Роль общественных советов в независимой оценке качества и развитии социальной сферы
Григорьянц Г.Н.1, Петрова С.А.1, Алексенцева Ю.А.1
1 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты РФ
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 12 (Декабрь 2023)
Цитировать:
Григорьянц Г.Н., Петрова С.А., Алексенцева Ю.А. Роль общественных советов в независимой оценке качества и развитии социальной сферы // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 12. – С. 6071-6088. – doi: 10.18334/epp.13.12.120309.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63549272
Аннотация:
В статье рассмотрены актуальные вопросы и проблемы, связанные с ролью общественных советов как институтов гражданского общества в развитии социальной сферы в контексте их участия в независимой оценке качества условий оказания услуг организациями социальной сферы.
Проанализированы существующие проблемы и ограничения, снижающие вовлеченность общественных советов в решение прикладных задач управления социальной сферой. Предложены направления совершенствования работы общественных советов в части нормативного регулирования и методического обеспечения, основанные на анализе практики работы в этой сфере на региональном и федеральном уровне.
Результаты исследования могут быть полезны как представителям государственных и муниципальных органов власти, уполномоченных в соответствующих отраслях социальной сферы, при организации взаимодействия с общественными советами, так и собственно представителям общественных советов и общественных палат, как ключевых институтов гражданского общества, в рамках осуществления своих социальных и управленческих функций.
Ключевые слова: социальная сфера, общественные советы, гражданское общество, независимая оценка качества, клиентоцентричность, менеджмент качества, получатели услуг
Финансирование:
Исследование выполнено в рамках государственного задания ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России по теме «Экспертно-методическое сопровождение проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социальной сферы (культуры, социального обслуживания, охраны здоровья, образования, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы)».
JEL-классификация: D70, D71, P32
ВВЕДЕНИЕ
Система независимой оценки качества условий оказания услуг (далее – НОК, независимая оценка качества) сформирована в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (пункт 1, подпункт «к») федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления с участием общественных организаций.
В систему независимой оценки качества включены организации в сфере культуры, просвещения и высшего профессионального образования, охраны здоровья, социального обслуживания, учреждения медико-социальной экспертизы (далее – соответственно, независимая оценка качества, НОК, организации социальной сферы). Для обеспечения регулирования проведения независимой оценки качества в указанных сферах только на федеральном уровне принято более 30 нормативных правовых актов: указы Президента Российской Федерации, федеральные законы, правительственные постановления и распоряжения, ведомственные нормативные документы.
В течение всего периода проведения независимой оценки качества, которая выявила ряд проблем и «болезненных точек» в социальной сфере, в субъектах Российской Федерации с учетом результатов НОК разрабатывались и реализовывались мероприятия, позволившие улучшить работу организаций, повысить качество услуг и, соответственно, удовлетворенность получателей оказываемыми услугами. Кроме того, функционирование системы НОК показало, что потенциал такого принципиального нового института в России, как система независимой оценки качества выше, чем возможность решать с ее помощью прикладные задачи – выстроить рейтинг организаций социальной сферы. Правовая и организационно-управленческая инфраструктура системы НОК позволяет нацелить ее на решение стратегических задач: развитие гражданского общества и его участие в управлении социальной сферы, совершенствование общественного контроля, формирование оценочной культуры у населения, совершенствование индикаторов реализации социальных проектов, в том числе национальных целей развития Российской Федерации. Это определяет актуальность и практическую значимость исследования вопросов совершенствования деятельности и повышения значимости общественных советов в системе НОК и развитии социальной сферы.
