Изменение вектора международного научно-технического сотрудничества Российской Федерации

Захарова В.В.1
1 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 3 (Июль-сентябрь 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54754178

Аннотация:
Актуальность статьи обусловлена тем, что в настоящее время Россия живет в условиях изменения долгосрочной научно-технической политики, и от принимаемых решений в дальнейшем будет зависеть эффективность минимизации негативного эффекта от вводимых в отношении Российской Федерации ограничений. В статье проводится краткий обзор основных направлений международного научно-технологического сотрудничества. Цель исследования заключалась в определении нового вектора международного научно-технического сотрудничества Российской Федерации. В результате исследования был сделан вывод о необходимости учитывать потенциал государств – партнеров (как в формате двухсторонних отношений, так и в рамках ЕАЭС, СНГ, БРИКС, ШОС) при разработке стратегии научно-технического развития страны на долгосрочный период. Одним из инструментов активизации сотрудничества могут выступать конкурсы, проводимые Российским научным фондом совместно с фондами других стран. Результаты исследования будут представлять интерес для научного сообщества, а также для органов власти всех уровней.

Ключевые слова: международное научно-техническое сотрудничество, научные конкурсы, интеграционные объединения

Финансирование:
Исследование выполнено в рамках выполнения государственного задания ИЭ УрО РАН на 2023 год.

JEL-классификация: F02, F15, O31, O32, O33



Введение

Последние десятилетия наблюдается интернационализация исследований, разработок и наукоемкого производства, обострение конкуренции на мировых рынках наукоемких товаров и услуг. Интенсивное проведение исследований и разработка на их основе новейших технологий, развертывание международной интеграции в научно-производственной сфере в рамках формирующейся глобальной экономики фактически стали стратегической моделью экономического роста для индустриально развитых стран. Более того, реализация крупных научно-исследовательских проектов из-за их сложности, длительности и высокой стоимости в большинстве случаев становится невыполнимой задачей для отдельно взятой страны. В связи с этим международному научно-техническому сотрудничеству уделяется повышенное внимание в нормативных актах, научных и практических публикациях. Принимая во внимание массу экономических мер запретительного и ограничительного характера, введенных в последнее десятилетие в отношении Российской Федерации, очевидно, что процессы разработки и реализации долгосрочной научно-технической политики не только не утратили свою актуальность, но и приобрели для России особую значимость. Различные аспекты международного научно-технического сотрудничества (МНТС) рассматривались и анализировались в трудах зарубежных и российских ученых: проблемы организации МНТС анализировали С.В. Валдайцев [1], И.П. Потехин [2], историографический аспект рассматривался М.А. Есениной [3], А.Е. Иоффе [4], В.С. Циренщиковым [5], вопросы управления инновационной деятельностью интересовали Йозефа Шумперта [6], Бориса Санто [7], С.Ю. Глазьева [8], Л.М. Гохберга [9]. Часть исследователей в качестве основной цели научно-технической политики выделяли внедрение достижений фундаментальной и прикладной науки в производство [10]. Другая часть исследователей считала, что главный принцип научно-технической политики – оперативное управление научными исследованиями и разработками, подчеркивая, что выделение необходимых ресурсов на развитие науки повлечет рост промышленности и повышение уровня жизни [11]. Цель исследования заключается в определении нового вектора международного научно-технического сотрудничества Российской Федерации. При проведении исследования использовались следующие научные методы: метод сравнения, аналитический метод, метод изучения информационных материалов, метод статистического анализа.

Международное научно-техническое сотрудничество Российской Федерации в 2000-2020 х. гг.

