Специфика и перспективы развития инжиниринговых услуг в инновационной сфере
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 19 (265), Октябрь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Лифанов И.Д., Шинкевич А.И. Специфика и перспективы развития инжиниринговых услуг в инновационной сфере // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 19. – С. 16-27.
Аннотация:
В статье описаны направления, виды и функции ряда инжиниринговых фирм, которые должны входить в единую инфраструктуру, необходимую для непрерывного инновационного развития. Раскрываются стандарты, определяющие порядок оказания эффективных инжиниринговых услуг. Особенно подчеркнута необходимость создания новых для России видов инжиниринга в инновационной сфере вследствие неустойчивости и противоречивости его развития, деформации его структуры и отсутствии государственной политики в сфере регулирования рынка инжиниринговых услуг.
Ключевые слова: методологические подходы, инжиниринговые услуги, классификация инжиниринговых услуг
В качестве стратегической цели развития российской экономики Правительством РФ определен переход национальной экономики на инновационный путь развития [9]. В России официальная терминология, связанная с инновациями, зафиксирована в проекте Федерального закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации» [5] и в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. [8].
Возникновение и развитие инжиниринговых услуг
В соответствии с этими документами инновации представляют собой конечный результат научной деятельности, реализованный в виде нового или усовершенствованного продукта (технологического процесса), качественно отличающегося от своих аналогов или не имеющего аналогов. Важная роль в этом отводится организациям, оказывающим профессиональные инжиниринговые услуги. Деятельность инжиниринговых компаний служит важным фактором внедрения инноваций в различные отрасли народного хозяйства, осуществляя трансферт научных знаний в экономику.
Предоставление инжиниринговых услуг в инновационной сфере возникло в России в конце 80-х – начале 90-х гг. ХХ века как результат распада СССР и усиления конкуренции между производителями в различных отраслях народного хозяйства. В настоящее время на рынке инжиниринговых услуг успешно функционируют более 300 тыс. российских и зарубежных компаний, в том числе межконтинентальные инженерно-консалтинговые корпорации: «Fluor Corporation», «WorleyParsons Ltd», «KBR», «CB&I» и др. По итогам 2012 г. объем рынка инжиниринговых услуг в России составил 1,2 трлн руб., что на 18% ниже аналогичного периода прошлого года. Лидерами на российском рынке, по данным специализированного журнала «Управление производством» [10], является основанная в 2006 г. ОАО «Атомэнергомаш» (ГК «Росатом»), занявшая 1 место в рейтинге «Модернизация и инжиниринг в России» по итогам 2013 г. и ОАО «Стройгазконсалтинг» - 18 место в рейтинге «Эксперт - 400» журнала «Эксперт» [7].
В таблице 1 представлены основные экономические показатели РФ в 2000-2012 гг. В 2012 г. наблюдалось незначительное снижение индекса промышленного производства, однако в сочетании с сохранением тенденции увеличения рост объема инвестиций в основной капитал можно ожидать увеличение емкости рынка инжиниринговых услуг (проектно-изыскательские работы, поставка и комплектация, строительно-монтажные работы) не менее чем на 40%. По оценкам экспертов в 2012-2016 гг. суммарный объем инвестиций в проекты, определяющих направления развития сегмента транспортировки нефти и нефтепродуктов, в России составит около 9 млрд долл.
Таблица 1
Основные экономические показатели РФ в 2000-2012 гг. (в % к предыдущему году)
Показатели
|
2000
|
2005
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
ВВП
|
110,0
|
106,4
|
107,3
|
92,1
|
104,5
|
104,3
|
103,4
|
Индекс промышленного производства
|
108,7
|
105,1
|
100,6
|
90,7
|
107,3
|
105,0
|
103,4
|
Инвестиции в основной капитал
|
117,4
|
110,2
|
109,5
|
86,5
|
106,3
|
110,8
|
106,6
|
Индекс потребительских цен
|
120,2
|
110,9
|
113,3
|
108,8
|
108,8
|
106,1
|
106,6
|
Индекс цен производителей
|
131,9
|
113,4
|
93,0
|
113,9
|
116,7
|
112,0
|
105,1
|
Несмотря на очевидные предпосылки развития инжиниринга, М.А. Гершман констатирует отсутствие в российском нормативно-правовом базе однозначного определения инжиниринга [1].