Вопросы взаимодействия органов государственного управления с гражданским обществом рассматриваются исследователями в различных аспектах, например:
- в контексте развития собственно социального государства и роли в нем гражданского общества [1, с.1267-1282];
- в части специфики работы с обращениями граждан, направленной на реализацию базового права граждан принимать участие в управлении и напрямую взаимодействовать с государственными органами и органами местного самоуправления (И.Н.Макаров и др. [2, с.3631-3652], К.В.Подъячев [3]). Как отмечают эксперты, «реализация данного права не только характеризуется рассмотрением и реакцией на конкретный запрос, жалобу или предложение, но и имеет ценность в качестве аналитической информации о состоянии социальной и экономической сфер, эффективности деятельности органов власти» [2, с.3631-3652];
- в части участия институтов гражданского общества в формировании системы общественного контроля, также организации деятельности и особенности работы общественных советов, что нашло отражение в работах С.В.Пизикова [4, с.355-367], А.А.Лакомовой [5, с. 253-264], Л.Г.Рогозиной [6, с.97-108], Н.Н.Калмыкова, А.К.Лариной и др. [7, с. 1487-1499]. Неоднократно обращались к анализу деятельности институтов гражданского общества и общественных советов региональные эксперты, в том числе М.А.Вахтина, М.В.Симонова, О.С.Белокрылова [8,9,10].
Как показал проведенный анализ и практика реализации законодательства о независимой оценке качества, есть еще ряд вопросов по организации и проведению оценки в правовом, инфраструктурном и организационном аспектах, которые необходимо скоординировать или уточнить порядок их реализации. В том числе выбор организации-оператора для сбора информации о качестве условий оказания услуг, отбор кандидатов в члены общественных советов по проведению НОК, формирование выборки респондентов, привлечение научных организаций и профессиональных сообществ в рабочие группы, создаваемые при общественных советах и другие аспекты данной проблемы.
Отдельная тема – это недостаточное использование результатов НОК при разработке программных документов по развитию социальной сферы в регионах (доступная среда для инвалидов, развитие отраслей социальной сферы и др. документы), этот вопрос более подробно рассмотрен в работах авторов [11,12]. В то же время, результаты НОК – это весьма обширная аналитическая информация о состоянии социальной сферы, отдельных организаций, о существующих проблемах и нерешенных вопросах. Также итоги НОК в определенной мере характеризуют результативность тех самых программ, которые разрабатывались и принимались для улучшения деятельности организаций социальной сферы. Так, на протяжении многих лет реализуются программы по созданию доступной среды для инвалидов. Однако результаты НОК по критерию доступности услуг для инвалидов ежегодно на протяжении 9 лет показывают наиболее низкие результаты по сравнению с остальными анализируемыми условиями.
Целью работы является анализ участия в проведении и использовании результатов независимой оценки качества общественных советов как одного из ключевых элементов выстроенной системы НОК.
В настоящее время существует целый ряд вопросов применения законодательства, правительственных актов и ведомственных документов федеральных органов исполнительной власти в соответствующей сфере деятельности, которые не вполне корректно трактуются органами исполнительной власти при организации НОК, подведении итогов оценки, а также деятельности операторов - при сборе и обобщении информации. Это приводит к нарушению установленных процедур независимой оценки качества, сокращению содержательного объема информации и может вызвать недоверие к объективности результатов НОК.
В некоторых случаях можно отметить формальный подход при проведении НОК как со стороны органов исполнительной власти, так и общественных советов по поведению НОК, недостаточный контроль за разработкой и реализацией планов организаций по устранению недостатков, выявленных в ходе независимой оценки качества, недостаточно детальная проработка технического задания для сбора и обобщения информации, недостаточная квалификация оператора, осуществляющего сбор и обобщение информации об условиях оказания услуг, недостаточные меры для привлечения к ответственности оператора (или слишком сложная процедура) в случае нарушения им содержания и условий работы, сроков ее выполнения. Зачастую такие общественные институты «создаются формально, зависят от многих объективных и субъективных факторов, в том числе от недостатка общественных и некоммерческих организаций, готовых непредвзято участвовать в поддержке учреждений социальной сферы» [3, с. 103].
