Развитие независимой нефтепереработки в Тюменском регионе
Скачать PDF | Загрузок: 15
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 19 (241), Октябрь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассмотрены возможные направления развития малого и среднего бизнеса в сфере нефтепродуктообеспечения. Анализ показал, что рынок нефтепродуктов на региональном уровне является монополизированным вертикально-интегрированными нефтяными компаниями. Для развития независимого сегмента данного рынка необходимо вхождение новых предпринимательских структур, прежде всего в оптовом звене, для чего требуется государственная поддержка в форме государственно-частного партнерства.
Ключевые слова: предпринимательство, государственно-частное партнерство, рынок нефтепродуктов, вертикально-интегрированные нефтяные компании, тюменский регион, инновационное развитие нефтепереработки
Стабильное функционирование нефтегазового комплекса имеет большое значение для развития всех сегментов национальной экономики. Структура рынка нефтепродуктов как в России, так и в Тюменском регионе является олигопольной и характеризуется наличием доминирующих нефтегазовых компаний, осуществляющих деятельность на всех сегментах рынка (добыча, переработка, реализация). Наличие существенных конкурентных преимуществ перед неинтегрированными участниками рынка способствует приобретению вертикально-интегрированными нефтяными компаниями значительной рыночной власти, создает высокую потенциальную возможность воздействовать не только на структуру товарных рынков, но и оказывать существенное влияние на состояние конкуренции, ее уровень, интенсивность и перспективы развития, что приводит к негативным социально-экономическим последствиям.
Состояние нефтепродуктообеспечения в Тюменской области
Нефть, полученная в Тюменской области, направляется в другие города на переработку и возвращается обратно в виде нефтепродуктов, приобретая при этом значительную составляющую транспортных расходов в цене. В среднем, в Тюменскую область (без учета автономных округов) завозится из соседних регионов около 1,8 млн т. светлых нефтепродуктов в год.В таблице 1 представлены данные об использовании нефтепродуктов в регионе за 2011-2012 гг. [1]
Таблица 1
Топливно-энергетические ресурсы Тюменской области (без АО)
в 2011-2012 гг., тыс. т.
Наименование
|
Нефть
|
Мазут, топливо печное бытовое
|
Дизельное топливо
|
Бензин автомобильный
|
Прочие нефте-продукты
| ||||||
Год
| |||||||||||
2011
|
2012
|
2011
|
2012
|
2011
|
2012
|
2011
|
2012
|
2011
|
2012
| ||
Производство
|
6402,6
|
7500,3
|
1100,5
|
1389,6
|
912,5
|
946,5
|
0,9
|
0,9
|
522,2
|
686,5
| |
Ввоз
|
0
|
0
|
125,7
|
114,2
|
877,4
|
889,6
|
891,8
|
896,2
|
0
|
0
| |
Общее потребление в экономике
|
4645,2
|
5088,5
|
224,8
|
198,3
|
1019
|
1203,3
|
916,5
|
950
|
0
|
0
| |
Вывоз
|
1726,6
|
2388,1
|
1003,4
|
1304,1
|
780,1
|
742,1
|
5,3
|
0,5
|
518,8
|
691,6
| |
Изменение запасов
|
30,8
|
23,7
|
-2
|
1,4
|
-9,2
|
-9,3
|
-29,1
|
-54,3
|
3,4
|
-5,1
|
На основе динамики общего потребления бензина и дизельного топлива в регионе нами составлен прогноз потребления на 2013-2015 гг. по линиям тренда (табл. 2).
Таблица 2
Общее потребление светлых нефтепродуктов на юге Тюменской области
в 2007-2015 гг., тыс. т.
Нефтепро-дукты
|
Факт
|
Прогноз
| |||||||
2007 г.
|
2008 г.
|
2009 г.
|
2010 г.
|
2011 г.
|
2012 г.
|
2013 г.
|
2014 г.
|
2015 г.
| |
Бензин
|
601,9
|
694,4
|
792,2
|
891,2
|
916,5
|
950
|
1019
|
1089
|
1128
|
Дизельное топливо
|
862,6
|
1068,9
|
991,2
|
913,4
|
1019
|
1203,3
|
1400
|
1600
|
1800
|
Обоснование развития и размещения нефтепереработки в Тюменском регионе
На юге Тюменской области на месторождениях Уватской группы в 2012 г. добыто 7,5 млн т. нефти. Ожидаемая добыча нефти к концу 2015 г. здесь составит 10 млн т. По разным оценкам, в данном районе может быть открыто еще примерно 30-40 новых месторождений с запасами нефти от 3 до 15 млн т. каждое [3].
