Соотношение понятий «эффективность» и «результативность» на примере таможенной деятельности
Скачать PDF | Загрузок: 135
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 3 (249), Февраль 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье определены характерные черты понятий «эффективность» и «результативность» на основе их сравнительного анализа. Определены проблемы эффективности деятельности таможенных органов. Выявлены сходства и различия обозначенных понятий в таможенном контроле. Обоснованы предложения по разграничению понятий применительно к таможенной деятельности.
Ключевые слова: экономическая эффективность, эффективность, результативность, таможенная деятельность, таможенный контроль
Вопросы соотношения категорий «эффективность» и «результативность» являются традиционно актуальными вне зависимости от объемов полученных знаний. Накопленный к настоящему времени научный потенциал позволил сгруппировать данные знания в системы принципов, критериев и показателей данных экономических категорий.
Несмотря на это в научной литературе продолжает существовать практика подмены или же синонимизации понятий «эффективность» и «результативность», что существенным образом отражается на правильности понимания сущности и восприятия этих понятий.
Между тем, особую актуальность данная проблема приобретает при выработке и оценке деятельности государственных гражданских служащих в системе таможенных органов. По нашему мнению, установление четких и объективных показателей эффективности и результативности позволит существенно улучшить кадровый состав служащих, выявив, с одной стороны, некомпетентность отдельных должностных лиц, а с другой стороны – профессиональных работников с высокими результатами деятельности, а также будет способствовать качественному улучшению деятельности таможенных органов в целом. В конечном итоге все это позволит обеспечить выполнение задач, стоящих перед таможенными органами на любом иерархическом уровне.
«Эффективность» и «результативность» с точки зрения официальных источников
Категории «эффективность» и «результативность» являются неотъемлемыми характеристиками повседневной деятельности любых субъектов жизнедеятельности. При этом их часто определяют как отношение значений полученных результатов к произведенным затратам. Необходимо заметить, что деятельность субъектов может быть направлена как на получение прибыли, так и на решение задач, не связанных с ее извлечением.
Основным принципом хозяйственной деятельности является принцип эффективности, который лежит в основе рациональных действий не только в отдельной организации, но и абсолютно во всех сферах экономики. Принцип эффективности, по мнению зарубежных экономистов, заключается в минимизации затрат и максимизации выгоды [18]. Поэтому в центре исследования рыночной экономики ставится проблема эффективности, а именно, как в условиях ограниченных ресурсов добиться максимальной отдачи от произведенных затрат.
Согласно ГОСТ ISO 9000-2011 под результативностью (effectiveness) понимается степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов. В свою очередь, эффективность (efficiency) – связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами [7].
Подходы к определению эффективности
Следует отметить, что понятие «эффективность» рассматривалось учеными с различных точек зрения.
Так, в философии категория «эффективность» выступает как выражение рациональных способов достижения цели. Мерой эффективности является степень приближения к достижению всех конечных целей. Деятельность отдельного субъекта будет настолько эффективнее деятельности другого субъекта, насколько приблизит субъекта к достижению поставленных целей.
В экономической теории понятие эффективности трактуется как «...соотношение между результатами и затратами, произведенными для достижения этих результатов» [26]. Этой же точки зрения придерживаются А.В. Бакулина и Ю.Б. Жаринов, отмечая, что термин «эффективность» должен использоваться как синоним термина «рациональность», т.е. способность делать работу установленным способом. В свою очередь, результативность – мера выполнения задания (достижение поставленной цели) [4].
Интересна и такая точка зрения: «Эффективность – это отношение того, что организация действительно производит, к тому, что она вполне могла бы произвести при существующих ресурсах, знаниях и способностях» [13].
С точки зрения системного похода, экономическую эффективность можно определить как отношение между входами и выходами из этих процессов. При этом за входы принимаются вложенные средства или издержки, а за выходы – эффекты экономических процессов [11].
Большинство отечественных ученых сходятся во мнении, что экономическую эффективность следует определять как достижение наибольших результатов при наименьших затратах или снижение совокупных затрат на единицу продукции или выполненной работы. Подобные определения можно встретить и в зарубежной экономической литературе: «…Экономика должна использовать свои ресурсы с минимально возможными затратами (производственная эффективность), чтобы производить заданный набор товаров и услуг, обеспечивающий максимальное благосостояние людей (эффективность распределения)» [14].
