяснению преимуществ от кредитования бизнеса. В этих целях предлагаю рассмотреть те выгоды, которые извлекает субъект экономики, если прибегает к услугам кредитования, несмотря на платность последних. Для удобства предлагаю взять в качестве примера реализацию инвестиционного проекта.
При типичных для серых фирм договоренностях взаимодействие между заказчиком и исполнителем работ происходит напрямую посредством договора подряда (генподряда). Зачастую для того, чтобы подрядчик имел возможность начать производить работы, предусматривается авансовый платеж. Такой порядок действий приводит к тому, что у исполнителя как получателя платежа возникает бремя налогообложения по НДС, а при закрытии очередного этапа работ и по налогу на прибыль. Отток денежных средств вследствие уплаты налогов на начальном этапе развития проекта лишает фирму на управление ими как таковыми, вызывая их дефицит, что принуждает вновь обращаться к очередному платежу от заказчика. Не прибегая к обналичиванию денежных средств и раздутию своих расходов, фирма может поставить себя в невыгодное положение, лишившись платежеспособности, так как реализация инвестиционного проекта требует больших временных затрат, чем отчётный период по НДС и налогу на прибыль — квартал и в зависимости от масштабности проекта даже больше чем налоговый период — год.
Теперь рассмотрим вариант, при котором в схеме взаимодействия возникает третий участник — банк. Денежные средства поступают в распоряжение исполнителя по кредитному договору. Исполнитель получает возможность создать определённый задел работ, возможно даже закрыть первоочередной этап по проекту. Тем самым у фирмы возникают сначала затраты, которые в последствии компенсируют выручку и налоговые платежи упорядочиваются в благоприятном для организации варианте. Более того, на некоторых этапах времени по НДС может возникнуть отрицательный поток в результате возмещения налога, что не совсем хорошо с точки зрения придирок со стороны налоговых органов. Недопущение отчётных периодов по НДС с отрицательным знаком является следствием эффективного планирования этапов осуществления проекта, закрытия работ документально и кредитной политики организации.
Для практического одобрения кредитных заявок в банках могут быть применимы следующие рекомендации: фирме-заёмщику не следует подавать заявку на кредит, целью которой является пополнение оборотных средств или открытие кредитной линии или же овердрафта. Подобные виды кредитов могут быть успешно одобрены, если фирма имеет достаточно хорошее финансовое положение, репутацию или же сложившиеся устойчивые кредитно-денежные отношения с руководством банка. Тем не менее финансовая ситуация все равно будет играть своё значение, так как банк при выдаче рискованных ссуд обязан создавать резерв под их обеспечение, который относится на расходы. Целесообразнее в данном случае прибегнуть непосредственно к инвестиционному кредиту, так как в данном случае банк будет учитывать не только репутацию заёмщика, но и фирмы-заказчика, а возвратность кредита будет обеспечиваться потоком денежных средств от осуществления самого проекта. Такое взаимодействие очень удобно с точки зрения подготовки пакета документов на кредит, когда подрядчик и заказчик обслуживаются в одном банке. Текущее финансовое положение организации-заёмщика в данном случае будет играть не столь первостепенное значение, так как плохое финансовое положение заёмщика может быть улучшено за счёт реализации самого проекта.
При рассмотрении кредитной заявки банки с целью снижения своих рисков по возврату денежных средств прибегают к обеспечению кредитных сделок. В зависимости от характера деятельности кредитуемой организации это могут быть товары в обороте или основные средства (далее ОС). Однако, учитывая ликвидность такого предмета залога, сумма кредита выдаётся с понижающим коэффициентом от оценочной стоимости товаров или ОС. Коэффициент может составлять порядка 30‒40%. Это ущемляет интересы собственников организации-заёмщика. К тому же сбор пакета документов по подтверждению прав собственности на предметы залога требует определённых трудозатрат.
Наиболее эффективным в данном случае представляется трехстороннее взаимодействие — заказчика, банка и исполнителя-подрядчика, которое при наличии долгосрочных взаимовыгодных и доверительных отношений заказчика и исполнителя может быть достигнуто следующим образом: заказчик заключает с подрядчиком договор подряда, по которому авансового платежа не предусматривается. Параллельно заключается договор простого товарищества (договор о совместной деятельности). Заказчик на имеющиеся у него средства осуществляет покупку простого векселя какого-нибудь именитого банка, например Сбербанка, и выступает в качестве залогодателя по инвестиционному кредиту подрядчику. При этом понижающий коэффициент к сумме кредита от номинальной стоимости векселя будет значительно меньше — в районе 10%. Камнем преткновения в данном случае может быть целевое использование средств, имеющихся у заказчика. В данном случае следует понимать, что покупка векселя не является нецелевым расходованием средств, так как вексель – это ничто иное по законодательству РФ как средство платежа. Кроме того, с целью соблюдения интересов заказчика затраты на покупку ценной бумаги и её временное пребывание в качестве залогового обеспечения могут быть компенсированы подрядчиком в рамках договора на совместную деятельность.
Вывод
В силу всего вышесказанного необходимо отметить, что выгода от серых схем по причине платности кредитных ресурсов будет несколько больше. Основной диапазон кредитных ставок по кредитам находится в районе 12‒15%, что приблизительно в 2‒3 раза превышает плату за прогон денежных средств через «фирму-однодневку». Поэтому, для более эффективной борьбы с подобной практикой целесообразно было бы прибегнуть к государственным льготам посредством компенсации до 2/3 процентной ставки по кредитам, но вступление России в ВТО значительно сокращает возможности государственного стимулирования. В общем, в рамках текущего развития экономики остаётся надеется, что престиж и долгосрочное планомерное развитие отдельных организаций, которые всё же решат пойти по предложенному трехстороннему сотрудничеству, возобладают над несколько большей единовременной выгодой, которую сулят «серые» схемы.
Источники:
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федер. закон РФ, 30 ноября 1994 г., № 51-ФЗ // КонсультантПлюс:технология Проф. [Электрон. ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс». – М., сор. 1992-2012.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федер. закон РФ, 26 января 1996 г., № 14-ФЗ // КонсультантПлюс:технология Проф. [Электрон. ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс». – М., сор. 1992-2012.
4. О переводном и простом векселе: Федер. закон РФ, 11 марта 1997 г., № 48-ФЗ // КонсультантПлюс:технология Проф. [Электрон. ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс». – М., сор. 1992-2012.
5. О введении в действие положения о переводном и простом векселе: Постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР, 07 августа 1937 г., №104/1341 // КонсультантПлюс:технология Проф [Электрон. ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс». – М., сор. 1992-2012.
6. Бухгалтерский учет векселей // Российский бухгалтер [Электрон. ресурс] / ОАО «РОСБУХ». – М., сор. 2006-2012. – Режим доступа: http://rosbuh.ru/?page=arcticle&item=618/.
7. Вексель // Банковские операции [Электрон. ресурс] / OPERBANK.RU. – cор. 2011-2012. – Режим доступа: http://www.operbank.ru/veksel-186.html/.
Страница обновлена: 18.07.2024 в 07:00:53