Концепция межбюджетных отношений в условиях саморазвития территорий
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8 (254), Апрель 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Сятчихин С.В. Концепция межбюджетных отношений в условиях саморазвития территорий // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 8. – С. 132-137.
Аннотация:
В статье раскрывается концепция межбюджетных отношений, реализация которой является необходимым условием опережающего развития отечественной экономики. Предлагаемая концепция межбюджетных отношений позволяет осуществить процесс выхода муниципальных образований на траекторию саморазвития.
Ключевые слова: межбюджетные отношения, местное самоуправление, саморазвитие территорий
Функционирование сырьевой модели отечественной экономики, переход к коммунально-рентной модели муниципальной экономики, преобладание выравнивания над стимулированием экономического развития территорий не создает достаточных условий для наращивания экономической базы.
В настоящее время финансовая политика государства не является эффективной вследствие того, что она не обеспечивает стратегическое развитие территорий [6].
Изложенное обуславливает необходимость внедрения в практику стратегического подхода к развитию территорий, в том числе к управлению межбюджетными отношениям. Для этого, в частности, необходима разработка концепции межбюджетных отношений в целях саморазвития муниципальных образований.
Концепция предполагает определение вектора развития межбюджетных отношений [7]. В качестве основных направлений концепции межбюджетных отношений определим:
- опережающее развитие экономики;
- структурная модернизация экономики;
- устойчивое развитие экономики;
- стимулирование экономического развития территорий;
- межтерриториальная конкуренция;
- опора на сохранение и развитие человеческого и социального капитала территорий;
- привлечение масштабных инвестиций в развитие экономики;
- обеспечение экономической безопасности.
Далее рассмотрим каждое из указанных направлений.
Опережающее развитие экономики
Развитие отечественной экономики в основном реализуется в настоящее время в рамках догоняющей стратегии. Догоняющее развитие предполагает постоянное отставание от ведущих государств.
Стратегия опережающего развития реализуется в рамках новой траектории на основе новейших технологий, инвестирование в которые в конечном итоге обеспечивает формирование новых рынков продукции. Тем самым обеспечивается повышение конкурентоспособности отечественной экономики и более высокий по сравнению с лидерами темп роста экономики [5].
Вместе с тем стратегия опережающего развития предполагает не только политику неоиндустриализации, но и политику реиндустриализации, что в конечном итоге приведет к созданию дополнительного спроса на новые технологии [5].
Необходимо отметить, что в современной российской теории и практике государственного развития сложился примат концепции постиндустриального общества, которая предусматривает необходимость проведения деиндустриализации в целях дальнейшего развития российской экономики [9]. Пагубное влияние этого процесса негативно отразилось на отечественной экономике в постсоветский период развития России. Как отмечают отечественные исследователи, основным вектором мирового развития является не постиндустриализм, а неоиндустриализм [9]. Поэтому теория и практика государственного регулирования экономики, в том числе касающаяся территориально развития, должна исходить из сложившихся в настоящее время мировых тенденций, т.е. должна быть ориентирована на неоиндустриальное развитие.
Таким образом, на современном этапе межбюджетные отношения должны обеспечивать условия для неоиндустриального развития территорий.
Структурная модернизация экономики
Существующая структура российской экономики не способствует успешному социально-экономическому развитию территорий.
В рамках отраслевой структуры национальной экономии наблюдается перекос в сторону материального производства. Вместе с тем недостаточное финансирование культуры, здравоохранения, науки, образования, жилищно-коммунального хозяйства не создает основы для успешного социально-экономического развития.
В рамках межотраслевой (секторальной) структуры наблюдается перекос в сторону сырьевого и финансового сектора экономики. Недостаточное внимание к развитию иных секторов отечественной экономики, и, прежде всего, обрабатывающего сектора, не создает условий для опережающего экономического развития России.
В рамках территориальной структуры наблюдается дисбаланс между развитыми и неблагополучными территориями [4]. Такая ситуация пагубно сказывается на саморазвитии территорий.
Таким образом, на современном этапе межбюджетные отношения должны обеспечивать развитие в оптимальных пропорциях в рамках отраслевой, секторальной и территориальной структуры экономики.
Устойчивое развитие экономики
Развитие отечественной экономики носит неустойчивый характер.
