Изменение вектора международного научно-технического сотрудничества Российской Федерации
Захарова В.В.1
1 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук
Скачать PDF | Загрузок: 117
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 13, Номер 3 (Июль-сентябрь 2023)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54754178
Аннотация:
Актуальность статьи обусловлена тем, что в настоящее время Россия живет в условиях изменения долгосрочной научно-технической политики, и от принимаемых решений в дальнейшем будет зависеть эффективность минимизации негативного эффекта от вводимых в отношении Российской Федерации ограничений. В статье проводится краткий обзор основных направлений международного научно-технологического сотрудничества. Цель исследования заключалась в определении нового вектора международного научно-технического сотрудничества Российской Федерации. В результате исследования был сделан вывод о необходимости учитывать потенциал государств – партнеров (как в формате двухсторонних отношений, так и в рамках ЕАЭС, СНГ, БРИКС, ШОС) при разработке стратегии научно-технического развития страны на долгосрочный период. Одним из инструментов активизации сотрудничества могут выступать конкурсы, проводимые Российским научным фондом совместно с фондами других стран. Результаты исследования будут представлять интерес для научного сообщества, а также для органов власти всех уровней.
Ключевые слова: международное научно-техническое сотрудничество, научные конкурсы, интеграционные объединения
Финансирование:
Исследование выполнено в рамках выполнения государственного задания ИЭ УрО РАН на 2023 год.
JEL-классификация: F02, F15, O31, O32, O33
Введение
Последние десятилетия наблюдается интернационализация исследований, разработок и наукоемкого производства, обострение конкуренции на мировых рынках наукоемких товаров и услуг. Интенсивное проведение исследований и разработка на их основе новейших технологий, развертывание международной интеграции в научно-производственной сфере в рамках формирующейся глобальной экономики фактически стали стратегической моделью экономического роста для индустриально развитых стран. Более того, реализация крупных научно-исследовательских проектов из-за их сложности, длительности и высокой стоимости в большинстве случаев становится невыполнимой задачей для отдельно взятой страны. В связи с этим международному научно-техническому сотрудничеству уделяется повышенное внимание в нормативных актах, научных и практических публикациях. Принимая во внимание массу экономических мер запретительного и ограничительного характера, введенных в последнее десятилетие в отношении Российской Федерации, очевидно, что процессы разработки и реализации долгосрочной научно-технической политики не только не утратили свою актуальность, но и приобрели для России особую значимость. Различные аспекты международного научно-технического сотрудничества (МНТС) рассматривались и анализировались в трудах зарубежных и российских ученых: проблемы организации МНТС анализировали С.В. Валдайцев [1], И.П. Потехин [2], историографический аспект рассматривался М.А. Есениной [3], А.Е. Иоффе [4], В.С. Циренщиковым [5], вопросы управления инновационной деятельностью интересовали Йозефа Шумперта [6], Бориса Санто [7], С.Ю. Глазьева [8], Л.М. Гохберга [9]. Часть исследователей в качестве основной цели научно-технической политики выделяли внедрение достижений фундаментальной и прикладной науки в производство [10]. Другая часть исследователей считала, что главный принцип научно-технической политики – оперативное управление научными исследованиями и разработками, подчеркивая, что выделение необходимых ресурсов на развитие науки повлечет рост промышленности и повышение уровня жизни [11]. Цель исследования заключается в определении нового вектора международного научно-технического сотрудничества Российской Федерации. При проведении исследования использовались следующие научные методы: метод сравнения, аналитический метод, метод изучения информационных материалов, метод статистического анализа.
Международное научно-техническое сотрудничество Российской Федерации в 2000-2020 х. гг.
