Социально-экономические эффекты реализации проекта строительства высокоскоростной магистрали ВСЖМ-1 Москва – Санкт-Петербург

Гулый И.М.1
1 Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 12 (Декабрь 2024)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Реализация проекта строительства транспортной магистрали вне сомнения обеспечивает ускорение экономических процессов, рост социального благополучия граждан, благодаря функционированию новой высокоскоростной транспортной артерии. Благодаря проекту ВСЖМ-1, временное расстояние между Москвой и Тверью сократится до 36 минут, а между двумя столицами время поездки на поезде составит 2 часов 15 минут. Основной результат исследования: показана схема финансирования строительства и запуска проекта высокоскоростной железнодорожной магистрали ВСЖМ-1 Москва-Санкт-Петербург, приведены данные по вводу отдельных элементов транспортной инфраструктуры, систематизированы социально-экономические эффекта от ввода в эксплуатацию новой транспортной высокоскоростной магистраль между двумя столицами. Материалы исследования адресованы специалистам по транспорту, экономистам, сотрудникам транспортных компаний, органов государственной власти, участвующих в подготовке и реализации проектов высокоскоростного транспортного сообщения.

Ключевые слова: высокоскоростная магистраль, ВСМ, ВСЖМ-1, агломерационный эффект, социально-экономический эффект, агломерационный эффект

JEL-классификация: L91, R40, R41, L92



Введение

Реализация любого проекта строительства транспортной магистрали вне сомнения обеспечивает ускорение экономических процессов, рост социального благополучия граждан. Благодаря реализации проекта высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСЖМ-1), временное расстояние между Москвой и Тверью сократится до 36 минут, а между двумя столицами – до 2 часов 15 минут.

Новая магистраль ВСЖМ-1 обеспечит прямые эффекты: 70-процентный прирост провозной и пропускной способности железнодорожной сети между Москвой и Санкт-Петербургом, замещение высокоскоростным траффиком до 80% общего пассажиропотока между двумя крупнейшими мегаполисами страны (разгрузка авиационного транспорта). Конструкционная скорость движения железнодорожных поездов составит в среднем 360 км в час. Дополнительный пассажиропоток оценивается в 8 млн. миллионов пассажиров. Схема финансирования предусматривает привлечение для покрытия общей суммы расходов 75% негосударственных источников. Государственные бюджетные инвестиции рассматриваются как окупаемые (проектом обоснована возвратность государственных вложений в виде коммерческих и бюджетных эффектов). Ежегодный прирост ВВП за счет всех источников возникновения эффектов Центром экономики инфраструктуры [4] оценивается в 10,5 трлн. рублей.

Литературный обзор в рамках исследования

Обоснованию методических подходов к оценке экономических и социальных проектов строительства высокоскоростных транспортных магистралей посвящены работы ряда авторов, а также отдельные нормативно-методические документы. В этом ключе отметим следующие работы. Методологическим вопросам оценки эффектов проектов ВСМ уделяется внимание в работах В.В. Косого, А.В. Корень [3, 4]. Оценке экстернальных косвенных социально-экономических проектов транспортного сообщения внутри и между агломерациями посвящена работа Е.М. Волковой [1]. Н.А. Журавлева, А.Ю. Панычев рассматривают решения проблемы экономической оценки скорости в транспортно-логистических системах. Р.В. Старовойт, С.Г. Емельянов, Л.В. Афанасьева, Ж.А. Межонова [6, 7] раскрывают источники инвестиционной привлекательности проектов транспортного строительства в регионах. Л.М. Чеченова [9, 10] приводит специфические характеристики реализации инвестиционных проектов на железнодорожном транспорте.

Наше исследование уточняет источники возникновения, сущность экономических и социальных эффектов, генерируемых проектом ВСЖМ-1.

Цель исследования: раскрытие, систематизация экономических и социальных эффектов строительства магистрали высокоскоростного железнодорожного сообщения между Москвой и Санкт-Петербургом.

Авторская гипотеза исследования: строительство магистрали высокоскоростного сообщения между крупными городами миллионниками генерирует не только прямые экономические эффекты (прирост пассажиропотока, экономия времени для пассажиров в пути), но и косвенные эффекты, обусловленные приростом производительности труда, увеличением выпуска промышленной продукции в регионах прохождения транспортной магистрали, а также социальные эффекты (дополнительные блага для жителей регионов), экологические эффекты.

Методология и информационная основа исследования.

При подготовке результатов исследования были использованы статистические материалы, презентованные на ежегодном транспортном форуме «Транспортная неделя 2024» [8], нормативно-методические положения по оценке социально-экономических эффектов при реализации проектов строительства (реконструкции) и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры [5].

Теоретико-методологической основой исследования выступает теория транспортного планирования, методология построения транспортно-экономических балансов, теория размещения населенных пунктов и путей сообщения между ними, теория пространственного социально-экономического развития.