Эффективность – воспроизводственная категория, т.к. возникающие в ходе прохождения фаз воспроизводства экономические отношения преследуют достижение намеченной конечной цели при эффективном использовании ресурсов. Эффективность присуща всем фазам общественного воспроизводства и всем хозяйствующим субъектам. По мнению Е.В. Исаенко, эффективность – итог процесса развития общественного производства, который представляет собой соотношение результатов и затрат, обеспечивающее наиболее благоприятные условия хозяйствования [10].
Эффективность – важнейшая категория экономической науки. В самом общем виде эффективность можно определить как отношение между полученным результатом и произведенными затратами. Убывающая величина затрат и рост величины, в которой воплощен результат деятельности, свидетельствуют о максимальном увеличении эффективности. С точки зрения практики, эта разница (применительно к рыночной экономике) называется прибылью. Однако необходимо помнить, что эффективность является отражением двух взаимосвязанных и взаимообусловленных аспектов – социального и экономического, – и в более широком понимании неизменно представляет социально-экономическую эффективность. Причем сущность социального аспекта заключается в приоритете задач социального развития над целями экономического роста. Сущность экономического аспекта заключается в создании условий для повышения уровня благосостояния общества через соответствующие результаты экономического роста.
При рассмотрении сущности и содержания эффективности необходимо исходить из общего и частного понимания эффективности человеческой деятельности. «Эффективность» означает способность приносить результат и происходит от слова «эффект» (от лат. effectus – действие) [27]. Таким образом, эффектом может обладать любое взаимодействие, имеющее какой-то результат. В этом смысле эффект можно рассматривать как абсолютное свойство любого взаимодействия или процесса, характеризующее их результат. По мнению Ю.Е. Гупановой, в наиболее простой формулировке понятие эффективность – это способность приносить эффект, оказывать действие [6]. В этих условиях, как отмечает С.Н. Растворцева, оценка эффективности должна предусматривать изменения показателей эффективности в динамике и по отношению к плану [20]. В данном контексте определяется степень отклонения от показателя сравнения, выявляются проблемы повышения эффективности по отдельным направлениям, что позволяет составить иерархию проблем и выявить резервы повышения результативности.
Сходства и различия понятий
Следует согласиться с А.В. Бондаренко в том, что обзор экономической литературы по определению результативности и эффективности показывает отсутствие однозначного толкования данных понятий [5]. В своем исследовании, сравнивая мнения признанных отечественных и зарубежных ученых, он приходит к выводу, что в большинстве случаев «результативность» и «эффективность» рассматриваются как взаимодополняющие категории, причем если результативность – умение выбрать основную цель, то эффективность – умение верно использовать ресурсы для достижения цели.
Представляют интерес также и такие точки зрения. Так, П. Друкер называет следующие отличительные признаки исследуемых терминов: «результативность» (effectiveness) означает «делать правильные вещи» (doing the right things), а «эффективность» (efficiency) – «делать вещи правильно» (doing things right). И то, и другое одинаково важно. Однако, по мнению П. Друкера, вначале необходимо определится с выбором стратегии, с целевой направленностью деятельности, а затем – достигнуть поставленных целей с минимально возможными затратами, т.е. исходно верная стратегия при эффективном использовании ресурсов должна непременно к привести к намеченному результату [9]. Помимо прочего, по оценкам специалистов, низкие затраты не являются длительным конкурентным преимуществом компании, а создают лишь ситуационные возможности, что указывает лишь на мнимость высокой эффективности.
Рассматривая результативность как одно из свойств эффективности, А.В. Сериков отмечает: «…эффективность – это комплексный показатель бизнес-процесса, который характеризуется такими свойствами, как результативность, ресурсоемкость и оперативность. При этом под результативностью следует понимать способность процесса давать нужный результат» [23].
Таким образом, обобщение разных точек зрения по вопросу сущности понятий «эффективность» и «результативность» позволяет сделать вывод о том, что указанные категории не являются тождественными явлениями, однако они взаимозависимы и взаимодополняемы. Необходимо разграничивать эти категории и понимать, что результативность дает возможность четко установить главные и второстепенные цели, а также определить стратегию функционирования организации или предприятия на основе анализа показателей эффективности, а эффективность характеризует взаимосвязь между затраченными ресурсами и достигнутыми результатами.
