Цифровое развитие внутреннего аудита налоговых органов в Российской Федерации как платформа повышения налоговой безопасности страны
Деева Т.В.1
1 Институт проблем рынка РАН, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 5 | Цитирований: 5
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 11 (Ноябрь 2020)
Цитировать:
Деева Т.В. Цифровое развитие внутреннего аудита налоговых органов в Российской Федерации как платформа повышения налоговой безопасности страны // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Том 10. – № 11. – С. 2745-2756. – doi: 10.18334/epp.10.11.110903.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44438883
Цитирований: 5 по состоянию на 24.01.2023
Аннотация:
В статье рассмотрена структура системы внутреннего контроля и аудита ФНС России, определены основные программные решения, направленные на реализацию внутреннего аудита. Предложен перечень мер для дальнейшего развития цифрового аудита внутреннего контроля налоговых органов и разработана схема определения комплекса механизмов внутреннего аудита налоговых органов в условиях развития цифровых технологий.
Также в статье определены условия для эффективного проведения внутреннего аудита налоговых органов в условиях цифровой трансформации экономики, к которым отнесены: обеспечение подразделений налоговых органов, осуществляющих внутренний аудит, профессиональным и высококвалифицированным персоналом; обеспечение инфраструктуры подразделений внутреннего аудита налоговых органов для поддержки способности персонала достигать миссию, видение и цели внутреннего аудита; расширение сотрудничества и коммуникаций между всеми функциями подразделений внутреннего аудита налоговых органов.
Реализация предложенных рекомендаций будет способствовать повышению эффективности деятельности фискальной службы, развития бесконтактного формата взаимодействия в сфере налогообложения, предотвращению коррупции, уменьшению административной нагрузки на бизнес.
Ключевые слова: налоговая безопасность, внутренний аудит, цифровые технологии, ПК «Свод-2000», подсистема «Риск-анализ», ПАК «Аналитика»
JEL-классификация: H20, H21, H29, O33
Введение
В условиях развития цифровых технологий обеспечивается не просто обмен информацией между отдельными органами власти, а проводится системная работа по созданию единого информационного пространства министерств и ведомств, их электронного взаимодействия с гражданами и бизнесом.
В этих условиях актуальной проблемой является сокращение уровня вмешательства органов контроля в деятельность плательщиков налогов и сборов. В связи с этим государство уделяет все больше внимания таким аспектам, как урегулирование процессов проведения налогового контроля/аудита; конкретизация обязанностей и прав налогоплательщиков и органов контроля; уточнение процедур проведения налогового аудита.
Несмотря на все имеющиеся отечественные проблемы государственного управления налогообложением в современных условиях развития информационного общества, можно утверждать, что законодательно закрепленные нормы в отношении электронных отношений между налоговой службой и плательщиками налогов свидетельствуют о перспективности таких отношений. Вместе с тем для их успешной практической реализации необходимы соответствующий уровень технико-технологической базы участников налоговых отношений, постоянное развитие ИКТ, надлежащая квалификация персонала по их применению.
Целью статьи является выявление особенностей цифрового развития внутреннего аудита налоговых органов в РФ в целях повышения уровня налоговой безопасности страны.
Объектом исследования выступает процесс внутреннего аудита налоговых органов.
Предметом исследования является трансформация процесса внутреннего аудита налоговых органов в условиях цифрового развития.
Методология исследования включает общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция.
Обзор литературы
Исследованию внутреннего аудита налоговых органов в РФ посвящены труды многих отечественных ученых.
В статье О.В. Веремеевой и В.В. Мороз определены показатели, позволяющие оценить эффективность внутреннего аудита в органах налогового администрирования. Авторами сделан вывод, что при определении набора индикаторов, характеризующих результативность внутреннего аудита и во избежание различных нарушений при проведении внутреннего аудита ФНС, следует включать показатели, влияющие на материальное стимулирование служащих налоговых органов [4] (Veremeeva, Moroz, 2019).
Проблемы и пути совершенствования внутреннего аудита ФНС рассматриваются в статье Е.В. Абрамовой, Е.И. Ефремовой [1] (Abramova, Efremova, 2016), где сделан вывод, что в условиях развития современных информационных, компьютерных и цифровых технологий первостепенным должен становиться дистанционный мониторинг нижестоящих налоговых органов, именно он должен занимать ведущее место, а не выездной внутренний налоговый контроль.