Можно отметить недостаточную компетентность или формальный подход членов общественных советов в вопросах анализа и оценки деятельности организаций социальной сферы, а также практики применения социального законодательства в связи с отсутствием у них аналогичного опыта и навыков. Отмечается слабое взаимодействие общественных советов с получателями услуг, с самими организациями в ходе проведения НОК, подведении результатов и формировании предложений по улучшению деятельности Авторское исследование базируется на гипотезе о том, что, восполнив нормативные и организационно-методические пробелы в существующих механизмах и процедурах реализации НОК, можно усилить роль общественных советов в функционировании системы независимой оценки качества, за счет повышения их вовлеченности и солидаризации ответственности в принятии решении по управлению развитием социальной сферы.
Теоретические и методологические основы исследования базируются на:
- методологических основах формирования и развития социального государства, эффективности управления в социальной сфере, рассмотренных отечественными и зарубежными авторами (Абалкин Л.И. [13], Волгин Н.А. [14], Роик В.Д. [15], Дюркгейм Э. [16], Маркс К. [17], Файоль А. [18] и др.);
- подходах в области оценки и обеспечения качества оказания услуг, отраженных в российских и зарубежных научных исследованиях (Балаева О.Н., Предводителева М.Д. [19]. Ганеев А.Р. [20], Князев Д.О. [21], Бонаккорси А. [22], Гилмор Дж.Х. [23], Гумессон Э. [24] и др.);
- накопленном авторским коллективом опыте анализа и эмпирических данных по оценке качества условий оказания услуг в социальной сфере за десять лет с начала формирования системы независимой оценки качества [1], результатах опросов, проводимых ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России в органах власти субъектов РФ в 2020-2023 гг.,
что позволяет с научно обоснованной точки зрения оценивать тенденции развития организаций социальной сферы в части обеспечения качества условий оказания услуг, рассматривать перспективы развития системы НОК в контексте развития гражданского общества и клиентоцентричного государства.
Практика работы общественных советов по НОК на современном этапе: проблемы и решения
Появление института общественных советов в систему независимой оценки качества пришло не случайно. Именно привлечение к ее проведению широкой общественности, самих граждан, профессиональных союзов и ассоциаций обеспечивает реализацию принципов независимости оценки качества и публичности ее результатов – выполнение той самой задачи, которая ставилась при создании этой системы.
В соответствии с действующим законодательством о независимой оценке качества [2] оценку качества условий оказания услуг осуществляют специально созданные общественные советы, которые получили название общественные советы по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг в соответствующей социальной сфере и на определенном уровне управления (культура, охрана здоровья, образование, социальное обслуживание и медико-социальная экспертиз) и на каждом уровне управлении (федеральный, региональный, муниципальный).
Общественные советы по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг (далее – общественные советы, Советы) создаются при федеральном/региональном органе исполнительной власти и/или органе местного самоуправления. Состав общественного совета формирует общественная палата соответствующего уровня. При федеральном органе исполнительной власти Общественная палата Российской Федерации формирует Совет по проведению независимой оценки в отношении организаций, учредителем которых является Российская Федерация, и негосударственных организаций, которые оказывают услуги за счет средств федерального бюджета. Общественные советы по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг организациями, расположенными не территориях субъектов Российской Федерации и учредителями которых являются субъекты Российской Федерации, формируют общественные палаты субъектов Российской Федерации. Общественные палаты муниципальных образований вправе формировать Советы по независимой оценке, проводимой в отношении муниципальных организаций, и иных организаций, расположенных на территориях соответствующих муниципальных образований и оказывающих услуги за счет бюджетных ассигнований бюджетов муниципальных образований. При этом обеспечивается проведение независимой оценки организаций муниципальных районов и городских округов, т.е. наиболее крупных муниципальных образований.
Общественный совет, как независимый от государственных структур институт, формируется из представителей общероссийских общественных организаций, созданных в целях защиты прав и интересов граждан, общероссийских общественных объединений инвалидов.
