Перспективы бизнес-образования в предпринимательской среде

Буряк Д.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 10 (10), Октябрь 2007

Цитировать:
Буряк Д.А. Перспективы бизнес-образования в предпринимательской среде // Креативная экономика. – 2007. – Том 1. – № 10. – С. 11-17.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=9549603

Аннотация:
В настоящее время в полной мере ощущается глубокая зависимость современной цивилизации от тех способностей и качеств личности, которые закладываются в образовании. Созидание нового постоянно меняет ситуацию, человек находится в ситуации постоянного выбора. Поэтому современное образование призвано дать процессу обучения открытый творческий характер. В этой связи уместно привести мнение авторитетного зарубежного исследователя М. Хайдеггера о сущности образования: «…сотворчество, сопонимание,соосмысление, сооценка – вот пути подлинного образования, в котором личность учащегося открыта пространству жизненных смыслов и деятельности, сопричастна их созиданию...»

Ключевые слова: предпринимательство, образование, предпринимательская среда, бизнес-образование

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В настоящее время в полной мере ощущается глубокая зависимость современной цивилизации от тех способностей и качеств личности, которые закладываются в образовании. Созидание нового постоянно меняет ситуацию, человек находится в ситуации постоянного выбора. Поэтому современное образование призвано дать процессу обучения открытый творческий характер. В этой связи уместно привести мнение авторитетного зарубежного исследователя М Хайдеггера о сущности образования: «…сотворчество, сопонимание, соосмысление, сооценка – вот пути подлинного образования, в котором личность учащегося открыта пространству жизненных смыслов и деятельности, сопричастна их созиданию...» [1].

К началу XXI века появилось немало новых творческих подходов к моделированию образования. Так, одна из таких моделей, исходящая из открытости мира, получила название «открытой». Она имеет свои особенности: целостность, междисциплинарность, мировоззренческий и методологический плюрализм, открытость процесса познания и интеграция различного рода информации.

Использование компьютеров расширяют возможности обучения за счет организации дистанционных форм обучения. Информация превращается в массовый продукт, потребность в котором возрастает. Это связано с децентрализацией современного обществ (повышением степени свободы индивидуумов, социальных групп и регионов), когда важнейшие решения о своей деятельности индивидуумы и организации принимают самостоятельно, независимо от центральной власти.

Информация получает экономическую категорию, рыночную оценку и перестает быть бесплатным товаром. Возникает информационный рынок, где информация продается и покупается, а операции с информацией приносят прибыли и убытки. Быстрый прогресс в создании информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), усилив значимость науки не только как основного поставщика все новых и новых технологий производству, но и как основного поставщика новой информации.

В настоящее время в России более 75% предприятий находятся в частной собственности, что определяет возрастающую роль предпринимательства. Однако, основной проблемой, на наш взгляд, остается создание системы управления производством, сочетающей развитие предпринимательства и нововведений. Поэтому дистанционная система образования призвана решить эту задачу, что весьма ценно для обучения предпринимательской среды. Эта предполагает «открытая модель» образования, соответствующая синергетической парадигме [2]:

‑ личностную направленность процесса обучения;

‑ пользование различными информационными системами, которые сегодня играют не меньшую роль в образовании, чем непосредственный учебный процесс;

‑ установку обучающегося на сверхзадачу, формируя новые ориентиры и цели;

‑ интеграцию всех учебных дисциплин и способов освоения учебной программы, переход преподавателей к совместным действиям в новых ситуациях;

‑ обращение к мировоззренческим и смысловым моделям, отходя от их догматизации;

‑ открытость образования будущему.

Реализуя идею регулярного непрерывного образования, дополнительное образование (в том числе и бизнес-образование) уверено найти свое место на отечественном рынке образовательных услуг. А это значит, то даже при наличии фундаментального образования в области бизнеса и менеджмента человек должен с определенной регулярностью обновлять свои знания.

Важнейшей особенностью бизнес-образования является его прагматичность, подразумевающая, что менеджер (бизнесмен) принимая участие в практической работе, будет обеспечивать достижение поставленных перед предприятием целей. В этой связи оно имеет двух главных потребителей: предприятия (организации) и отдельные индивидуумы. Основными целями бизнес-образования являются передача менеджерам знаний и выработку умений.

Область приобретаемых знаний включает:

‑ фундаментальные науки об экономике, социологии, количественные методы, информатике и др.;

‑ научные дисциплины о функциях управления, такие как финансы, наука о человеческом поведении, маркетинг, производственный менеджмент, управление о человеческих ресурсах и др.;

‑ знания о среде бизнеса, такие как право, инфраструктура бизнеса, региональная экономика, социальная среда и др.

Выработка умений связана с необходимостью принимать правильные решения в практической деятельности, а для этого менеджерам важно знать теорию мотивации, способствующей приобретению реальных навыков в организации эффективной работы коллектива людей, приемы ведения переговоров, знаний о человеческом поведении и др.

Внедряя в отечественную практику открытость бизнес-образования целесообразно изучить достижения американской науки, положенные в основу подготовки менеджеров по программам диплома «Мастер делового администрирования» (Master of Business Administration - МВА).

На примере Гарвардского университета, структура программы МВА состоит из 30% лекций, 45% работы над проектами и конкретными практическими примерами и 25% тратится на изучение прочих методик.

