Содержание гармонизации промышленной и торговой политики предприятия
Скачать PDF | Загрузок: 9 | Цитирований: 7
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 1 (25), Январь 2009
Цитировать:
Смольянова Е.Л. Содержание гармонизации промышленной и торговой политики предприятия // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 1. – С. 22-26.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11741314
Цитирований: 7 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В настоящее время предприятия вышли на новый виток развития, и первостепенную важность приобретают вопросы обеспечения согласованности потребностей предприятия и общества. Наиболее полно этому может способствовать разработка и реализации в рамках предприятия промышленной и торговой политики, отвечающей требованиям гармонии, то есть устраняющей противоречия и устанавливающей компромисс между производственными и сбытовыми решениями.
Ключевые слова: управление предприятием, промышленная политика предприятия, торговая политика предприятия, гармонизация
В настоящее время предприятия вышли на новый виток развития, и первостепенную важность приобретают вопросы обеспечения согласованности потребностей предприятия и общества. Наиболее полно этому может способствовать разработка и реализации в рамках предприятия промышленной и торговой политики, отвечающей требованиям гармонии, то есть устраняющей противоречия и устанавливающей компромисс между производственными и сбытовыми решениями.
В академической литературе понятие «гармония» означает (греч. harmonia – связь – стройность, соразмерность), соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое [3]. Подобное определение интерпретируется также с позиции следующих синонимических понятий – соответствие, созвучие, соразмерность, равновесие, равномерность, равнозвучие, согласие, благостройность, соразмерное отношение частей целого.
Вследствие этого, следует заключить, что гармонизация это – установление равновесия, согласования и взаимного соответствия между задачами сходного уровня приоритетности, равно требующими выполнения в заданный период, осуществляющееся с помощью сознательно управляемых мер и действий.
Термин «гармонизация» в российской экономической науке используется еще нечасто, однако, в зарубежной литературе этот термин широко распространен. Еще в начале ХХ века К. Адамецки на основе эмпирических методов исследования сформулировал закон гармонизации, который он относил к одному из основных законов экономии. По этому поводу он говорил следующее: «Законом гармонии живая природа, стремясь к экономии сил и средств, управляется стихийно и необычайно совершенным образом. Этот закон глубоко понимали древние греки, у которых ритм и гармония были особого рода религиозным культом. Мы и сейчас применяем часто гармонию, однако это название обычно определяется очень туманно. А с точки зрения экономии мы недооцениваем значение гармонии. По всей видимости, это происходит от того, что до сих пор не старались точно определить, что правильно следует понимать под гармонией в производственной работе…» [1]. По мнению К. Адамецки, проблема гармонизации в организации состоит из двух частей:
1) гармонический подбор отдельных органов;
2) функционирование этих органов в тесной между собой связи таким образом, чтобы каждая операция происходила в свое время (согласование всех их операций).
Гармония является непременным условием достижения положительной синергии, поскольку она характеризует наличие единства целей всех элементов системы и одновекторную направленность действий. Управление организацией – полуестественный процесс обеспечения естественного состояния гармонии. Тектологически, по А. Богданову [1], организационное целое больше суммы своих частей.
Экономисты ХIХ века Ф. Бастиа и Г.Ч. Кэри создали в свое время «Теорию гармонизации интересов», раскрывающую механизм обеспечения единства интересов у различных групп населения в обществе. В менеджменте эта теория нашла применение и была развита в методах мотивации работников и иных методах взаимодействия руководителей и подчиненных [2].
Под гармонизацией промышленной и торговой политики предприятия нами понимается деятельность, направленная на взаимное согласование производственной и торговой политики предприятия, обеспечивающая достижение его основных целей. В свою очередь, цель гармонизации промышленной и торговой политики предприятия можно определить как обеспечение взаимного согласования промышленной и торговой политики предприятия, направленное на достижение максимальной эффективности деятельности предприятия и обеспечение устойчивого его функционирования в долгосрочной перспективе.
Сущность гармонизации промышленной и торговой политики предприятия – это согласование и установление взаимного соответствия совокупности глубинных связей, отношений, внутренних закономерностей, определяющих основные черты и тенденции развития промышленно-торговой сферы предприятия.
Сущность гармонизации как экономической категории есть выражение тех экономических отношений, в которые вступают субъекты этих отношений. Это промышленная и торговая политики предприятия, в результате которых должна быть достигнута общая цель деятельности (достижение социально-экономической эффективности хозяйственной деятельности предприятия).
Однако производственная и торговая деятельность находятся в состоянии противоречия экономических интересов. Каждая из них решает свои задачи, так в производственной сфере важно увеличить объемы производства, а в сбытовой – продажи. Кроме того, поскольку предприятие является системой с тесной взаимосвязью составляющих его элементов, подобное противоречие в интересах не может не отразиться на деятельности, как отдельных элементов системы, так и на результатах деятельности всего предприятия [4]. Поэтому, мы считаем, что гармонизация должна быть направлена не только на достижение максимальной эффективности хозяйственной деятельности предприятия, но и на сбалансированность экономических интересов различных сфер деятельности предприятия.
Сущность гармонизации промышленной и торговой политики предприятия выражается через функции, основными из которых, на наш взгляд, должны быть:
1) экономическая, которая подразумевает достижение максимальной социально-экономической эффективности хозяйственной деятельности предприятия путем сбалансированности противоречивых экономических интересов различных сфер деятельности предприятия.
2) социальная, подразумевающая как построение трудового коллектива на принципах духовной гармонии, а также рост социальной ответственности бизнеса не только перед членами трудового коллектива, но и перед обществом в целом.
3) оптимизации – набор ресурсов и их пропорции в организации в целом и в каждом структурном элементе должен быть ограничен рамками разумности для их эффективного использования. Ресурсов различного рода не должно быть больше или меньше требуемого для обеспечения мотивации людей и бесперебойного функционирования предприятия.
Содержание от сущности в данном случае отличается включением механизмов достижения целей. Задача механизма состоит в том, чтобы достичь согласования целей и интересов разных направлений деятельности предприятия.
Под содержанием гармонизации промышленной и торговой политики предприятия понимается определенным образом согласованная и упорядоченная совокупность элементов и процессов, образующих соразмерное соотношение промышленной и торговой сфер деятельности предприятия при формировании единого целого.
Отсюда вытекают ключевые моменты гармонизации. Они предполагают:
Источники:
2. Анисимов, Ю.П. Гармонизация деятельности предприятия : монография / Ю.П. Анисимов, Ю.В. Журавлев, С.В. Горин. – Воронеж : Воронеж. гос. технол. акад., 2003. – 304 с. – 500 экз. – ISBN 5-89448-279-8.
3. Новый энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. – М. : Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия». – 2001. – С. 118.
4. Экономика предприятия : учебник для вузов / Под ред. В.П. Грузинова. – М. : Банки и биржи : ЮНИТИ, 1999 – 520 с. – ISBN 5-89448-279-8.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 08:39:20