Результаты

Схема финансирования проекта строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали ВСЖМ-1

Реализация любого проекта строительства транспортной магистрали обеспечивает ускорение экономических процессов, рост социального благополучия граждан, благодаря запуску новой артерий транспортного сообщения. Временное расстояние между Москвой и Тверью, благодаря проекту ВСЖМ-1, сократится до 36 минут, а между двумя столицами – до 2 часов 15 минут. Схема финансирования предусматривает привлечение 75% негосударственных источников. В то же время государственные бюджетные инвестиции рассматриваются как окупаемые с коммерческой и налоговой возвратностью.

Структура финансирования проекта показана на рисунке 1. Общий объем инвестиций на конец 2024 года оценивается в сумме 2,349 трлн. рублей.

При этом 53% от этой суммы приходится на кредитные источники (предполагающие возвратность), а также на источники средств, аккумулируемые за счет вкладов в уставный капитал со стороны перевозчика (РЖД), грузоотправителей и бюджетов регионов выделяется 14% от общего финансирования.

Рисунок 1. Схема финансирования проекта ВСЖМ-1, млрд. рублей (общий объем инвестиций в транспортную инфраструктуру и приобретение подвижного состава составит 2349 млрд. рублей)

Источник: [8].

Запуск движения высокоскоростных поездов на созданной инфраструктуре приведет к сокращению времени в пути следования пассажиров и (или) багажа до 2 часов 15 минут, обеспечит увеличение пассажиропотока по маршруту «Москва - Санкт-Петербург» до: 22,98 млн. пассажиров в 2030 году; 28,02 млн. пассажиров – в 2040 году и 32,65 и 36,42 млн. пассажиров в год – соответственно к 2050 и 2060 годам. С 2024 года по первый квартал 2028 года запланирована фаза проектирования и строительства инфраструктуры, включая приобретение подвижного состава. Со второго квартала 2028 года проект перейдет к фазе эксплуатации инфраструктуры.

Проект предполагает строительство следующих крупных инфраструктурных объектов:

- Конечные терминалы ВСЖМ-1: транспортно-пересадочные узлы «Ленинградский» и «Санкт-Петербург-ВСЖМ-1»;

- Транспортно-пересадочные узлы на входе в Москву: «Рижская», «Петровско-Разумовская», «Зеленоград-Крюково»;

- Транспортно-пересадочные узлы на входе в Санкт-Петербург: «Южный» (Обухово-2), 4 км (в перспективе);

- Остановочные пункты в регионах: «Новая Тверь» (Тверская область), «Валдай» (Новгородская область), «Великий Новгород-ВСМ» (Новгородская область), Высоково (Московская область), Логовежь, Садва, Выползово (Тверская область), Жаровская (Ленинградская область), Тигода, Горки - технические (Новгородская область) – рисунок 2.

Рисунок 2. Схема ВСЖМ-1

Источник: [8].

Экономические и социальные эффекты реализации проекта ВСЖМ-1

Систематизируем экономические эффекты от реализации проекта ВСЖМ-1.

Один из главных вопросов, который решает ВСМ, это рост производительности труда (за счет агломерационного сближения населенных пунктов). При удвоении численности населения в ареале пролегания ВСМ прирост производительности труда ожидаемо составит 5% [8].

Еще один прямой экономический эффект – прирост производственной базы и, как следствие, налогооблагаемой базы. Прирост выпуска промышленной продукции на каждый рубль инвестиций оценивается в 1,5 рубля на каждый рубль инвестиций в проект [8].

Суммарный прирост бюджетных доходов за счет всех экономических эффектов, оцененный по методике [5], составит 2,7 трлн. рублей (за период строительства и первый 20 лет после ввода в эксплуатацию, в прогнозных ценах соответствующих лет) [3, 4]. Суммарный прирост ВВП при учете всех видов эффектов ВСМ составит 10,5 трлн. рублей (также за период строительства и первый 20 лет после ввода в эксплуатацию, в прогнозных ценах соответствующих лет) [3, 4].

Проектом генерирует и эффект социального развития территорий, усиления связанности отдельных территорий (за счет создания оси связи достаточно большого количества населенных пунктов – промышленных центров). К таким эффектам относятся следующие.

В первую очередь, эффект развития территорий связан с приростом жилищного строительства (для развития прилегающих территорий). Подтверждением – аргументом в пользу возникновения этого эффекта является ежегодное 2,5-кратное превышение среднегодового ввода площадей жилищной застройки в городе Москве в связи с реализацией проектов строительства Московских центральных диаметров МЦД 1-4.

В ряду социальных эффектов, которые зачастую дополняются экономическими, также выделим: возможность более эффективного подбора поставщиков, трансляция успешного опыта реализации социальных и коммерческих проектов в регионах пролегания маршрута; развитие рынка труда (работа в одном регионе – проживание в другом); расширение рынков сбыта (за счёт постоянной циркуляции жителей – рабочей силы товары и услуги могут выбираться для приобретения в различных регионах прохождения ВСМ); слияние различных пространств для социальной жизнедеятельности и выбора мест досуга и отдыха.