С 2010 г. исследуются месторождения на левобережье реки Иртыш (Тобольский проект) в самой южной периферии Западно-Сибирского нефтегазоносного бассейна, которые, по данным ученых Западно-Сибирского научно-исследовательского института геологии и геофизики, в ближайшие 10 лет могут стать новой нефтяной провинцией [4].
Перспективность нарастания добычи обусловливает необходимость увеличения мощностей переработки. Очевидно, что Антипинский НПЗ, ориентированный на экспорт производимой продукции, с прогнозируемым объемом добычи углеводородов не справится. В то же время, Тюменской области продавать в другие регионы готовые высококачественные нефтепродукты было бы значительно выгоднее, чем сырую нефть. Строительство независимых от ВИНК небольших нефтеперерабатывающих заводов (мини-НПЗ) на юге Тюменской области смогло бы обеспечить регион собственными нефтепродуктами.
Немаловажным фактором для строительства НПЗ является наличие развитой инфраструктуры. В качестве мест расположения новых НПЗ на юге Тюменской области наиболее оптимальными являются местности, расположенные вблизи городов Увата, Тобольска, Тюмени и села Исетское.
В Уватском районе расположено 308 км магистральных нефтепроводов (Усть-Балык - Курган - Уфа - Альметьевск, Нижневартовск - Курган - Куйбышев, Усть-Балык - Омск, Сургут - Горький - Полоцк, с 2009 г. запущен нефтепровод Усть-Тегусс – Кальча протяженностью 264 км, поставляющий нефть Усть-Тегусского и Урненского месторождений в магистраль «Транснефти»). В Уватском районе проходит федеральная автомобильная дорога Тюмень - Ханты-Мансийск и железнодорожный путь.
Строительство мини-НПЗ близ Тобольска, во-первых, также обусловлено развитой инфраструктурой (5 магистральных нефтепроводов, федеральная трасса Тюмень - Тобольск - Ханты-Мансийск, железная дорога); во-вторых, тенденциями социально-экономического развития района (развитием нефтехимического комплекса); в-третьих, на левобережье реки Иртыш (Тобольский район) найдены промышленные запасы нефти.
Через село Исетское проходит федеральная трасса Тюмень - Челябинск и в 68 км к юго-западу расположена железнодорожная станция Ялуторовск. Через Исетский район проходит нефтепровод Усть-Балык - Курган - Уфа - Альметьевск. Также в рассматриваемом районе наиболее развито сельское хозяйство, которое активно потребляет светлые нефтепродукты.
Тюмень является мощным железнодорожным, автомобильным транспортным узлом, промышленным центром с высоким уровнем и темпами роста потребления нефтепродуктов.
Строительство мини-НПЗ в Уватском районе (в районе пос. Демьянка), городах Тобольске и Тюмени и пос. Исетское позволит равномерно распределить производства нефтепродуктов по югу области. Наличие нескольких мини-НПЗ в регионе будет способствовать развитию конкуренции на рынке нефтепродуктов, стимулируя производителей к увеличению глубины и качества переработки нефти, установлению рыночных цен на продукцию, к тому же нефтепродукты, производимые из сырья, добываемого на юге Тюменской области, будут иметь конкурентное преимущество в цене, не содержащей значительных транспортных затрат.
В целях развития конкуренции и поддержки малого и среднего бизнеса Федеральной антимонопольной службой разработаны правила недискриминационного доступа к услугам естественных монополий. Правила исключают установление дискриминирующих тарифов на услуги монополий для различных компаний, отказ на пользование объектами инфраструктуры, в связи с чем у небольших компаний появляется выбор наиболее удобного для них способа транспортировки продукции. В соответствии с общими правилами разрабатываются нормативные акты по отраслям, где присутствуют естественные монополии. Так, в 2011 г. вышло Постановление Правительства РФ «Об обеспечении недискриминационного доступа к услугам естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации» [5]. Разрабатываются аналогичные проекты по обеспечению недискриминационного доступа к услугам железнодорожного транспорта.
Для определения технологического процесса, позволяющего наиболее оптимальным способом получить товарную продукцию требуемого качества с максимальным выходом, был проанализирован тип добываемой нефти в Тюменской области: светлые фракции составляют 63,7%, темные – 36,3%.
Финансовая оценка строительства мини-НПЗ
Финансовые показатели для строительства НПЗ прогнозировались на основании российского опыта организации нефтепереработки.