Нередко в публикациях приводятся суждения, что данные общественные советы, несмотря на такой механизм их создания и формирования персонального состава, аффилированы с органами власти и удобны последним для управления социальной сферой. Это дает основание рассмотреть вопрос о расширении участия гражданского общества в деятельности Советов, а тем самым и их участия в управлении и контроле за работой организаций социальной сферы по оказанию услуг населению. Как показывает практика и опыт реализации подобных механизмов в других сферах, не стоит ограничивать участие в общественных советах представителями только двух названных выше типов общественных организаций, как это установлено в законодательстве о НОК. Сейчас, с учетом почти десятилетней практики функционирования системы независимой оценки качества, представляется целесообразным расширить круг представителей гражданского общества, которые могут участвовать в работе Советов, активнее вовлекать в их деятельность другие общественные организации, профессиональные союзы, научные организации, профильные ассоциации, волонтеров, самих получателей услуг. Однако такая работа должна проводиться при поддержании определенного уровня компетентности членов Советов. Очевидно, настала пора организации специального обучения членов общественных советов, а еще бы лучше обучение кандидатов в члены таких Советов, что позволяло бы им в дальнейшем грамотно участвовать в работе по оценке работы организаций, качества предоставляемых ими услуг населению, по выявлению потребностей и ожиданий граждан в сфере социального обслуживания, в том числе и в части видов, форм и условий получения услуг. Такая практика специального обучения членов общественных советов существует за рубежом [25] и ее можно и нужно адаптировать применительно к российским условиям функционирования социальной сферы и деятельности организаций.
Этот вопрос следует ставить и значительно шире – о формировании оценочной культуры у гражданского сообщества, у населения в целом. Современное общество достаточно быстро меняется, также быстро изменяются настроения и предпочтения граждан, их социальное поведение. И выигрывать на современном рынке услуг будут клиентоориентированные организации и те сегменты этого рынка, которые ориентированы в своей работе на клиентоцентричность в этой сфере деятельности.
На сегодняшний день законодательством о НОК предусмотрена возможность привлечения общественным советом к своей работе представителей общественных объединений, осуществляющих деятельность в той или иной социальной сфере, и, при необходимости, общественной палаты для обсуждения и формирования результатов такой оценки. Однако это скорее факультативное занятие для данной категории экспертов. Просто участия в обсуждении отдельных вопросов явно недостаточно для повышения включенности общественности в управление и контроль за развитием услуг. Речь идет о включении новых участников в саму процедуру организации и проведения независимой оценки качества, что требует правового закрепления расширения круга участников Общественного совета со всеми вытекающими отсюда полномочиями для них.
В этой связи особо хотелось бы отметить обратить внимание на усиление взаимодействия общественных палат с общественными советами как по вопросам организации независимой оценки, так и ее проведения. Формирование состава общественных советов со стороны общественных палат, как говорилось выше и как отмечают ряд экспертов, также проходит зачастую весьма формально - без учета у кандидатов опыта и/или компетенций по оценке и анализу социальных процессов, развития социальных услуг и даже знакомства с особенностями деятельности той социальной сферы, услуги которой надо будет оценивать. Кандидаты же в члены общественных советов зачастую соглашаются в целях повышения своего репутационного имиджа.
Проведенный анализ способа формирования Советов, их состава и формы их деятельности позволяет считать обоснованной постановку вопроса о конкретизации деятельности общественных палат в сфере независимой оценки качества. С этой целью возможно предусмотреть разработку Общественной палатой регламента формирования общественных советов по НОК, порядка проведения отбора кандидатов в члены Советов, их полномочий, оперативных функций. В целях усиления взаимодействия общественных палат и общественных советов в сфере независимой оценки качества возможны такие формы, как проведение общественными палатами анализа деятельности Советов по НОК, участие в заседаниях Советов, заслушивание отчетов председателей Советов о результатах их работы на заседаниях профильных комитетов/рабочих групп общественных палат.