Хафизова А.Р. в своем диссертационном исследовании рассмотрела основные направления усовершенствования оценки эффективности и результативности деятельности налоговых органов; информационные технологии как один из ключевых векторов развития деятельности налоговых органов; контрольную работу и снижение рисков в сфере налогового администрирования [9] (Khafizova, 2018).
В статье Е.Е. Смирновой определено, что в условиях цифровой трансформации экономики налоговые органы должны делать акцент не на контрольной, а на сервисной функции, для чего необходимо повышение автоматизации их работы и изменение систем мотивации работников налоговых органов [7] (Smirnova, 2018).
В статье А.Л. Анисимова и Ю.Б. Мельникова определена необходимость разработки и внедрения в практику системы оценки контрольной деятельности налоговых органов, охватывающей систему критериев эффективности и результативности такой деятельности. При этом для разработки системы оценки должна быть создана соответствующая экономико-математическая модель [2] (Anisimov, Melnikov, 2017).
Представляется, что существует определенная связь между процессами эффективности работы налоговых органов, выявляемыми в ходе проведения внутреннего налогового аудита, и уровнем налоговой безопасности государства. В научных кругах налоговую безопасность государства рассматривают:
а) в качестве способности оказывать противодействие опасностям и рискам, минимизировать либо нейтрализовать их влияние на участников налоговой безопасности [8] (Timofeeva, 2015);
б) в качестве свойства системы, способной обеспечивать своевременность исполнения налоговыми органами своих функций и адекватность реагирования на изменения государственной политики в налоговой сфере [5] (Lazareva, Zueva, 2016);
в) в качестве определенного состояния налоговой системы, при котором обеспечивается защита интересов налогоплательщиков и лиц, задействованных в распределении ВВП посредством механизма налогообложения [6] (Laktionova Uglova, 2017).
Таким образом, налоговой безопасностью государства является такое состояние налоговой системы, которое влияет на обеспечение роста ресурсного потенциала для развития независимой, стабильной, устойчивой конкурентоспособной национальной экономики и позволяет достичь защищенности экономических интересов от внешних и внутренних угроз в долгосрочном и краткосрочном периодах [3] (Beskorovaynaya, 2015). Налоговая безопасность экономики определяется способностью налоговой системы эффективно противостоять различным внутренним и внешним налоговым рискам.
В мировой практике наработано значительное количество теоретических и сугубо практических подходов к выявлению и оценке налоговых рисков. Они представляют собой практические разработки международных групп аналитиков и экспертов [1]. В указанных работах содержатся анализ существующих подходов и практические рекомендации по организации системы управления рисками и оценка ее эффективности. Однако стоит учитывать, что найти единый, универсальный способ выявления и оценивания рисков довольно сложно из-за разнообразия институциональной среды налоговых органов в каждой отдельно взятой стране.
Результаты исследования
Система внутреннего контроля и аудита ФНС России включает в себя две системы – внутреннего контроля и внутреннего аудита (рис. 1).
Рисунок 1. Система внутреннего контроля и аудита ФНС России
Источник: Семенов М.Н. Актуальные вопросы развития внутреннего контроля и аудита в Федеральной налоговой службе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.roskazna.ru/upload/iblock/010/semenov-m.n._550_22_08_2017_ver1_.pptx (дата обращения 06.08.2020).
Подразделение внутреннего аудита способствует целостности, эффективности и результативности функций и процессов ФНС всех сфер ее деятельности.
На сегодня одним из приоритетных направлений, которое позволит существенно повысить уровень и качество администрирования налогов фискальными органами, является внедрение электронного аудита путем применения соответствующего программного обеспечения [10] (Tsvetkov, Dudin, Lyasnikov, Zaidov, 2019).
Для того чтобы обеспечить эффективную организацию внутреннего налогового аудита в условиях развития цифровых технологий, необходимо встроить в технологический процесс автоматизированные контрольные действия по своевременному уведомлению о рисках возможных отклонений [2].
