Разработка модели стратегии устойчивого развития фирмы
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 23 (245), Декабрь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Мерзляков В.Ф., Винокуров А.А. Разработка модели стратегии устойчивого развития фирмы // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 23. – С. 81-87.
Аннотация:
В статье рассмотрены подходы различных авторов к процессу формирования стратегии устойчивого развития фирмы, предлагается авторский подход. Разработаны элементы стратегии. Предложена модель устойчивого развития фирмы, отражающая варианты соотношений экономических и эколого-социальных аспектов, динамику реализации стратегии развития.
Ключевые слова: устойчивое развитие, модель, стратегия фирмы, коэффициент устойчивости
Современный этап развития фирм характеризуется усилением конкуренции, что требует разработки вопросов их устойчивого развития. Стратегия устойчивого развития фирмы должна строиться в соответствии с общей стратегией развития отрасли, региона, экономики страны в целом.
Взгляды зарубежных и отечественных исследователей на процесс стратегического управления
Анализ научной литературы показал, чтоавторы предлагают различные подходы к процессу разработки и реализации стратегии. Так, М. Мескон считает, что процесс стратегического планирования представляет собой последовательное выполнение следующихшагов:
–разработка миссии и целей компании;
–оценка внешней среды и ее анализ;
–управленческое обследование сильных и слабых сторон;
–определение стратегических альтернатив и их анализ;
–реализация стратегии и ее оценка [9].
И. Ансофф предлагает такие ключевые решения при формировании стратегии, как:
– внутренняя оценка компании;
– оценка внешних возможностей;
– определение целей и выбор задач;
– решение о портфельной стратегии;
– конкурентная стратегия;
– создание альтернативных проектов, их отбор и реализация [0].
С. Вутон и Т. Хорн представляют процесс стратегического управления в виде последовательных этапов:
– стратегический анализ, в который входит анализ внешней и внутренней среды и их совокупной оценки;
– определение стратегического направления, включающего определение миссии и целей, прогнозирование, выявление стратегических «расхождений» между прогнозами и целями;
– реализация стратегии, рассмотрение различных вариантов стратегии;
– оценка каждого варианта на конкурентоспособность, совместимость, выполнимость, риск и пр.;
– составление плана выполнения стратегии [03].
А. Томпсон и Д. Стрикланд определяют стратегическое управление как решение следующих задач:
– определение сферы деятельности компании и формулирование стратегических установок;
– установка стратегических целей и задач для их выполнения;
– формирование стратегии для достижения установленных целей и результатов деятельности производства;
– реализация стратегии;
– оценка полученных результатов и изменение плана и (или) методов его исполнения [10].
Определения, которые дают отечественные специалисты в области стратегического менеджмента, чаще всего являются зеркальным отображением определений зарубежных исследователей. В качестве примера можно привести модель стратегического процесса В. Марковой и С. Кузнецовой, которая состоит из четырех этапов:
– определение цели;
– анализ «пробелов», включающий оценку внешнего и внутреннего окружения;
– формулирование стратегии с учетом рассмотрения альтернативных вариантов;
– реализация стратегии на основе составления планов и бюджетов [8].
Философия и миссия фирмы
Учитывая значимость вышеприведенных подходов, авторы считают, что стратегия устойчивого развития (УР) фирмы как системасостоит из семи взаимосвязанных элементов (рис. 1). Первые два элемента – философия и миссия компании, стратегические цели – отражают целеполагание.
Рис. 1. Модель стратегии устойчивого развития фирмы как социо-эколого-экономической системы
Основоположником философии фирмы следует считать японского менеджера-предпринимателя К. Мацуситу. Еще в 30-х гг. ХХ в., озвучивая философию компании MatsushitaElectric, он делал упор на взаимодействие бизнеса и общества, их гармонии. По его мнению, управление бизнесомдолжно опираться на правильное восприятие бытия, общества и окружающего мира, осознание своей ответственности перед обществом и стремление к прогрессу цивилизации. В целом, К. Мацусита сформулировал по сути очень близкую к идеям устойчивого развития философию компании.