Терминология и классификация инжиниринговых услуг
Формулировка термина «инжиниринг» содержится в действующем государственном стандарте ГОСТ Р 15.011-96: «Инжиниринг: выполнение различных инженерных работ, оказание консультационных услуг на коммерческой основе» [2]. В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД) и в Гражданском Кодексе (ГК РФ) отсутствуют понятия инжиниринга и инжиниринговых услуг. Возникает необходимость внесение дополнений и изменений в ОКВЭД в области инжиниринга.
На практике нередко возникают ситуации, когда организации, занимающиеся инжиниринговой деятельностью, не имеют малейших представлений об этом, в то время как компании, позиционирующие себя как инжиниринговые, занимаются совершенно иными видами экономической деятельности. Например, в качестве основных кодов ОКВЭД (по данным бухгалтерской отчетности) у крупнейших российских инжиниринговых холдингов полного цикла ОАО «Группа Е4» [3] и ОАО «Атомэнергомаш» [4] указаны соответственно 45.3 - Монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений и 51.65 - Оптовая торговля прочими машинами и оборудованием, не подходящие под определение инжиниринговых услуг [3, 4]. Это, в первую очередь, характерно для тех отраслей экономики, в которых наблюдается смешение инженерно-консультационных и других (сопутствующих) видов профессиональных услуг, которые не всегда можно классифицировать как инжиниринговые. Например, нечеткое разграничение между такими видами инжиниринга как экспертиза промышленной безопасности (Инженерный аудит) и технический надзор за строительно-монтажными работами (Строительный инжиниринг) в некоторых случаях препятствует принятию соглашений по подготовке и реализации проекта. Необходима более четкая классификация инжиниринговых услуг, выполнение которых требуется от конкретной компании.
Инжиниринговые услуги могут предоставлять региональные центры инжиниринга (РЦИ), центры трансферта технологий, инжиниринговые компании и т.д. Зачастую инжиниринговыми называют услуги, которые таковыми не являются. Согласно критериям, содержащимся в № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политики» от 23 августа 1996 г. (ред. от 02.11.2013), инжиниринговые услуги можно отнести к научно-технической деятельности, поскольку они направлены на «применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем» [11]. В состав инжиниринговых услуг включаются исследования и услуги, связанные с организацией производственного процесса (выполнение работ по проектированию технологического оборудования, инженерно-изыскательские, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, подготовка технико-экономического обоснования строительства объектов, разработка планов строительства и контроль над выполнением работ, монтаж и наладка технологического оборудования, сдачу объекта в эксплуатацию, технический надзор за строительно-монтажными работами, послепроектное обслуживание заказчиков), а также специальные услуги (обучение персонала, инженерный аудит, экологический инжиниринг). Кроме того, Федеральная служба государственной статистики относит к инжиниринговым услугам различные консультационные услуги, касающиеся производственных процессов, и «общее техническое содействие производству на объекте»; при этом перечень таких услуг остается открытым.
Классификация ОКВЭД не всегда соответствует, а иногда и противоречит практике инжиниринга, поэтому нуждается в существенной доработке для приведения ее в соответствие с видами инжиниринговой деятельности, осуществляемой инжиниринговыми организациями на территории РФ. Остается открытым вопрос и о соответствии определению инжиниринга некоторых видов инжиниринговых услуг (финансовый инжиниринг; разработка и анализ проектной документации). Эти определения в большей степени соответствует понятию «инженерно-консалтинговые услуги», как правило, сопутствующие инжинирингу (services accompanying engineering), но в отличие от него предусматривает лишь консультирование по инженерным вопросам, но не влияют на процесс производства. Предлагаемая нами авторская классификация (см. табл. 2) позволяет структурировать инжиниринговые услуги согласно требованиям международных и российских нормативно-правовых актов.
Таблица 2
Предлагаемая классификация инжиниринговых услуг
Виды услуг
|
Краткая
характеристика вида инжиниринговых услуг
|
Управленческий инжиниринг
|
Бизнес-инжиниринг и управление организационным развитием,
управление проектом и т.д.
|
Финансовый инжиниринг
|
Финансовый инжиниринг государственных финансов и финансов
местного самоуправления, управление финансовыми рисками, инжиниринг рынка
ценных бумаг, налоговый инжиниринг
|
Риск-инжиниринг |
Конструирование инновационных финансовых продуктов для снижения
различного рода рисков с помощью различных финансовых инструментов, анализ
документооборота, размещение или перемещение отделов, управление офисом, организация
и методы управления, регулирование риска, гарантии безопасности, планирование
рабочих помещений и их оснащение
|
Консультационный инжиниринг |
Предварительный инжиниринг и технико-экономические
обоснования (ТЭО), инженерный консалтинг, работы
исследовательского, проектно-конструкторского, расчетно-аналитического характера,
разработка планов строительства и контроль над проведением работ,
оценка работ и т.д.