Хотя само словосочетание «международное научно-техническое сотрудничество» (далее – МНТС) встречается весьма часто, однако из-за многообразия форм МНТС в законодательстве России и иностранных государств общее его понятие не определено. Так международному научному и научно-техническому сотрудничеству Российской Федерации уделяется внимание в статье 16 Федерального закона от 23.08.1996 № 127‑ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», однако определения самому сотрудничеству в законе не дается. В соответствии с данным законом Российская Федерация поддерживает научное и научно-техническое сотрудничество с иностранными государствами на основе соответствующих международных договоров Российской Федерации, международных научных и научно-технических программ и проектов, а также содействует расширению научно-технического сотрудничества научных работников и научных и иных организаций. В Концепции международного научно-технического сотрудничества Российской Федерации, одобренной решением Правительства Российской Федерации от 08.02.2019 № ТГ‑П8‑952, под МНТС понимается комплекс совместных мероприятий, работ, отношений и форм взаимодействия сотрудничающих сторон в различных областях науки, техники и инноваций с целью получения новых знаний, развития технологий, а также создания и усовершенствования новых продуктов в результате интеллектуальной деятельности для национальных нужд или реализации на мировом рынке. В настоящей Концепции международное сотрудничество в области науки и технологий рассматривается как средство интеграции российской науки в мировое научное пространство с учетом национальных интересов Российской Федерации, а также как значимый фактор глобального общественного развития, направленный в первую очередь на развитие науки и решение проблем общемирового масштаба.

В Концепции международного научно-технического сотрудничества Российской Федерации 2019 года закреплено, что на межрегиональном и региональном уровне МНТС Российской Федерации осуществляется в следующем приоритетном порядке:

1) с государствами-членами экономических и политических интеграционных объединений на постсоветском пространстве (СНГ, ЕАЭС, ОДКБ и Союзное государство России и Белоруссии);

2) в рамках организаций, участницей которых Россия является (ШОС, БРИКС, АТЭС, АСЕМ, СБЕР);

3) во взаимодействии с другими международными структурами и торгово-экономическими форматами (ЕС, АСЕАН, МЕРКОСУР, Африканским союзом и др.).

Отличительной чертой современной науки является ее интернационализация: рост числа международных контактов, проектов, публикаций, научно-исследовательских и образовательных программ. Эти изменения привели к созданию глобальной инфраструктуры, связанной с финансированием, оценкой и экспертизой деятельности отдельных ученых, научных коллективов и учреждений, а также рейтингованием стран по уровню влияния науки на экономическое и социальное развитие [12]. Долгое время активизация научного сотрудничества с ЕС рассматривалась Россией в качестве долгосрочного приоритета, что вполне закономерно, учитывая высокие места стран-членов ЕС в индексе инновационного развития. В Европе по-прежнему находится наибольшее количество лидеров инноваций – 15 из топ-25 [13] (см. табл. 1).

Таблица 1

Топ-10 стран в рейтинге Глобальных инноваций

Table 1

Top 10 countries in the Global Innovation ranking

Место в GII
GII 2015
GII 2017
GII 2020
GII 2022
1.
Швейцария
Швейцария
Швейцария
Швейцария
2.
Великобритания
Швеция
Швеция
США
3.
Швеция
Нидерланды
США
Швеция
4.
Нидерланды
США
Великобритания
Великобритания
5.
США
Великобритания
Нидерланды
Нидерланды
6.
Финляндия
Дания
Дания
Республика Корея
7.
Сингапур
Сингапур
Финляндия
Сингапур
8
Ирландия
Финляндия
Сингапур
Германия
9.
Люксембург
Германия
Германия
Финляндия
10.
Дания
Ирландия
Республика Корея
Дания
Место России
48. Россия
45. Россия
47. Россия
47. Россия
Источник: составлено автором с использованием данных в источнике: Global Innovation Index за 2015, 2017, 2020 и 2022: [Электронный ресурс]. URL: https://www.globalinnovationindex.org/Home (дата обращения 18.07.2023).

ЕС и Россия осуществляли сотрудничество в области науки и технологий с 1994 года, координацию осуществлял Совместный комитет Россия — ЕС по научно-технологическому сотрудничеству. Одной из наиболее устоявшихся форм научно-технологического сотрудничества между ЕС и Россией являлось участие российских ученых в Рамочных программах ЕС (6, 7, Горизонт‑2020) по исследованиям и инновациям, где Россия традиционно являлась одной из наиболее активных и успешных стран-партнеров. Долгое время Россия имела в данных программах статус страны-партнера по научно-техническому сотрудничеству, что давало российским ученым определенные преференции. Исследователи ЕС, со своей стороны, активно сотрудничали с российскими партнерами на основе российских программ исследований и разработок, таких как Федеральные целевые программы исследований и разработок и программа «Мегагранты». Так, в ходе 7‑й Рамочной программы ЕС (2007‑2013 гг.) Россия выступила второй страной – партнёром ЕС, после США, по количеству организаций-участниц и совместных исследовательских проектов. Согласно информации, размещенной на официальном сайте Представительства Европейского Союза в Российской Федерации, общее количество совместных научно-исследовательских и инновационных проектов, получивших софинансирование ЕС и России в период с 2014 по 2021 год, достигло 93, и в их реализацию было вовлечено 155 участников с российской стороны. Российские участники исследовательских проектов «Горизонт‑2020» получили 14 млн. евро от ЕС, а также более 47 млн. евро от внутрироссийских программ и из иных источников.

