Новые формы и возможности предоставления образовательных услуг в России в условиях формирования системы открытого образования

Савзиханова С.Э.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 9 (93), Сентябрь 2014

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=22022259

Аннотация:
Главным вектором модернизации образования является разработка и внедрение эффективного механизма си-стемы открытого образования. Необходимость открытого образования также объясняется ускоряющимся процессом устаревания знаний и требованиями современного развития гражданского общества. Однако многие вопросы развития системы открытого образования остаются не до конца разработанными и слабо исследованными. Решение этих вопросов как раз является одной из основных задач данного исследования.

Ключевые слова: маркетинг, образовательные услуги, дистанционное образование, новая экономика, модернизация, коммуникации, виртуальные центры, сетевое пространство, открытое образование, инновационные и информационные технологии, комбинированное обучение



Существующая сфера образовательных услуг характеризуется громоздкостью, многозвенностью, бюрократизацией, нарушением норм управляемости, консерватизмом, недостаточной ресурсообеспеченностью, невысоким качеством общего и профессионального образования, социальной напряженностью в обществе и т.п. Реформирование сферы образовательных услуг должна затрагивать ее сущностные стороны, а не скользить по институциональной поверхности.

Новому студенту – новые технологии!

Автор считает, что для эффективной модернизации образования в целях обеспечения конкурентоспособности на мировом рынке весьма актуальным становится решение следующих задач:

- глубинное и содержательное реформирование сферы образовательных услуг;

- использование системного метода образования;

- применение как узкой специализации, так и элитного образования;

- изменение отношения к студенту вследствие признания его равноправным партнером;

- горизонтальная интеграция вузов;

- использование современных коммуникаций в управлении и т.д.

Решение вышеизложенных задач в современных условиях видится в развитии системы открытого образования (СОО) и достижении соответствующего синергетического эффекта. Однако до сих пор недостаточно исследованы тенденции и перспективы развития СОО в условиях формирования информационного общества и организационно-экономические механизмы модернизации российской сферы образовательных услуг на основе использования современных ИКТ и формирования единого интерактивного пространства.

Сегодня системы образования большинства стран мира переживают особый этап своей истории. Превратившись из классической в новейшую СОО, они позволяют высшим учебным заведениям выжить и развиваться в условиях конкуренции, а потребителям – выбирать не только вуз, но и формы, методы, сроки и место обучения.

Уровень развития сферы образовательных услуг в России по многим параметрам ниже, чем в развитых странах, и в настоящее время не удовлетворяет потребности рынка труда, что в перспективе создаст проблемы для инновационно-ориентированной экономики. Реформы в этой сфере были поверхностными и не предусматривали использование современных инновационных и информационных технологий. Изменить ситуацию в лучшую сторону можно модернизировав сферу образования на основе использования новых форм и возможностей предоставления образовательных услуг, современных информационных и коммуникационных технологий.

Использование современных информационных технологий (ИТ) в сфере образовательных услуг позволит решить как глобальную, так и локальные задачи (создания системы открытого образования и повышения качества образования). Эти качества настолько существенны, что их совокупность может рассматриваться как новая образовательная парадигма.

Проблема становления и развития системы открытого образования в России вышла на государственный уровень. Об этом свидетельствует научно-техническая программа «Создание системы открытого образования». Однако важно не только актуализировать проблемы открытого образования, но и скорейшим образом приступить к их решению.

Возможность получения образования в свободном временном режиме является основным преимуществом мировой системы образования. Достоинством открытого образования является также то, что потребитель образовательных услуг может:

- в свободном временном режиме в различных формах обучения изучить любую образовательную программу определенного вуза;

- по различным формам обучения изучить основную или дополнительную программу в нескольких вузах;

- изучить в соответствующем вузе цикл или группу выбранных им дисциплин по различным формам обучения;

- изучить выбранную им дисциплину, реализуемую конкретным вузом.

В современных условиях открытое дистанционное образование приобретает особую актуальность. Его развитие и внедрение позволяет решать многочисленные задачи – от подготовки большого количества востребованных в экономике специалистов до социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями. Также дистанционное обучение позволяет сформировать инновационно мыслящего профессионала, что обусловлено широким применением информационных технологий. При этом необходимо помнить, что «развитие общества неразрывно связано с образованием, а существенные инновационные изменения в данной отрасли позволят перейти на новый уровень развития на основе знаний и высокоэффективных образовательных технологий» [12].

Результативность смешивания

Анализ процессов и опыта работы в сфере образования развитых стран и российских вузов в эпоху информационной экономики позволили отечественным идеологам дистанционного образования (ДО) сделать следующие выводы:

- рассматривать дистанционное образование как естественный эволюционный этап развития всей сферы образовательных услуг (от классического до виртуального учебного заведения, от книжной до электронной библиотеки и т.д.);

- многообразие современных образовательных технологий в рациональном их сочетании позволит достичь максимального эффекта, а именно образовательного – для потребителя, экономического – для производителя образовательных услуг.