В России действует двухуровневая система внутреннего аудита ФНС, на первом уровне находятся УФНС и нижестоящие ИФНС; второй уровень включает ЦА ФНС, а также УФНС, МРИ, ФКУ.
Основной инструментарий внутреннего аудита ФНС актуализируется два раза в год, он включает [3]:
– алгоритмы риск-ориентированного отбора объектов аудита (ПК «Свод-2000», подсистема «Риск-анализ», ПАК «Аналитика», АИС «Налог-3». Осуществление внутреннего контроля деятельности);
– типовую программу аудита, состоящую из 38 разделов и основанную на принципе риск-ориентированного формирования программы аудита;
– ФИР «Результаты внутреннего аудита» («Классификатор нарушений с параметрами оценки надежности СВК»);
– аудиторские советы УФНС.
Разработка ПК СВОД-2000 «Подсистема Риск-анализ» началась в 2000 г. Через шесть лет система была внедрена в практическую деятельность. Ее главная задача заключается в автоматизации деятельности налоговых органов по обеспечению информационного процесса сбора, обработки, контроля, хранения и обмена данными налоговой отчетности. Благодаря применению ПК СВОД-2000 «Подсистема Риск-анализ» удалось повысить надежность налоговой информации, добиться ее своевременности, полноты и достоверности [4].
Эффективная организация проведения внутреннего аудита налоговых органов в условиях цифровой трансформации экономики возможна только при соблюдении следующих условий:
– обеспечении подразделений налоговых органов, осуществляющих внутренний аудит, профессиональным и высококвалифицированным персоналом;
– обеспечении инфраструктуры подразделений внутреннего аудита налоговых органов для поддержки способности персонала достигать миссию, видение и цели внутреннего аудита;
– расширении сотрудничества и коммуникаций между всеми функциями подразделений внутреннего аудита налоговых органов.
Для реализации первого указанного условия необходимы:
– разработка и информирование о правилах/приоритетах найма, обучения и развития персонала подразделений внутреннего аудита налоговых органов;
– согласование процесса оценки со стратегическими целями и годовыми планами внутреннего аудита налоговых органов;
– внедрение индивидуальных планов развития, чтобы персонал продолжал отвечать квалификационным требованиям и требованиям непрерывного образования.
В целях успешной реализации второго указанного условия представляется необходимым:
– приобретение и развертывание современных технологий для того, чтобы подразделение внутреннего аудита надежно выполняло свои стратегические цели и операционные планы;
– обеспечение сотрудников подразделения внутреннего аудита инструктажем относительно основных и дополнительных возможностей систем;
– регулярная оценка объемов финансирования подразделения для обеспечения его согласования со стратегическими приоритетами;
– уведомления о новых бизнес-процессах и необходимые объемы закупок современных технологий для обеспечения эффективности и результативности критически важных операций.
Для успешного соблюдения третьего указанного условия представляется необходимым:
– использование IT-систем и новых функций систем для улучшения бизнес-процессов с акцентом на мобильную связь и интеграцию систем;
– регулярный обмен информацией по внедрению рекомендаций и рекомендациями;
- проведение мониторинга и обсуждений прогресса в достижении стратегических целей.
Представляется, что в рамках дальнейшего развития внутреннего аудита налоговых органов в условиях цифровых технологий необходимо осуществлять:
– автоматизацию процессов администрирования налогов и сборов;
– автоматизацию информационно-аналитической работы налоговых органов;
– автоматизацию управленческих процессов налоговых органов;
– автоматизацию администрирования и контроля электронной коммерции;
– онлайн-образование работников фискальных органов.
Для дальнейшего развития цифрового аудита налоговых органов представляется следующий комплекс механизмов государственного управления налогообложением в условиях развития информационного общества, который дает возможность установить детерминантные связи между всеми механизмами и последовательность их формирования (рис. 2).
Координационный
|
Рисунок 2. Схема определения комплекса механизмов внутреннего аудита налоговых органов в условиях развития цифровых технологий
Источник: составлено автором.