Если проанализировать число публикаций российских авторов в международном соавторстве в научных изданиях, индексируемых в Web of Science, по странам-партнерам, можно увидеть, что шесть стран ЕС (Германия, Великобритания, Франция, Италия, Испания и Польша) входят в первую десятку стран – партнёров РФ по числу совместных публикаций (см. табл. 2). Среди ведущих иностранных и российских учёных, проживающих за рубежом, ставших победителями конкурса мегагрантов, более половины ‒ сотрудники европейских университетов и научных центров [14]. Стоит отметить, что по результатам проведенного исследования [15], несмотря на опасения части представителей научного сообщества, программа мегагрантов не стала стимулом для утечки умов, лишь около 2% ученых-участников научных коллективов мегагрантов эмигрировали из России на постоянной основе за период 2010-2020 гг.

Таблица 2

Число публикаций российских авторов в международном соавторстве в научных изданиях, индексируемых в Web of Science, по странам-партнерам: 2016-2021

Table 2

Number of publications by Russian authors in foreign co-authors in scientific journals indexed in Web of Science, by partner countries: 2016-2021

2021 год
2019 год
2017 год
2016 год
Страна
Число публикаций
Страна
Число публикаций
Страна
Число публикаций
Страна
Число публикаций
1. США
5740
1. США
5261
1. США
4755
1. США
4439
2. Германия
5690
2. Германия
5148
2. Германия
4575
2. Германия
4169
3. Китай
3903
3. Франция
3077
3. Франция
2720
3. Франция
2556
4. Великобритания
3568
4. Китай
3049
4. Великобритания
2604
4. Великобритания
2384
5. Франция
3222
5. Великобритания
2919
5. Италия
2001
5. Италия
1797
6. Италия
3105
6. Италия
2396
6. Китай
1959
6. Китай
1670
7. Испания
1976
7. Испания
1682
7. Испания
1468
7. Испания
1449
8. Польша
1887
8. Польша
1508
8. Польша
1324
8. Польша
1319
9. Индия
1823
9. Япония
1482
9. Япония
1220
9. Япония
1262
10. Япония
1483
10. Украина
1340
10. Украина
1188
10. Украина
11623
Источник: составлено автором с использованием данных в источнике: Индикаторы науки – статистические сборники ВШЭ за 2017, 2019, 2021, 2023: [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/primarydata/in/ (дата обращения 02.08.2023).

Проанализировав информацию, приведённую в таблице 2, можно сделать вывод, что европейские страны стабильно входили в топ-10 стран по соавторству российских ученых в международных статьях Web of Science. Также важен тот факт, что в течение 5 лет Китай переместился с 6 позиции в 2017 году на 3 позицию в 2021 году.

Однако с февраля 2022 года картина МНТС России и ЕС претерпела существенные изменения. С заявлениями о прекращении или приостановке сотрудничества с Россией выступили многие страны-члены ЕС, а также Канада. В таблице 3 в хронологическом порядке приведены заявления стран, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 № 430-р включенных в перечень иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц.

Таблица 3

Страны, выступившие с заявлениями о прекращении или приостановке сотрудничества с Россией в 2022-2023 годах.

Table 2

Countries that have made statements about the termination or suspension of cooperation with Russia in 2022-2023.

