Аспекты эффективности создания службы внутреннего аудита
Скачать PDF | Загрузок: 11
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9 (255), Май 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассматривается вопрос целесообразности создания службы внутреннего аудита на предприятии. Определены объекты внутреннего аудита, включая цели, задачи, исполнители аудиторской деятельности и другие. Приведена сравнительная характеристика внутреннего и внешнего обязательного и инициативного аудита. Выявлены факторы, способствующие развитию внутреннего аудита, сформулированы преимущества его организации экономическими субъектами.
Ключевые слова: внутренний аудит, обязательный аудит, инициативный аудит, служба внутреннего аудита
За последние десятилетия в России система бухгалтерского учета претерпела масштабные изменения, а наряду с ней получил свое развитие аудит, в том числе и внутренний. Внешний аудит в стране практически сформирован и законодательно оснащен, в то время как внутренний аудит находится на стадии становления.
Нормативное регулирование внутреннего аудита
В Российской Федерации единственным документом, имеющим отношение к внутреннему аудиту и в некоторой степени регулирующим его, является Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности (ФПСАД) № 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита». Он состоит из шести разделов и определяет объем, цели и сроки внутреннего аудита, а также взаимоотношения между внутренним аудитом и внешним аудитором, приводит правила предварительной оценки внутреннего аудита и оценки его эффективности [2].
Рассматриваемый стандарт устанавливает в соответствии с международными стандартами аудита единые требования для внешних аудиторов при выполнении работы. Квалифицированная работа службы внутреннего аудита и эффективность взаимодействия с ней внешних аудиторов обуславливает сроки, объем и качество проведения внешней аудиторской проверки.
ФПСАД № 29 дает определение внутреннего аудита, согласно которому внутренним аудитом является контрольная деятельность, осуществляемая внутри аудируемого лица его подразделением (службой внутреннего аудита).
К функциям службы внутреннего аудита в соответствии с данным стандартом относятся [2]:
а) мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля;
б) исследование финансовой и управленческой информации;
в) контроль экономности, эффективности и результативности, включая нефинансовые средства контроля аудируемого лица;
г) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, нормативных актов и прочих внешних требований, а также политики, директив и прочих внутренних требований руководства.
Как и во всем мире для российских компаний стало актуальным не только пользоваться услугами внешнего аудита (обязательного или консультационного), но и создавать обновленную систему внутреннего аудита и систему внутреннего контроля на всех этапах осуществления хозяйственной деятельности экономическим субъектом.
Сравнительная характеристика внутреннего и внешнего аудита
С целью осуществления эффективной службы внутреннего аудита необходимо установить четкое разграничение между понятиями внутреннего и внешнего обязательного и инициативного (консультационного) аудита. Сравнительную характеристику внешнего и внутреннего аудита целесообразно провести исходя из того, что потребность в формировании служб внутреннего аудита возникает чаще всего у юридических лиц, подлежащих обязательному аудиту (см. табл.).
Таблица
Сравнительная характеристика внутреннего и внешнего обязательного и инициативного аудита
Область сравнения
|
Внутренний аудит
|
Внешний аудит
(обязательный) |
Внешний аудит
(инициативный) |
1. Основная цель
|
Осуществление контроля и
управления финансово-хозяйственной деятельностью субъекта в интересах его
собственников
|
Выражение мнения по поводу
достоверности финансовой отчетности и соответствии порядка ведения учета
действующему законодательству
|
Помощь в разрешении
конкретных деловых и правовых проблем заказчика - собственника юридического
лица
|
2. Основная задача
|
Проверка эффективности
системы внутреннего контроля во избежание внутрихозяйственных рисков
|
Проверка и подтверждение
достоверности финансовой отчетности аудируемого лица
|
Оказание консультационных
услуг заказчику по вопросам бухгалтерского и налогового учета
|
3. Исполнители
аудиторской деятельности |
Службы внутреннего аудита
или менеджеры-аудиторы компании
|
Независимые аудиторы или
аудиторские фирмы
|
Независимые аудиторы или
аудиторские фирмы
|
4. Независимость
исполнителей
|
Непосредственно подчиняется
руководству хозяйствующего субъекта
|
Независим от руководства
аудируемого лица
|
Независим от руководства
аудируемого лица, но исполняет работу сообразно его требованиям и в
соответствии с ними
|
5. Степень ответственности
исполнителей
|
Дисциплинарная или
административная ответственность перед руководством или собственником за
неправильные решения
|
Полная ответственность в
соответствии с законодательством за формулирование и выражение мнения о
достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности [1]
|
Несет ответственность перед
аудируемым лицом в части сохранения коммерческой тайны экономического
субъекта
|
6. Обязательность ведения
|
Не обязателен
|
Строго обязателен
|
Не обязателен
|
7. Нормативное
регулирование
|
Осуществляется в интересах
хозяйствующего субъекта и регламентируется внутренними правилами и нормами
|
Осуществляется в интересах
законодательства и в строгом соответствии с ним и нормативными документами
|
Осуществляется в интересах
хозяйствующего субъекта и регламентируется аудиторскими правилами и стандартами
|
8. Основной объект анализа
|
Изучает как деятельность
компании в целом, так и по структурным подразделениям, процессам,
направлениям и мероприятиям в отдельности
|
Вырабатывает заключение о
финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта в целом
|
Анализирует предложенный
заказчиком круг вопросов как в целом по экономическому субъекту, так и по его
структурным подразделениям
|
9. Степень надежности
информации
|
В случаях прогнозирования
допускается вероятностный характер информации
|
Требуется полнота, точность
и объективность информации
|
Степень полноты, надежности
и точности информации зависит от предпочтений заказчика и поставленных им
задач
|
10. Основные потребители
информации
|
Собственники компании и
внутренние потребители – руководители экономического субъекта и его менеджеры
|
Собственники компании и
внешние потребители – сторонние физические или юридические лица
|
Собственники компании и
менеджеры и руководители различных уровней внутрифирменного управления
|
11. Используемые измерители
|
Любые единицы измерения
(денежные, натуральные, трудовые)
|
Денежная единица измерения
|
Любые единицы измерения в
зависимости от поставленных задач
|
Различие между внешним и внутренним аудитом обусловлено кругом решаемых ими задач. Основной задачей внешнего аудита является определение достоверности финансовой отчетности аудируемого лица, в то время как служба внутреннего аудита оценивает эффективность системы внутреннего контроля и деятельности подразделений компании. Внешний аудит осуществляется более всего в интересах внешних заинтересованных сторон (налоговых служб, инвесторов, кредиторов и др.). Внутренний же аудит служит интересам собственников и менеджеров компании для обоснованного принятия управленческих решений во избежание неоправданных рисков и повышения эффективности ее финансово-хозяйственной деятельности.