Хотя само словосочетание «международное научно-техническое сотрудничество» (далее – МНТС) встречается весьма часто, однако из-за многообразия форм МНТС в законодательстве России и иностранных государств общее его понятие не определено. Так международному научному и научно-техническому сотрудничеству Российской Федерации уделяется внимание в статье 16 Федерального закона от 23.08.1996 № 127‑ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», однако определения самому сотрудничеству в законе не дается. В соответствии с данным законом Российская Федерация поддерживает научное и научно-техническое сотрудничество с иностранными государствами на основе соответствующих международных договоров Российской Федерации, международных научных и научно-технических программ и проектов, а также содействует расширению научно-технического сотрудничества научных работников и научных и иных организаций. В Концепции международного научно-технического сотрудничества Российской Федерации, одобренной решением Правительства Российской Федерации от 08.02.2019 № ТГ‑П8‑952, под МНТС понимается комплекс совместных мероприятий, работ, отношений и форм взаимодействия сотрудничающих сторон в различных областях науки, техники и инноваций с целью получения новых знаний, развития технологий, а также создания и усовершенствования новых продуктов в результате интеллектуальной деятельности для национальных нужд или реализации на мировом рынке. В настоящей Концепции международное сотрудничество в области науки и технологий рассматривается как средство интеграции российской науки в мировое научное пространство с учетом национальных интересов Российской Федерации, а также как значимый фактор глобального общественного развития, направленный в первую очередь на развитие науки и решение проблем общемирового масштаба.
В Концепции международного научно-технического сотрудничества Российской Федерации 2019 года закреплено, что на межрегиональном и региональном уровне МНТС Российской Федерации осуществляется в следующем приоритетном порядке:
1) с государствами-членами экономических и политических интеграционных объединений на постсоветском пространстве (СНГ, ЕАЭС, ОДКБ и Союзное государство России и Белоруссии);
2) в рамках организаций, участницей которых Россия является (ШОС, БРИКС, АТЭС, АСЕМ, СБЕР);
3) во взаимодействии с другими международными структурами и торгово-экономическими форматами (ЕС, АСЕАН, МЕРКОСУР, Африканским союзом и др.).
Отличительной чертой современной науки является ее интернационализация: рост числа международных контактов, проектов, публикаций, научно-исследовательских и образовательных программ. Эти изменения привели к созданию глобальной инфраструктуры, связанной с финансированием, оценкой и экспертизой деятельности отдельных ученых, научных коллективов и учреждений, а также рейтингованием стран по уровню влияния науки на экономическое и социальное развитие [12]. Долгое время активизация научного сотрудничества с ЕС рассматривалась Россией в качестве долгосрочного приоритета, что вполне закономерно, учитывая высокие места стран-членов ЕС в индексе инновационного развития. В Европе по-прежнему находится наибольшее количество лидеров инноваций – 15 из топ-25 [13] (см. табл. 1).
Таблица 1
Топ-10 стран в рейтинге Глобальных инноваций
Table 1
Top 10 countries in the Global Innovation ranking
Место в GII
|
GII 2015
|
GII 2017
|
GII 2020
|
GII 2022
|
1.
|
Швейцария
|
Швейцария
|
Швейцария
|
Швейцария
|
2.
|
Великобритания
|
Швеция
|
Швеция
|
США
|
3.
|
Швеция
|
Нидерланды
|
США
|
Швеция
|
4.
|
Нидерланды
|
США
|
Великобритания
|
Великобритания
|
5.
|
США
|
Великобритания
|
Нидерланды
|
Нидерланды
|
6.
|
Финляндия
|
Дания
|
Дания
|
Республика Корея
|
7.
|
Сингапур
|
Сингапур
|
Финляндия
|
Сингапур
|
8
|
Ирландия
|
Финляндия
|
Сингапур
|
Германия
|
9.
|
Люксембург
|
Германия
|
Германия
|
Финляндия
|
10.
|
Дания
|
Ирландия
|
Республика Корея
|
Дания
|
Место России
|
48. Россия
|
45. Россия
|
47. Россия
|
47. Россия
|
ЕС и Россия осуществляли сотрудничество в области науки и технологий с 1994 года, координацию осуществлял Совместный комитет Россия — ЕС по научно-технологическому сотрудничеству. Одной из наиболее устоявшихся форм научно-технологического сотрудничества между ЕС и Россией являлось участие российских ученых в Рамочных программах ЕС (6, 7, Горизонт‑2020) по исследованиям и инновациям, где Россия традиционно являлась одной из наиболее активных и успешных стран-партнеров. Долгое время Россия имела в данных программах статус страны-партнера по научно-техническому сотрудничеству, что давало российским ученым определенные преференции. Исследователи ЕС, со своей стороны, активно сотрудничали с российскими партнерами на основе российских программ исследований и разработок, таких как Федеральные целевые программы исследований и разработок и программа «Мегагранты». Так, в ходе 7‑й Рамочной программы ЕС (2007‑2013 гг.) Россия выступила второй страной – партнёром ЕС, после США, по количеству организаций-участниц и совместных исследовательских проектов. Согласно информации, размещенной на официальном сайте Представительства Европейского Союза в Российской Федерации, общее количество совместных научно-исследовательских и инновационных проектов, получивших софинансирование ЕС и России в период с 2014 по 2021 год, достигло 93, и в их реализацию было вовлечено 155 участников с российской стороны. Российские участники исследовательских проектов «Горизонт‑2020» получили 14 млн. евро от ЕС, а также более 47 млн. евро от внутрироссийских программ и из иных источников.
