Цифровизация налогового администрирования как инструмент повышения эффективности налоговой политики
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 12 (Декабрь 2024)
Введение
Налоговое администрирование является важным механизмом государственной налоговой политики, обеспечивающим достаточность поступления налоговых платежей в бюджеты всех уровней и в государственные внебюджетные фонды. В условиях развития цифровой модели ведения деятельности возрастает роль внедрения высокоавтоматизированных налоговых систем, а также передовых технических инструментов, таких как электронное декларирование и оплата налогов, выполняющих, с одной стороны роль электронного взаимодействия между предприятиями и налоговыми органами, с другой стороны механизмом налогового администрирования, направленного на снижение актов незаконного уклонения от уплаты налогов. Важной задачей налогового администрирования в современных условиях становится обеспечение прозрачности и эффективности налоговых процедур, способствующих не только увеличению налоговых поступлений, но и повышению доверия налогоплательщиков к государственным институтам. В условиях цифровой трансформации особенно актуальным становится внедрение таких методов, как автоматизированная обработка данных, использование аналитических инструментов и алгоритмов для выявления рисков уклонения от уплаты налогов, интеграция информационных систем налоговых органов с бухгалтерскими и финансовыми системами предприятий. Перспективным направлением развития системы администрирования становится внедрение механизмов, основанных на принципах сквозного контроля, позволяющих отслеживать движение финансовых потоков предприятий, как с целью минимизации вероятности ошибок и отклонения, так и потенциальных нарушениях налогового законодательства. С одной стороны, внедрение высокоавтоматизированных систем снижает административную нагрузку на налогоплательщиков, упрощает процесс подачи налоговых деклараций и позволяет оперативно выполнять налоговые обязательства. С другой – цифровизация налогового администрирования позволяет налоговым органам эффективно управлять процессом сбора налогов, проводить контрольные мероприятия с минимальными затратами и повышать точность выявления нарушений, в связи с чем в научной литературе имеется значительный интерес к методам и механизмам цифровизации налогового администрирования. Среди авторов, в работах которых детально исследуются направления и способы цифровизации налогового администрирования можно отметить Голову Е.Е. [1], Дееву Т.В. [2], Мамонову И.В. [3]. Проблемам внедрения цифровых технологий в систему налогового администрирования посвящены работы таких авторов, как Ефремова Т.А. [4], Синельников-Мурылев С.Г. [5], Евлоева А.Б. [6]. Особенности мирового опыта по использованию цифровых инструментов в налоговом администрировании раскрыты в работах Староверовой О.А. [7], Шириновой О.А. [8], Бассей Е. [9], Белауауи Р. [10].
Систематизируя подходы перечисленных авторов необходимо отметить, что за последние несколько лет значительно увеличилось количество цифровых инструментов, применяемых налоговыми органами с целью налогового администрирования. Так, результаты отчета ОЭСР [11] подтверждают, что 59% налоговых органов используют инструменты анализа данных, 75% используют методы машинного обучения, а 50% - цифровые помощники, в первую очередь «чат-боты». Однако также имеется позиция авторов [12,13], обосновывающая, что использование ИКТ в сфере налогового администрирования не приводит к ожидаемым результатам эффективности, результативности и удовлетворенности налогоплательщиков.
Несмотря на значительный объем исследований, посвященных внедрению цифровых технологий в налоговом администрировании недостаточно внимания уделено выявлению преимуществ и результативности его цифровизации, оценке количественных и качественных характеристик применения цифровых технологий в системе налоговых органов ФНС России.
