Принципы функционирования социоорганизационных систем в промышленности

Потуданская В.Ф., Кипервар Е.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 13 (259), Июль 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Потуданская В.Ф., Кипервар Е.А. Принципы функционирования социоорганизационных систем в промышленности // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 13. – С. 155-164.

Аннотация:
Данная статья посвящена рассмотрению проблем функционирования социоорганизационных систем на промышленных предприятиях. Повышение эффективности функционирования социоорганизационных систем дает возможность обеспечения приспособляемости предприятия к меняющимся экономическим условиям, позволяет сохранять равновесие и производить необходимые трансформации. В статье анализируются основные элементы и принципы построения социоорганизационных систем и определяются пути интеграции различных систем предприятия с целью повышения эффективности его деятельности, что является необходимым условием инновационного развития экономики.

Ключевые слова: социально-трудовые отношения, системный подход, принципы, социоорганизационые системы, признаки систем



Одной из актуальных проблем российской экономики является ее модернизация. При этом важное место в структуре системного инновационного развития занимает микроэкономическая модернизация предприятий, поскольку именно они формируют научно-технологический потенциал региона и страны.

Проблема эффективного функционирования современного предприятия, сочетающего в себе реализацию как экономических, так и социальных функций, приобретает особое значение в условиях острой необходимости модернизации российской экономики, а также вызовов глобальных кризисных тенденций. Важная роль в решении данной проблемы принадлежит системному подходу к анализу функционирования предприятия и сформировавшихся на нем социально-трудовых отношений.

Социоорганизационная система

Рассматривая предприятие с точки зрения теории систем, можно сделать вывод, что оно представляет собой сложную социально-экономическую систему интегрированного типа, в которой выделяются иерархические, функциональные и информационные подсистемы, направленные на достижение различных целей и задач. В условиях необходимости модернизации экономики, внедрения новой техники и технологии, оптимизации организации производства важным направлением повышения эффективности труда выступают социоорганизационные системы (СОС), поскольку они основываются на совершенствовании производства, социальной ориентации организации труда и управления.

Социоорганизационная система является системой социально-трудовых отношений, основывающихся на применении современных средств и методов управления персоналом, направленных на достижение экономических целей и позволяющих эффективно использовать трудовой и творческий потенциал работников [1].

В условиях структурных изменений экономики возрастает значение предприятия как социоорганизационной системы развития социально-трудовых отношений. СОС позволяет формировать персонал предприятия, обеспечивающий рост эффективности труда, определить оптимальное распределение ответственности в ходе принятия решений, обеспечить максимальную адаптацию к технологиям, выстроить эффективную систему социальной ориентации организации, управления, стимулирования, оплаты труда, которая улучшает трудовую и творческую активность работников в решении задач предприятия.

На повышение эффективности деятельности экономики и отдельного предприятия влияют различные факторы, среди которых выделяется эффективность труда как одно из условий роста эффективности производства. Модернизация экономики на основе учета СОС способна создать условия для нового качественного роста эффективности труда. Она способствует раскрытию трудового потенциала работника для эффективного применения знаний, трудовых, творческих способностей человека в трудовой деятельности. С точки зрения формирования социально-трудовых отношений, социоорганизационная система выполняет интегрирующую роль, соединяя в органически целое организационные и человеческие компоненты, включающие организацию социальной, трудовой деятельности, технического, экономического обеспечения путем формирования взаимодействия соответствующих элементов.

Исходя из важнейших свойств системы, к которым относится целостность, иерархичность, синергетичность, можно выделить общие принципы организации и функционирования СОС, такие как специализация, структуризация, самоуправляемость, кооперированность, комплексность, адаптивность.

Общие принципы организации и функционирования СОС

Специализация социоорганизационных систем означает, что система трансформируется, ориентируясь на цели ее создания, а именно, применительно к социально-трудовым отношениям, которые основываются на использовании современных средств и методов управления персоналом, создает возможность эффективно использовать трудовой потенциал работников. Однако специализация СОС не должна находиться в противоречии с объективной необходимостью ее диверсификации, что заключается в расширении круга решаемых задач и обеспечении использования организационных, человеческих ресурсов с учетом изменяющихся требований рынка.

Принцип комплексности при рассмотрении функционирования социоорганизационных систем заключается в том, что система должна включать все элементы, необходимые и достаточные для полноценной реализации функций и задач в соответствии с установленными критериями и требованиями всестороннего обоснования принятого решения. Система, в соответствии с ее функциональным назначением, может включать в качестве элементов многие ресурсы: человеческие, организационные, информационные, технические, финансовые и другие в различном их сочетании. В связи с этим СОС нуждается в оптимальном использовании этих ресурсов путем комплексного решения организационных, трудовых, правовых, экономических, социальных, психологических и физиологических проблем.

