Основные принципы и задачи контроллинга инновационных проектов
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9 (45), Сентябрь 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Любые проекты, в том числе и инновационные, должны реализовываться таким образом, чтобы достигались поставленные цели в рамках установленных сроков и затрат. Основываясь на выдвинутом в ряде работах тезисе, можно сформулировать основные задачи проектного менеджмента: планирование, контроль, анализ и регулирование целей проекта сроки его реализации и затраты.
(Продолжение. Начало в № 4, 7/2003)
Ключевые слова: контроллинг, управление проектами, управление инновационной деятельностью
Любые проекты, в том числе и инновационные, должны реализовываться таким образом, чтобы достигались поставленные цели в рамках установленных сроков и затрат. Основываясь на выдвинутом в ряде работах тезисе, можно сформулировать основные задачи проектного менеджмента:
‑ планирование;,
‑ контроль;
‑ анализ и регулирование целей проекта сроки его реализации и затраты.
Эти задачи непрерывно повторяются по всем фазам инновационного проекта. Итеративный процесс планирования, контроля и регулирования по фазам представлен на рис. 1.
Рис.1. Итеративный процесс планирования, контроля и регулирования по фазам проекта
В рассмотренном итеративном процессе заложено два основополагающих принципа:
1) планирование без контроля бессмысленно;
2) контроль без планирования невозможен.
Чтобы контур обратной связи функционировал, нужна информация о ходе реализации проекта. Подразделения, участвующие в реализации проекта, ответственны за достижение поставленных целей и соблюдение плановых величин по срокам и затратам. Поступающая из этих подразделений информация позволяет получить обобщенную картину по всему проекту и предотвращать или компенсировать возникающие отклонения. Возмущающие воздействия должны выявляться своевременно, иначе корректирующие мероприятия либо будут малоэффективными, либо вовсе бессмысленными. Желательно предвидение возможных дерегулирующих возмущений и принятие контрмер с ориентацией на перспективу.
Основываясь на методологии контроллинга, сформулируем основные принципы контроллинга инновационных проектов:
‑ прогнозирование и планирование будущего хода реализации фаз инновационного проекта должно базироваться на учете настоящего состояния системы, при этом прошлое состояние забывается;
‑ планирование и контроль параметров инновационного проекта осуществляются только по «узким местам», т.е. внимание концентрируется не на всех, а лишь на определяющих параметрах проекта;
‑ контроль плановых величин и анализ возникающих отклонений проводится на основе сравнения трех величин: план - факт - желаемая перспектива;
‑ контроль правильности целей инновации и достигаемого результата инновационного проекта;
‑ системная оценка полученных результатов на отдельных фазах инновационного проекта;
Например, если одно из функциональных подразделений, участвующих в реализации проекта перевыполнило плановое задание по объему законченных работ, то вполне возможно, что израсходовано больше средств, чем это запланировано бюджетом проекта для этой фазы. Односторонняя оценка может привести к ошибочному заключению об эффективности хода реализации проекта.
Прежде чем перейти к рассмотрению функций и задач контроллинга инновационных проектов, хотелось бы обратить внимание на тот факт, что ряд исследователей разделяют планирование и контроллинг как две последовательные и самостоятельные функции. В соответствие с концепцией и методологией контроллинга, принятыми нами в данном случае, такой подход является ошибочным, так как контроллинг не сводится к учету и контролю. Контроллинг не следует за планированием. Он поддерживает методически и информационно как сам процесс планирования, так и остальные функции менеджмента.
Основная функция контроллинга инновационных проектов заключается в информационно-аналитической и методической поддержке процессов планирования, учета, контроля и анализа параметров проекта, а также консультировании руководства при выработке решений относительно дальнейшего хода реализации фаз проекта.
В большинстве работ по управлению проектами основное внимание уделяется оперативным задачам контроллинга. На наш взгляд, это вполне оправдано для проектов с низким уровнем инновативности. Однако когда речь идет об инновационных проектах, то представляется целесообразным выделение как оперативного, так и стратегического уровней контроллинга, функции и задачи которых существенно различаются.
В стратегическом аспекте контроллинг поддерживает процесс принятия решений о направлении инновационной деятельности, основываясь на инструментарии стратегического контроллинга. Базируясь на результатах анализа шансов и рисков, а также сильных и слабых сторон предприятия, контроллинг помогает менеджерам отсеивать стратегически неперспективные инновационные идеи.
Оперативный контроллинг в большей степени направлен на поддержку процессов планирования, контроля и регулирования текущего хода реализации инновационных проектов.
Рассмотрим задачи контроллинга в сфере планирования инновационных проектов. Следует подчеркнуть, что контроллинг не занимается разработкой и реализацией планов инновационного проекта. Эти функции возложены на руководство предприятия и отдельных функциональных подразделений. Однако специалисты подразделений контроллинга отвечают за разработку методик и инструментов планирования, которые предоставляются в распоряжение руководства проектной группы.
Сформулированная стратегическим руководством предприятия цель инновационного проекта с помощью процедуры формирования структурного плана разбивается на отдельные подцели, задачи и действия. Затем планируются отдельные параметры:
‑ перечень мероприятий, формируемый посредством составления спецификации работ;
‑ сроки, определяемые из планов по срокам реализации отдельных фаз (функций, объектов) проекта;
‑ ресурсы, определяемые из плана мощностей;
‑ затраты, определяемые из сметы расходов.
Для комплексных инновационных проектов, отличающихся высоким уровнем инновативности и неопределенности, предложено использовать фазовый принцип планирования. Его сущность заключается в том, чтобы на ранних фазах были предусмотрены альтернативные варианты реализации с соответствующими альтернативными сроками и затратами. Такой подход позволяет снизить риски превышения сроков и затрат.
Остановимся на рассмотрении двух наиболее часто встречающихся вариантах:
1) прорабатываются все фазы проекта;
2) фазы проработки идеи и разработки проекта отсутствуют.
Для второго варианта более высокие затраты одновременно сопряжены с более высокой, по сравнению с первым вариантом, вероятностью неуспешной реализации инновационного проекта. Как правило, второй вариант имеет место в ситуации дефицита времени у инноваторов.
Первый вариант планирования нам представляется более предпочтительным. Так, например, известно, что затраты на изготовление машины на 75% определяются выбором типа конструкции, т.е. физического принципа работы, формы, материалов и т.д. Мы разделяем точку зрения профессора Н.И. Оленева который считает, что даже самые обстоятельные расчеты по оптимизации создаваемых систем составляют ничтожные доли процента от того эффекта, который при этом достигается.
К числу важных вопросов относится выбор модели процессов планирования по фазам проекта.
Первая модель, предполагающая укрупненное (грубое) планирование на ранних этапах с последующим уточнением, отличается большими рисками, но менее затратна.
Согласно второй модели укрупненное (грубое) и уточненное планирование проводится уже на ранних фазах, что позволяет снизить риски. Однако затраты на контроллинговую поддержку существенно выше по сравнению с первой моделью.
Возможна также реализация принципа планирования проектов, в основе которого лежит первоначальное формирование рамочного плана с последующей детализацией по фазам. После реализации предыдущей фазы формируется детальный план для последующей с учетом соответствующих корректировок, предложенных со стороны контроллинга.
Более сложной с точки зрения планирования является ситуация одновременной реализации нескольких проектов, находящихся в конкуренции друг с другом относительно персонала, помещений, оборудования, финансов.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:48:58