Номер
Дата
Страна
Событие
1.
25.02.2022
Германия
Заявление о том, что вся текущая и планируемая деятельность в области науки и исследований, а также в области профессионального образования и обучения с Россией замораживается и подвергается критическому анализу.
2.
28.02.2022
Литва, Эстония
Заявление о прекращении всех форм научного и академического сотрудничества с российскими и белорусскими университетами.
3.
01.03.2022
Дания,
Польша
Министр образования и науки Дании направил в образовательные учреждения письмо с призывом приостановить любое сотрудничество в области исследований и инноваций с учебными заведениями в России и Беларуси и воздержаться от инициирования новых процессов обмена с учебными заведениями этих стран. Министерство образования и науки Польши заявило о прекращении сотрудничества с Россией в области науки и техники.
4.
02.03.2022
Франция
Все новые формы научного сотрудничества с Россией приостановил французский Национальный центр научных исследований (CNRS). Также были отменены все предстоящие научные мероприятия с участием России.
5.
04.03.2022
Нидерланды
Заявление о том, что приостанавливают научные партнерские отношения с Россией и Беларусью.
6.
04.03.2022
ЕС
Европейская Комиссия приостановила сотрудничество с Россией в области исследований и инноваций. Кроме того, было принято решение приостановить выплаты российским организациям по действующим контрактам.
7.
09.03.2022
Финляндия
Министерство образования и культуры Финляндии рекомендовало институтам высшего образования воздерживаться от всей кооперации с российскими организациями-партнерами в сфере высшего образования и науки
8.
11.03.2022
Канада
к общей тенденции прекращения научно-технического и инновационного сотрудничества присоединилась Канада, однако не накладывая широкий запрет на сотрудничество с отдельными российскими исследователями
9.
28.05.2022
США
Правительство Российской Федерации приняло решение о прекращении применения Меморандума о взаимопонимании между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о принципах сотрудничества в области культуры, гуманитарных и общественных наук, образования и средств массовой информации
Источник: составлено автором по данным новостных ресурсов.

Одновременно с приостановкой участия Российской Федерации в международном «западном» научно-техническом и инновационном сотрудничестве, происходит укрепление связей со странами-членами ЕАЭС и другими государствами. 24.02.2022 в Казахстане состоялось заседание Евразийского межправительственного совета, на котором велось обсуждение актуальных вопросов углубления интеграции в рамках ЕАЭС, по результатам заседания заключено Соглашение о создании и функционировании филиалов российских ВУЗов в Казахстане и филиалов казахстанских ВУЗов в России. 02.03.2022 Правительство Российской Федерации одобрило проект концепции научно-технической программы Союзного государства «Компонент‑Ф», разработанной Минобрнауки России и Национальной академией наук Белоруссии. Реализация программы позволит решить значительную часть проблем, связанных с санкционными ограничениями, которые негативно влияют на темпы развития фотонных производств. 28.04.2022 Правительство России увеличило квоту на обучение для белорусских граждан на 43%, в 2022/2023 учебном году для абитуриентов из Белоруссии выделено 1 100 мест. 30.03.2022 было анонсировано открытие осенью 2022 года пятнадцатого филиала российского ВУЗа в Узбекистане. 12.01.2023 на заседании Российско-Индийской рабочей группы по науке и технологиям был отмечен высокий уровень институциональных связей Российской академии наук и индийского Совета по научным и промышленным исследованиям, а также подведомственных им научных организаций. 21.03.2023 был подписан протокол об укреплении сотрудничества в области фундаментальных научных исследований между Минобрнауки России, Министерством науки и технологий Китайской Народной Республики, Объединенным институтом ядерных исследований (ОИЯИ в г. Дубне) и Китайской академией наук. 06.04.2023 заместитель Председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко и Премьер-министр Социалистической Республики Вьетнам Фам Минь Тинь провели рабочую встречу и обсудили вопросы взаимовыгодного сотрудничества. В частности, участники встречи положительно отозвались о двусторонних отношениях в областях науки и технологий, образования и культуры. В июне 2023 года в Армении на базе Ереванского государственного университета проходил Армяно-Российского научно-образовательного форума «Интеграция науки, образования и производства — драйвер модернизации экономики». Очевидно, что Правительство Российской Федерации взяло курс на интенсификацию МНТС с перечисленными странами.