Если проанализировать число публикаций российских авторов в международном соавторстве в научных изданиях, индексируемых в Web of Science, по странам-партнерам, можно увидеть, что шесть стран ЕС (Германия, Великобритания, Франция, Италия, Испания и Польша) входят в первую десятку стран – партнёров РФ по числу совместных публикаций (см. табл. 2). Среди ведущих иностранных и российских учёных, проживающих за рубежом, ставших победителями конкурса мегагрантов, более половины ‒ сотрудники европейских университетов и научных центров [14]. Стоит отметить, что по результатам проведенного исследования [15], несмотря на опасения части представителей научного сообщества, программа мегагрантов не стала стимулом для утечки умов, лишь около 2% ученых-участников научных коллективов мегагрантов эмигрировали из России на постоянной основе за период 2010-2020 гг.
Таблица 2
Число публикаций российских авторов в международном соавторстве в научных изданиях, индексируемых в Web of Science, по странам-партнерам: 2016-2021
Table 2
Number of publications by Russian authors in foreign co-authors in scientific journals indexed in Web of Science, by partner countries: 2016-2021
2021 год
|
2019 год
|
2017 год
|
2016 год
| ||||
Страна
|
Число
публикаций
|
Страна
|
Число
публикаций
|
Страна
|
Число
публикаций
|
Страна
|
Число
публикаций
|
1. США
|
5740
|
1. США
|
5261
|
1. США
|
4755
|
1. США
|
4439
|
2. Германия
|
5690
|
2. Германия
|
5148
|
2. Германия
|
4575
|
2. Германия
|
4169
|
3. Китай
|
3903
|
3. Франция
|
3077
|
3. Франция
|
2720
|
3. Франция
|
2556
|
4. Великобритания
|
3568
|
4. Китай
|
3049
|
4. Великобритания
|
2604
|
4. Великобритания
|
2384
|
5. Франция
|
3222
|
5. Великобритания
|
2919
|
5. Италия
|
2001
|
5. Италия
|
1797
|
6. Италия
|
3105
|
6. Италия
|
2396
|
6. Китай
|
1959
|
6. Китай
|
1670
|
7. Испания
|
1976
|
7. Испания
|
1682
|
7. Испания
|
1468
|
7. Испания
|
1449
|
8. Польша
|
1887
|
8. Польша
|
1508
|
8. Польша
|
1324
|
8. Польша
|
1319
|
9. Индия
|
1823
|
9. Япония
|
1482
|
9. Япония
|
1220
|
9. Япония
|
1262
|
10. Япония
|
1483
|
10. Украина
|
1340
|
10. Украина
|
1188
|
10. Украина
|
11623
|
Проанализировав информацию, приведённую в таблице 2, можно сделать вывод, что европейские страны стабильно входили в топ-10 стран по соавторству российских ученых в международных статьях Web of Science. Также важен тот факт, что в течение 5 лет Китай переместился с 6 позиции в 2017 году на 3 позицию в 2021 году.
Однако с февраля 2022 года картина МНТС России и ЕС претерпела существенные изменения. С заявлениями о прекращении или приостановке сотрудничества с Россией выступили многие страны-члены ЕС, а также Канада. В таблице 3 в хронологическом порядке приведены заявления стран, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 № 430-р включенных в перечень иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц.
Таблица 3
Страны, выступившие с заявлениями о прекращении или приостановке сотрудничества с Россией в 2022-2023 годах.
Table 2
Countries that have made statements about the termination or suspension of cooperation with Russia in 2022-2023.
