Промышленность Петербурга: вектор рыночных преобразований

Асадулаев А.Б., Рыбаков Ф.Ф.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10 (232), Май 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Асадулаев А.Б., Рыбаков Ф.Ф. Промышленность Петербурга: вектор рыночных преобразований // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 10. – С. 127-132.

Аннотация:
В статье проведен анализ экономических показателей Санкт-Петербурга, проанализированы характер и причины структурных сдвигов в экономике региона, сделан прогноз дальнейшего развития.

Ключевые слова: промышленность, рыночные преобразования, структура экономики, вектор рыночных преобразований



Экономика Петербурга – многоотраслевая и динамично развивающаяся система. По объему ВРП это пятая экономика России. Более 29% ВРП производит промышленность города. В 2011 г. промышленностью Петербурга произведено и отгружено продукции на 1965,9 млрд руб., что составило 134,5% от предыдущего года.

Индекс промышленного производства в 2011 году составил 113,8% против 108,9% в 2010 г., а в обрабатывающих производствах – 113,6%. По России в целом индекс промышленного производства составил в 2011 г. – 106,5%, в 2010 г. – 111,8% (обрабатывающие производства) [1].

Структурные сдвиги в экономике Петербурга

Институциональные и структурные преобразования последних двух десятилетий радикально изменили экономический облик города. Ушла в историю эпоха производственных и научно-производственных объединений (ПО и НПО).

В настоящее время речь идет о формировании десяти кластеров, несколько из них уже практически сформированы. В их числе автосборочный, судостроительный, электромашиностроительный, радиологии, фармацевтический. В стадии обсуждения станкоинструментальный и другие.

«Кластеризация» промышленности при добротном технико-экономическом обосновании, а также солидных маркетинговых проработках, явление положительное.

Идеологи теории кластеров А. Маршалл и М. Портер полагали, что группа предприятий и организаций, расположенных на компактной территории, составляет своеобразное добровольное партнерство, целью деятельности которого является повышение конкурентоспособности [2]. Последний и определяет вектор развития кластера.

Рыночные преобразования коснулись всех составляющих экономики и механизма ее функционирования. В Петербурге существенно изменилась структура промышленности. В настоящее время набирает обороты автосборочный кластер, дающий 30% продукции машиностроения. Это новое для городской промышленности направление специализации, хотя попытки производства автомобилей предпринимались дважды. В наши дни пять автосборочных заводов собирают из комплектующих деталей готовую продукцию. Работает на них 8 тыс. человек (что более двух процентов от общей численности занятых в обрабатывающих производствах). Если в 2011 году машиностроение отгрузило продукции на 400,9 млрд руб., то на долю автосборочного кластера приходиться около 120 млрд руб. (как уже отмечалось 30% продукции машиностроения).Для сравнения приведем данные по судостроению города и радиоэлектронике – 32,1 млрд руб. и 58,9 млрд руб [3]. Следовательно, автосборка в денежном выражении больше судостроения и радиоэлектроники вместе взятых. Однако в числе крупнейших налогоплательщиков ни одно автосборочное предприятие пока не значиться.

Там лидируют «Балтика», «Ладога», «Хейникен» и другие. Это одна из причин того перекоса, который сложился в структуре промышленности города.

Деградация машиностроения и примитивизация уходят в прошлое. Набирают обороты те виды экономической деятельности, где производится наукоемкая продукция с высокой долей добавленной стоимости. Так, например в 2011 г. выпуск изделий электрооборудования, электронного и оптического оборудования возрос на 40%, а полупроводниковых приборов – в 7 раз. Радиоэлектроника – ведущая отрасль городской промышленности. Она представлена десятками заводов, НИИ и ПКТО. Широко известны бренды «Светлана», «Ленинец», «Техприбор», «Авангард» и многие другие.

По опубликованным в СМИ данным за 2010 г. роли производств в данном виде экономической деятельности составил в России 22,8%, а в 2011 г. – 5,5% [4]. Петербург, таким образом, по темпам роста радиоэлектроники и приборостроения опережает средние по России показатели.

Структурные сдвиги в экономике Петербурга – результат действия целой гаммы факторов. Резкое сокращение финансирования госзаказа особенно тяжело отразилось на состоянии ОПК. Судостроение, имея заказы зарубежных инвесторов, было в более выигрышном положении, чем радиоэлектроника. По опубликованным данным в 2004 году на долю судостроения приходилось 62% продукции петербургского ОПК, а радиоэлектроники – лишь 10%. В целом, по тем же данным, общий объем продукции ОПК составил 50,9 млрд руб. или 15% от объема промышленного производства города [5]. Логично, таким образом утверждать, что доли радиоэлектроники в общем объеме промышленного производства Петербурга – 1,5%. Заметим, что в 2011 году, она уже была в несколько раз выше. Таким образом, спад прекратился и отрасль набирает обороты.