Заключение

Анализ сложившейся ситуации в области международного научно-технического сотрудничества показывает, что при разработке стратегии научно-технического развития страны на долгосрочный период необходимо учитывать потенциал государств – партнеров (как в формате двухсторонних отношений, так и в рамках ЕАЭС, СНГ, БРИКС, ШОС). Одним из механизмов стимулирования проведения совместных научно-исследовательских работ может выступать проведение конкурса инициативных научных проектов по совместно определенным приоритетным для государств-участников темам в условиях санкционных ограничений. В 2022 году Российский научный фонд, крупнейший научный фонд, который позволяет лучшим научным коллективам получать результаты мирового уровня для науки, экономики и общества, объявил победителей совместных с другими странами конкурсов на получение грантов по мероприятию «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований международными научными коллективами» (совместно с Государственным фондом естественных наук Китая (NSFC) и по мероприятию «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований международными научными коллективами» (совместно с Белорусским республиканским фондом фундаментальных исследований – БРФФИ). В 2023 году помимо совместных конкурсов с Китаем и Республикой Беларусь будут объявлены победители совместных с другими странами конкурсов на получение грантов по мероприятию «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований международными научными коллективами» (совместно с Национальным научным фондом Ирана–INSF)» [16], по мероприятию «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований международными научными коллективами» (совместно с Департаментом науки и технологий Министерства науки и технологий Индии – DST). Видится целесообразным расширение стран-партнеров при проведении совместных научных исследований.


Источники:

1. Валдайцев С.В. Организационно-экономические формы международного научно-технического сотрудничества. - Ленинград: ЛГУ им. Жданова, 1986. – 93 c.
2. Потехин И.П. Международное научно-техническое сотрудничество: виды, формы реализации. / Учеб. пособие. - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1994. – 242 c.
3. Есенина М.А. Международное научно-техническое сотрудничество стран-членов СЭВ: Экономическая эффективность. - М.: ВНИИПИ, 1990. – 38 c.
4. Иоффе А.Е. Международные связи советской науки, техники, культуры. 1917-1932. - М.: Наука, 1975. – 429 c.
5. Циренщиков B.C. Научно-техническая интеграция Западной Европы. - М.: Наука, 1992. – 145 c.
6. Шумпетер Й. Теория экономического развития: Исследования предпринимательской прибыли, капитала, кредита и цикла конъюнктуры. - М.: Прогресс, 1982.
7. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. - М.: Прогресс, 1990. – 296 c.
8. Глазьев С.Ю. Рывок в будущее. Россия в новых технологическом и мирохозяйственном укладах. / Монография. - Москва: Книжный мир, 2018. – 768 c.
9. Гохберг Л.М., Кузнецова Т.Е. Инновации как основа экономического роста и укрепления позиций России в глобальной экономике // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. – 2012. – № 2. – c. 101-117.
10. Виленский М.А. Научно-технический прогресс: социально-экономический аспекты. - М.: Знание, 1985. – 64 c.
11. Стрюкова Е.П. Историография научно-технической политики в СССР в 1950—1990-е гг // Документ. Архив. История. Современность. – 2010. – № 11. – c. 27-35.
12. Дежина, И.Г., Ключарев Г.А. Концепции международного научно-технического сотрудничества: смена драйверов развития // Социология науки и технологий. – 2020. – № 4. – c. 51-68. – doi: 10.24411/2079-0910-2020-14003.
13. Global Innovation Index 2022: What is the future of innovation-driven growth?. Researchgate.net. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/365234068_Global-innovation-index-2022pdf.
14. Давлетгильдеев Р.Ш., Вашурина Е.В., Евдокимова Я.Ш. Интеграция России в Европейское исследовательское пространство // Современная Европа. – 2020. – № 1(94). – c. 14-25. – doi: 10.15211/soveurope120201424.
15. Еркина Д.С., Малахов В.А., Юревич М.А. Программа мегагрантов: импульс международной мобильности или канал «утечки умов»? // Социология науки и технологий. – 2022. – № 1. – c. 81-96. – doi: 10.24412/2079-0910-2022-1-81-96.
16. Объявление об открытом публичном конкурсе на получение грантов Российского научного фонда по приоритетному направлению деятельности Российского научного фонда «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований международными научными коллективами». Rscf.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rscf.ru/news/found/otkryt-pervyy-konkurs-rnf-sovmestno-s-natsionalnym-nauchnym-fondom-irana-insf/?sphrase_id=186433 (дата обращения: 11.08.2023).

Страница обновлена: 02.12.2024 в 09:05:47