Аспекты эффективности создания службы внутреннего аудита

Товсултанова Л.Г.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9 (255), Май 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассматривается вопрос целесообразности создания службы внутреннего аудита на предприятии. Определены объекты внутреннего аудита, включая цели, задачи, исполнители аудиторской деятельности и другие. Приведена сравнительная характеристика внутреннего и внешнего обязательного и инициативного аудита. Выявлены факторы, способствующие развитию внутреннего аудита, сформулированы преимущества его организации экономическими субъектами.

Ключевые слова: внутренний аудит, обязательный аудит, инициативный аудит, служба внутреннего аудита



За последние десятилетия в России система бухгалтерского учета претерпела масштабные изменения, а наряду с ней получил свое развитие аудит, в том числе и внутренний. Внешний аудит в стране практически сформирован и законодательно оснащен, в то время как внутренний аудит находится на стадии становления.

Нормативное регулирование внутреннего аудита

В Российской Федерации единственным документом, имеющим отношение к внутреннему аудиту и в некоторой степени регулирующим его, является Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности (ФПСАД) № 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита». Он состоит из шести разделов и определяет объем, цели и сроки внутреннего аудита, а также взаимоотношения между внутренним аудитом и внешним аудитором, приводит правила предварительной оценки внутреннего аудита и оценки его эффективности [2].

Рассматриваемый стандарт устанавливает в соответствии с международными стандартами аудита единые требования для внешних аудиторов при выполнении работы. Квалифицированная работа службы внутреннего аудита и эффективность взаимодействия с ней внешних аудиторов обуславливает сроки, объем и качество проведения внешней аудиторской проверки.

ФПСАД № 29 дает определение внутреннего аудита, согласно которому внутренним аудитом является контрольная деятельность, осуществляемая внутри аудируемого лица его подразделением (службой внутреннего аудита).

К функциям службы внутреннего аудита в соответствии с данным стандартом относятся [2]:

а) мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля;

б) исследование финансовой и управленческой информации;

в) контроль экономности, эффективности и результативности, включая нефинансовые средства контроля аудируемого лица;

г) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, нормативных актов и прочих внешних требований, а также политики, директив и прочих внутренних требований руководства.

Как и во всем мире для российских компаний стало актуальным не только пользоваться услугами внешнего аудита (обязательного или консультационного), но и создавать обновленную систему внутреннего аудита и систему внутреннего контроля на всех этапах осуществления хозяйственной деятельности экономическим субъектом.

Сравнительная характеристика внутреннего и внешнего аудита

С целью осуществления эффективной службы внутреннего аудита необходимо установить четкое разграничение между понятиями внутреннего и внешнего обязательного и инициативного (консультационного) аудита. Сравнительную характеристику внешнего и внутреннего аудита целесообразно провести исходя из того, что потребность в формировании служб внутреннего аудита возникает чаще всего у юридических лиц, подлежащих обязательному аудиту (см. табл.).

Таблица

Сравнительная характеристика внутреннего и внешнего обязательного и инициативного аудита

Область сравнения
Внутренний аудит
Внешний аудит
(обязательный)
Внешний аудит
(инициативный)
1. Основная цель
Осуществление контроля и управления финансово-хозяйственной деятельностью субъекта в интересах его собственников
Выражение мнения по поводу достоверности финансовой отчетности и соответствии порядка ведения учета действующему законодательству
Помощь в разрешении конкретных деловых и правовых проблем заказчика - собственника юридического лица
2. Основная задача
Проверка эффективности системы внутреннего контроля во избежание внутрихозяйственных рисков
Проверка и подтверждение достоверности финансовой отчетности аудируемого лица
Оказание консультационных услуг заказчику по вопросам бухгалтерского и налогового учета
3. Исполнители
аудиторской деятельности
Службы внутреннего аудита или менеджеры-аудиторы компании
Независимые аудиторы или аудиторские фирмы
Независимые аудиторы или аудиторские фирмы
4. Независимость исполнителей
Непосредственно подчиняется руководству хозяйствующего субъекта
Независим от руководства аудируемого лица
Независим от руководства аудируемого лица, но исполняет работу сообразно его требованиям и в соответствии с ними
5. Степень ответственности исполнителей
Дисциплинарная или административная ответственность перед руководством или собственником за неправильные решения
Полная ответственность в соответствии с законодательством за формулирование и выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности [1]
Несет ответственность перед аудируемым лицом в части сохранения коммерческой тайны экономического субъекта
6. Обязательность ведения
Не обязателен
Строго обязателен
Не обязателен
7. Нормативное регулирование
Осуществляется в интересах хозяйствующего субъекта и регламентируется внутренними правилами и нормами
Осуществляется в интересах законодательства и в строгом соответствии с ним и нормативными документами
Осуществляется в интересах хозяйствующего субъекта и регламентируется аудиторскими правилами и стандартами
8. Основной объект анализа
Изучает как деятельность компании в целом, так и по структурным подразделениям, процессам, направлениям и мероприятиям в отдельности
Вырабатывает заключение о финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта в целом
Анализирует предложенный заказчиком круг вопросов как в целом по экономическому субъекту, так и по его структурным подразделениям
9. Степень надежности информации
В случаях прогнозирования допускается вероятностный характер информации
Требуется полнота, точность и объективность информации
Степень полноты, надежности и точности информации зависит от предпочтений заказчика и поставленных им задач
10. Основные потребители информации
Собственники компании и внутренние потребители – руководители экономического субъекта и его менеджеры
Собственники компании и внешние потребители – сторонние физические или юридические лица
Собственники компании и менеджеры и руководители различных уровней внутрифирменного управления
11. Используемые измерители
Любые единицы измерения (денежные, натуральные, трудовые)
Денежная единица измерения
Любые единицы измерения в зависимости от поставленных задач