Потребность во ввозе нефтепродуктов на юг Тюменской области определялась по формуле:
где, Пт – потребность региона в данном нефтепродукте, т.;
i – вид нефтепродукта;
Побщ – общее потребление нефтепродукта, т.;
Пр – производство нефтепродукта в регионе, т.;
В – вывоз нефтепродукта из региона, т.
В таблице 3 представлена потребность во ввозе нефтепродуктов в регион: фактическая потребность определена по формуле (1), прогноз – по линии тренда, построенного на основе фактических данных за 2007-2012 гг. (табл. 2).
Таблица 3
Потребность ввоза светлых нефтепродуктов на юг Тюменской области
в 2007-2015 гг., тыс. т.
Нефте-
продукт |
Факт
|
Прогноз
| |||||||
2007 г.
|
2008 г.
|
2009 г.
|
2010 г.
|
2011 г.
|
2012 г.
|
2013 г.
|
2014 г.
|
2015 г.
| |
Бензин
|
601,9
|
694,4
|
792,2
|
891,2
|
891,8
|
896,2
|
1019
|
1089
|
1128
|
Дизельное топливо
|
574,1
|
467,9
|
395,9
|
689,3
|
877,4
|
889,6
|
900
|
1000
|
1100
|
Количество НПЗ:
где, N – количество НПЗ;
i – вид нефтепродукта;
Дi – дефицит региона в i-ом нефтепродукте, тыс. т./год;
Фрi – выход i-го нефтепродукта на НПЗ заданной мощностью, тыс. т./год.
Таблица 4
Обоснование количества НПЗ на юге Тюменской области, необходимых для покрытия дефицита нефтепродуктов
Наименование
|
2013 г.
|
2014 г.
|
2015 г.
|
Дефицит бензина, тыс. т./год
|
843
|
689
|
701
|
Дефицит дизельного топлива, тыс. т./год
|
442
|
117
|
117
|
Количество НПЗ, шт.
|
| ||
мощностью 300 тыс. т./год
|
4,9
|
3,0
|
3,0
|
мощностью 200 тыс. т./год
|
7,1
|
4,5
|
4,5
|
мощностью 100 тыс. т./год
|
14,2
|
8,9
|
9,1
|
Строительство 4 мини-НПЗ мощностью по 200 тыс. т. позволит перерабатывать добываемую нефть на месторождениях юга Тюменской области и покроет, в основном, дефицит нефтепродуктов в регионе.
Необходимый набор установок для малых НПЗ с глубиной переработки нефти 90% и суммы необходимых инвестиций представлены в таблице 5 [6].
Таблица 5
Сумма необходимых капиталовложений для строительства НПЗ мощностью
200 тыс. т./год, млн руб.
Минимально необходимый набор установок:
|
Объем капиталовложений
|
1. ЭЛОУ + атмосферная перегонка мазута
|
120,0
|
2. Висбрекинг-Термакат
|
300,0
|
3. Гидрокрекинг остатка
|
600,0
|
4. Битумная
|
90,0
|
5. Гидроочистка нафты
|
120,0
|
6. Гидроочистка диз. дистиллятов
|
450,0
|
7. Изомеризация НК-85
|
120,0
|
8. Сероочистка газов, газоразделение и производство серы
|
90,0
|
9. Производство водорода
|
150,0
|
10. Энергоблок
|
60,0
|
Итого расчетная стоимость НПЗ, включая ОЗХ
|
2100,0
|
Таблица 6
Финансовые показатели НПЗ мощностью 200 тыс. т./год
Наименование показателя
|
Значение
|
Цена 1 т. сырья (нефти), руб./т.
|
10700,0
|
Производительность годовая, тыс. т./год
|
200,0
|
Затраты закупку сырья, млн руб./год.
|
2140
|
Затраты на переработку (себестоимость переработки 1 т. нефти принята на основе практического опыта в сумме 1300 руб./т.), млн руб./год.
|
260
|
Валовая выручка по реализации нефтепродуктов, млн руб./год.
|
4339,6
|
Валовой доход, млн руб./год
|
1870,9
|
Чистая прибыль, млн руб./год
|
1350,3
|
Государственная поддержка развития нефтепереработки в регионе
Учитывая, что проект будет иметь социально экономический эффект в регионе и требует значительных инвестиций, очевидно, что для его реализации необходима государственная поддержка. Как способ поддержки бизнеса может в данном случае выступать государственно-частное партнерство (ГЧП). Наиболее оптимальным вариантом в целях развития конкуренции для реализации проекта является софинансирование строительства, где право собственности после окончания соглашения будет закреплено за частным лицом.
