Госрегулирование предпринимательства в строительстве в условиях социально ориентированной рыночной экономики
Скачать PDF | Загрузок: 12
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 17 (263), Сентябрь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье освещаются вопросы социально-ориентированного поведения предпринимательства и его государственное регулирование в строительстве. Процесс государственного регулирования инвестиционно-строительной деятельности базируется на формировании конкурентной экономики.
Ключевые слова: предпринимательство, рынок, государственное регулирование, строительство, социально-ориентированное поведение
Предпринимательская деятельность зависит от развития предпринимательской среды, а устойчивое развитие предпринимательской структуры представляет собой непрерывный процесс перестройки внутренней и внешней среды организации, направленный на обеспечение последовательного долговременного сбалансированного ее функционирования.
Основные требования и причины, предъявляемые к деятельности предпринимателей
А. Смит в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» утверждал, что свободная игра рыночных сил создает гармоничное устройство. Экономические идеи классической школы не потеряли своего значения до наших дней. Основные положения А. Смита – аргументация мотивов и стимулов хозяйственной деятельности основополагающих принципов рыночного механизма; свобода экономической деятельности, свобода торговли, освобожденная от строгих ограничений со стороны государства; исходные категории в экономической науке – теория стоимости цены. Таким образом, А. Смит создал идеальную модель рыночной экономики, основанную на свободной деятельности, конкуренции, на регулировании рыночных отношений с помощью «невидимой руки».
В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры, иными словами, делать то, чего индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно [6]. Формируя соответствующие институты, государство с разной степенью результативности решает проблемы согласования противоречивых интересов субъектов экономических отношений. Кроме того, благодаря активному вмешательству государства в экономику, проведению им социальной политики, современную экономическую систему называют социально ориентированной. В то же время социально ориентированная смешанная экономика обеспечивает лучшие условия для развития предпринимательской деятельности.
Несмотря на то, что в предпринимательстве прибыли отводится значительная роль, все же основными условиями повышения эффективности предпринимательской структуры являются полезность и ценность, от которых зависит развитие экономических отношений. В статье 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации сформулированы общие требования, предъявляемые законодательством к предпринимательской деятельности, но в них отсутствует принцип полезности, хотя рыночный спрос объективно обусловливает его существование [3]. В нашем понимании, предприниматель – экономический субъект (индивидуум), действующий в условиях экономической активности общества, деятельность которого направлена на максимизацию полезности, которую он стремится достичь в условиях экономического выбора и экономической рациональности, и эта деятельность осуществляется в соответствии с приоритетами социальных ценностей.
Здесь необходимо отметить добровольность социально ориентированного поведения предпринимателей [2], а основные причины, вызвавшие к жизни такое поведение предпринимателей, на наш взгляд, следующие: во-первых, бизнес всегда желает снизить собственные трансакционные издержки, тем самым сглаживая экстерналии рынка; во-вторых, собственное благополучие и стабильность деятельности предпринимателя определяются стабильностью внутренней и внешней экономической и социальной среды, в которых он функционирует; и, в-третьих, стремление «обеспечить» себя более качественными ресурсами труда. Такое поведение предпринимателя необходимо для повышения производственной эффективности и перераспределения экономических возможностей.
Попытки институционального регулирования социально ориентированного поведения предпринимателей
В настоящий момент наблюдаются попытки институционального регулирования социально ориентированного поведения и со стороны организаций работодателей, и со стороны общественных организаций, и, конечно же, государства. Первые стремятся закрепить формы социально ответственного поведения в различных кодексах и хартиях, демонстрируют свои социальные расходы, публикуя нефинансовую отчетность. Вторые, обосновывая социальную значимость подобных действий и предлагая им критерии, формируют необходимость и обязательность социально ответственного поведения бизнеса в глазах общества. А властные структуры, используя инструменты институционального регулирования (правила и процедуры, нацеленные на выявление и поощрение социально ответственных компаний), стремятся стимулировать такого рода поведение бизнеса [1].
