Развитие мониторинга предприятий Банком России
Скачать PDF | Загрузок: 12
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 24 (270), Декабрь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассматриваются концептуальные аспекты развития мониторинга Центральным банком финансового состояния предприятий реального сектора в качестве макроэкономического наблюдения. Авторы предлагают считать участие предприятия-заемщика в мониторинге фактором снижения кредитного риска при классификации ссуд.
Ключевые слова: кредитные риски, банковские услуги, банковский надзор, Банк России (Центральный банк), макроэкономические наблюдения, мониторинг предприятий
Банковский сектор, являясь неотъемлемой частью национальной экономики любой страны, находится в зависимости от ее состояния. Проблемы, возникающие в тех или иных секторах экономики, влияют на состояние банковской системы – снижением оборотов, остатков средств на счетах клиентов, и как следствие – рисками неисполнения обязательств и ростом просроченных кредитов.
Обзор работы Центральных банков стран мира
Центральные банки многих стран мира для получения достоверных макро- и микроэкономических данных проводят регулярный анализ ситуации в сфере производства товаров и услуг. Чтобы иметь оперативную информацию регуляторы осуществляют мониторинг предприятий, основной формой которого являются опросы нефинансовых предприятий, принимающих участие в них на добровольной основе. При этом целью такой работы, помимо макроэкономического наблюдения, является оценка финансового положения предприятий при проведении операций рефинансирования.
Банк Франции на основе аналитических данных о деятельности предприятий (до 80% всех хозяйствующих субъектов в стране) формирует рейтинговые оценки отдельных компаний. Результаты этой работы регулятор предоставляет коммерческим банкам в качестве информационной поддержки их деятельности в сфере оценки рисков.
В Германии подобная система создавалась в целях переучета векселей предприятий Бундесбанком. В настоящее время она также является основой для принятия решений о приемлемости долговых инструментов предприятий в качестве гарантий при рефинансировании.
Мониторинг позволяет в режиме постоянного оперативного наблюдения анализировать деятельность предприятий в различных отраслях нефинансового сектора экономики: отслеживать изменения экономической конъюнктуры и определяющих ее факторов, наблюдать за инвестиционной активностью предприятий и их стратегиями в области привлечения и размещения финансовых ресурсов, а также за основными финансовыми показателями предприятий [1, 2]. Именно поэтому Банк России как регулятор банковской системы большое внимание уделяет состоянию экономики страны в целом и ее регионов, развитию различных видов экономической деятельности и отдельных экономических субъектов.
Система мониторинга Банка России
С 2000 г. Банком России разработана и реализуется программа «Мониторинг предприятий», в рамках которой проводится регулярный оперативный анализ состояния экономики регионов, а также прогноз экономической ситуации на основе независимых оценок руководителей предприятий. Система мониторинга нефинансовых предприятий базируется преимущественно на опыте Бундесбанка Германии и Банка Франции. В эту программу вовлечены более 15,5 тысяч структурообразующих предприятий различных регионов России [4]. Рассмотрим некоторые примеры.
В Сахалинской области участниками мониторинга являются около 200 предприятий, в числе которых системообразующие, определяющие тенденции развития экономики региона: нефтегазовой отрасли, рыболовства, сельского хозяйства, транспорта и связи. Среди участников мониторинга есть представители оптовой и розничной торговли, а также малого бизнеса, что позволяет видеть происходящие процессы в этих секторах экономики. Проводя мониторинг, Главное управление (ГУ) Банка России по Сахалинской области также изучает спрос предприятий на банковские услуги, получая оценку деятельности кредитных организаций региона по основным направлениям, в том числе оценку ключевых условий кредитования – объемов и сроков предоставления кредитных ресурсов, процентных ставок, процедур оформления документации. Кроме того, регулятор ежемесячно получает оценки предприятий по изменению экономической конъюнктуры [7].
Аналитические материалы, подготовленные по результатам мониторинга, несомненно, очень важны при осуществлении Центральным банком надзорной деятельности. Они также предоставляются кредитным организациям и предприятиям-респондентам, участвующим в опросах. Данные о состоянии экономики регионов и ее отраслях помогает банкам своевременно реагировать на конъюнктурные изменения. Банкам важно понимать, как их деятельность оценивается предприятиями, насколько востребованы те или иные банковские услуги, это дает возможность банкам выстраивать продуктовую линейку, ориентируясь на реальные потребности бизнеса.
В свою очередь, руководители предприятий-респондентов подтверждают, что системное участие в комплексном анкетировании позволяет им на безвозмездной основе получать ценные аналитические материалы, содержащие сравнительный анализ широкого круга производственных и финансовых показателей, а также отраслевые данные, которые дают возможность повышать эффективность принимаемых управленческих решений. Материалы мониторинга позволяют бизнесу снижать расходы на маркетинговые исследования рынков, на которых работают они сами, их поставщики, конкуренты, смежники, потребители продукции. Кроме того, оказывая информационно-аналитическую поддержку банковской системе и реальному сектору, Центральный банк способствует повышению эффективности их взаимодействия.
ГУ Банка России по Краснодарскому краю осуществляет мониторинг предприятий нефинансового сектора экономики с 1999 г. За 14 лет накоплен значительный опыт в проведении анализа финансового состояния предприятий, исследовании условий хозяйствования, а также факторов, влияющих на рост инвестиций и производства.