Принцип кооперативности означает, что система должна обеспечить взаимодействие между ее элементами, а также необходимые связи с внешними системами и их элементами для реализации поставленной цели. Такой принцип предполагает взаимное согласование, увязку, устранение противоречий, которые проявляются при совместном рассмотрении элементов системы с учетом объективных и субъективных факторов, обуславливающих способность и готовность людей к совместным решениям и действиям на основе принципа социального партнерства.

Следующим принципом организации и функционирования социоорганизационных систем является структуризация. Этот принцип заключается в том, что система может эффективно функционировать в рамках предприятия или другого объекта при условии формирования организационной структуры, обеспечивающей реализацию его целей, предметов деятельности, функций путем необходимого и достаточного состава взаимодействующих структурных подразделений, должностей, рабочих мест, при разграничении их прав, обязанностей, ответственности и установления связей между ними.

Среди обозначенных принципов также необходимо выделить адаптивность. Социоорганизационная система должна приспосабливаться к изменяющимся внешним и внутренним условиям функционирования, целевой переориентации, адаптироваться к новым организационным, экономическим, социальным условиям с учетом индивидуальных качеств каждого работника, его способности к сотрудничеству с коллегами. Также принцип адаптивности системы связан с мобилизацией ее внутренних ресурсов и возможностей, изменения структуры, сохранением равновесия и получением максимально позитивного эффекта от имеющихся и открывающихся возможностей.

Важным принципом СОС является самоуправляемость, что подразумевает способность социоорганизационной системы к управлению изнутри, силами самих ее элементов путем самосознательности, самоорганизованности, самообеспечения. Этот принцип связан с наличием в системе прямых и обратных связей, которые функционируют по замкнутому циклу, с непосредственным участием исполнителей в управленческой деятельности, в обсуждении и принятии решений, внутрисистемной солидарностью, участием в прибыли. В структуре СОС присутствуют управляемые и управляющие подсистемы, которые связаны между собой прямыми и обратными связями. Управляемые обеспечивают информацией управляющую подсистему и ориентируют ее на приведение в действие механизмов, которые упорядочивают функционирование СОС, координируют и регулируют ее.

Основные свойства СОС

Принципы организации и функционирования систем в совокупности характеризуют основные свойства, которые присущи социоорганизационной системе на любом уровне, последовательность их рассмотрения отражает логический путь их реализации и развития. Система, выступая как продукт организации, выражает статику, т.е. состояние организации, которая отвечает ее назначению и не нуждается в каком бы то ни было изменении. Однако сам процесс создания, конструирования, совершенствования, развития действующей системы, ее преобразование, адаптация, отражает организационную динамику. Оперативный контроль состояния действующей СОС в процессе ее функционирования состоит в принятии мер по устранению выявленных отклонений в режиме мониторинга, что характеризует организационную кинематику. Результаты мониторинга в реальном времени, их оперативное значение, используются в качестве обратной связи для изменения СОС.

Приведенные свойства социоорганизационных систем показывают, что в них органически сочетаются элементы абстрактного и материального характера. Необходимость организации таких систем обусловлена наличием системообразующих взаимосвязей между составляющими их множествами социальных и организационных элементов. При этом необходимо рассматривать эти элементы и связанные вопросы, проблемы в их органическом единстве и взаимообусловленности с целями.

Социоорганизационные системы можно рассматривать, с одной стороны, как звенья социально-трудовой сферы на разных уровнях хозяйствования (предприятии, отрасли, региона), с другой – как основные элементы в общей сети систем более высокого ранга с учетом их правового статуса, характера социальных и организационных взаимосвязей. Это предполагает возможность широкого использования моделей социоорганизационных систем во всех сферах экономики и управления как универсального инструмента организации эффективного труда.

Сторонами в такой модели выступают государство, работодатели, работники, профсоюзы. В модели социоорганизационной системы можно выделить ряд социально-трудовых отношений: между работодателями (предпринимателями, менеджерами) и работниками, которые регулируются ТК РФ, коллективными и индивидуальными трудовыми договорами, отношения между работниками, связанными общим процессом трудовой деятельности, которые регулируются технологиями и формами организации производственных и функциональных процессов трудовой деятельности, нормами, правилами поведения, признанными в обществе и организации, а также отношения между производителями и потребителями продукции, которые регулируются законодательными нормами защиты прав потребителей, балансом спроса и предложения.