Номер
|
Дата
|
Страна
|
Событие
|
1.
|
25.02.2022
|
Германия
|
Заявление о том, что вся текущая и планируемая
деятельность в области науки и исследований, а также в области
профессионального образования и обучения с Россией замораживается и
подвергается критическому анализу.
|
2.
|
28.02.2022
|
Литва, Эстония
|
Заявление о прекращении всех форм научного и
академического сотрудничества с российскими и белорусскими университетами.
|
3.
|
01.03.2022
|
Дания,
Польша |
Министр образования и науки Дании направил в
образовательные учреждения письмо с призывом приостановить любое
сотрудничество в области исследований и инноваций с учебными заведениями в
России и Беларуси и воздержаться от инициирования новых процессов обмена с
учебными заведениями этих стран. Министерство образования и науки Польши
заявило о прекращении сотрудничества с Россией в области науки и техники.
|
4.
|
02.03.2022
|
Франция
|
Все
новые формы научного сотрудничества с Россией приостановил французский
Национальный центр научных исследований (CNRS). Также были отменены все предстоящие научные
мероприятия с участием России.
|
5.
|
04.03.2022
|
Нидерланды
|
Заявление
о том, что приостанавливают научные партнерские отношения с Россией и
Беларусью.
|
6.
|
04.03.2022
|
ЕС
|
Европейская
Комиссия приостановила сотрудничество с Россией в области исследований и
инноваций. Кроме того, было принято решение приостановить выплаты российским
организациям по действующим контрактам.
|
7.
|
09.03.2022
|
Финляндия
|
Министерство
образования и культуры Финляндии рекомендовало институтам высшего образования
воздерживаться от всей кооперации с российскими организациями-партнерами в
сфере высшего образования и науки
|
8.
|
11.03.2022
|
Канада
|
к
общей тенденции прекращения научно-технического и инновационного
сотрудничества присоединилась Канада, однако не накладывая широкий запрет на
сотрудничество с отдельными российскими исследователями
|
9.
|
28.05.2022
|
США
|
Правительство
Российской Федерации приняло решение о прекращении применения Меморандума о
взаимопонимании между Правительством Российской Федерации и Правительством
Соединенных Штатов Америки о принципах сотрудничества в области культуры,
гуманитарных и общественных наук, образования и средств массовой информации
|
Одновременно с приостановкой участия Российской Федерации в международном «западном» научно-техническом и инновационном сотрудничестве, происходит укрепление связей со странами-членами ЕАЭС и другими государствами. 24.02.2022 в Казахстане состоялось заседание Евразийского межправительственного совета, на котором велось обсуждение актуальных вопросов углубления интеграции в рамках ЕАЭС, по результатам заседания заключено Соглашение о создании и функционировании филиалов российских ВУЗов в Казахстане и филиалов казахстанских ВУЗов в России. 02.03.2022 Правительство Российской Федерации одобрило проект концепции научно-технической программы Союзного государства «Компонент‑Ф», разработанной Минобрнауки России и Национальной академией наук Белоруссии. Реализация программы позволит решить значительную часть проблем, связанных с санкционными ограничениями, которые негативно влияют на темпы развития фотонных производств. 28.04.2022 Правительство России увеличило квоту на обучение для белорусских граждан на 43%, в 2022/2023 учебном году для абитуриентов из Белоруссии выделено 1 100 мест. 30.03.2022 было анонсировано открытие осенью 2022 года пятнадцатого филиала российского ВУЗа в Узбекистане. 12.01.2023 на заседании Российско-Индийской рабочей группы по науке и технологиям был отмечен высокий уровень институциональных связей Российской академии наук и индийского Совета по научным и промышленным исследованиям, а также подведомственных им научных организаций. 21.03.2023 был подписан протокол об укреплении сотрудничества в области фундаментальных научных исследований между Минобрнауки России, Министерством науки и технологий Китайской Народной Республики, Объединенным институтом ядерных исследований (ОИЯИ в г. Дубне) и Китайской академией наук. 06.04.2023 заместитель Председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко и Премьер-министр Социалистической Республики Вьетнам Фам Минь Тинь провели рабочую встречу и обсудили вопросы взаимовыгодного сотрудничества. В частности, участники встречи положительно отозвались о двусторонних отношениях в областях науки и технологий, образования и культуры. В июне 2023 года в Армении на базе Ереванского государственного университета проходил Армяно-Российского научно-образовательного форума «Интеграция науки, образования и производства — драйвер модернизации экономики». Очевидно, что Правительство Российской Федерации взяло курс на интенсификацию МНТС с перечисленными странами.