При формировании всех и каждого из указанных на рисунке 2 механизмов внутреннего аудита налоговых органов кроме их взаимосвязи важно учитывать следующие аспекты:
– отдельные механизмы являются базовыми и имеют сквозной характер: нормативно-правовой механизм является рамочным, ведь без правовой идентификации других механизмов и их нормативных параметров невозможно внедрить новые подходы в государственном управлении; при этом важно согласовать все множество необходимых документов и их норм;
– материально-технологический механизм является основой для применения других механизмов, ведь без доступа к сети Интернет и наличия соответствующих ИКТ, их технологической совместимости невозможно наладить электронное взаимодействие;
– для формирования и применения всех механизмов – необходимый научно-методический механизм, который может формироваться и использоваться, кроме органов государственного управления, научно-исследовательскими учреждениями;
– центральным механизмом, благодаря которому весь комплекс механизмов приводится в действие, является мотивационно-кадровый. Учитывая это, следует обеспечить подготовку компетентного специалиста фискальной службы, который должен ориентироваться в использовании ИКТ на должном уровне и иметь для этого соответствующую мотивацию. Поэтому актуальным на сегодня является использование достижений психологических наук и бихевиористских подходов в частности, а также стимулирование налогоплательщиков к инновационным методам работы, переходу на электронный формат взаимодействия;
– информационные механизмы следует формировать на основе логистической концепции, что позволит смоделировать и спрогнозировать поведение ФНС и налогоплательщиков в зависимости от направленных на них информационных потоков; они также должны обеспечить прозрачность и открытость ФНС, способствовать формированию налоговой культуры среди населения и налогоплательщиков, повышению уровня доверия к фискальным органам, положительного имиджа фискальной службы;
– сервисные услуги должны формироваться с учетом лучших мировых стандартов предоставления налоговых услуг в электронном формате и способствовать их удешевлению; и мониторинговый, и контрольный механизмы существенно определяют результативность соответствующей деятельности, поэтому к их формированию следует подходить системно, учитывая при этом современную методологию организации оценивания и мониторинга;
– координационный механизм должен формироваться и применяться при участии международных структур, деятельность которых направлена на повышение эффективности государственного управления налогообложением, других государственных структур, использовать возможности технологических платформ развития и инструментарий контроллинга.
Заключение
Механизм внутреннего аудита налоговых органов включает совокупность финансового, информационного, сервисного, административного, координационного, контрольного, мониторингового механизмов, а также механизма научно-методического обеспечения.
В рамках дальнейшего развития внутреннего аудита налоговых органов в условиях цифровых технологии необходимо осуществлять:
– автоматизацию процессов администрирования налогов и сборов;
– автоматизацию информационно-аналитической работы налоговых органов;
– автоматизацию управленческих процессов налоговых органов;
– автоматизацию администрирования и контроля электронной коммерции;
– онлайн-образование работников фискальных органов.
Предложенные подходы и направления по совершенствованию механизмов внутреннего аудита налоговых органов могут служить основой для разработки Стратегии развития ФНС России, ведомственных нормативных документов по вопросам развития электронного формата взаимодействия участников налоговых отношений, проектов законов «О внесении изменений в НК РФ», а также быть основой для дальнейших научных исследований связанных с этим проблем.
[1] Revenue Administration: Developing a Taxpayer Compliance program. 2010, IMF Technical note. URL:https://www.imf.org/external/pubs/ft/tnm/2010/tnm1017.pdf (дата обращения 02.08.2020); Compliance Risk Management: Managing and Improving Tax Compliance. 2004, OECD guidance note. URL:https://www.oecd.org/tax/administration/33818656.pdf (дата обращения 02.08.2020); Compliance risk management guide for tax administrations. 2010, EC FRMPG. URL: https://ec.europa.eu/taxation_customs/sites/taxation/files/resources/documents/common/publications/info_docs/taxation/risk_managt_guide_en.pdf (дата обращения 02.08.2020)
[2] Андрющенко С.Н. Система управления рисками в ФНС России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rufincontrol.ru/article/392080/ (дата обращения 02.08.2020)
[3] Семенов М.Н. Актуальные вопросы развития внутреннего контроля и аудита в Федеральной налоговой службе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.roskazna.ru/upload/iblock/010/semenov-m.n._550_22_08_2017_ver1_.pptx (дата обращения 06.08.2020)
[4] Выступление Петрушина А.С. на семинаре работников налоговых органов по вопросам анализа и планирования налоговых поступлений, организации учета и формирования налоговой отчетности 18.04.02, п. Марфино, п-т «Подмосковье» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gnivc.ru/images/foto/konf/petr2.html (дата обращения 06.08.2020)
Источники:
2. Анисимов А.Л., Мельников Ю.Б. О методиках оценки эффективности налоговых органов с позиции экономико-математического моделирования//Известия Уральского государственного экономического университета. – Екатеринбург: Издательство: Уральский государственный экономический университет. – 2017. - №1 (69). – С.78-90.
