Транспортная инфраструктура региона: понятие и факторы формирования

Руднева Л.Н., Кудрявцев А.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 24 (246), Декабрь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассмотрены подходы к определению понятия «транспортная инфраструктура» и представлены основные факторы формирования и развития данного вида инфраструктуры региона.

Ключевые слова: транспортная инфраструктура, регион, внутренние факторы, внешние факторы



Транспорт и создающая условия его работы транспортная инфраструктура являются одной из системообразующих отраслей региональной экономики, обеспечивающей территориальную целостность регионов и единство его экономического пространства, и поэтому развитие транспортной инфраструктуры является необходимым условием реализации инновационной модели экономического роста и улучшения качества жизни населения региона.Как часть инфраструктурного комплекса региона транспортная инфраструктура выполняет определенные, присущие только ей функции. При этом ключевой совокупной функцией транспортной инфраструктуры, определяемой ее экономической сущностью и регионообразующим характером, является осуществление региональных и межрегиональных транспортно-экономических связей.

Подходы к определению понятия «транспортная инфраструктура региона»

В современной экономической науке существует три основных методологических подхода к определению понятия «транспортная инфраструктура» - технократический, функциональный и стоимостной через призму инвестиционной привлекательности. В рамках первого подхода под транспортной инфраструктурой понимается разновидность инженерно-технической инфраструктуры региона, представляющая собой технологический комплекс, обеспечивающий быстрое и беспрепятственное выполнение перевозочного процесса. Авторы работы [2] Серебряков Л.Г. и Яновский В.В. под транспортной инфраструктурой склонны понимать «часть инженерной инфраструктуры, включающей комплекс транспортных коммуникаций и устройств, обеспечивающих грузо- и пассажироперевозки». В рамках второго подхода транспортная инфраструктура определяется как особая совокупность определенных функций по обеспечению условий для беспрепятственного и быстрого выполнения перевозочного процесса. В рамках третьего подхода транспортная инфраструктура - это вид регионального инфраструктурного капитала. Так, Гольская Ю.Н. под региональной транспортной инфраструктурой понимает региональный транспортный инфраструктурный капитал, т.е. «определенный вид капитала, носящий специфический общественный характер, выражающийся в способности транспортной инфраструктуры приносить выгоды региону не только экономического, но и социокультурного свойства, и обусловливающий синергетический эффект от его реализации» [1].

На наш взгляд, для определения понятия «транспортная инфраструктура» более продуктивно использовать сочетание двух подходов - функционального и стоимостного. Это, по нашему мнению, обусловлено следующими положениями:

Во-первых, как было отмечено ранее, инфраструктура это в первую очередь совокупность определенных функций, в том числе организационной (осуществление взаимосвязи между функциональными элементами региона), производственной и социальной (обеспечение условий для беспрепятственного и быстрого выполнения перевозочного процесса грузов и людей) функций. Ключевой совокупной функцией транспортной инфраструктуры, определяемой ее экономической сущностью и регионообразующим характером, является осуществление региональных и межрегиональных транспортно-экономических связей. Во-вторых, аксиоматика экономической науки рассматривает стоимость в качестве системообразующего фактора и универсального показателя рыночной экономики, а создание и функционирование транспортной инфраструктуры невозможно без капиталовложений, при этом она является одним из фондоемких и инерционных секторов экономики, следовательно, фактор стоимости играет решающую роль в развитии транспортной инфраструктуры. Все факторы стоимости транспортной инфраструктуры можно подразделить на экзогенные (базовые) и эндогенные. К числу базовых факторов, формирующих стоимость транспортной инфраструктуры, относятся: соотношение спроса и предложения как на услуги транспортной инфраструктуры, так и на продукцию, производимую в регионе; доходы, приносимые хозяйствующими субъектами региона с учетом времени и рисков их получения; степень контроля над инфраструктурой. К числу эндогенных факторов, содержание и значимость которых определяется спецификой транспортной инфраструктуры, относятся: величина и форма инвестиционных ресурсов, необходимых для строительства и обновления объектов транспортной инфраструктуры; объемы грузоперевозок, величина и структура эксплуатационных затрат на их осуществление; величина и структура затрат на эксплуатацию и обслуживание транспортной инфраструктуры.