Проблема эффективности в таможенной деятельности
Деятельность таможенных органов не направлена на извлечение прибыли, а, равно как деятельность основной массы органов исполнительной власти, направлена на качественное и своевременное выполнение возложенных на них функций, которые, как правило, сложно выразить в цифровых показателях и оценках. Вообще развитие органов исполнительной власти является одной из самых актуальных тем в теоретическом плане. Причем выделяются две наиболее важные проблемы современности в управлении органами исполнительной власти: проблема эффективности как основной вопрос в организационном анализе; проблема осуществления системных изменений в государственных организациях или проблема организационного развития [15]. С определенной точки зрения, данную проблему можно считать именно проблемой результативности.
Отдельно необходимо отметить диссертационное исследование А.Ю. Дианова, в рамках которого предлагалось при оценке деятельности таможенных органов использовать термин «результативность» вместо термина «эффективность», т.к. анализируются и оцениваются фактически достигнутые результаты таможенной деятельности. Причем результативность таможенной деятельности, по мнению автора, определяется значениями показателей, отражающих достигнутый результат, и их динамикой [8].
Следуя логике исследования И.Д. Ахмадуллиной, можно отметить, что одним из действенных инструментов регулирования внешнеэкономической деятельности является таможенное регулирование, которое, в свою очередь, заключается в формировании и реализации таможенной политики. При этом эффективность реализации таможенной политики определяется деятельностью таможенных органов. Эффективность их деятельности обеспечивается управлением [2]. Вместе с тем, эффективность управления для органов государственной власти должна рассматриваться с позиции обеспечения достижения поставленных целей в возможно короткий срок при наименьших затратах ресурсов: экономических, финансовых, трудовых, социальных и т.п.
Результативность и эффективность таможенного контроля
Одним из функциональных направлений деятельности таможенных органов является проведение таможенного контроля и совершенствование методов его проведения [17]. Причем таможенный контроль можно считать и одной из форм государственного управления.
Анализ литературных источников позволяет утверждать, что «результативность» и «эффективность» таможенного контроля также представляется авторами совершенно по-разному, хотя практически всегда в нормативных правовых актах ФТС России содержится формулировка «… в целях повышения эффективности таможенного контроля …».
Так, Люк де Вульф отмечает, что выполняя контрольные функции таможенные органы должны действовать «достаточно эффективно (т.е. результативно) и квалифицированно (с наименьшими издержками для национального бюджета и торгующего сообщества) и не создавать излишних препятствий свободному движению грузов через границу [22].
Результативность таможенного контроля заключается в обеспечении перемещения товаров через таможенную границу с соблюдением законов и норм, определенных таможенным законодательством. Гарантию соблюдения этих норм при перемещении товаров обеспечивает только достаточно полный таможенный контроль [1].
В свою очередь, М.В. Слепцов, не раскрывая понятия эффективности таможенного контроля, отмечает: «в качестве показателя эффективности таможенного контроля как элемента множества операций, выполняемых при реализации международной поставки товаров, принято время выполнения всего комплекса работ, включенных в сеть, обеспечивающее требуемое качество контроля соблюдения запретов и ограничений, установленных таможенным законодательством» [24].
Ш.С. Багиров отмечает, что причинами, сдерживающими рост эффективности таможенного контроля, являются избыточность пакета документов для таможенных целей, дублирование и недостаточная автоматизация контрольных процедур, отсутствие критериев выборочности таможенного контроля. В этих условиях основными показателями эффективности таможенного контроля являются: продолжительность, стоимость и надежность [3].
Эффективность как свойство деятельности
Проанализировав основные системные функции таможенной деятельности (финансово-экономическая функция, функция таможенного контроля, правоохранительная функция, функция таможенного регулирования, информационно-аналитическая функция), автор Ю.В. Рожкова выделяет следующие группы показателей эффективности деятельности таможенной системы:
– финансовая результативность;
– результативность таможенного контроля;
– результативность правоохранительной деятельности;
– результативность таможенного регулирования;
– результативность информационно-аналитической деятельности [21].
Такая классификация является не совсем корректной в контексте проводимого нами исследования. Представляется, что в данных условиях показатели результативности будут отражать более общие закономерности осуществления таможенной деятельности и таможенного контроля в частности, нежели показатели эффективности.