Заключение
Анализ сложившейся ситуации в области международного научно-технического сотрудничества показывает, что при разработке стратегии научно-технического развития страны на долгосрочный период необходимо учитывать потенциал государств – партнеров (как в формате двухсторонних отношений, так и в рамках ЕАЭС, СНГ, БРИКС, ШОС). Одним из механизмов стимулирования проведения совместных научно-исследовательских работ может выступать проведение конкурса инициативных научных проектов по совместно определенным приоритетным для государств-участников темам в условиях санкционных ограничений. В 2022 году Российский научный фонд, крупнейший научный фонд, который позволяет лучшим научным коллективам получать результаты мирового уровня для науки, экономики и общества, объявил победителей совместных с другими странами конкурсов на получение грантов по мероприятию «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований международными научными коллективами» (совместно с Государственным фондом естественных наук Китая (NSFC) и по мероприятию «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований международными научными коллективами» (совместно с Белорусским республиканским фондом фундаментальных исследований – БРФФИ). В 2023 году помимо совместных конкурсов с Китаем и Республикой Беларусь будут объявлены победители совместных с другими странами конкурсов на получение грантов по мероприятию «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований международными научными коллективами» (совместно с Национальным научным фондом Ирана–INSF)» [16], по мероприятию «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований международными научными коллективами» (совместно с Департаментом науки и технологий Министерства науки и технологий Индии – DST). Видится целесообразным расширение стран-партнеров при проведении совместных научных исследований.
Источники:
2. Потехин И.П. Международное научно-техническое сотрудничество: виды, формы реализации. / Учеб. пособие. - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1994. – 242 c.
3. Есенина М.А. Международное научно-техническое сотрудничество стран-членов СЭВ: Экономическая эффективность. - М.: ВНИИПИ, 1990. – 38 c.
4. Иоффе А.Е. Международные связи советской науки, техники, культуры. 1917-1932. - М.: Наука, 1975. – 429 c.
5. Циренщиков B.C. Научно-техническая интеграция Западной Европы. - М.: Наука, 1992. – 145 c.
6. Шумпетер Й. Теория экономического развития: Исследования предпринимательской прибыли, капитала, кредита и цикла конъюнктуры. - М.: Прогресс, 1982.
7. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. - М.: Прогресс, 1990. – 296 c.
8. Глазьев С.Ю. Рывок в будущее. Россия в новых технологическом и мирохозяйственном укладах. / Монография. - Москва: Книжный мир, 2018. – 768 c.
9. Гохберг Л.М., Кузнецова Т.Е. Инновации как основа экономического роста и укрепления позиций России в глобальной экономике // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. – 2012. – № 2. – c. 101-117.
10. Виленский М.А. Научно-технический прогресс: социально-экономический аспекты. - М.: Знание, 1985. – 64 c.
11. Стрюкова Е.П. Историография научно-технической политики в СССР в 1950—1990-е гг // Документ. Архив. История. Современность. – 2010. – № 11. – c. 27-35.
12. Дежина, И.Г., Ключарев Г.А. Концепции международного научно-технического сотрудничества: смена драйверов развития // Социология науки и технологий. – 2020. – № 4. – c. 51-68. – doi: 10.24411/2079-0910-2020-14003.
13. Global Innovation Index 2022: What is the future of innovation-driven growth?. Researchgate.net. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/365234068_Global-innovation-index-2022pdf.
14. Давлетгильдеев Р.Ш., Вашурина Е.В., Евдокимова Я.Ш. Интеграция России в Европейское исследовательское пространство // Современная Европа. – 2020. – № 1(94). – c. 14-25. – doi: 10.15211/soveurope120201424.
15. Еркина Д.С., Малахов В.А., Юревич М.А. Программа мегагрантов: импульс международной мобильности или канал «утечки умов»? // Социология науки и технологий. – 2022. – № 1. – c. 81-96. – doi: 10.24412/2079-0910-2022-1-81-96.
16. Объявление об открытом публичном конкурсе на получение грантов Российского научного фонда по приоритетному направлению деятельности Российского научного фонда «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований международными научными коллективами». Rscf.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rscf.ru/news/found/otkryt-pervyy-konkurs-rnf-sovmestno-s-natsionalnym-nauchnym-fondom-irana-insf/?sphrase_id=186433 (дата обращения: 11.08.2023).
Страница обновлена: 02.12.2024 в 09:05:47