Совместное существование природы и общества должно ориентироваться на саморазвитие не только общества, но и природы. Игнорирование собственных закономерностей развития экосистемы негативно сказывается на окружающей среде, угрожая в конечном итоге существованию человечества [3]. Поэтому саморазвитие территорий должно носить устойчивый характер.
Таким образом, на современном этапе межбюджетные отношения должны обеспечивать устойчивое развитие территорий.
Стимулирование экономического развития территорий
Существующая система управления межбюджетными отношениями не создает достаточных стимулов у территорий для развития муниципального сектора экономики.
Дотационный характер большинства местных бюджетов, федеральный и региональный характер налогов с организаций, отсутствие бюджетов развития и полномочий в инвестиционной сфере не создают условий для наращивания собственной экономической базы.
Таким образом, на современном этапе межбюджетные отношения должны обеспечивать стимулирование экономического развития территорий.
Межтерриториальная конкуренция
Отсутствие конкурентных рычагов в государственном регулировании территориального развития негативно сказывается на стимулировании экономического развития муниципальных образований. В современных условиях должны быть созданы условия для конкуренции между территориями за человеческий капитал и инвесторов.
Таким образом, на современном этапе межбюджетные отношения должны обеспечивать конкурентное развитие территорий.
Опора на сохранение и развитие человеческого и социального капитала
В современных условиях человеческий фактор является определяющим условием успешного социально-экономического развития экономики. Поэтому требуется обеспечивать необходимый уровень финансирования образования, науки, здравоохранения и мероприятий, направленных на повышение уровня социального капитала, что в конечном итоге позволит обеспечить, в частности, повышение производительности труда.
Таким образом, на современном этапе межбюджетные отношения должны обеспечивать сохранение и развитие человеческого и социального капитала в территориях.
Привлечение масштабных инвестиций в развитие экономики
Высокий износ основного капитала, отсутствие необходимой инфраструктуры наряду с низким уровнем человеческого и социального капитала являются основными препятствиями на пути опережающего развития отечественной экономики.
Муниципальные образования должны стать активными субъектами формирования инновационной экономики России [1]. Однако это невозможно в условиях недостаточного объема инвестиций.
Таким образом, на современном этапе межбюджетные отношения должны обеспечивать привлечение масштабных инвестиций в развитие муниципального сектора экономики.
Обеспечение экономической безопасности
Существующая система межбюджетных отношений не обеспечивает защиту национальных интересов, что в условиях современных вызовов и угроз в конечном итоге может негативно сказаться на территориальной целостности государства [8].
Вывод
На современном этапе межбюджетные отношения должны обеспечивать активное воздействие на существующие вызовы и предотвращать возникающие угрозы.
Предлагаемая концепция межбюджетных отношений позволяет обеспечить стратегическое развитие территорий и создать условия для их саморазвития.
Источники:
2.Гершанок Г.А. Формирование стратегии устойчивого развития локальных территорий на основе оценки социально-экономической и экологической емкости: автореферат дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05 / Ин-т экономики УрО РАН. - Екатеринбург, 2006. - 46 с.
3.Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. - М.: Наука, 1994. - 236 с.
4.Региональное развитие и региональная политика России в переходный период / под общ.ред. С.С. Артоболевского, О.Б. Глезер. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011. - 317 с.
5.Сухарев О.С. Адекватность стратегии опережающего развития экономики России в глобальных изменениях // Экономический анализ: теория и практика. - 2013. - № 47. - С. 2-15.
6.Сухарев О.С. Институциональная теория и экономическая политика: К новой теории передаточного механизма в макроэкономике. Кн. II: Экономическая политика. Проблемы теоретического описания и практической реализации. - М.: Экономика, 2007. - 804 с.
7.Ускова Т.В. Управление устойчивым развитием региона: монография. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2009. - 355 с.
8.Экономическая безопасность России: Общий курс / под ред. В.К. Сенчагова. - М.: Дело, 2005. - 896 с.
9.Якунин В.И., Сулакшин С.С., Багдасарян В.Э. Постиндустриализм. Опыт критического анализа: монография. - М.: Научный эксперт, 2012. - 288 с.
10. Павлов А.Ю., Кудрявцев А.А. Методика распределения бюджетного финансирования между муниципалитетами // Российское предпринимательство. - 2013. - № 3 (225). - c. 122-126. - http://www.creativeconomy.ru/articles/28006/.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:26:58