Инвестиционные предпочтения среднего класса и возможность привлечения его накоплений для развития малого предпринимательства в России
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 1 (37), Январь 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Об уровне доходов представителей среднего класса.
Ключевые слова: предприниматели, сбережения, доходы, доходы среднего класса, личные доходы, средний класс
При анализе источников финансирования малого предпринимательства нужно исследовать вопрос, какая часть «средних» русских готова попробовать себя в роли инвесторов? Согласно исследованиям, проведенным специалистами журнала "Эксперт", инвестиционный климат для небольших частных вложений сильно подпорчен событиями середины и второй половины 90-х годов. Внутри среднего класса можно выделить четыре большие статусные группы: рядовые рабочие и служащие; руководители подразделений и ведущие специалисты, руководители небольших компаний и частные предприниматели; руководители крупных и средних компаний, их заместители.
Почти 40% взрослых трудоспособных представителей среднего класса России являются рядовыми, квалифицированными и относительно хорошо оплачиваемыми рабочими и служащими. Средний доход в этой группе составляет 8,65 тыс. долларов в год на одну семью — чуть менее 350 долларов в месяц на каждого члена семьи. Среди рабочих мужчин в два раза больше, чем женщин, среди служащих - наоборот.
Группа руководителей структурных подразделений - цехов, бригад, отделов, проектов и т. п. и ведущих специалистов - также составляет почти 40% среднего класса. Средний доход в этой группе - 10,4 тыс. долларов в год на одну семью, то есть чуть менее 300 долларов в месяц на каждого члена семьи, что ровно на 20% превосходит средний показатель группы рядовых рабочих и служащих. Среди руководителей подразделений мужчин в полтора раза больше, чем женщин, среди ведущих специалистов - наоборот.
12% «средних русских» - предприниматели. Интересно, что в Москве и Санкт-Петepбурге доля предпринимателей среди представителей среднего класса не превышает 10%, тогда как в других мегаполисах она составляет не менее 15%. Средний доход семей предпринимателей составляет 12 тыс. долларов в год на семью - чуть менее 350 долларов в месяц на каждого члена семьи, что почти на 40% превосходит средний показатель группы рядовых рабочих и служащих и на 15% — показатели руководителей подразделений и ведущих специалистов. Среди предпринимателей мужчин вдвое больше, чем женщин.
12% «средних русских» являются руководителями средних и крупных компаний или их заместителями. Доход в этой группе - такой же, как у предпринимателей. Но если в семьях руководителей он на 10% ниже, чем у предпринимателей, то у руководителей компаний он на 25% выше и составляет около 15 тыс. долларов в год на одну семью, или более 400 долларов в месяц на человека. Это почти вдвое превосходит средний показатель группы рядовых рабочих и служащих, в полтора раза показатель руководителей подразделений и почти на 40% показатель группы заместителей руководителей,
Среди руководителей и их заместителей мужчин больше, чем женщин. Однако при всех различиях в статусе, доходах и материальных возможностях семей среднего класса есть нечто, объединяющее их всех в одну социальную группу. Это - структура распределения доходов по не основным статьям расходов. Структура, задающая и частично формирующая потребительское поведение и образ жизни.
В течение последнего года «средние русские» несколько изменили свое потребительское поведение. Расходы на питание и товары повседневного спроса стабилизировались, расходы на товары длительного пользования (крупную бытовую и видеотехнику, мебель, одежду) немного снизились. При этом доходы продолжают расти. Простая арифметика подсказывает: снижение расходов должно компенсироваться ростом сбережений.
На рост сбережений указывают и данные многочисленных маркетинговых исследований, и официальная статистика. По данным Госкомстата Российской Федерации только за 2001 год объем вкладов физических лиц в кредитных организациях вырос более чем на 50% и к маю текущего 2002 достиг 800 млрд. рублей, или немногим более 25 млрд. долларов. К этим «публичным» сбережениям следует добавить ту часть наличной рублевой денежной массы, которая накопилась на руках у населения (порядка 12 млрд. долларов), акции и прочие ценные бумаги на сумму 7 млрд. долларов, а также наличную иностранную валюту, объем которой оценивается в 25-45 млрд. долларов. Таким образом, общий объем сбережений российского населения можно оценить в 70-90 млрд. долларов.
При этом часть наличных рублей - никакие не сбережения, а просто оперативный запас. Так что реальными сбережениями следует считать только 60-80 млрд. долларов. Основная масса этих денег, порядка 65-75% принадлежит представителям среднего класса России. То есть российский средний класс контролирует сегодня порядка 50 млрд. долларов сбережений. А поскольку к этому социальному слою относится примерно 10 млн. российских семей размер сбережений одной семьи сегодня составляет 4,5-5 тыс. долларов.
Для чего средний класс сберегает деньги и какие механизмы сбережений смoгyт привлечь его внимание?
Треть семей «средних русских» сегодня практически не имеет сбережений. Это либо семьи, доходы и материальные возможности которых имеют отрицательную динамику, и они вынуждены для поддержания привычного уровня текущего потребления использовать накопления предшествующих лет. Либо семьи, которые совсем недавно совершили крупные приобретения и истратили свои накопления. Теперь они, можно сказать, находятся в самом начале нового сберегательного цикла.
Еще треть имеет небольшие сбережения - в пределах 3-4 тыс. долларов. Эту группу формируют семьи, которые откладывают по 500-1000 долларов в год. На долю группы из 3,5-4 млн. семей приходится около 12-15 млрд. долларов совокупных сбережений. Четверть семей среднего класса располагает сбережениями на сумму 5-7 тыс. долларов. Это достаточно разношерстая группа из 2,5-3 млн. семей, на долю которой приходится около 15 млрд. долларов совокупных сбережений.
Наконец, 6% семей среднего класса имеют накопленные сбережения в пределах 8-12 тысяч, а 3% — 15-25 тыс. долларов. На долю этих двух групп приходится по 6 млрд. долларов совокупных сбережений. Однако уровень доверия к инвестиционным программам и институтам все еще остается низким. Это является одним из серьезных сдерживающих факторов развития отечественного бизнеса.
Окончание следует
Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:10:56