3. Бескоровайная Н.С. Теоретические аспекты обеспечения налоговой безопасности государства// Новый взгляд. Международный научный вестник. – Новосибирск: Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Центр развития научного сотрудничества». – 2015. – №. 9. – С.249-257
4. Веремеева О.В., Мороз В.В. Показатели эффективности внутреннего аудита и их влияние на материальное стимулирование нижестоящих налоговых органов//Проблемы экономики и юридической практики. – 2019. – Т. 15. – № 4. – С. 50-53.
5. Лазарева Н.П., Зуева К.А. Налоговая безопасность: понятие, сущность, цели и функции // Наука и современность. – 2016. – № 47. – С. 202 – 21.
6. Лактионова Н.В, Углова И.А. Налоговая безопасность - составляющая экономической безопасности хозяйствующего субъекта// Сфера услуг: инновации и качество. – Краснодар: Издательство: Краснодарский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова». – 2017. - №33. – С.8.
7. Смирнова Е.Е. Оценка эффективности деятельности налоговых органов в условиях цифровизации экономики//Экономика. Налоги. Право. – Москва: Издательство: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. – 2018. – Том 11. - №2. – С.149-154.
8. Тимофеева И.Ю. Определение налоговых рисков в системе экономической безопасности// Вестник государственного и муниципального управления. – Москва: Издательство: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. – 2015. - №2 (17). – С.114-120.
9. Хафизова А.Р. Институциональное развитие и эффективность деятельности налоговых органов в Российской Федерации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Казань, 2018. – 225 с.
10. Цветков В.А., Дудин М.Н., Лясников Н.В., Заидов К.Х. Система налогового контроля в Российской Федерации и пути повышения ее эффективности // Экономика и управление. 2019. № 1 (159). С. 4–15.
11. Семенов М.Н. Актуальные вопросы развития внутреннего контроля и аудита в Федеральной налоговой службе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.roskazna.ru/upload/iblock/010/semenov-m.n._550_22_08_2017_ver1_.pptx (дата обращения 06.08.2020)
12. Андрющенко С.Н. Система управления рисками в ФНС России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rufincontrol.ru/article/392080/ (дата обращения 02.08.2020)
13. Семенов М.Н. Актуальные вопросы развития внутреннего контроля и аудита в Федеральной налоговой службе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.roskazna.ru/upload/iblock/010/semenov-m.n._550_22_08_2017_ver1_.pptx (дата обращения 06.08.2020)
14. Выступление Петрушина А.С. на семинаре работников налоговых органов по вопросам анализа и планирования налоговых поступлений, организации учета и формирования налоговой отчетности 18.04.02, п. Марфино, п-т «Подмосковье» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gnivc.ru/images/foto/konf/petr2.html (дата обращения 06.08.2020)
15. Compliance Risk Management: Managing and Improving Tax Compliance. 2004, OECD guidance note. URL:https://www.oecd.org/tax/administration/33818656.pdf (дата обращения 02.08.2020)
16. Compliance risk management guide for tax administrations. 2010, EC FRMPG. URL: https://ec.europa.eu/taxation_customs/sites/taxation/files/resources/documents/common/publications/info_docs/taxation/risk_managt_guide_en.pdf (дата обращения 02.08.2020)
17. Revenue Administration: Developing a Taxpayer Compliance program. 2010, IMF Technical note. URL:https://www.imf.org/external/pubs/ft/tnm/2010/tnm1017.pdf (дата обращения 02.08.2020)
Страница обновлена: 14.07.2024 в 14:08:28