В соответствии с признаками социоорганизационную систему можно рассматривать исходя из нескольких позиций: целевой, функциональной, институциональной. Целевые признаки СОС в большей степени проявляются в сфере материального производства. Функциональные признаки отражают процесс выполнения трудовых и социальных функций, во многом отличаются универсальностью и допускают возможность межотраслевых решений, что особенно характерно для обеспечивающих систем. Институциональные признаки системы характерны для сферы государственного, муниципального управления, для управления организациями, корпорациями, что предопределяет стабильность и гибкость их функционирования. Выделение обозначенных признаков функционирования социоорганизационных систем дает возможность их варьирования, сочетания и комбинирования в зависимости от уровня и характера социальной деятельности, ее целей, задач, функций.

Принятие решения о трансформации тех или иных систем основывается на структурно-функциональном анализе действующих систем и степени актуальности их реформирования. На основе этого осуществляется проектирование социоорганизационных систем с использованием современных технологий и определяются меры, необходимые для реализации проектных решений.

Повышение эффективности функционирования СОС

Основная работа по повышению эффективности функционирования СОС сосредоточена на предприятии. В условиях инновационного развития в общей стратегии модернизации экономики важной задачей является совершенствование управления на предприятии, повышение эффективности его деятельности на основе повышения конкуренто-способности выпускаемой продукции, снижение издержек производства, улучшения экономических и финансовых результатов, что во многом определяется результативностью функционирования рассматриваемых систем.

Предприятие как форма производственной кооперации с точки зрения системного подхода представляет собой социоорганизационную и социотехническую системы интегрального типа, в которых существует множество производственных и функциональных подсистем, направленных в совокупности на достижение целей и задач общей социорганизационной системы.

Технологические системы связаны с системами технологий и технических средств, которые необходимы для оснащения процессов трудовой деятельности в производстве и управлении для обеспечения конкурентоспособности производимой продукции.

Экономические системы предприятия представляют собой системы экономических рычагов, стимулов, предназначенных для функционирования хозяйственного механизма и обеспечения рентабельной работы, повышения качества и прибыли.

Социальные системы предприятия связаны с системами социальной защиты, обеспечения благоприятных условий труда, продуктивной занятости работников, адекватной оплаты труда, использования и развития трудового и творческого потенциала, инициативы работников, повышения образовательного уровня, профессионального роста, формирования плодотворных трудовых отношений, социального партнерства, улучшения культурно-бытовых условий работающих и осуществления других мер социального характера.

Необходимо отметить, что особая роль принадлежит организационным системам, которые призваны координировать, увязывать в единое целое технологические, экономические и социальные системы. Организационные элементы выступают неотъемлемой частью любой системы, обеспечивают ее внутреннее строение и функционирование внешних связей. Роль такого элемента проявляется в деятельности руководителей предприятия и подразделений. Каждая система обладает определенной автономностью и функционирует максимально эффективно в рамках интегрированной системы. В этой связи структурно-функциональный анализ систем необходимо ориентировать на их последующий синтез, интеграцию.

В результате выстраивания взаимосвязей всех элементов обеспечивается комплексное рассмотрение проблем организации трудовой деятельности во всем ее многообразии. Это может достигаться с помощью систем социального анализа рынка, труда, капитала с учетом располагаемых трудовых ресурсов и средств производства, инженерно-технической и организационной подготовки процессов производства, характера использования и развития творческого и трудового потенциала работников, а также организации труда в производственных, функциональных звеньях, на рабочих местах.

Степень интегрированности систем может рассматриваться как критерий качества деятельности организации. Отношения фактически согласованных межсистемных связей и количество таких связей может служить мерой организованности системы. Такой подход может использоваться при выборе оптимального варианта интеграции различных систем.

Вывод

Таким образом, системный подход к изучению предприятия и, в частности, рассмотрение предприятия как социоорганизационной системы, приобретает большое значение в реальных производственных условиях, когда предприятия должны гибко реагировать на изменяющиеся условия внешней среды. Рассматривая вопросы повышения эффективности функционирования предприятия, необходимо уделять внимание функционированию СОС, которые дают возможность сохранять равновесие системы и производить в ней необходимые трансформации. Социоорганизационные системы способны к адаптации, реакции на изменения внешней среды с целью обеспечения приспособляемости и способности к развитию в соответствии с целями и задачами, стоящими перед предприятием.


Источники:

1. Качество трудовой жизни работников промышленных предприятий в условиях функционирования социотехнологических и социоорганизационных систем: монография / В.Ф. Потуданская, И.В. Цыганкова, Е.А. Кипервар, Т.В. Новикова; Минобрнауки РФ. – М.: Экономика, 2012. - 156 с.
2. Ващенко А.Н. Мотивация и вознаграждение труда в современном воспроизводственном процессе: Монография. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2005. –316 с.
3. Черникова С.А., Исаков Ю.А. Трудовые ресурсы как фактор производства // Российское предпринимательство. - 2014. - № 5 (251). - С. 55-62. - Режим доступа: http://www.creativeconomy.ru/articles/31917/.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:18:36