В современном представлении философия фирмы рассматривается как проявление культуры фирмы, ее норм и ценностей, что определяетвсем работникам предприятия направление их усилий, повышаетмотивацию. По нашему мнению, философия фирмы, разрабатываемая на основе идей устойчивого развития, должна учитывать как минимум два параметра:
– ориентацию на гармонию экономических, экологических и социальных аспектов деятельности для нынешнего поколения;
– учет интересов будущих поколений.
Осознание такой философии каждым работником компании является важным условием функционирования фирмы в направлении УР.
На основе философии фирмы формируется ее миссия. Существуют различные подходы к пониманию миссии фирмы. Обобщая их, можно утверждать, что миссия компании должна раскрывать суть деятельности организации, задавать основные направления развития фирмы и определятьотношение к происходящим процессам во внутренней и внешней среде [0,4,0].
При разработке миссии предприятия с учетом идей УР необходимо учитывать следующие требования:
– удовлетворение интересов будущих поколений;
– осуществление своей деятельности с минимально возможным ущербом для окружающей природной среды и жизнедеятельности человека.
Особо отметим, что именно философия фирмы и ее миссия находятся на вершине обобщенного дерева целей.
Взаимосвязь цели и факторов развития фирмы
Следующим элементом в разработке стратегии является целеполагание. Типология стратегических целей фирмы весьма разнообразна [0,5,6,7, 11]. Сформулированная миссия преобразуется в долгосрочные и краткосрочные цели, отражающие конкретные результаты, которые предприятие намерено достичь в среднесрочном и долгосрочном периодах. Цели должны быть достижимы и выражены в количественных или качественных показателях. При разработке целей с учетом концепции УР, кроме экономических целей, необходимо выделить цели экологического и социального характера. Такие цели могут быть взаимосвязаны между собой с помощью вертикальных и горизонтальных связей. Вертикальные связи позволяют составить иерархию целей в виде «дерева целей». На основе взаимосвязи целей можно представить их в виде системы с определенной структурой. Как правило, цели должны пройти проверку на совместимость, системность и возможность реализации.
Дерево целей фирмы охватывает несколько аспектов и предусматривает экономическое, экологическое и социальное развитие.
Анализ экономических, социальных и экологических факторов внешней и внутренней среды, влияющих на степень устойчивого развития фирмы, является еще одним блоком ее стратегии. Такое деление факторов отличается новизной и отвечает задаче повышения экономической, экологической и социальной устойчивости фирмы.
Анализ стратегических альтернатив и выбор стратегии, обеспечивающей оптимальное соотношение экономических и социо-экологических аспектов устойчивого развития, объединены и представлены концептуальной моделью. В процессе формирования стратегии устойчивого развития фирмы необходимо определить сценарий, отвечающий принципам и законам такого развития, в котором оптимально сочетаются программы, направленные на экономический рост и эколого-социальные проекты. Для формирования этого сценария предлагается использовать модель УР фирмы.
В модели, предлагаемой авторами, поле выбора сценариев можно представить в виде кривой производственных возможностей, отражающей варианты соотношений экономических и эколого-социальных аспектов (рис. 2).
Рис. 2. График вариантов соотношения экономических и социально-экологических аспектов УР (N – неэффективное решение; S – недостижимое решение; O – эффективное решение)
Точка О определяется следующим образом. Примем ряд ограничений, определяющих минимальные и максимальные затраты по каждому параметру:
Pmin – минимальные расходы на экономический рост, обусловленные целью любого коммерческого предприятия, связанной с получением прибыли, и тем фактом, что только в устойчивом экономическом росте заложены возможности эколого-социального развития;
Emin – минимальные затраты на эколого-социальные проекты, связанные с выполнением регламентируемых действующим законодательством показателей;
Pmax – максимально возможные затраты на экономический рост;
Emax – максимально возможные затраты на эколого-социальные проекты.
Опираясь на выявленные и оцененные ключевые факторы, способствующие повышению либо понижению устойчивости фирмы, необходимо сформировать набор мер экономического, социального и экологического характера для достижения устойчивого развития предприятия. Факторы, которые повышают устойчивость компании, рассматриваются как системообразующие, обеспечивающие ее связь с более высоким иерархическим уровнем. Факторы, понижающие устойчивость фирмы, рассматриваются как системоразрушающие, способствующие ослаблению внутренних связей системы.