Преимущества создания службы внутреннего аудита на предприятии
Развитие внутреннего аудита в России является необходимым и неизбежным. Факторами, подтверждающими данное утверждение, можно определить:
– ориентированность российской учетной системы на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) с целью привлечения более развитого и эффективного зарубежного рынка капитала для расширения возможностей и повышения конкурентоспособности отечественного производителя, а также расширения рынка сбыта для российских компаний;
– стремление экономических субъектов к самостоятельному независимому квалифицированному контролю собственной деятельности, способствующему экономии средств, времени, позволяющему избежать конфликта интересов и неправомерных действий аудиторских компаний;
– отсутствие в России законодательных актов, стандартов и норм по внутреннему аудиту, приводящее к использованию экономическими субъектами стандартов внешнего аудита при регулировании системы внутрифирменного контроля [8].
Несмотря на факторы, обосновывающие необходимость развития внутреннего аудита и, следовательно, создания экономическим субъектом службы внутреннего аудита, решение остается за собственником и высшим исполнительным руководством компании. Роль и задачи службы внутреннего аудита определяются юридическим лицом самостоятельно, исходя из особенностей построения организационно-управленческой структуры, масштабов финансово-хозяйственной деятельности и квалификации сотрудников компании. Практическая польза от службы внутреннего аудита для каждого экономического субъекта индивидуальна, но есть общие аспекты целесообразности ее создания для российских компаний:
– внутренний аудит финансовой отчетности помогает снизить риски допущения преднамеренных или не преднамеренных нарушений при ведении и отражении финансово-хозяйственной деятельности экономическим субъектом;
– осуществление внутреннего аудита финансовой отчетности приводит к экономии времени и денежных средств, которые необходимо тратить на обязательный или инициативный аудит;
– наличие в организационно-управленческой структуре предприятия эффективной службы внутреннего аудита способствует повышению деловой репутации компании и ее привлекательности для инвесторов и контрагентов;
– относительно обособленная и независимая служба внутреннего аудита позволяет собственникам компаний делегировать полномочия квалифицированным менеджерам-управленцам внутрифирменной структуры без риска утраты управленческих полномочий;
– осуществление внутреннего аудита на всех этапах хозяйствования экономического субъекта способствует выявлению внутрихозяйственных резервов обеспечения его финансовой устойчивости;
– осуществление внутреннего аудита оберегает от возможной нежелательной утечки коммерческой информации;
– внутренняя аудиторская служба способствует упрощению работы финансово-бухгалтерских служб внутри компании, а также дисциплинирует их и укрепляет систему внутрикорпоративного поведения и культуры;
– благодаря внутреннему аудиту возможна эффективная трансформация финансовой отчетности отечественных компаний в соответствии с МСФО.
Выводы
На основании проведенного исследования можно резюмировать, что формирование внутреннего аудита и создание на предприятии внутренней аудиторской службы, а также разработка программы ее деятельности должны осуществляться в соответствии с тенденцией экономического развития страны и ее места в мировой экономике. Кроме того, следует учитывать масштаб, производственные возможности хозяйствующего субъекта, квалификацию персонала и внутреннюю культуру корпоративного менеджмента.
Необходимо изначально четко разграничить функции всех видов аудита. Комплексный подход будет способствовать достижению результативного, экономичного и, следовательно, эффективного управления предприятием в современных экономических условиях.
Источники:
2. Правило (стандарт) № 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита» (с учетом постановления Правительства РФ от 25.08.2006 № 523 «О внесении изменений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696»).
3. Аудит: Учебник для вузов / В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова и др.; Под ред. проф. В.И. Подольского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2009. – 583 с.
4. Аудит: Учебник / Под ред. В.И. Подольского. – М.: Экономистъ, 2009. – 494 с.
5. Аудит: Учебно-практическое пособие / К.К. Арабян, Е.С. Соколова. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2011. – 440 с.
6. Основы аудита: Учебное пособие / К.К. Арабян, Е.С. Соколова. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2011. – 239 с.
7. Сотникова Л.В. Оценка состояния внутреннего аудита. Практическое пособие / Под ред. проф. В.И. Подольского. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 143 с.
8. Грищенко О.В., Ефименко А. Роль и место внутреннего аудита в системе корпоративного управления // Вестник ТИУиЭ. – 2009. – № 1. – С. 46–53.
9. Полозова И.В. Изучение и использование работы внутреннего аудита // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – № 54.
Страница обновлена: 21.09.2024 в 13:50:16