Аргументацией возникновения значительного экологического эффекта является график – рисунок 3.

Рисунок 3. Аргументация экологического эффекта ВСМ (для сравнения выбран маршрут Париж – Лондон, на котором курсирует ВСМ – железнодорожный поезд Евростар) по показателю «выбросы углекислого газа в атмосферу, граммов на 1 пассажиро-километр».

Источник: [UK Government, Department for Energy Security and Net Zero, 2022], [8].

Заключение

Проведенное исследование позволило сформулировать его основные выводы.

Реализация любого проекта строительства транспортной магистрали обеспечивает ускорение экономических процессов, рост социального благополучия граждан. Благодаря реализации проекта ВСЖМ-1, временное расстояние между Москвой и Тверью сократится до 36 минут, а между двумя столицами – до 2 часов 15 минут. Объем финансирования в 2,349 трлн. рублей на 75% покрывают негосударственные источника, а государственные бюджетные инвестиции окупаются, что усиливает привлекательность и финансовую реализуемость проекта. При этом 53% от суммы финансирования приходится на кредитные источники (предполагающие возвратность), а 14% – на вклады в уставный капитал со стороны перевозчика (РЖД), грузоотправителей и бюджетов регионов выделяется 14% от общего финансирования. Запуск движения высокоскоростных поездов по маршруту «Москва - Санкт-Петербург» обеспечит ежегодный пассажиропоток 22,98 млн. пассажиров в 2030 году, 36,42 млн. пассажиров к 2060 году.

Будут получены экономические эффекты ВСЖМ-1: при удвоении численности населения в ареале пролегания ВСМ прирост производительности труда составит 5%; экономический эффект также обусловлен приростом производственной и, как следствие, налогооблагаемой базы. Эффект увеличения выпуска промышленной продукции составит 1,5 рубля на каждый рубль инвестиций. Совокупный прирост бюджетных доходов за счет всех экономических эффектов, составит 2,7 трлн. рублей, а суммарный прирост ВВП при учете всех видов эффектов ВСМ составит 10,5 трлн. рублей.

ВСЖМ-1 обеспечит также и получение социальных эффектов: дополнительный ввод жилищного строительства, возможность более эффективного подбора поставщиков, тиражирование успешного опыта реализации социальных и коммерческих проектов в регионах пролегания маршрута; расширение рынка труда и рынков сбыта; слияние различных пространств для социальной жизнедеятельности и выбора мест досуга и отдыха. Экологический эффект обусловлен более, чем 60-кратным сокращением выбросов углекислого газа в атмосферу в случае запуска высокоскоростного поезда по сравнению с вариантом эксплуатации между двумя столицами авиационного транспорта.


Источники:

1. Волкова Е.М. Развитие транспортной системы мегаполиса на базе высокопроизводительных видов транспорта. - Санкт-Петербург: Институт независимых социально-экономических исследований - оценка, 2019. – 148 c.
2. Журавлева Н.А., Панычев А.Ю. Проблемы экономической оценки скорости в транспортно-логистических системах в новом технологическом укладе // Транспортные системы и технологии. – 2017. – № 4. – c. 150-178.
3. Косой В.В., Корень А.В. Высокоскоростные магистрали и авиация: синергетический эффект взаимодействия // Транспорт Российской Федерации. – 2015. – № 2(57). – c. 11-14.
4. Косой В.В. России нужны высокоскоростные магистрали // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. – 2016. – № 5. – c. 16-20.
5. Об утверждении методики оценки социально-экономических эффектов от проектов строительства (реконструкции) и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры, планируемых к реализации с привлечением средств федерального бюджета, а также с предоставлением государственных гарантий российской федерации и налоговых льгот: постановление Правительства РФ от 26 ноября 2019 г. № 1512. Economy.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru (дата обращения: 25.12.2024).
6. Старовойт Р.В., Емельянов С.Г., Афанасьева Л.В., Межонова Ж.А. Стимулирование инвестиционной активности в целях обеспечения экономической безопасности региона // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2023. – № 3. – c. 53-64. – doi: 10.21869/2223-1552-2023-13-3-53-64.
7. Старовойт Р.В., Емельянов С.Г., Афанасьева Л.В. Трансформация регионального инвестиционного механизма в системе обеспечения экономической безопасности // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2021. – № 4. – c. 104-113.
8. Транспортная неделя 2024: материалы форума. Transweek.digital. [Электронный ресурс]. URL: https://2024.transweek.digital (дата обращения: 25.12.2024).
9. Чеченова Л.М. Повышение инвестиционной привлекательности транспортных организаций, осуществляющих интермодальные контейнерные перевозки в период пандемического кризиса // Транспортные системы и технологии. – 2020. – № 4. – c. 98-112. – doi: 10.17816/transsyst20206498-112.
10. Чеченова Л.М. Специфика инвестиционных проектов развития, реализуемых на железнодорожном транспорте // Управление проектами в новых реалиях: Сборник научных статей международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2020. – c. 108-114.

Страница обновлена: 29.01.2025 в 01:15:58