Рыночная конъюнктура, динамика цен на мировых рынках во многом определяет состояние дел в отечественной экономике, включая петербургскую. Например, металлургии по данным за 2011 г. отгрузили продукции на 114,7 млрд руб. (включая производство готовых металлических изделий) [6]. Это почти в два раза больше, чем радиоэлектроника. Металлургия – старейшая для Петербурга отрасль специализации. Ижорский, Путиловский, Обуховский и другие заводы издавна специализируются в области металлургического производства.

В наши дни развивать экологически неблагополучные отрасли в мегаполисах путем наращивания мощностей вряд ли целесообразно. Однако масштабы производства в Петербурге (до 10% общий объем промышленной продукции), а также уникальность ряда изделий дают веское основание для сохранения металлургии в наборе отраслей специализации.

Факторы, определяющие структуру промышленности

Как известно, отраслевая структура промышленности определяется многими факторами, ведущим из которых является научно-технический прогресс, требования экономической безопасности, историко-географические условия. Научно-технический прогресс – главный движущий мотив возникновения и развития новых отраслей промышленности. История подтверждает эту истину. Наиболее рельефные структурные сдвиги в экономике проявляются при смене технологических укладов. Так было при переходе от использования энергии падающей воды к паровому двигателю, затем – к электрическому. Именно таким образом возникли транспортное машиностроение, станкостроение, авиастроение и другие виды экономической деятельности. В наши дни бурное развитие микроэлектроники, мобильной связи, интернет, определяет новые направления структурных изменений в экономике города.

Однако, темпы и масштабы освоения новых, более технологичных и сложных изделий необходимо увеличить. Пока значительная часть такой продукции поступает из-за рубежа. Разумеется, речь не идет о хозяйственной автаркии. Особенно в связи с вступлением в ВТО. Изделия, с высокой добавленной стоимостью, материализуют последние достижения науки и техники. Надо сказать о том, что институциональная основа инновационного прорыва активно формируется. Принят ряд важных нормативных документов. Однако доля инновационной продукции все еще недостаточна. В Петербурге уровень инновационной активности в 2010 г. составил 12,2% (по России в целом – 9,3%) [7]. И все же этого недостаточно для инновационного прорыва.

Вектор рыночных преобразований задает личный и вещественный факторы. Их оптимальный набор фокусирует промышленная политика. В наши дни споры о сущности и содержании промышленной политике еще не утихли. Противники активной промышленной политики отрицают любое государственное вмешательство в хозяйственную жизнь. Никакой промышленной политики – таков главный тезис ее противников. Вопрос этот отражает длительную дискуссию между либералами и государственниками. Однако, любая политика предполагает государственное участие. Оно, правда, может быть точечным или жестким. Но содействовать развитию предпринимательства, инновационной активности и многому другому призвана взвешенная промышленная политика. В Петербурге принят региональный закон о промышленной политике, что, безусловно, служит привлекательностью. Промышленная политика включает несколько составляющих: содействие техническому перевооружению производства и внедрение инновационных технологий; содействие кадровому обеспечению высокотехнологичных отраслей; создание условий для реализации инновационных проектов; поддержку и развитие предпринимательства; привлечение инвестиций в промышленность. Правительство города оказывает существенную поддержку через создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, включая иностранные.

Вывод

Рыночная экономика – это многообразие собственности, развитие ее частных форм. В этом направлении преобразования в промышленности Петербурга практически состоялись. По опубликованным данным около 90% объема промышленной продукции производят предприятия негосударственных форм собственности [8].

Таким образом, вектор рыночных преобразований определяет структурные и иные изменения в промышленности города. Она вошла в рыночную среду, но рецидивы административной системы имели место. Задача в их нейтрализации и устранении.


Источники:

1. Маршалл А. Принципы политической экономии. – М, 1983. – С. 352.
2. Портер М. Конкуренция. – М.: Вильямс, 2003. – С.234.
3. Социально-экономическое развитие Санкт-Петербурга. Годовой Отчет 2011. – СПб, 2012. – С. 41–42.
4.Статистическое обозрение, 2012. – № 1. – С. 45.
5. Экономика и время, 2005. – № 7. – С. 6.
6. Промышленность и инновации Санкт-Петербурга. – СПб, 2012. – С. 33.
7. Промышленность и инновации Санкт-Петербурга. – СПб, 2012. – С. 12.
8. Промышленное производство Санкт-Петербурга и Ленинградской области в 2010 году. – СПб, 2011. – С. 14.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:20:41