На первом году обучения (примерно четыре предмета в семестр) студенты знакомятся с принципами функциональной работы компании, составлением финансовой отчетности, с контролем производительности технологических звеньев предприятия, обучаются маркетингу, операционному управлению, приобретают опыт работы в деловой среде, навыки лидерства. В это время рассматриваются взаимоотношения между отдельной компанией и деловой, государственной и социальной средой, с управлением бизнесом. Изучаются международная экономика; предпринимательский менеджмент; финансы; техника ведения переговоров.

На втором году обучения студенты выбирают факультативные предметы и готовят выпускную работу согласно специализации: бухучет, предпринимательство, финансы, менеджмент, международный бизнес, менеджмент информационных систем, маркетинг, управление некоммерческими организациями, производственный менеджмент, статистический анализ.

Интегрируя мировой опыт бизнес-образования, Россия отыскивает собственный путь в подготовке кадров для предприятий, работающих в рыночных условиях. Согласно законодательным актам дополнительное образование осуществляется как основными образовательными учреждениями (университетами и академиями), так и специализированными, к которым относятся институты повышения квалификации, центры подготовки менеджеров, консультационные фирмы и пр., многие из которых не являются государственными.

Основное регулирование деятельности учреждений дополнительного образования стало осуществляться на уровне субъектов Федерации. При этом образовательные учреждения получили широкие права в определении содержания программ, организационных форм и методов обучения.

Характер целей и особенность бизнес-образования подтверждает ее специфическую особенность, в природе которой заложено противоречие между образовательной функцией (передача знаний) и функцией подготовки менеджеров к практической работе (освоением навыков, методов, процедур). Обычно среда ведения бизнеса определяет перечень необходимых навыков и приоритетность знаний, которые и являются основой разработки обучающих программ.

Выполняя конкретные заказы личностей, а, также располагая различными возможностями самих образовательных учреждений, у организаторов обучения стоит нелегкая задача в определении оптимального баланса между образовательной и прикладной компонентами.

Реальные проблемы рынка являются многофакторными. В обостряющейся конкуренции побеждает тот, кто вопросы рынка, финансов, технологии, подбора и мотивации персонала решает одновременно и в тесной взаимосвязи. Отсюда вытекает важность к системному мышлению, которое вооружает менеджера оперативно решать текущие задачи предприятия комплексно.

В этой связи, возникают повышенные требования к преподавателям бизнес-образования. Освоение систематизированных знаний и ориентации на их передачу главную роль играл высококвалифицированный профессор. При этом тематика курсов во многом определяется самим профессором, исходя из его научных интересов и требований к дисциплинам. Для того чтобы повысить связи бизнес-образования с реальной жизнью в американских школах бизнеса широко используется практика привлечения к преподаванию соответствующих специалистов различных областей (бизнесменов, финансистов, работников банка, налоговых и таможенных департаментов и пр.).

Решение проблем, характерных для субъектов рыночных отношений, возможны лишь менеджерами, способными изменить свою роль в организациях и превратиться из командиров в стратегов, главная цель которых не в подчинении работников своей воле, а выработка у них общих целей предприятия и единой стратегии их достижения.

В этой связи для менеджеров становятся важным не столько новые знания, сколько личностные навыки, которые связаны с эффективными коммуникациями, кооперацией с людьми, разработкой мотивации, создание команд и умение работать в них, искусством ведения переговоров. Терпимость, способность действовать в условиях неопределенности, умение сочетать в себе формального и неформального лидера в современных условиях являются очень важными качествами у менеджеров.

И последнее. Как нужно обучать будущих менеджеров? Осуществление эффективного менеджмента невозможно приобрести в рамках академического образования, поэтому резко возрос интерес к нетрадиционным методам обучения, носящих активный характер.

Современная концепция обучения бизнесу и менеджменту связана с новыми информационными технологиями, реализуемые через дистанционную форму обучения, сети Интернета, а также деловые игры, тренинги.

Дистанционное обучение связывает преподавателя и обучаемого посредством специальной технологии, обеспечивающей взаимодействие между ними. Для дистанционного обучения является обязательным наличие виртуального класса, (группы учащихся), поддержка обучения через телекоммуникационные проекты (диалоговая технология, компьютерная связь, телеконференции), наличие координатора, модератора, фасилитатора, организующих обучение через телеконференции.

Использование новых информационных технологий повышает обучение действием, то есть обучающийся имеет возможность решать конкретную деловую проблему в процессе работы над индивидуальным проектом совместно с научным руководителем. При использовании новых методов обучения важное значение стала приобретать оценка результатов вклада в выполнение групповых проектов, а обратная связь позволяет выявить сильные и слабые стороны каждого студента на индивидуальной основе.

Работая в режиме «нововведенческого конвейера», необходимо заботиться об инновационном потоке, основанном на систематическом поступлении информации о научно-технических инновациях, что повысит их привлекательность в предпринимательской среде. Конечно же, применение новых технических средств существенно влияет на себестоимость организации открытого образования и, безусловно, требует больших затрат. Но широкий охват обучающихся и его масштабность будут способствовать синергетическому эффекту в развитии нашего общества, что приведет к быстрому возврату инвестиций.


Источники:

1. Хайдеггер М. Феноменологическое отыскание современной культуры и проблемы образования. – М., 1992. – (Философия образования для XXI века). – С. 125.
2. Савицкий И. О философии глобального образования. – М., 1992. – (Философия образования для XXI века).
3. Урсул А.Д. Настало время учиться у будущего // Деловой мир. – 1996. – 6 марта.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:07:19