Различие между внешним и внутренним аудитом обусловлено кругом решаемых ими задач. Основной задачей внешнего аудита является определение достоверности финансовой отчетности аудируемого лица, в то время как служба внутреннего аудита оценивает эффективность системы внутреннего контроля и деятельности подразделений компании. Внешний аудит осуществляется более всего в интересах внешних заинтересованных сторон (налоговых служб, инвесторов, кредиторов и др.). Внутренний же аудит служит интересам собственников и менеджеров компании для обоснованного принятия управленческих решений во избежание неоправданных рисков и повышения эффективности ее финансово-хозяйственной деятельности.

Преимущества создания службы внутреннего аудита на предприятии

Развитие внутреннего аудита в России является необходимым и неизбежным. Факторами, подтверждающими данное утверждение, можно определить:

– ориентированность российской учетной системы на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) с целью привлечения более развитого и эффективного зарубежного рынка капитала для расширения возможностей и повышения конкурентоспособности отечественного производителя, а также расширения рынка сбыта для российских компаний;

– стремление экономических субъектов к самостоятельному независимому квалифицированному контролю собственной деятельности, способствующему экономии средств, времени, позволяющему избежать конфликта интересов и неправомерных действий аудиторских компаний;

– отсутствие в России законодательных актов, стандартов и норм по внутреннему аудиту, приводящее к использованию экономическими субъектами стандартов внешнего аудита при регулировании системы внутрифирменного контроля [8].

Несмотря на факторы, обосновывающие необходимость развития внутреннего аудита и, следовательно, создания экономическим субъектом службы внутреннего аудита, решение остается за собственником и высшим исполнительным руководством компании. Роль и задачи службы внутреннего аудита определяются юридическим лицом самостоятельно, исходя из особенностей построения организационно-управленческой структуры, масштабов финансово-хозяйственной деятельности и квалификации сотрудников компании. Практическая польза от службы внутреннего аудита для каждого экономического субъекта индивидуальна, но есть общие аспекты целесообразности ее создания для российских компаний:

– внутренний аудит финансовой отчетности помогает снизить риски допущения преднамеренных или не преднамеренных нарушений при ведении и отражении финансово-хозяйственной деятельности экономическим субъектом;

– осуществление внутреннего аудита финансовой отчетности приводит к экономии времени и денежных средств, которые необходимо тратить на обязательный или инициативный аудит;

– наличие в организационно-управленческой структуре предприятия эффективной службы внутреннего аудита способствует повышению деловой репутации компании и ее привлекательности для инвесторов и контрагентов;

– относительно обособленная и независимая служба внутреннего аудита позволяет собственникам компаний делегировать полномочия квалифицированным менеджерам-управленцам внутрифирменной структуры без риска утраты управленческих полномочий;

– осуществление внутреннего аудита на всех этапах хозяйствования экономического субъекта способствует выявлению внутрихозяйственных резервов обеспечения его финансовой устойчивости;

– осуществление внутреннего аудита оберегает от возможной нежелательной утечки коммерческой информации;

– внутренняя аудиторская служба способствует упрощению работы финансово-бухгалтерских служб внутри компании, а также дисциплинирует их и укрепляет систему внутрикорпоративного поведения и культуры;

– благодаря внутреннему аудиту возможна эффективная трансформация финансовой отчетности отечественных компаний в соответствии с МСФО.

Выводы

На основании проведенного исследования можно резюмировать, что формирование внутреннего аудита и создание на предприятии внутренней аудиторской службы, а также разработка программы ее деятельности должны осуществляться в соответствии с тенденцией экономического развития страны и ее места в мировой экономике. Кроме того, следует учитывать масштаб, производственные возможности хозяйствующего субъекта, квалификацию персонала и внутреннюю культуру корпоративного менеджмента.

Необходимо изначально четко разграничить функции всех видов аудита. Комплексный подход будет способствовать достижению результативного, экономичного и, следовательно, эффективного управления предприятием в современных экономических условиях.


Источники:

1. Правило (стандарт) № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» (постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696»).
2. Правило (стандарт) № 29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита» (с учетом постановления Правительства РФ от 25.08.2006 № 523 «О внесении изменений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696»).
3. Аудит: Учебник для вузов / В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова и др.; Под ред. проф. В.И. Подольского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Аудит, 2009. – 583 с.
4. Аудит: Учебник / Под ред. В.И. Подольского. – М.: Экономистъ, 2009. – 494 с.
5. Аудит: Учебно-практическое пособие / К.К. Арабян, Е.С. Соколова. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2011. – 440 с.
6. Основы аудита: Учебное пособие / К.К. Арабян, Е.С. Соколова. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2011. – 239 с.
7. Сотникова Л.В. Оценка состояния внутреннего аудита. Практическое пособие / Под ред. проф. В.И. Подольского. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 143 с.
8. Грищенко О.В., Ефименко А. Роль и место внутреннего аудита в системе корпоративного управления // Вестник ТИУиЭ. – 2009. – № 1. – С. 46–53.
9. Полозова И.В. Изучение и использование работы внутреннего аудита // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2008. – № 54.

Страница обновлена: 21.09.2024 в 13:50:16