О некоторых тенденциях в налоговом администрировании в России

Белянская О.В.1, Тутаева Д.Р.
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3 (225), Февраль 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Белянская О.В., Тутаева Д.Р. О некоторых тенденциях в налоговом администрировании в России // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 3. – С. 12-18.

Аннотация:
В статье анализируются меры по совершенствованию налогового администрирования в России, оцениваются полученные результаты и прогнозируется будущее состояние системы налогового администрирования в рамках Основных направлений налоговой политики.

Ключевые слова: налоговое администрирование, онлайн-сервисы, электронный документооборот, дорожная карта «Совершенствование налогового администрирования», направления налоговой политики



Налоговое администрирование в широком понимании представляет собой систему управления налоговыми отношениями со стороны государства. Современное налоговое администрирование охватывает три основные сферы регулирования: управление налоговыми органами, управление расчетами по налогам, управление информационными потоками [1]. В то же время состояние налогового администрирования как качество деятельности фискальных налоговых органов по контролю, наряду с характеристикой налогового законодательства и уровнем налоговой нагрузки на организации и физические лица, является важнейшим критерием оценки конкурентоспособности национальной налоговой системы [3]. И на каждом этапе развития налоговой системы отдельно взятой страны оценка конкурентоспособности имеет свои особенности, связанные, прежде всего, с проводимой национальной налоговой политикой.

Традиционно совершенствование налогового администрирования является одним из направлений политики государства в сфере налогообложения. Так, Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов предусматривают сохранение обозначенных в прошлых годах направлений реформирования в сфере налогового администрирования: будет продолжен процесс интенсификация информационного взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками с целью дальнейшего развития доступной информационной поддержки, системы электронного документооборота и построения новых интерактивных интернет-сервисов [5].

Совершенствование налоговой политики в России

Если говорить об особенностях завершившегося 2012 года и провести анализ в рамках заданных параметров Основных направлений налоговой политики на 2013 год, то нельзя не отметить, что занимаемая 112-я позиция России в рейтинге Всемирного банка Doing Business, по сравнению со 120-й позицией в прошлом периоде, была обеспечена благодаря прорыву по одному из важных показателей рейтинга – налогообложению: здесь наша страна поднялась со 105-й позиции на 64-е место [7].

Данную позицию, как известно, формируют показатели по следующим компонентам:

− общее число налоговых платежей в год;

− время, затраченное на подготовку, подачу отчетности и уплату (или удержание налога на доходы корпораций, НДС и отчислений на социальное обеспечение (в часах в год);

− сумма уплаченных предприятием налогов на прибыль (как процент от коммерческой прибыли);

− сумма уплаченных предприятием налогов и обязательных отчислений, связанных с рабочей силой (как процент от коммерческой прибыли);

− общая налоговая ставка (в процентах).

Порядок расчета каждого из вышеперечисленных компонентов и сам рейтинг доступны на сайте проекта «Doing business» [1]. По мнению экспертов Всемирного банка, существенное изменение положения России в рейтинге по данному показателю произошло благодаря снижению некоторых административных барьеров, упрощению многих процедур, а также эффективному внедрению специального программного обеспечения и электронных сервисов.

Конкретные меры, принятые и реализованные ФНС России в рамках обозначенных направлений, а также полученные результаты в течение 2012 года были озвучены руководителем ФНС России М.В. Мишустиным и его заместителями в многочисленных выступлениях перед бизнес- и научным сообществами, на деловых встречах с представителями органов законодательной и исполнительной власти различных уровней, зарубежных налоговых администраций. С учетом всего этого мы можем говорить с определенной долей уверенности о некоторых сформировавшихся тенденциях в налоговом администрировании, которые будут иметь продолжение в дальнейшем и в 2013−2014 годах. Выделим, с нашей точки зрения, наиболее значимые из них.

Развитие электронных способов налогового администрирования

Развитие бесконтактных способов взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами – одно из приоритетных направлений совершенствования налогового администрирования. Очевидно, что первым шагом на этом пути стало введение обязательного представления налоговой отчетности налогоплательщиками в электронной форме. Обязанность законодательно закреплена в ст. 80 НК РФ. Как известно, ее возникновение зависит от средней численности занятых на предприятии или организации работников. Данный показатель имеет понижательную тенденцию − с 250 чел. до 100 чел. в настоящее время и до 50 чел. в будущем. По данным ФНС России, количество организаций и индивидуальных предпринимателей, представляющих налоговую отчетность по телекоммуникационным каналам связи, растет. Так, за III квартал 2012 года данный показатель по организациям составил 75,8%, по индивидуальным предпринимателям – 69,4% от общего числа налогоплательщиков по каждой группе [6].

Вторая составляющая обозначенного направления, динамично развиваемого налоговыми органами, – это электронные сервисы.

В настоящее время на сайте ФНС России доступны 32 онлайн-сервиса, тогда как в 2011 году их было 22. Они позволяют, например, налогоплательщикам – юридическим лицам пройти процедуру государственной регистрации, проверить своих контрагентов, познакомиться с разъяснениями ФНС России по вопросам налогового законодательства, обязательными для применения налоговыми органами, адреса массовой регистрации и получить другие услуги в электронном виде.