Требования рынка к строительной продукции определяют основные тенденции развития строительного производства. Рынок диктует условия, при которых предприятию необходимо выпускать строительную продукцию высокого качества, удовлетворяющую конкретным запросам потребителей; необходимости сокращения времени строительства. Основные характеристики, предъявляемые рынком непосредственно к организации производства:
– способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию;
– способность производства к выходу на новые рынки и закреплению на них;
– наиболее полное использование всех видов ресурсов (труд, оборудование, время);
– оптимизация структуры строительного производства, в том числе на основе аутсорсинга и кооперации [5].
Таким образом, в современных условиях стратегия развития организации строительного производства должна включать в себя такие направления, как повышение гибкости производства, синхронизацию производственной деятельности и управления материальными потоками, повышение качества труда.
Особенности стратегии развития организации строительного производства в современных условиях
В настоящее время региональные строительные компании в основном занимаются строительством жилья. Обеспеченность жильем в стране определяется степенью его доступности. На сегодняшний день существуют две основные концепции решения проблемы доступности жилья: либерально-рыночная с минимальным вмешательством государства и решением проблемы обеспечения жильем за счет рыночных механизмов, доходов граждан и финансовых инструментов; и социал-демократическая, когда государство в той или иной мере берет на себя обязанность обеспечения граждан крышей над головой. Обеспечение доступности жилья должно достигаться оптимальным соотношением рыночного механизма и государственного вмешательства. В качестве возможной институциональной стратегии можно выделить обеспечение жильем среднего класса граждан за счет собственных средств, но по доступным ценам. В этом случае стратегически видится создание новых институтов, контролирующих на государственном уровне доступные цены и категории граждан-участников нового института, а также создающих условия осуществления строительства жилья по доступным ценам с помощью социально ориентированной жилищной политики государства.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности предполагает выработку определенной экономической политики в области предпринимательства в масштабе страны, отдельных регионов и отраслей, маневрирование материальными и финансовыми ресурсами, осуществление налоговой и таможенной политики и т.д. Вместе с тем имеют место противоречивые тенденции и недостаток предпринимаемых государством мер для успешного развития предпринимательства в целях достижения адекватного социально-экономического эффекта его функционирования.
Именно предпринимательство в строительной сфере складывается в условиях, когда вводятся и стремятся сосуществовать почти взаимоисключающие направления государственного регулирования: снижение уровня государственного регулирования и контроля самого строительного производства и увеличения уровня государственного регулирования и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства [4].
Вывод
Государственные структуры, используя инструменты институционального регулирования, стремятся стимулировать социально ориентированное поведение бизнеса. Учитывая особенности современного развития предпринимательства в строительном секторе экономики необходимо комплексно проводить совершенствование государственного регулирования по следующим направлениям:
– совершенствование государственного регулирования развития малого и среднего бизнеса, включая формы и методы государственной поддержки;
– совершенствование системы земельных отношений в целях повышения эффективности предпринимательской деятельности в строительном секторе экономики;
– совершенствование системы саморегулирования строительной деятельности;
– совершенствование государственной миграционной политики в области привлечения и использования иностранной рабочей силы в строительном комплексе России;
– совершенствование налоговой системы в части предоставления льгот в области налогообложения инвестиционной деятельности организаций.
Источники:
2. Клопотовская П.В. Строительная отрасль в условиях саморегулирования // Российское предпринимательство. – 2013. – № 24 (246). – c. 108–118. – http://www.creativeconomy.ru/articles/31006/.
3. Кузьмич Н.П. Механизмы регулирования инвестиционно-строительной деятельности // Интеграл. – 2013. – № 1–2 (69–70). – С. 144–145.
4. Кузьмич Н.П. Предпосылки устойчивого развития строительного комплекса в регионе // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). – 2012. – № 2 (18). – С. 412 – 417.
5. Родионова В.Н. Основные тенденции развития организации производства / В.Н. Родионова, Ю.С. Коваленко // Организатор производства. – 2012. – № 3. – С. 11–14.
6. Хрусталёв Е.Ю. Роль государства в экономике: институционально-эволюционный анализ / Е.Ю. Хрусталёв, М.В. Рыбасова // Экономический анализ: теория и практика. – 2013. – № 21 (324). – С. 2–9.
Страница обновлена: 26.09.2024 в 19:53:36