|
Инженерный аудит |
Энерготехнологический аудит,
аудит энергоэффективности, экспертиза машин и оборудования, проектной документации,
промышленной безопасности, инженерное сопровождение проектов
|
Строительный инжиниринг |
Охватывает весь комплекс работ, связанных со
строительством промышленных и других объектов, за исключением поставки,
монтажа и наладки технологического оборудования, сдача объекта в
эксплуатацию, технический надзор за строительно-монтажными работами,
послепроектное обслуживание заказчиков
|
Промышленный инжиниринг
|
Управление проектами, научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы (НИОКР), выполнение работ по проектированию
технологического оборудования
|
IT-инжиниринг |
Применение вычислительной техники и информационных
технологий, создание электронно-информационной базы контрактов, раскрытие
информации о поставщиках услуг и др.
|
Специальные услуги
|
Обучение в области инжиниринга, экологический инжиниринг, HR-инжиниринг
|
Для выявления особенностей современного российского рынка инжиниринговых услуг и разработки собственных рекомендаций и предложений по дальнейшему развитию рынка инжиниринговых услуг и управления экономическими субъектами осуществляющих услуги инновационного характера положены результаты SWOT – анализа слабых и сильных сторон инжиниринга, угроз и возможностей развития услуг в будущем (см. табл. 3).
Таблица 3
SWOT-анализ состояния рынка инжиниринговых услуг в РФ
Сильные стороны
(S)
|
Слабые стороны (W)
|
S1. Сформирован предварительный
перечень типов инжиниринговых услуг.
|
W1. Отсутствуют стандарты и формы
предоставления инжиниринговых услуг.
|
S2. Интенсивное становление рынка
инжиниринговых услуг.
|
W2. Дефицит материальных,
финансовых и трудовых ресурсов.
|
S3. Высокая конкуренция.
|
W3. Низкое качество
предоставляемых услуг.
|
S4. Подготовлен проект
федерального закона в области инжиниринговых услуг.
|
W4. Отсутствует законодательная база
в области оказания инжиниринговых услуг.
|
S5. В
«дорожную карту» нового закона внесены мероприятия, направленные на разработку и внедрение стандартов, оказания инжиниринговых
услуг.
|
W5. Отсутствуют стандарты по
оказанию определенных видов инжиниринговых услуг.
|
S6. Обязательное лицензирование отдельных
видов инжиниринговой деятельности
|
W6. Отсутствие определенных
структур, регулирующих деятельность в области инжиниринга
|
Возможности
развития (O)
|
Угрозы развитию (T)
|
O1. Возрастает значимость
инжиниринговых услуг.
|
T1. Возможности сбоев вследствие
некачественного предоставления услуг.
|
O2. Разработка и внедрение
внутренних стандартов организации, системы менеджмента качества.
|
T2. Отсутствие внешнего контроля
может способствовать снижению качества оказываемых услуг.
|
O3. Взаимодействие с
научно-исследова-тельскими организациями и учреждениями профессионального
образования.
|
T3. Недостаточная разработка
программ стимулирования научных кадров ведет к снижению эффективности
оказания услуг.
|
O4. Расширяется количество потенциальных
участников и спектр предоставляемых услуг.
|
T4. Формальный подход к решению
многих вопросов инжиниринговых услуг и как результат снижение их качества.
|
O5. Совершенствование деятельности
подрядных организаций.
|
T5. Структурная дезорганизация
вследствие несбалансированной деятельности.
|
O6. Снижение расходов компании может привести к уменьшению стоимости
оказываемых услуг, а также к улучшению финансового состояния организации.
|
T6. Внедрение новых механизмов
кооперации организаций дает возможность для разработки перспективных
стратегий и тактик развития, расширение рынка услуг
|
O7. Приведение в соответствие
законодательной базы снижает риск возникновения возможных конфликтов.
|
|
O8. Передача части функций внешним исполнителям
позволяет повысить эффектив-ность оказываемых услуг, сосредоточить усилия на
основных видах деятельности.