В-третьих, транспортная инфраструктура имеет важное значение в решении социально-экономических задач региона, участвуя в создании продукции, произведенной предприятиями региона, и формируя ее конечную стоимость, осуществляя территориальную доступность объектов социальной сферы, обеспечивая транспортную мобильность населения и тем самым внося непосредственный вклад в производство валового регионального продукта посредством осуществления возложенных на данный вид региональной инфраструктуры функций. В то же время величина инвестируемого капитала в транспортную инфраструктуру напрямую зависит от темпов роста социально-экономического развития региона.

Исходя из высказанных предположений, на наш взгляд, под транспортной инфраструктурой региона следует понимать особый вид инфраструктурного капитала, имеющего специфический регионообразующий характер, выражающийся в способности транспортной инфраструктуры обеспечивать территориальную целостность региона и создавать синергетический эффект социально-экономического развития посредством осуществления возложенных на нее функций по осуществлению транспортно-экономических связей.

В отличие от существующих подходов, авторская трактовка позволяет более глубоко изучать влияние транспортной инфраструктуры на социально-экономическое развитие конкретной территории с учетом функциональных особенностей транспортного инфраструктурного комплекса региона и характера развития.

Факторы формирования транспортной инфраструктуры региона

Характер развития транспортной инфраструктуры и ее функциональные особенности определяются исходя из специфических особенностей региона, степени взаимодействия и взаимосвязи с другими инфраструктурными элементами, общих социально-экономических интересов региона под влиянием множества различных факторов. В зависимости от научных взглядов обосновывают разный набор факторов развития транспортной инфраструктуры, которые целесообразно систематизировать в соответствии со сферой действия на внешние, возникающие на уровне макроэкономической системы, и внутренние, возникающие на уровне региональной транспортной инфраструктуры. Внутренние факторы являются субъективными и оказывают непосредственное воздействие на развитие транспортной инфраструктуры, поэтому данные факторы можно определить как инфраструктурообразующие факторы. Внешние факторы являются объективными и оказывают опосредованное влияние на развитие не только транспортной инфраструктуры, но и других видов инфраструктуры региона, поэтому их можно определить как созданные в экономике условия формирования региональной инфраструктуры (см. рис.).

Таким образом, развитие транспортной инфраструктуры конкретной территории определяется влиянием инфраструктурообразующих факторов и созданных в экономике условий формирования, и при этом является одним из определяющих факторов социально-экономического развития региона.

р13

Рис. Факторы развития транспортной инфраструктуры конкретной территории

Стоит отметить, что влияние транспортной инфраструктуры на развитие региона может как усиливаться, так и ослабевать под действием данных факторов. И поэтому изучение факторов развития позволяет не только определить их роль, специфику и направленность воздействия на региональную транспортную инфраструктуру, но и оценить экономические следствия развития транспортного инфраструктурного комплекса для социально-экономического развития региона.

Однако эффективность развития транспортной инфраструктуры региона зависит не только от факторов и условий формирования, созданных в экономике, но и от умения управлять ею, и поэтому решению проблем управления развитием транспортной инфраструктуры региона должно быть уделено большое внимание.

Вывод

Мировой опыт показывает, что наличие развитой транспортной инфраструктуры способствует эффективному использованию имеющегося ресурсного, экономического и социального потенциала территорий за счет эффективного осуществления транспортно-экономических связей. Поэтому как на уровне региона, так и страны в целом возникает потребность в формировании действенной транспортной инфраструктуры в целях не только повышения продуктивности перевозочного процесса, но и роста их социально-экономического развития. Это в свою очередь обусловливает необходимость разработки системы управления развитием транспортной инфраструктуры региона, позволяющей создать условия для эффективного функционирования всех составляющих транспортной инфраструктуры не только региона, но и страны в целом.


Источники:

1. Гольская Ю.Н. Оценка влияния транспортной инфраструктуры на социально-экономическое развитие региона: автореф. дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.05 – Екатеринбург, 2013.
2. Серебряков Л.Г. Проблемы стратегического планирования транспортной инфраструктуры региона - инновационный подход // Научные труды Северо-Западной академии государственной службы. – СПб, 2011. – Т. 2. Вып. 1: Государственная власть и местное самоуправление в России: история и современность. – C. 206–215.
3. Задворный Ю.В. Транспортная инфраструктура регионов и модернизация экономики // Российское предпринимательство. – 2010. – № 12 Вып. 2 (174). – c. 158–163. – http://www.creativeconomy.ru/articles/11422/.

Страница обновлена: 07.11.2024 в 09:01:34