В связи с чем целью исследования выступает оценка потенциала цифровизации налоговой системы, а также влияние цифровых технологий на собираемость налоговых платежей, как индикатора результативности системы налогового администрирования. В качестве гипотезы исследование выдвинуто предположение, что внедрение и эффективное использование цифровых технологий в налоговом администрировании положительно влияет на повышение собираемости налоговых платежей, что в свою очередь служит индикатором улучшения результативности всей налоговой системы. При этом качественные аспекты применения цифровых инструментов, такие как их интеграция с существующими процессами, уровень автоматизации и восприятие налогоплательщиками, играют ключевую роль в достижении этих результатов. Использование методов анализа научной литературы, дедукции, синтеза, компаративного анализа и описательной статистики позволило выявить положительные стороны перехода ФНС России на цифровой формат работы. На основе сопоставления уровня использования цифровых технологий и степени собираемости налога на прибыль организаций и НДС выявлена положительная взаимосвязь, позволяющая сделать вывод об эффективности внедрения цифровых технологий в систему налогового администрирования и необходимости углубления цифровой трансформации налоговой системы. Так же отмечено, что использование цифровых технологий для взаимодействия с налогоплательщиками позволит налоговым органам быстрее и удобнее доносить информацию до граждан и бизнеса, включая новости о налоговом законодательстве, сроки уплаты налогов и рекомендации по заполнению отчетности. Регулярные публикации в социальных сетях позволят обеспечить понимание налоговой ответственности.
Основная часть
Внедрение цифровых технологий в процесс налогового администрирования позволяет обеспечить снижение числа актов уклонения от уплаты налогов, повысить определенность налоговых правил, устойчивость государственных финансов с минимальными издержками на администрирование. Развитие цифровых технологий признано важнейшей государственной задачей. Так, Указом Президента РФ от 9 мая 2017 года №203, утверждающим Стратегию развития информационного общества в России на период 2017–2030 годов определены цели, задачи и направления реализации внутренней и внешней политики в сфере информационных и коммуникационных технологий, направленные на формирование цифровой экономики и развитие информационного общества. В соответствии с тенденциями цифровой трансформации государственного управления, развивалась и основная миссия налогового администрирования. Налоговые органы выступают не только, субъектом взимания налогов, но и поставщиком широкого спектра налоговых услуг. В настоящее время налогоплательщики все чаще рассматриваются как потребители, имеющие право на получение льгот в виде государственных услуг в обмен на свои налоговые обязательства. Однако, стоит отметить, что несмотря на то, что процесс развития информационного общества вынесен на законодательное регулирование в 2017 году, внедрение цифровых технологий в налоговых органах России началось еще в конце 20 века. Первоначально цифровизация налоговой системы была направлена на внедрение баз данных и автоматизацию ключевых операций по учету и обработке данных налогоплательщиков с целью повышения прозрачности и оптимизации процесса налогообложения, путем создания информационных систем для систематизации данных о налогоплательщиках и налогооблагаемой базе, автоматизацию расчета налоговых обязательств, снижению объема бумажного документооборота.
По мере развития технологий внедрение цифровых инструментов в налоговых органах приобрело более комплексный характер, были разработаны и интегрированы электронные системы для приема налоговой отчетности и внедрены специализированные программные комплексы, упрощающие обработку и анализ отчетных данных. Внедрение электронных сервисов и онлайн-платформы оказали существенные изменения в сфере взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками, расширились возможности для дистанционного предоставления налоговой отчетности, контроля налоговых обязательств и отслеживания статуса платежей. Одновременно с этим, цифровизация способствовала повышению эффективности контроля за соблюдением налогового законодательства, предоставив налоговым органам современные аналитические инструменты для идентификации и профилактики налоговых правонарушений. Внедрение цифровых технологий в деятельность налоговых органов направлено на решение ключевых задач, перечень которых представлен на рисунке 1.