|
|
O9. Открытый доступ к информации о
финансово-хозяйственной деятельности повышает доверие к компании,
обеспечивает профессиональный подход к оказанию услуг
|
|
Проблемы и основные направления развития инжиниринговых услуг
Несмотря на очевидные успехи в развитии теории инжиниринговых услуг имеются серьезные проблемы, проявляющиеся:
- в низкой эффективности системы контроля качества предоставляемых услуг. Обязательное лицензирование для отдельных областей инжиниринга дает лишь право заниматься соответствующей деятельностью в соответствии с классификацией ОКВЭД, указываемой в качестве основных видов деятельности, но не подтверждает профессиональную компетентность компании в соответствующих сферах деятельности и не исключает возможности занятия смежными видами деятельности. Однако именно наличие смежных ВЭД затрудняют классификацию инжиниринговых услуг;
- в недостаточном участии, а порой и отсутствии профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности, включая пользователей услугами. В настоящее время в РФ отсутствует структура, подобная международной федерации инженеров-консультантов (FIDIC) или Китайской национальной ассоциации инженеров-консультантов (CNAEC), несмотря на то, что в 2006 г. зарегистрирована «Российская ассоциация инженеров консультантов»;
- в отсутствии регулирования инжиниринговой деятельности и инженерного консалтинга как вида профессиональной деятельности;
- в недостаточной профессиональной подготовки большей части специалистов, а также недостаточного опыта оказания услуг в сфере инноваций.
Нами предложены следующие основные направления в развитии деятельности по оказанию инжиниринговых услуг.
1) Достижение открытого доступа и повышение достоверности информации. В настоящее время существуют определенные сложности с получением доступа к материалам финансовой отчетности большинства инжиниринговых организаций. Для оценки деятельности инжиниринговых компаний существуют различные платные рейтинги, формируемые путем опроса руководителей. Деловым порталом «Управление производством» (ведущим русскоязычным интернет-ресурсом по производственной тематике) проводятся платные рейтинги «Инжиниринг в России – итоги 2008 года», «Инжиниринг в России – 2010. Итоги» и «Модернизация и инжиниринг – 2013». Подведение итогов рейтинга является попыткой проанализировать сформировавшиеся ниши рынка инжиниринга и выявить его последние тенденции. В комментариях к вышеуказанным рейтингам делового портала «Управление производством» указывается, что в 2009 г. из 100 приглашенных к участию в рейтинге «Инжиниринг в России – итоги 2008 года» приняли участие 17 компаний, а в 2010 г. в рейтинге «Инжиниринг в России – 2010» из 150 инжиниринговых организаций приняли участие 6 компаний. Такое небольшое количество участников, по нашему мнению, может быть обусловлено не из-за проблем с невыполнением обязательств по ранее заключенным контрактам, а тем обстоятельством, что не все организации подают сведения о результатах своей деятельности даже в органы государственного статистического наблюдения. В пользу данного предположения говорит тот факт, что в данных государственного статистического наблюдения отсутствуют сведения о финансовых показателях ряда компаний, годовые отчеты чаще всего отсутствуют в открытом доступе. Годовые отчеты крупных компаний представлены на русском и английском языках [3].
2) Формирование независимых общественных объединений, регулирующих рынок инжиниринговых услуг.
3) Приведение в соответствие законодательного и нормативного регулирования в области оказания инжиниринговых услуг. Как уже упоминалось выше, в настоящее время в нормативно-правовых актах РФ отсутствует однозначное определение понятия инжиниринга. В соответствии с проектом Федерального закона «Об инжиниринговой деятельности» (закон не принят по состоянию на 15.03.2014), инжиниринговая деятельность (инженерно-консультационные услуги) представляет собой консультационные услуги различного характера, касающиеся производственных процессов, и «общее техническое содействие производству на объекте». Авторы проекта проводят разграничение таких видов деятельности как инжиниринг и промышленный дизайн. В англоязычных материалах часто встречается термин engineering design (от англ. design – замысел, план) под которым понимается проектирование.
4) Периодическое повышение квалификации специалистов, занимающихся оказанием подобного рода услуг. Поскольку качество предоставляемых инжиниринговых услуг в инновационной сфере во многом определяется квалификацией сотрудников, работающих над реализацией инновационного проекта на предприятиях, ориентированных на выпуск наукоемкой продукции, необходимо либо предусмотреть их периодическое повышение квалификации (раз в 3 года), либо привлечение внешних консультантов.
5) Совершенствование информационного и методического сопровождения взаимодействий между инжиниринговыми компаниями и заказчиками.
6) Развитие системы внешнего и внутреннего контроля качества предоставляемых услуг.