Отсюда акцент на концепцию комбинированного (смешанного) обучения, где потребитель образовательных услуг сочетает классическое обучение и новые образовательные технологии. В смешанном обучении основной формой обучения является очная, которая дополняется возможностями дистанционного. Кроме того, сегодня классическое обучение должно базироваться на применении современного прикладного программного обеспечения (ППП) в образовательном процессе.

Внедрение смешанного обучения позволит решать следующие задачи, важные для подготовки будущих специалистов [4].

1) Проблема пропусков занятий.

2) Повышение мотивации и интенсификация обучения.

3) Учет разного уровня подготовки учащихся и разной скорости восприятия новой информации.

4) Формирование информационно-коммуникационной компетенции у будущих специалистов.

Для построения модели смешанного обучения необходимо определить, какие виды деятельности будут осуществляться очно, а какие посредством дистанционных технологий. Наиболее оптимальной является модель изучения курса, представленная на рисунке 1.

К основным технологиям обучения в системе открытого образования относятся: кейс-технология, TV-технология, сетевая технология.

Наиболее перспективной является сетевая технология, которая основана на использовании интернета для консультаций обучающихся. Модели организации сетевого учебного процесса можно разделить на три группы [1]: базовая (локальная), брокерская и автономная (самостоятельный виртуальный вуз) модель.

Рис. 1. Модель смешанного обучения [4]

Базовая модель предполагает организацию сетевого учебного процесса в определенном вузе, и степень ее внедрения определяется степенью освоения вузом информационных технологий. Однако вузам в одиночку подготовить в полном объеме электронный учебно-методический материал для организации сетевого учебного процесса очень сложно. Эта задача хорошо реализуется в брокерской модели, которая ориентирована на интеграцию с иными учебными заведениями, работающими в рамках единых корпоративных стандартов, и поэтому является стержнем формирования информационно-образовательной среды. Автономная модель ориентирована только на сетевую среду. Примерами являются Голландский открытый университет, Канадский открытый университет и др.

Сетевой учебный процесс применяется не только для открытого образования и ДО, но и для очной и очно-заочной форм обучения.

Принципы традиционного обучения можно представить в следующем виде:

- общие принципы (научность, системность, развитие);

- принципы, относящиеся к содержанию обучения (соответствие ГОС);

- дидактические принципы (соединение коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении; системность и последовательность в обучении; доступность и др.).

Анализ процессов в системе открытого образования показывает, что данных принципов недостаточно. Это обусловлено существенным изменением фундаментальных представлений о человеке и его развитии при различных системах образования (см. рис. 2) [2].

Рис. 2. Парадигма традиционного и открытого образования

С опорой на человека

Мировой опыт развития СОО позволил сформулировать принципы открытого образования: личностная ориентация; практическая направленность; активность и самостоятельность обучающихся; проблемность содержания; рефлексивность; вариативность образовательных программ; принцип поддерживающей мотивации; модульно-блочный принцип организации содержания образовательных программ.

При максимальном использовании информационных технологий в системе дистанционного образования проявляются дополнительные принципы:

- деятельности – содержание учебных материалов и организация учебного процесса должны выстраиваться вокруг основных видов деятельности обучающегося; формирования поддерживающей дружественной среды;

- интерактивности;

- индивидуализации;

- идентификации;

- регламентности обучения.

Реализация вышеуказанных принципов приводит к качественной трансформации всех составляющих элементов педагогической системы открытого образования, заключающихся в следующем.

1) Ключевой составляющей системы образования становится не логика научного познания, а совокупность профессиональных задач.

2) Главным при отборе содержания образования становится критерий «знание под деятельность». Соответственно меняется характер самого знания.

3) Изменяются требования к методам и формам организации образования.

4) Студент становится полноценным субъектом деятельности при решении как учебно-профессиональных, так и собственно профессиональных задач, получая при этом необходимую помощь от преподавателя.

Система открытого образования – платформа для модернизации сферы образовательных услуг, механизм повышения их качества. Она формирует справедливую конкурентную среду, обеспечивает снижение рентных административных барьеров и уровня коррупции, создав более высокую организационную культуру, используя современные информационные и коммуникационные технологии. Затем способствует формированию предложений по повышению потребительской ценности образовательных услуг на основе модернизации системы управления высшим учебным заведением, создания инфраструктуры горизонтальной интеграции вузов на ресурсном уровне с отдельными элементами в форме сетевых виртуальных организаций. Здесь же разработка механизмов модернизации и формирования инновационно-ориентированной системы образовательных услуг.

