О формировании лесопромышленного кластера Тюменской области на основе системно-интеграционного подхода

Скипин Д.Л.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 15 (237), Август 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Скипин Д.Л. О формировании лесопромышленного кластера Тюменской области на основе системно-интеграционного подхода // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 15. – С. 32-40.

Аннотация:
В публикации обоснована эффективность создания лесопромышленного кластера (ЛПК) в Тюменской области на основе системно-интеграционного подхода. Формирование ЛПК возможно на основе государственно-частного партнерства и инвестиций в данный кластер.

Ключевые слова: инвестиции, кластер, Тюменская область, лесопромышленный комплекс (ЛПК), системно-интеграционный подход

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В условиях формирования рыночной экономики, ослабления плановых начал, результативными являются усилия по формированию перспективных кластеров. В сложившейся ситуации важно участие федеральных и региональных властей в формировании лесопромышленного кластера на основе государственно-частного партнерства, так как большинство предприятий являются негосударственными небольшими структурами, нуждающимися в инвестиционных вливаниях и совершенствовании управления. Сегодня федеральные органы власти принимают меры по нормативной правовой регламентации деятельности данного кластера, регулируют инвестиционные процессы, принимают решения о субсидировании отдельных проектов, создании крупных объединяющих передовых предприятий, без которых формирование кластера ЛПК в регионе не представляется возможным [15].

Cистемно-интеграционный подход

Практика показывает, что одним из самых результативных в этом отношении является системно-интеграционный подход [4]. При формировании кластера важно исходить из принципа социально-ориентированной экономики, в центре внимания которой находится человек, способный организовать и управлять интегрированным в экономическую среду объектом (см. рис.).

р22

Рис. Схема интегрального взаимодействия участников кластерной политики

Лесопромышленный кластер

Лесопромышленный кластер (ЛПК), включающий, лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность, как и любой другой, может быть эффективным при условии системно-интеграционного подхода, когда будут учтены многочленные социально-экономические факторы. По отношению к лесопромышленному кластеру рассматриваемого региона так и напрашивается заявление: Тюменская область - это не только нефть и газ, но лес и продукты деревообрабатывающей промышленности. Кластеризация данной сферы деятельности способна принести значительный доход в копилку области, создать новые рабочие места, удовлетворить потребности в товарах народного потребления.

Проблема актуальна еще и потому, что доля России в мировом производстве крупных лесоматериалов сегодня составляет около 5,4%, пиломатериалов 5,3%, листовых древесных материалов 2,9%, бумаги и картона 2,2%, и это в то время как страна занимает первое место по лесным запасам. В развитых странах ЛПК имеет более существенный вес в промышленном производстве, чем в развивающихся, и относится к числу ведущих отраслей промышленности [9]. В России динамику производства основных видов лесопродукции нельзя назвать положительной. Так, в Финляндии на ЛПК приходится 1/4 промышленного производства, в Новой Зеландии и Швеции по 20%, в Австрии, Австралии, Дании, Норвегии, Канаде по 12-15% [16]. Потребление продуктов деревообработки в России меньше, чем в передовых европейских странах и США. Так, в США потребление бумаги и картона на душу населения составляет 230 кг в год, в Финляндии 340 кг, в России 50 кг бумаги в год [12].

В России назрела необходимость формирования лесопромышленного кластера. Несмотря на важность ЛПК для страны показатели его деятельности в последние годы не только не растут, более того, по ряду направлений даже падают. Так, производство основных видов лесопродукции в целом по стране по итогам 2012 г. сохранилось на уровне предыдущего года, а в первом полугодии 2013 г. ситуация еще более осложнилась: производство бумаги, лесоматериалов, фанеры, древесностружечных и древесноволокнистых плит стало сокращаться. Это в то время как, Россия издавна являлось поставщиком древесины на мировой рынок: в 1913 г. экспорт России равнялся 1,5 млрд рублей. При этом на первом месте стоял экспорт хлеба, составлявший 594 млн рублей, а за ним следовал экспорт леса, который был равен 164 млрд рублей или 11% всего вывоза [2]. Сегодня Россия прибегает к импорту пиломатериалов, древесностружечных плит, фанеры, при этом объем привозных товаров растет, а экспорт древесины из страны сокращается.

Доля убыточных предприятий в ЛПК весьма значительна. Так, удельный вес таких предприятий в 2005 г. составил 70%, в 2010 г. – 50%, а в 2011 г. – 71,4%. Все предприятия ЛПК, действующие в Тюменской области, прибыли в 2012 г. не принесли. Не увеличиваются и объемы лесовосстановительных работ. Так, если в 1990 г. в области были проведены лесовосстановительные работы на 79 тыс. гектаров, в 2000 г. на 32,7 тыс. га, в 2010 на 29,8 тыс. га, а в 2011 г. только на 27,9. тыс. га [11]. Росло в последние годы и число лесных пожаров. Так, если в Уральском Федеральном округе в 2000 г. было зарегистрировано 2440 пожаров, то в 2005 г. – 3926 пожаров, в 2010 г. уже 10304 пожара, в 2011 г. удалось сократить их число до 4637 пожаров. В Тюменской области эти показатели также вызывали обеспокоенность: в 2000 г. было зарегистрировано 1344 пожара, 2005 г. – 2474 пожара, в 2010 г. – 2345 пожаров, в 2011 г. число пожаров удалось снизить до 1851, но их было больше, чем в 2000 г. [11].