Рисунок 1. Положительные стороны перехода ФНС России на цифровой формат работы
Источник: составлено авторами
Современный этап экономического развития требует перехода ФНС на цифровой формат в соответствии с тенденциями цифровизации бизнеса, при этом одной из ключевых задач становится повышение уровня и эффективности налогового администрирования через цифровизацию, что позволяет минимизировать временные и финансовые издержки, повысить точность учета и анализа налоговых данных, а также обеспечить оперативное взаимодействие между налогоплательщиками и налоговыми органами. Важным шагом перехода ФНС России на цифровой формат является формирования цифровой среды, для реализации транзакций в электронном формате. является следующим шагом на пути к построению эффективной налоговой системы. Обеспечение автоматического бесконтактного налогообложения минимизируют риск ошибок и создают предпосылки для снижения фактов уклонения от уплаты налогов. Также важно отметить, что переход на полностью электронный документооборот упростит процессы формирования и предоставления отчетности и ускорит обработку. Важным преимуществом цифровой трансформации налогового администрирования становится снижение фактов уклонения от уплаты налогов и повышение уровня их собираемости.
Цифровизация налоговой системы включает такие ключевые аспекты, как широкое внедрение цифровых технологий в процесс администрирования, автоматизацию правоприменительной деятельности налоговых органов и сервисный подход к взаимодействию с налогоплательщиками. Указанные инструменты позволяют налогоплательщикам самостоятельно исполнять налоговые обязательства и эффективно защищать свои права. В результате применения цифровых инструментов, основанных на сквозном предоставлении государственных услуг, достигается значительное упрощение налогового процесса и повышение прозрачности налоговых правоотношений.
При этом, доступность цифровых технологий имеет решающее значение для обеспечения гибкости и функциональности цифровой системы налогового администрирования. Так, например, для выполнения рутинных обязанностей по налоговому администрированию, таких как обратная связь, запросы и платежи, необходимо наличие веб-сайта, для реализации прогностических возможностей целесообразно использование инструментов анализа больших данных и искусственного интеллекта. Несмотря на преимущества интеллектуального анализа данных, использование больших данных оказывает влияние на риски конфиденциальности и безопасности, что соответственно требует применения технологий обеспечения кибербезопасности.
Эффективное налоговое администрирование, ориентированное на налогоплательщиков, требует не только предоставления современных услуг в области электронного налогообложения, но и внедрения передовых технологий, таких как блокчейн, искусственный интеллект и Интернет вещей, способных значительно повысить прозрачность и надежность налоговых процессов, минимизировать ошибки и снизить административные издержки. Важным направлением становится активное использование инновационных решений, включая платформы и мобильные приложения, позволяющие обеспечить более удобное и доступное взаимодействие, а также создание условий для обратной связи.
В целом динамика использования современных цифровых технологий налоговыми органами показана на рисунках 2 и 3.
Рисунок 2. Динамика использования цифровых технологий для взаимодействия с налогоплательщиками
Источник: составлено авторами на основе [14]
По данным рисунка 2 можно отметить снижение общего числа органов налоговой системы, использующих цифровые технологии.
Общее число органов налоговой системы, использующих цифровые технологии, снижается с 2021 по 2023 год. Основное снижение произошло за счет снижения числа организаций, использующих цифровые платформы, облачные сервисы и вебсайт в интернете, при этом число органов ФНС России, использующих аккаунт в социальных сетях, увеличилось более чем в два раза. Резкий рост числа органов налоговой системы, использующих социальные сети для взаимодействия, с 80 в 2021 году до 330 в 2023 году, указывает на растущее внимание к цифровому взаимодействию с налогоплательщиками. Снижение числа органов налоговой системы, использующих облачные сервисы и цифровые платформы объясняется централизацией функций налогового администрирования и перехода к новым решениям, основанным на центральной обработке данных (рисунок 3).
Рисунок 3. Динамика использования цифровых технологий для внутреннего использования налоговыми органами
Источник: составлено авторами на основе [14]
На рисунке 3 видно, что в 2023 году происходит снижение числа органов налоговой системы использующих технологии больших данных и искусственного интеллекта, при этом необходимо отметить внедрение в 2023 году центров обработки данных.