Для всех налогоплательщиков – физических лиц с 1 октября 2012 года заработал интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», который позволяет зарегистрированному физическому лицу увидеть свои налоговые обязательства по имущественным налогам, перечень и характеристики объектов имущественного налогообложения, обратиться в налоговую инспекцию, отследить статус проверки налоговой декларации по форме 3-НДФЛ в случае ее подачи, при необходимости произвести оплату имущественных налогов. Оплата налоговых платежей в режиме онлайн осуществляется через кредитные организации, с которыми ФНС России заключила соглашение о сотрудничестве. По итогам 2012 года 13 кредитных организаций предоставляют такую возможность налогоплательщикам – физическим лицам, среди которых Сбербанк России, ВТБ 24, Газпромбанк. В 2012 году было проведено тестирование аналогичного сервиса для организаций − «Личный кабинет налогоплательщика для юридических лиц» с участием двух крупнейших российских компаний, с целью его распространения в будущем для всех налогоплательщиков − юридических лиц [4].

Весьма информативным для всех налогоплательщиков является сервис «Имущественные налоги: ставки и льготы», включающий в себя нормативную правовую базу органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по транспортному, земельному налогам, налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц. Нормативная база по вышеперечисленным налогам доступна, начиная с 2009 года. Согласно статистике налоговых органов в среднем 5 млн. чел. ежемесячно посещают интернет-сайт ФНС России.

Дорожная карта «Совершенствование налогового администрирования»

Внедрение системы электронного документооборота логично вытекает и связано с развитием первого направления и не является новым.

Говоря о прошедшем 2012 годе, нельзя не отметить в рамках этого направления появившуюся возможность для налогоплательщиков обмениваться электронными счетами-фактурами. Однако практическая реализация данной нормы при всех существующих и не вызывающих сомнения достоинствах, направленных, прежде всего, на сокращение объема бумажного документооборота в бизнес-среде, на первом этапе может сопровождаться возникновением различного рода трудностей как объективного, так и субъективного характера. И хотя возможность использования и предоставления таких документов налогоплательщиками налоговым органам для проведения контрольных мероприятий законодательно установлена (ст. 93, 93.1 НК РФ), но в полной мере не может быть реализована в настоящее время ввиду ограниченной технической готовности налоговых органов и отсутствия обязательного требования в применении налогоплательщиками.

Продолжением работы по обозначенным выше направлениям станет разработка и внедрение дорожной карты «Совершенствование налогового администрирования» в рамках Национальной предпринимательской инициативы, осуществляемой Агентством стратегических инициатив. Дорожная карта проекта «Совершенствование налогового администрирования» направлена на оптимизацию и совершенствование системы налогового администрирования по созданию комфортных условий взаимодействия бизнеса и органов государственной власти в части сокращения временных и материальных затрат налогоплательщиков на подготовку налоговой отчетности, сближения правил бухгалтерского и налогового учета по налогу на прибыль, повышения эффективности механизмов, связанных с исчислением и уплатой НДС, создания дополнительных условий для перехода налогоплательщикам и налоговыми органами на электронный документооборот и корректировки отдельных положений законодательства, регламентирующего применение специальных налоговых режимов. Реализация разработанного плана мероприятий для достижения поставленных целей намечена на 2013 и 2014 гг. [2].

Вывод

В заключении отметим, что рассмотренные в данной статье отдельные направления развития налогового администрирования позволяют утверждать, что в настоящее время в России заложена прочная основа для формирования конкурентоспособной системы налогового администрирования, отвечающей мировому уровню. А успешная реализация предлагаемых мер возможна только при обоюдном желании и готовности на конструктивное взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков.

[1] http://russian.doingbusiness.org.


Источники:

1. Аронов А.В., Кашин В.А. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. – М.: Магистр, 2007. – 576 с.
2. Дорожная карта проекта «Совершенствование налогового администрирования» Национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации // Официальный сайт Агентства стратегических инициатив [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.asi.ru/upload/iblock/b75/DK_14-11-2012.pdf
3. Налоговое администрирование: учебное пособие / кол. авторов; под ред. Л.И. Гончаренко. – М.: КНОРУС, 2009. – 448 с.
4. Новые приоритеты в налоговом администрировании // Налоговая политика и практика. – 2012. – № 6 (114). – С. 6–7.
5. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов // Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru
6. Позиция России в рейтинге Всемирного банка Doing business поднялась благодаря улучшению налогового администрирования в стране: официальный сайт Федеральной налоговой службы России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nalog.ru/rub_mns_news/3985958.
7. Родионов Д. Восемь мучительных шагов пройдены, осталось 92 ступени вверх // Экономика и жизнь. – 2012. – № 42 (9458). – С. 4.
8. ФНС России подвела итоги обращений граждан к онлайн-сервисам Службы: официальный сайт Федеральной налоговой службы России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nalog.ru/rub_mns_news/4022844.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:18:11