В настоящее время в Краснодарском крае участие в мониторинге принимают около 370 предприятий, представляющих основные виды деятельности реального сектора: промышленное производство (27% от всех предприятий-респондентов), торговля (19%), строительство (18%), сельское хозяйство (8%). Краснодарский край входит в первую десятку регионов по количеству предприятий, участвующих в мониторинге территориальных учреждений Банка России. Несмотря на представительность сформированной выборки, существует серьезная потребность в увеличении количества участников опросов с целью наиболее полного охвата большинства отраслей региона [5].
В России информационная открытость хозяйствующих субъектов, к сожалению, крайне низка. Если в Германии, Франции и многих других странах участие в таких опросах считается престижным и ограничивается лишь предельной величиной выборочной совокупности, то в нашей стране система мониторинга предприятий пока не достигла существенного уровня. Многие руководители настороженно относятся к предоставлению данных о деятельности своих предприятий, не в последнюю очередь потому, что в российском бизнесе отчетность предприятий зачастую не прозрачна, искажена серыми схемами.
Результаты экономического анализа предприятий, участвующих в мониторингах, используются также для информационно-аналитической поддержки выполнения банками надзорных требований регулятора. Основой всесторонней оценки кредитного риска является объективный и комплексный анализ финансового состояния заемщика, который невозможен без предоставления последним полной и достоверной информации о своей экономической деятельности. Кроме того, банкам необходимы данные макро- и мезо-экономических наблюдений Центрального банка и его территориальных учреждений, в том числе сведения о состоянии рынков, а также сопоставительные данные по предприятиям аналогичных отраслей и видов экономической деятельности.
Решению данных вопросов способствует участие нефинансовых предприятий (потенциальных заемщиков) в мониторинге предприятий, проводимом Центральным банком. Проведение комплексной оценки финансового положения предприятия-заемщика и кредитных рисков по имеющимся ссудам также служит подтверждением открытости и прозрачности его бизнеса.
По нашему мнению, обоснованным и желательным является включение кредитной организацией в перечень критериев, применяемых при классификации ссуд, условия об участии предприятия-заемщика в мониторинге Банка России как фактора снижения кредитного риска и формирования банком резервов на возможные потери по ссудам в меньшем размере (в рамках одной категории качества). Данная мера позволит не только повысить качество анализа финансового состояния заемщиков/поручителей кредитных организаций, а также даст возможность значительно увеличить объемы выборки участников мониторинга по оценке надежности нефинансовых предприятий. Кроме того, такая практика позволяет снизить расходы банков в части формирования резервов, и как следствие, повлияет на снижение ставки по кредитам.
При проведении анализа отдельного предприятия существенным является использование объективных базовых ориентиров, рассчитанных на основе финансовых показателей предприятий, работающих в сопоставимых условиях. Не у каждого банка число заемщиков достигает 1000 предприятий – достаточного количества для формирования собственной аналитической базы данных. А Банк России обладает данными по финансовым коэффициентам более 7000 предприятий, что позволяет в короткие сроки проводить анализ финансового состояния предприятия-заемщика в сопоставлении с финансовыми показателями группы предприятий однотипного вида деятельности.
До недавнего времени в Банке России база данных финансовой отчетности формировалась только по предприятиям-участникам мониторинга. В целях совершенствования информационно-аналитического обеспечения нужд надзорного блока принято решение об осуществлении комплекса мероприятий по наполнению этой базы отчетностью и других предприятий, поступающей в ходе осуществления надзорных и прочих мероприятий. Начиная с 2013 г. указанная система введена в действие, что позволяет значительно увеличить базу сравнения и повысить качество оценки финансового состояния предприятия-заемщика.
Выводы
На основе мониторинга предприятий создается уникальная база данных, которой не располагает сегодня ни один из органов государственного управления и представителей банковского сообщества. Вопросы о направлениях взаимодействия Банка России, органов управления регионов и предприятий в рамках мониторинга последних обретают большую значимость. Очевидно, что такое сотрудничество будет взаимовыгодным и принесет всем практическую пользу.
Источники:
2. Зике Р.В., Главацкий В.Б. Основные факторы развития российской банковской системы // Российское предпринимательство. – 2014. – № 1. – С. 64–69.
3. Зике Р.В., Пыткин А.Н. Банковские риски и новые требования к организации банковского надзора // Российское предпринимательство. – 2013. – № 14. – С. 65–70.
4. Мониторинг предприятий / Правительство Калининградской области: офиц. сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gov39.ru/biznesu/predprinimatelstvo/monitoring-predpriyatiy.php.
5. Мониторинг предприятий, проводимый Банком России / Департамент потребительской сферы Краснодарского края [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dps-kk.ru/www/dps-kk.nsf/wDoc/5E5469D384F437F943257A4C0035EA33.
6. Положение о проведении мониторинга предприятий Банком России (утв. Банком России 19.03.2002 № 186-П; ред. от 24.12.2004).
7. Сергеева И. Предприятия Сахалина находятся под неусыпным контролем регионального ГУ Банка России // Дальневосточный капитал, 2011. – № 12.
Страница обновлена: 26.09.2024 в 17:47:52