7) Формирование внутренних стандартов, учитывающих порядок оказания услуг и координирующих деятельность инжиниринговых организаций.
Малые инжиниринговые компании, как правило, имеют ограниченный ресурсный и кадровый потенциал. Все это существенно ограничивает их потенциальные возможности на рынке, обусловливает необходимость кооперации с государством, научными и образовательными структурами, а также обособление инжиниринговых компаний в рамках крупнейших российских инженерно-строительных холдингов. Традиционно подобного рода интеграционные отношения принято представлять в виде горизонтальной, выстраиваемой по инициативе всех участников предпринимательского взаимодействия (носит неустойчивый характер), и вертикальной, выстраиваемой по инициативе одного из участников предпринимательского взаимодействия (обладает относительной устойчивостью) моделей.
Следует отметить, что лидирующие позиции в российских рейтингах инжиниринговых организаций (учитывающих преимущественно показатель объема выручки за отчетный год) занимают вертикально интегрированные инжиниринговые компании (ВИИК) холдингового типа, специализирующиеся на реализации проектов «под ключ», в состав которых входят научно-исследовательские и проектно-изыскательские организации [1]. Основную долю выручки инжиниринговых организаций формируют «низкотехнологичные» работы, что обусловлено как отсутствием необходимой материально-технической базы, квалифицированного персонала, опыта проектирования «под ключ». В развитых странах действует ряд крупных международных инжиниринговых компаний, работающих в основном на условиях EPCM (Engineering, Procurement and Construction Management) - контрактов (Fluor Corporation, KBR). Причем годовые отчеты большинства этих компаний представлены в открытом доступе.
ВИИК способные оказывать комплексные инжиниринговые услуги (исследования, проектирование, управление цепями поставок, строительство) могут быть представлены инжиниринговыми консорциумами (от лат. consortium – соучастие, сообщество), представляющих собой временное организационное образование двух или более независимых предприятий и организаций с целью координации, практической реализации крупных инжиниринговых проектов. В консорциум могут объединяться крупные, мелкие предприятия, ВУЗы, отраслевые НИИ. Примером подобного взаимодействия может служить вхождение КНИТУ в состав крупного инжинирингового консорциума «Камгэсэнергострой» и создание на базе КНИТУ Регионального центра инжиниринга в сфере химических технологий (РЦИ) и Инжиниринговой компании в области химической технологии Chemical Engineering в рамках пилотного проекта Минэкономразвития и Минпромторга России.
В соответствии с государственной программой «Экономическое развитие и инновационная экономика» к 2015 г. запланирован рост физического объема инвестиций в основной капитал до уровня свыше 6,4%, увеличение доли инвестиций в ВВП до 25% (по итогам 2013 г. данный показатель составляет – 19,8%), увеличение доли добавленной стоимости, произведенной сектором малого и среднего предпринимательства в общем объеме ВВП до 22,4% (при нынешнем показателе – 21,2%).
Выводы
На основе данных государственной статистики и анализа экономических показателей инженерно-консалтинговых организаций, представленных на официальном сайте Министерства Промышленности и Торговли РФ, можно сделать вывод, что в настоящее время складываются благоприятные условия для дальнейшего развития инжиниринга в РФ. Тем не менее, необходимо оперативное решение сформулированных нами проблем развития инжиниринговых услуг, в частности разработки мер государственного регулирования деятельности в данной сфере, поскольку именно от этого зависит трансферт передовых производственных технологий в различные отрасли экономики в процессе модернизации промышленных объектов.
Источники:
2. ГОСТ Р 15.011-96. Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения. 01.07.1996.
3. Интернет-сайт компании e4group [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.e4group.ru/.
4. Интернет-сайт компании ОАО «Атомэнергомаш» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.aem-group.ru/.
5. Об инновационной деятельности в Российской Федерации: Проект федерального закона. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/03/02/innovation.html.
6. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/.
7. Рейтинг Эксперт 400 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://raexpert.ru/ratings/expert400/.
8. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17. 11. 2008. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=90601.
9. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2011 года № 2227- р. - Режим доступа: http://www.docs.kodeks.ru/document.
10. Управление производством [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.up-pro.ru/specprojects/rating-engineering/itogi2013.html.
11. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. №127-ФЗ (ред. от 02.11.2013).
12. Зорин М.В. Развитие инжиниринга в строительстве на основе логистической поддержки // Российское предпринимательство. - 2012. - № 22 (220). - c. 105-110. - http://www.creativeconomy.ru/articles/26051/.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:38:36