Роль федеральных и региональных органов управления

В настоящее время быстрыми темпами увеличивается спрос на продукты лесопромышленного комплекса, как внутри страны, так и за рубежом. В условиях нерентабельного ЛПК растет роль федеральных и региональных органов управления в формировании рассматриваемого кластера. Власти уже принимают меры, способствующие развитию ЛПК. Так, введен «Лесной кодекс Российской Федерации», разработана Программа развития ЛПК до 2020 г. [6]. В Тюменской области, принявшей решение о формировании кластера лесной и деревообрабатывающей промышленности, есть понимание, что без помощи власти в данной сфере не обойтись, главное, чтобы эта помощь была эффективной. Важным условием формирования данного кластера в регионе считают изменение положения, как в сфере управления, так и в области производства [3]. Население с пониманием относится к данным решениям, так как необходимость в развития данного кластера вполне очевидна: есть спрос на продукцию ЛПК, и он постоянно растет, а необходимые условия для развития данной сферы деятельности в регионе имеются.

В область влияния рассматриваемого кластера сегодня включаются природоохранные, лесопожарные, страховые мероприятия. По данным лесной службы ФАО для разных хозяйственных нужд используется третья часть всех лесов мира, а это 10% суши, что должно учитываться экологами и природоохранными организациями при рекультивации земель и восстановлении посадок, так как важной чертой данной деятельности является возможность возобновляемости лесных массивов. На территории России расположена четверть мировых лесных ресурсов [10]. Уральский Федеральный округ располагает значительными лесосырьевыми ресурсами. Площадь земель Уральского Федерального округа Тюменской области, покрытая лесом, составляет 70083 тыс. га, из них в Тюменской области располагается – 6963 тыс. га. Общий запас древесины Уральского Федерального округа составляет 8112,2 тыс. га. Из них в Тюменской области он равен 928,8 тыс. га [11]. В тоже время область находится на 16 месте в России по производству древесины, при этом данный показатель практически не вырос за последние годы. В 2010 г. произвели 1861 млн кв. м, а в 2011 г. – 1986 млн кв. м древесины [11]. Изменить положение не удается и в 2013 г., ситуация в ЛПК находится в целом на уровне предыдущего года [5]. Значительно вырос спрос на комплекты деревянных деталей для стандартных домов со стенами из местных строительных материалов и их общее производство в первом полугодии 2013 г. составило 170,1% по отношению к первому полугодию 2012 г. [8]. По данным официальной статистики показатели деятельности предприятий, работающих в сфере лесозаготовок, не только не росли, но и снижались, что нашло отражение в таблице 1 [11] и таблице 2 [13].

Таблица 1

Число действующих организаций по виду экономической деятельности «лесозаготовки» (на конец года)

Регионы РФ и число действующих в них предприятий
Год
2005
2010
2011
Российская Федерация, число предприятий
20825
15635
13551
Уральский Федеральный округ, число предприятий
1636
1176
1074
Тюменская область, число предприятий
613
358
333

Таблица 2

Основные показатели работы организаций по виду экономической деятельности «лесозаготовки»

Основные показатели по Российской Федерации
Год
2010
2011
Индекс производства в % к предыдущему году
109,5
103,1
Среднегодовая численность работников организаций, тыс. человек
156,6
75,3
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), млн рублей
- 5420
- 3876
Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг, в %
- 0,9
- 0,1
Производство древесины необработанной,
млн плотных куб. м
112,2
111,2

Лесная промышленность является традиционной для тюменского региона сферой деятельности. В настоящее время в Тюменской области действует около 400 предприятий ЛПК. Значительная их часть - это маленькие организации, с небольшой и, более того, уменьшающейся среднегодовой численностью работников. В Тюменской области число трудящихся отрасли в 2005 г. насчитывало 5166 человек, в 2010 г. – 2448 человек, а в 2011 г. – это число уменьшилось до 2210 человек [11]. Предприятия отрасли производят важные товары: лес, продукты его обработки, мебель, упаковочные материалы, бумагу, топливо, строительные материалы, причем спрос на продукты этой отрасли постоянно растет, особый интерес покупателей вызывает древесностружечное производство. В Тюменской области удалось добиться увеличения на 7,8% в 2012 г., в сравнении с предыдущим годом, производства древесины, увеличение производства фанеры на 19,3%, роста производства ДСП на 13,3% и мебели на 0,3% [7]. Наиболее крупными производителями в области являются ООО «Тюменский фанерный завод», ОАО «ДОК Красный Октябрь», ОАО «Заречье», ООО «Мебельная компания Тура», однако, говорить о формировании этих предприятий в кластер пока рано. Необходим организационный проект, позволяющий строить управленческую модель, рассчитанную на перспективу, имеющую в центре организующее ядро, которое представляют передовые предприятия.