Таким образом, открытое образование способно существенно преобразовать всю систему образования, обусловливая развитие и внедрение прогрессивных, инновационных методов, технологий, форм и средств эффективного и качественного обучения. Каждый уровень образования должен быть преобразован так, чтобы обучающийся получил, наряду с конкретными знаниями и умениями, развитие полезных качеств личности, которые будут инвариантны при изучении любого нового производства. Образование должно закладывать основу для дальнейшего саморазвития личности. Одним из реальных механизмов, обеспечивающих возможность использования новейших оборудования и технологий в системе открытого образования, является создание в стране сети виртуальных центров общественного доступа к современным технологиям. Также важно использование интенсивных технологий и перспективных методов обучения, совершенствование профессиональных навыков и умений, позволяющих активизировать проявления системы открытого образования.

Однако требования к оказанию образовательных услуг в сфере высшего образования в России и за рубежом сильно отличаются. В развитых странах исходят из того, что раз студент заказывает и оплачивает услугу, значит, он заинтересован в получении этой услуги, т.е. имеется достаточная мотивация и осуществлять контроль и регулярную оценку знаний нет необходимости. Поэтому при формировании системы открытого образования и организации дистанционной формы обучения отсутствовала необходимость однозначной идентификации студента во время работы в образовательной информационной системе. Такой подход логически вписывается в методологию оказания услуг. Когда человек оплатил и получил необходимую ему услугу без претензии, то некорректным считается заставлять его отчитываться и тем более оценивать уровень получения им этой услуги.

Как известно, в России законодательство при оказании образовательных услуг предусматривает регулярный контроль и оценку уровня знаний получателя этих услуг. Такой подход существенно усложняет методологию формирования системы открытого образования и технологию организации дистанционной формы обучения. При этом появляется необходимость однозначной идентификации студента в информационной системе, что является достаточно сложной задачей. Кроме того, необходимо исключить возможность отказа студента от присланного в электронной форме материала, результатов тестирования в удаленном режиме и т.п.

Выводы

1. Основной причиной отставания России при формировании системы открытого образования и широкого использования дистанционной формы обучения явилось отсутствие технического решения этих задач в рамках создаваемых информационно-коммуникационных систем.

2. Для обеспечения ускоренного процесса формирования системы открытого образования необходимо или изменить законодательство, или все-таки найти техническое решение. Нет уверенности, что в настоящее время есть политическая воля для изменения законодательства и поэтому нужно, как бы тяжело ни было, найти техническое решение. Это позволит говорить о начале новой эры развития сферы образовательных услуг в России.


Источники:

1. Агранович М.Л. Индикаторы в управлении образованием: что показывают и куда ведут? // Вопросы образования, 2008. – № 1.
2. Барыбин А.В. О мерах повышения конкурентоспособности современного вуза в условиях изменяющегося рынка образовательных услуг / А.В. Барыбин, Е.В. Рогинко // Креативная экономика, 2013. – № 12.
3. Беляков С. А. Новые формы образовательных организаций и некоторые проблемы организации и управления образованием/ С.А. Беляков // Университетское управление: практика и анализ, 2006. – № 5.
4. Гасанова З.А. Некоторые аспекты использования смешанного обучения в подготовке будущих специалистов // Информационные технологии в науке, образовании и бизнесе: Сборник материалов международной научно-практической конференции, 28 сентября 2013 г., Дагестанский государственный институт народного хозяйства». – Махачкала: Наука плюс, 2013.
5. Дамянова Л.Т. Опыт европейских стран в создании нового типа университетов // Креативная экономика, 2013. – № 12.
6. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / М.Б. Лебедева, С.В. Агапов и др. / Под общей ред. М.Б. Лебедевой. – СПб.: БХВ-Петербург, 2010.
7. Ибрагимов И.М. Критерий «знание под деятельность» и модель открытого образования [Электронный ресурс] // Элитариум: Центр дистанционного образования, 2010. – 14 июля. – Режим доступа: www.elitarium.ru.
8. Орлова М.С. Модели смешанного обучения и их применение при обучении программированию [Электронный ресурс] // Сборник трудов V Всероссийской научно-практической конференции «Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании» («ИТО-Марий Эл-2008»), Йошкар-Ола 29–30 мая 2008 г.,). – Режим доступа: http://ito.edu.ru/2008/MariyEl/IV/IV-0-5.html (Дата обращения: 22.11.2012).
9. Плаксий С.И. Стратегия успешного вуза. – М., 2006.
10. Савзиханова С.Э. Проблемы и перспективы формирования системы опережающего обучения в сфере высшего образования // Креативная экономика, 2010. – №5.
11. Сафонов К.Б. Дистанционное образование как эффективная форма подготовки управленцев // Информационные технологии в науке, образовании и бизнесе: Сборник материалов международной научно-практической конференции, 28 сентября 2013 г., Дагестанский государственный институт народного хозяйства. – Махачкала: Наука плюс, 2013.
12. Черновалова Г.А. Возможности дистанционных технологий в образовании // Международный журнал экспериментального образования, 2010. – № 1.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:47:03