В то же время важно помнить, что для исключения конфликта интересов участников системы НОК, а также для обеспечения независимости в оценке работы организаций законодательством установлено, что в состав общественного совета не могут входить представители органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также руководители и работники организаций, оказывающие услуги населению в соответствующей сфере деятельности.
Следующий важный аспект в повышении роли общественных советов в управлении социальной сферой – это конкретизация полномочий Советов и их правовое закрепление.
В соответствии с действующим законодательством о НОК к функциям общественных советов отнесены следующие [3]:
1) определяет перечень организации, в отношении которых проводится независимая оценка качества;
2) принимает участие в рассмотрении проектов документации о закупке работ, услуг, а также проектов государственных контрактов, заключаемых органами власти/местного самоуправления с организацией, которая осуществляет сбор и обобщение информации о качестве условий оказания услуг;
3) осуществляет независимую оценку качества условий оказания услуг с учетом информации, предоставленной оператором;
4) представляет в орган власти результаты независимой оценки качества и предложения об улучшении работы организаций.
Как видно из приведенного перечня, полномочия общественных советов достаточно четко определены, за исключением конкретизации одной, но самой главной функции, а именно – «осуществляет независимую оценку качества». Как правило, эта функции не прописывается более конкретно и в положениях об общественных советах, которые утверждают органы власти, при которых эти Советы создаются.
В связи с этим работа по проведению независимой оценки, которую должны осуществлять члены Совета, недостаточно организована. Участие Советов в проведении НОК зачастую проходит формально без посещения организаций, без общения с получателями услуг, а только на основе информации оператора без какой-либо проверки. Работа оператора по сбору информации никем не отслеживается, что приводит к формализации процедуры. Члены Совета не знакомятся с методикой проведения независимой оценки качества и с отдельными ее инструментами, в частности такими как порядок сбора и обобщения информации о качестве условий оказания услуг, расчета показателей оценки, выявления мнения граждан, о показателях и критериях независимой оценки имеют слабое представление. А как следствие - порой не видят реальной картины в организациях, в отношении которых проводится НОК.
В сентябре 2023 года ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России проводило опрос органов власти субъектов Российской Федерации по сбору успешных практик работы в области организации, проведения и использования результатов НОК. Представители органов власти сферы социального обслуживания в ходе опроса часто выделяли проблему низкого качества работы операторов по сбору и обобщению информации и формальный подход членов общественных советов. В этой связи были представлены интересные практики регионов по вовлечению участников Советов в процесс проведения оценки и разработки планов. Исходя из полученной информации можно сделать вывод о том, что если такие механизмы повышения роли общественных советов внедряются в практику, то на местах также оценивают низкую вовлеченность и результативность их деятельности и ищут пути решения проблемы.
Для повышения включенности представителей общественных советов в субъектах реализован опыт, когда проводятся выездные заседания Общественного совета по НОК. О таком опыте рассказали, например, представители Удмуртской Республики, Приморского края, Омской области, Архангельской области, Челябинской области, Саратовской области, Республики Бурятия, Кировской области. При проведении оценки представители общественных советов по НОК выезжают с оператором в организации для проведения анкетирования и изучения существующих условий и их соответствия установленным требованиям. В Омской и Кировской областях представители общественного совета выезжают в организации для контроля выполнения планов, разработанных по результатам оценки. В Санкт-Петербурге в состав общественного совета включают инвалидов-колясочников, которые лично принимают участие в проведении оценки и дают реальные предложения по устранению недостатков, которые отражают потребности получателей услуг. Таким образом запускается процесс контроля работы операторов, повышение объективности результатов оценки и вовлечение представителей общественного совета не только в процесс оценки, но и повышение их ответственности за ее результаты и их использование в управлении социальной сферой.