Основные показатели деятельности ЛПК в Тюменской области

Основные показатели деятельности ЛПК в Тюменской области, как в целом и в России, не имеют устойчивой тенденции роста, о чем свидетельствуют данные официальной статистики [14]. Перспективы для формирования ЛПК в Тюменской области обусловлены тем, что данная отрасль имеет глубокие исторические корни, как в России, так и в регионе [3]. По оценкам Федерального агентства лесного хозяйства Россия имеет общий запас древесины равный 83,4 млрд куб. м, что позволяет планировать развитие ЛПК на длительную перспективу [13].

При проектировании ЛПК необходимо имитационное моделирование кластера на основе комплексного подхода, математических методов и программных моделей. Важно органическое взаимодействие с другими кластерами региона, прежде всего, с кластером нефтегазового комплекса, топливной промышленности, торговли, строительства и производства строительных материалов, транспорта и строительства дорог, что важно для удаленных добывающих лес территорий [1].

В Тюменской области для формирования кластера ЛПК имеются необходимые материальные и технологические условия. Администрация Тюменской области взяла курс на стимулирование наиболее рационального использования лесосырьевого потенциала и повышения конкурентоспособности произведенной продукции, прежде всего, строительных материалов и мебели, планируется строительство предприятий, производящих бумагу.

При проектировании кластера необходимо использовать когнитивный анализ, позволяющий провести, с одной стороны, систематизацию ЛПК, изучить взаимосвязи внутренних сред, сложившихся на предприятиях, входящих в объединение, а, с другой, определить положение рассматриваемого кластера во внешней среде, установить возможности его взаимодействия с другими объединениями.

Для развития лесопромышленного кластера есть нереализованные институциональные условия, не только в регионе, но и за его пределами. В Тюмени сложились центры подготовки кадров для данной отрасли, основным из них является Агроуниверситет Северного Зауралья.

Вывод

Ментальная подсистема рассматриваемого кластера в Тюменской области сложилась давно, население воспринимает развитие ЛПК как необходимость. В регионе увеличивается спрос на строительные материалы и деревянное домостроение, есть необходимость дальнейшего развития лесодобывающей отрасли в удаленных территориях, где имеются давние традиции производства древесины. Сложившиеся условия следуют считать, несмотря на неустойчивую динамику в ЛПК в целом, вполне благоприятными для формирования данного кластера в Тюменской области.


Источники:

1. Городнова Н.В., Скипин Д.Л. Имитационное моделирование эффективного управления государственно-частными партнерствами // Экономический анализ: теория и практика. – 2011. – № 30. – С. 51–60.
2. Данишевский К.Х. Лесной экспорт СССР (его положение и перспективы). – М., 1925.
3. Долгосрочная целевая программа «Основные направления развития лесного комплекса Тюменской области на 2013–2015 годы». – Режим доступа: http://www. admtyumen.ru.
4. Клейнер Г.Б., Качалов Р.М., Нагрудная Н.Б. Синтез стратегии кластера на основе системно-интеграционной теории. – Режим доступа: www. kleiner.ru.
5. Краткосрочные экономические показатели Российской Федерации, 2013. – Режим доступа: http://www.gks.ru.
6. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 2-ФЗ (ред. от 07.06.2013). – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
7. Направления деятельности департамента лесного комплекса Тюменской области. – Режим доступа: http://admtyumen.ru.
8. О промышленном производстве в первом полугодии 2013 года. – Режим доступа: – URL: http://www.gks.ru.
9. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
10. Распоряжение Правительства РФ от 06.10.2011 № 1757 «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Уральского Федерального округа до 2020. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
11. Регионы России: социально-экономические показатели, 2012. – М.: Росстат, 2013.
12. Российский рынок бумаги для печати: Состояние и перспективы развития. – М., Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. – Режим доступа: http://www.sbo-paper.ru.
13. Россия, 2012. – М.: Росстат, 2013. – Режим доступа: http://www.gks.ru.
14. Статистическая информация департамента лесного комплекса Тюменской области [электронная версия]. – Режим доступа: http://admtyumen.ru.
15. Скипин Д.Л. Приоритеты кластерной политики в Тюменской области // Экономический анализ: теория и практика. – 2013. – № 25. – С. 32–36.
16. Хохлов А.В. География мирового лесопромышленного комплекса. – М.: Греф и К, 2007.
17. Шамардин Д.Н. Социально-экономическое развитие региона через кластеры // Российское предпринимательство. — 2013. — № 13 (235). — c. 30-37. — http://www.creativeconomy.ru/articles/29113/.

Страница обновлена: 29.03.2024 в 15:21:03