Наиболее приемлемыми, по нашему мнению, являются подходы в понимании категорий эффективность и результативность таможенного контроля, изложенные в работах С.М. Степаненко и А.М. Нагимова.
С.М. Степаненко определяет эффективность таможенного контроля как одно из свойств данного вида деятельности, отражающее ее способность производить результат, определяемый поставленными целями и задачами, т.е. способность обеспечивать соблюдение таможенного законодательства и реализацию государственного регулирования в сфере внешнеэкономической деятельности. Как правило, в качестве показателей рассматриваются уровень собираемости уплаты таможенных платежей или объемы задержанной таможенниками контрабанды (наркотиков, оружия и пр.). Следует заметить, что за рубежом часто применяется показатель производительности таможенного контроля, т.е. способность с минимальными затратами (материальными вложениями) (например, от внедрения новых технологий, усиления кадрового потенциала и пр.) производить максимальный эффект (полезное действие), который все активнее используется таможенными администрациями стран – членов Таможенного союза ЕврАзЭС [25].
Оценка результатов деятельности таможенной службы
Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 № 872, утвердившее Правила осуществления контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, определяет, что таможенный контроль должен обеспечивать:
1) минимальное время, затрачиваемое на его проведение;
2) исключение дублирующих функций и действий при его проведении;
3) сокращение количества взаимодействий должностных лиц государственных контрольных органов с контролируемыми лицами, транспортными средствами, грузами, товарами и животными, в том числе за счет реализации принципа «одного окна» [19]. Практически то же самое предусмотрено Подпрограммой «Совершенствование таможенной деятельности» Государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» [18].
Между тем таможенный контроль следует оценивать с точки зрения его юрисдикционной эффективности (т.е. способности таможенного контроля обеспечить соблюдение таможенного законодательства) и экономической эффективности (т.е. способности таможенного контроля служить средством обеспечения экономической безопасности путем реализации мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, полного взимания таможенных платежей и т.д. [25].
По мнению А.М. Нагимова, под оценкой результативности понимается «степень достижения ожидаемого результата, т.е. его соответствие поставленным целям» [16].
Представляется, что цели деятельности (ожидаемые или планируемые в перспективе результаты) устанавливаются с учетом дифференцированного подхода с использованием следующего алгоритма: работник – структурное подразделение – таможенный орган в целом. Истечение планового периода должно предполагать необходимость определения конкретных достижений в деятельности таможенного органа (его структурных подразделений и работников) и сравнение достигнутых результатов с ранее запланированными показателями. Итогом сравнения выступит обобщенный показатель «результативности» деятельности таможенного органа (с возможностью определения результативности каждого отдельно взятого работника и структурного подразделения).
Обращает на себя внимание тот факт, что в сложившейся ситуации на первое место выходит эффективное использование потенциала таможенной системы, обеспечение устойчивого роста результативности деятельности таможенных органов и их качественного совершенствования на современном этапе реформирования и развития государственной службы в Российской Федерации [12]. В данном случае под результативностью необходимо считать достижение стратегических целей, поставленных перед таможенной службой на современном этапе развития.
Таким образом, при осуществлении контрольных функций таможенным органом прибыли не создается. Деятельность таможенных органов заключается в предоставлении особой формы услуги, результат которой проявляется в рамках социально-экономического института, и изменение объема выполненных функций или государственных таможенных услуг не всегда зависит от динамики затрат на содержание таможенного органа.
Выводы
Проведенное исследование позволило аргументировать собственную позицию по определению сущности понятия эффективности таможенного контроля, которая заключается в том, что эффективность отражает сложные экономико-социальные отношения, связанные с улучшением использования ограниченных ресурсов для получения наибольших результатов. В свою очередь, результативность таможенного контроля характерна скорее для таможенного администрирования (управленческой деятельности) и отражает, прежде всего, степень достижения поставленных перед таможенными органами целей. Отличие эффективности от результативности заключается в том, что она является относительной величиной, чаще всего характеризующей соотношение результата с затратами на его получение.
Источники:
2. Ахмадуллина И.Д. Повышение эффективности деятельности таможенных органов на основе внедрения прогнозных технологий в управление: Автореф. дис. … канд. экон. наук. – М., 2013. – 31 с.
3. Багиров Ш.С. Совершенствование организации таможенного контроля в Азербайджанской Республике: дис. … канд. экон. наук. – М., 2004.