Перспективы повышения роли общественных советов по НОК в управлении социальной сферой
В положении об общественном совете следует более детально прописать конкретные виды работ, которые осуществляют члены общественного совета: разработка графика проведения оценки с посещением организаций, в отношении которых эта оценка проводится; участие членов общественного совета в опросе граждан и анализ его результатов. Возможно предусмотреть взаимодействие членов общественного совета с руководителями и работниками организаций по вопросам обеспечения в этих учреждениях условий предоставления услуг. Не помешает и детальное ознакомление членов Совета с условиями доступа услуг для инвалидов в организации, на прилегающей территории, оценка их соответствия нормативным документам, разработанным по данному вопросу в соответствующей сфере деятельности.
В рамках осуществления независимой оценки качества общественный совет может инициировать выборочное или сплошное посещение организаций, подлежащих НОК, для сбора и обобщения информации в рамках независимой оценки качества и/или контроля работы оператора с учетом его плана-графика посещений организаций, предусмотренных техническим заданием. С этой целью может быть разработана программа посещений организаций, подлежащих независимой оценке качества (включая, при необходимости, график и состав представителей Общественного совета по НОК по каждой посещаемой организации), которая утверждается протоколом заседания Общественного совета по НОК при органе государственной власти или органе местного самоуправления. Организация и проведение очных посещений организаций представителями Общественного совета проводится на общественных началах, без привлечения дополнительного финансирования работ по сбору и обобщению информации в рамках НОК.
Работа по сбору и обобщению информации в рамках НОК может быть проведена в полном объеме непосредственно Общественным советом в рамках полномочий по проведению независимой оценки качества, либо с привлечением независимых экспертов - представителей общественных организаций, организаций, созданных в целях защиты прав и интересов граждан, общественных объединений инвалидов, общественных организаций ветеранов, представителей Общероссийского народного фронта, а также представителей общественных советов по НОК при организациях социальной сферы, обладающих соответствующим опытом и имеющих специальную подготовку по вопросам обеспечения доступности объектов и услуг для инвалидов, в следующих случаях:
- при принятии заключения о несоответствии представленных материалов и расторжении контракта с оператором,
- при незначительном количестве организаций, включенных в перечень для поведения оценки в текущем году.
Очевидно, назрела необходимость в подготовке Типового положения об общественном совете, где эти вопросы бы нашли отражение. В Типовом положении должны быть детально прописаны регламентирующие позиции выполнения основной функции общественным советом – «осуществляет независимую оценку качества условий оказания услуг организациями», предусмотрев в нем кроме выше названных также позиции по взаимодействию Совета с органом исполнительной власти, организацией социальной сферы, оператором, общественной палатой, другими общественными и волонтерскими организациями для привлечения последних к сбору и анализу информации о качестве услуг. Немаловажная роль может быть отведена общественным советам в вопросах популяризации независимой оценки качества и ее инструментария, результатов НОК и их реализации в практике управления социальными учреждениями, оценки выполнения планов по устранению недостатков, выявленных в ходе НОК.
Отдельно стоит рассмотреть вопросы формы проведения заседаний общественных советов. Это могли бы быть не только обычные заседания, а, например проведение конференций с участием всех участников независимой оценки и широким обсуждением значения независимой оценки качества, ее результатов и перспектив развития системы НОК, - такая практика есть и она показывает свою результативность. Полезными для всех участников НОК могли бы стать выездные заседания общественного совета на базе одной из организаций, в отношении которой проводится независимая оценка качества, возможно с приглашением руководителей (представителей) других организаций социальной сферы.
Такое выездное заседание было организовано, например, общественным советом при Минтруде России. В нем, помимо членов Совета, приняли участие представители Министерства, ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России, других общественных организаций. Участники заседания изучили условия оказания услуг, провели анкетирование получателей услуг, беседы с родителями получателей услуг, с работниками организации, проанализировали информационные ресурсы организации со сведениями об условиях, формах и способах предоставления услуг, ознакомились с бытовыми условиями получателей услуг, мастерскими, кабинетами, их оборудованием и оснащением, увидели результаты реабилитации получателей услуг.