Все множество факторов условно можно разделить на три группы:
– факторы внешней среды (макроэкономические факторы), которые не зависят от деятельности компании;
– факторы внешней среды, на которые фирма может оказывать воздействие;
– факторы внутренней среды фирмы.
На основе этого среди ключевых факторов устойчивости определяются те, которые предполагают, во-первых, адаптацию к ним с изменением внутренней структуры предприятия, и, во-вторых, активное воздействие на них самого предприятия.
Каждый фактор получает оценку от эксперта по степени его влияния на устойчивость компании в целом и на другие факторы. Определяется программа, способствующая снижению негативного воздействия этого фактора либо повышению устойчивости предприятия. Для каждой программы определяется затратная часть и эффект для предприятия с точки зрения УР.
На следующем этапе выделяются программы, которые при минимальных затратах дают максимальный эффект для предприятия. Из этих программ с учетом существующих ограничений и формируется сценарий действий, отвечающий принципам и законам устойчивого развития (точка О).
Оценка реализации стратегии устойчивого развития фирмы
Заключительным блоком системы стратегии устойчивого развития фирмы является оценка ее реализации с учетом сбалансированности экономического развития с деятельностью экологического и социального характера, которая осуществляется на основе следующих показателей:
1) качества управления, предполагающего взаимосвязь стратегического и оперативного управления;
2) коэффициента устойчивого развития предприятия, определяемого на основе метода экспертных оценок по следующей формуле:
где
Кур – коэффициент устойчивого развития предприятия;
Кзу – коэффициент значимости фактора, повышающего устойчивость предприятия;
Кзн – коэффициент значимости фактора, понижающего устойчивость предприятия;
Кпу – коэффициент представленности фактора, повышающего устойчивость предприятия;
Кпн – коэффициент представленности фактора, понижающего устойчивость предприятия;
Фу – фактор, способствующий повышению устойчивости предприятия;
Фн – фактор, способствующий понижению устойчивости предприятия.
Определено, что если коэффициент больше или равен единице, то предприятие реализует экономическую стратегию с учетом методологии устойчивого развития, сочетая экономические, экологические и социальные факторы. С помощью этого коэффициента также можно отследить динамику развития компании в области устойчивого развития. В ходе реализации стратегии происходит периодический контроль текущего состояния и при необходимости корректировка сценариев (рис. 3).
Рис. 3. Динамика реализации компанией стратегии устойчивого развития
Выводы
Системный подход к разработке стратегии устойчивого развития фирмы предполагает наличие прямых и обратных связей, что позволяет вернуться к предыдущим элементам для пересмотра и внесения корректив. Стратегическое управление – непрерывный процесс, поэтому границы между этими задачами являются чисто концептуальными, а не реальными.
Источники:
2. Вартанян А. Видение и миссия организации // Экономические стратегии. – 2006. – № 2. – С. 23–27.
3. Головина А.С. Стратегическое управление деловой активностью субъектов малого и среднего предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2013. – № 18 (240). – c. 20–33. – http://www.creativeconomy.ru/articles/29801/.
4. Карлоф Б. Деловая стратегия. – М.: Экономика, 1991. – 239 с.
5. Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия. – М.: Дело, 2008. – 568 с.
6. Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий. – М.: Прогресс, 1987. – 384 с.
7. Круглов М.И. Стратегическое управление компанией. – М.: Русская деловая литература, 1998. – 768 с.
8. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: курс лекций. – Новосибирск: Сибирское соглашение, 2005. – 155 с.
9. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / пер. с англ. – М.: Дело, 1998. – 800 с.
10. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 576 с.
11. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 800 с.
12. Kotler P. Marketing Management, 5th ed. Englewood Cliffs, N.Y.: Prentice Hall, 1984. – 722 p.
13. Wootton S., Home T. Strategic Planning: The Nine Step Program. Kogan Page, 1997.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:33:43