4. Бакулина А.В., Жаринов Ю.Б. Проблемы определения результативности и эффективности системы менеджмента качества (СМК) промышленного предприятия: решения и этапы разработки механизма расчета // Ползуновский альманах. – 2010. – № 2. – С. 131–134.
5. Бондаренко А.В. О сущности понятий результативность и эффективность в экономике // Научный прогресс на рубеже тысячелетий – 2012: Материалы международной научно-практической конференции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/16_NPRT_2012/Economics/10_ 111530.doc.htm.
6. Гупанова Ю.Е. Методологические и методические основы управления качеством таможенных услуг в условиях неопределенности и риска: Монография. – М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012. – 164 с.
7. ГОСТ ISO 9000-2011. Межгосударственный стандарт. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Введен в действие Приказом Росстандарта от 22.12.2011 № 1574-ст. // СПС «КонсультантПлюс».
8. Дианов А.Ю. Развитие теоретических положений и выработка практических рекомендаций по применению системы показателей оценки результативности таможенной деятельности: Автореф. дис. … канд. экон. наук. – М., 2009. – 28 с.
9. Друкер П.Ф. Управление, нацеленное на результаты: пер. с англ. / П.Ф. Друкер. – М.: Технологическая школа бизнеса, 1994.
10. Исаенко Е.В. Теоретические аспекты устойчивого развития розничной торговли потребительской кооперации: Монография. – Белгород: Кооперативное образование, 2002. – 238 с.
11. Исаенко Е.В., Скрипченко Т.Л. Исследование эффективности хозяйственной деятельности организаций потребительской кооперации // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. – 2008. – № 4. – С. 20–23.
12. Костин А.А., Зайцева О.А. Применение инструментов контроллинга в управлении таможенными органами. Монография. – Белгород: Кооперативное образование, 2011. – 108 с.
13. Майталь Ш. Экономика для менеджеров: десять важных инструментов для руководителя: пер. с англ. / Ш. Майталь. – М.: Дело, 1996. – 416 с.
14. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2-х т. – Т. 1. – М.: Инфра-М, 2007. – 467 с.
15. Макрусев В.В., Пчелинцев В.Н. Управление развитием таможенных органов: Монография. – М.: Издательство Российской таможенной академии, 2013. – 144 с.
16. Нагимов А.М. Эффективность деятельности государственных органов управления как фактор повышения качества жизни в регионе: проблемы оценки измерения. – Казань: Казан. гос. ун-т, 2009.
17. О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 48. – Ст. 6252.
18. Об утверждении Правил осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 № 872 // Собрание законодательства РФ. – 2008. – № 48. – Ст. 5620.
19. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности»: Распоряжение Правительства РФ от 18.03.2013 № 378-р // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 12. – Ст. 1378.
20. Растворцева С.Н. Эффективность в системе управления [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/TIP/All/ Economica/110.html.
21. Рожкова Ю.В. Развитие экономики приграничного региона на основе взаимодействия с таможенными органами: дис. … канд. экон. наук. – Оренбург, 2008. – 198 с.
22. Руководство по модернизации таможенной службы / Под ред. Люка де Вульфа, Хосе Б. Сокола; Пер. с англ. – М.: Издательство «Весь мир», 2007. – С. 2.
23. Сериков А.В. Эффективность хозяйственной деятельности: определение, измерение, синергетическое управление // Економічний вісник Донбасу. – 2011. – № 2 (24). – С. 212–219.
24. Слепцов М.В. Совершенствование управления таможенным контролем в интересах развития внешней торговли Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. экон. наук. – М., 2011. – 31 с.
25. Степаненко С.М. Система принципов организации таможенного контроля товаров и транспортных средств // Транспортное право. – 2012. – № 3. – С. 21–22.
26. Тарасова Е.Е., Костин А.А. Эффективность розничной торговли потребительской кооперации и направления ее повышения: Монография. – Белгород: Кооперативное образование, 2005. – 209 с.
27. Экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. – М.: Институт новой экономики, 2007. – С. 1120.
28. Allgemeine Betriebswirstschaftslehre / Herausgegeben von F.X. Bea, E. Dichtl und M. Schweitzer – Gustav Fischer Verlag: Stuttgart Jena, 1999.
Страница обновлена: 01.12.2024 в 11:52:05