Предварительные итоги оценки качества условий предоставления услуг были рассмотрены в этот же день на очном заседании общественного совета. Окончательные итоги НОК в этой организации были представлены в подробном отчете с описанием методики, инструментария, обоснования выборки проведения оценки, ее результатов и предложениями по совершенствованию работы этой и аналогичных организаций, осуществляющих предоставление услуг данной категории граждан. В ходе такого заседания члены общественного совета вышли на более широкий круг вопросов, который касался не только одного этого учреждения, но и вопросы функционирования реабилитационной индустрии и оказания услуг инвалидам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для того, чтобы роль общественных советов стала более активной в проведении независимой оценки качества и более результативной в части улучшения работы организаций социальной сферы, безусловно требуется расширение компетенций членов Советов,
Решение этих задач невозможно без дополнительного обучение членов общественных советов по организационно-методическим, информационно-разъяснительным и другим вопросам, связанным с проведением НОК.
Немаловажную роль здесь также принадлежит разработке комплексных методических рекомендаций по организации работы по независимой оценке качества условий оказания услуг организациями и ее проведению в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. Такая методическая база послужила бы повышению качества и обеспечению единообразия работы по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социальной сферы. Подготовка рекомендаций должна базироваться на нормативных положениях проведения независимой оценки качества, общих положениях организации системы общественного контроля в Российской Федерации, а также обязательно учитывать практику организации работы по НОК на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации.
Круг пользователей таких методических материалов будет достаточно широк так как они могут быть использованы в работе руководителями, специалистами и уполномоченными должностными лицами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся организации в сфере культуры, охраны здоровья, образования и социального обслуживания, руководителями и специалистами организаций, оказывающих услуги социальной сферы населению, индивидуальными предпринимателями, осуществляющим деятельность в социальной сфере, членами общественных советов по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы при органах государственной власти субъектов Российской Федерации и общественных советов по НОК, созданных при организациях социальной сферы, а также представителями организаций, осуществляющих сбор и обобщение информации в рамках независимой оценки качества и другими заинтересованными лицами и организациями.
[1] НМО «Совершенствование системы независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социальной сферы (культуры, социального обслуживания, охраны здоровья, образования, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы)», Рег.№АААА-А20-120070390082-2, 2020; НМО «Научно-методологическое обеспечение совершенствования системы показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий оказания услуг организациями социальной сферы, порядка их расчета и порядка сбора и обобщения информации по данным показателям», Рег.№ААА А-А18-118022690167-7,2018; НИР «Оценка результатов внедрения независимой системы оценки качества работы организаций социальной сферы (культуры, социального обслуживания, охраны здоровья, образования) и предложения по ее совершенствованию», 2016; НИР «Методическое сопровождение организации работы по проведению независимой оценки», 2015 и др.
[2] Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. № 392-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» (статья 11).
[3] Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. № 392-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы» (статья 11).
Источники:
2. Макаров И.Н., Назаренко В.С., Селищев О.В., Волкова О.А., Полухин В.А. Анализ обращений граждан в органы власти как индикатор социально-экономического развития (на примере города Липецка) // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 9. – c. 3631-3652. – doi: 10.18334/epp.13.9.118921.
3. Подъячев К.В. Обращения граждан в органы государственной власти и местного самоуправления как форма гражданского участия. / Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата политических наук. - Москва, 2007. – 30 c.
4. Пизиков С.В. Общественное управление как инструмент повышения качества государственных услуг // Экономика Центральной Азии. – 2022. – № 4. – c. 355-367. – doi: 10.18334/asia.6.3.114258.
5. Лакомова А.А. Общественный контроль и независимая система оценки качества работы организаций, предоставляющих социальные услуги // PEM: Psychology. Educology. Medicine. – 2016. – № 3. – c. 253-266.