Формой ГЧП могут выступать контракты, сочетающие в себе различные виды работ и отношений собственности. В данном случае возможно применение одного из основных типов ГЧП, прописанного в российском законодательстве: BOO (Build, Own, Operate) - созданный объект по истечении срока действия соглашения не передается публичной власти, а остается в распоряжении инвестора [7].
Наиболее эффективными инструментами по реализации проектов являются Инвестфонд РФ, Федеральные целевые программы (ФЦП) и Федеральные адресные инвестиционные программы (ФАИП).
Проект, претендующий на получение бюджетных ассигнований, должен состоять из двух частей:
- коммерческая часть – объекты, которые финансирует частный инвестор (соответственно, остаются в частной собственности);
- бюджетная часть -объекты транспортной, коммунальной и энергетической инфраструктуры (внешней), финансируемые за счет средств Инвестиционного фонда РФ и бюджета субъекта РФ (и/или бюджета муниципалитета), и которые остаются в собственности субъекта РФ или муниципального образования [8].
К одному из приоритетных направлений предоставления бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ для реализации проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение, на 2011-2013 гг. относится повышение конкуренто-способности базовых отраслей промышленности (в том числе нефтегазовая промышленность). К бюджетной части инвестиционного проекта можно отнести объекты общезаводского хозяйства (ОЗХ) нефтеперерабатывающего завода, которые включают в себя объекты транспортной инфраструктуры, энергоснабжения, водоснабжения, канализации, очистных сооружений. Затраты на сооружение ОЗХ НПЗ рассчитываются по мощности НПЗ по уравнению [9]:
Log (Log К) = -0,3052 + 0,1904Log Q, (3)
где, К – объем капиталовложений для создания объектов, $ млн;
Q – мощность НПЗ по сырью, тыс. т./год.
Рассчитанные по формуле 3 капитальные вложения на создание ОЗХ равны 1300 млн руб. (61,9% от всей суммы капитальных вложений). Таким образом, объем инвестиций на создание объектов инфраструктуры можно принять в размере 50% от общей суммы капитальных вложений. Расчет бюджетной эффективности в виде поступлений денежных средств в бюджеты разных уровней приведен в таблице 7.
Таблица 7
Поступление денежных средств в бюджеты РФ от увеличения числа независимых участников на оптовом рынке нефтепродуктов на юге Тюменской области (в среднем за год), млн руб.
Наименование налогов по бюджетам
|
Значение
|
Федеральный:
|
4544,36
|
НДС
|
1891,98
|
Акциз
|
2270,38
|
Налог на прибыль
|
382,00
|
Региональный:
|
718,95
|
Налог на прибыль
|
630,66
|
Налог на имущество
|
88,29
|
Местный:
|
8,10
|
Налог на землю
|
8,10
|
Итого
|
5271,41
|
Выводы
Увеличение числа независимых участников на оптовом рынке нефтепродуктов на юге Тюменской области будет выгодно инвесторам, потребителям (так как будет усилена конкуренция по цене и качеству), и государству (дополнительные ежегодные поступления в бюджеты разных уровней более 5 млрд руб.).
Источники:
2. ЗАО «Антипинский НПЗ» / URL: http://www.annpz.ru.
3. Развитие конкуренции в Тюменской области на 2010–2012 гг. // Региональная программа. – Тюмень. – 2009.
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 г. и на перспективу до 2030 г. – Тюмень. – 2009.
5. Нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность: тенденции и прогнозы // Аналитический бюллетень. – М.: Группа РИА Новости, 2013. – 46 с.
6. Курочкин А.К., Курочкин А.В. Разработка высокорентабельных схем для проектирования малых НПЗ с глубиной переработки нефти более 90% // Территория «Нефтегаз». – 2012. – № 2. – С. 14–21.
7. Дерябина М. Государственно-частное партнерство: теория и практика / Экономический портал // URL: http://institutiones.com/general/1079-gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo.html
8. Инвестиционный фонд Российской федерации / Министерство регионального развития Российской Федерации. – URL: http://www.minregion.ru/invest_phound.
9. Курочкин А.К. и др. Комплектуем среднетоннажный НПЗ. Выбор оптимального набора современных процессов нефтепереработки для НПЗ топливного профиля // Территория «Нефтегаз». – 2008. – № 5. – С. 24–31.
10. Стативка О.В. Современное состояние инвестиционных процессов в нефтегазовой отрасли // Российское предпринимательство. — 2007. — № 8 Вып. 1 (95). — c. 143-147. — http://www.creativeconomy.ru/articles/9908/
Страница обновлена: 29.10.2024 в 18:45:37