6. Рагозина Л.Г. Общественное участие в развитии и контроле качества социальных услуг: опыт России и зарубежных стран // Журнал исследований социальной политики. – 2015. – № 1. – c. 97-108.
7. Калмыков Н.Н., Ларина А.К., Славко М.А., Сатырь Т.С. О независимой оценке качества социальных услуг // Экономические отношения. – 2019. – № 2. – c. 1487-1500. – doi: 10.18334/eo.9.2.40523.
8. Белокрылова О.С., Вахтина М.А. Особенности современного этапа развития института общественного контроля в России // Экономика: теория и практика. – 2015. – № 2(38). – c. 37-43.
9. Вахтина М.А., Симонова М.В. Проблемы развития института независимой оценки качества услуг в социальной сфере России // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. – 2019. – № 1. – c. 5-19. – doi: 10.17072/1994-9960-2019-1-5-19.
10. Белокрылова О.С., Вахтина М.А. Особенности современного этапа развития института общественного контроля в России // Экономика: теория и практика. – 2015. – № 2(38). – c. 37-43.
11. Петрова С.А., Григорьянц Г.Н., Алексенцева Ю.А. Независимая оценка качества условий оказания социальных услуг в развитии социальной сферы: экономико-управленческие аспекты // Проблемы экономики и юридической практики. – 2022. – № 6. – c. 206-212.
12. Петрова С.А., Григорьянц Г.Н., Ясинская И.А., Алексенцева Ю.А. Независимая оценка качества услуг как инструмент анализа достижения национальных целей развития // Социально-трудовые исследования. – 2021. – № 3(44). – c. 99-114. – doi: 10.34022/2658-3712-2021-44-3-99-114.
13. Абалкин Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопросы экономики. – 1977. – № 6. – c. 4-8.
14. Волгин Н.А. и др. Основы социального государства. / Ученик. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2021. – 420 c.
15. Роик В.Д. Социальная модель государства: опыт стран Европы и выбор современной России // Государственная власть и местное самоуправление. – 2006. – № 10. – c. 27-39.
16. Durkheim E. On the division of social labor / Per. with F. A.B. Hoffmann, notes V.V. Sapov. The Canon, - 1996. - 432 p
17. Маркс К. Капитал. / В 4 т. Т.2. - М.: Политиздат, 1978.
18. Fayol H. Administration Industrielleet Générale, 1916. Gtmarket.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://gtmarket.ru/ library/basis/5783 (дата обращения: 13.11.2023).
19. Балаева О.Н., Предводителева М.Д. Управление организациями сферы услуг. / Учебное пособие. - М.: Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010. – 155 c.
20. Ганеев А.Р., Ефременков А.Б., Козулин А.В., Кузнецов В.В., Шаяхметов В.А., Вокин А.И., Левина А.Б., Рудницкая А.П., Скородумова Е.А., Швец Э.Г., Яхонтова Е.С. Предложения по повышению объективности независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями высшего образования // Управление образованием: теория и практика. – 2020. – № 2(38). – c. 16-24.
21. Князев Д.О. Социальная сфера как объект управления в современном обществе // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 47. – c. 409-417.
22. Bonaccorsi A., Carmignani G., Zammori F. Service Value Stream Management (SVSM): Developing Lean Thinking in the Service Industry // Journal of Service Science and Management. – 2011. – № 4.
23. Гилмор Дж.Х., Пайн Дж.Б. Экономика впечатлений. Работа – это театр, а каждый бизнес – сцена. / Пер. с англ. - М.: Издательство «Вильямс», 2005. – 304 c.
24. Gummesson E. The new marketing: developing long-term interactive relationships // Long Range Planning. – 1987. – № 4. – p. 10-20.
25. Подосинников Е.Ю., Слатинов В.Б. Государственная политика по формированию независимой системы оценки качества социальных услуг: проблемы и перспективы реализации в регионе // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. – 2016. – № 3(20). – c. 121-128.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 01:40:42