Также необходимо отметить, что все работники ФНС обеспечены персональными компьютерами с доступом в Интернет. Несмотря на снижение числа налоговых органов, использующих цифровые платформы, увеличивается доля работников, активно их использующих (рисунок 4).
Рисунок 4. Доля работников ФНС, использующих ИКТ
Источник: составлено авторами на основе [14]
Значительное увеличение доли работников, использующих социальные сети для работы (с 12% в 2021 году до 70% в 2023 году), свидетельствует об изменениях в подходах к взаимодействию налоговых органов с гражданами и организациями и отражает ориентацию на удобные и оперативные каналы коммуникации. Социальные сети позволяют налоговым органам быстрее и удобнее доносить информацию до граждан, включая новости о налоговом законодательстве, сроки уплаты налогов и рекомендации по заполнению отчетности, предоставляют возможность прямой обратной связи. Регулярные публикации в социальных сетях помогают формировать у граждан и представителей бизнеса понимание своей налоговой ответственности.
Рисунок 5. Доля работников ФНС, использующих передовые цифровые технологии
Источник: составлено авторами на основе [14]
На рисунке 5 видно, что цифровые двойники и аддитивные технологии используются ограниченно, и, несмотря на небольшое увеличение, остаются редкими в ИКТ-структуре ФНС, что связано со специфичностью их применения для налогового администрирования. Важно отметить внедрение в деятельность налоговых органов центров обработки данных (ЦОД)
Основными функциями ЦОД ФНС России являются хранение и защита данных, поддержка и работа налоговых систем, обработка больших данных и аналитика, обеспечение отказоустойчивости. ЦОД ФНС обеспечивают надежное хранение всех данных о налогоплательщиках, их операциях об уплате налогов, а также применяют многоуровневую защиту данных, для предотвращения несанкционированного доступа и кибератак. Центры обработки данных обеспечивают стабильную работу всех информационных систем ФНС, в том числе «Налог-3», АСК «НДС», системы межведомственного взаимодействия, а также онлайн-сервисов, доступных для налогоплательщиков через интернет. Использование цифровых технологий позволило ФНС России перенести часть функций налогоплательщиков, на специализированные автоматизированные комплексы. Информация о наиболее используемых программных комплексах, способствующих эффективности налогового администрирования, представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Наименование и назначение информационных комплексов по проверке налогоплательщиков ФНС России
Наименование информационного комплекса
|
Назначение информационного комплекса
|
АИС «Налог»
|
Обеспечивает
автоматизацию деятельности ФНС России по всем выполняемым функциям
|
ПК «Контроль
НДС» (ранее АСК «НДС-2»)
|
Отслеживает
цепочку движения товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость (НДС),
от создания или пересечения российской границы до продажи конечному
потребителю
|
«ВНП-Отбор»
(подсистема АИС «Налог-3»)
|
Сопоставляет
данные о деятельности предприятий (рентабельность, прибыльность) с
информацией о деятельности похожих по масштабу и локализации и сравнивают
показатели исследуемого налогового периода с данными прошлых лет.
|
Программный
комплекс «ВАИ» («Визуальный анализ информации»)
|
Используется
для визуализации данных о выплатах предприятий
|
ПИК «Доход»,
ПИК «Однодневка», ПИК «Таможня», ПИК «Схемы»
|
В этих
программно-информационных комплексах собираются данные об уже проводившихся
камеральных проверках, результаты сравнения компаний-аналогов в регионе,
объяснения, которые давались сотрудниками компании в прошлые периоды
|
АИС «Налог» используется для решения таких повседневных задач, как регистрация налогоплательщиков, учет расчетов с бюджетом, анализ их деятельности и налоговый контроль. Специализированные внутренние информационные комплексы, такие как «ВНП отбор», «Однодневка», «Анализ банковской выписки» и «Счета-фактуры» ориентированы на контроль за налогоплательщиками. При проведении аналитических мероприятий налоговые органы также используют данные из сторонних информационных систем, включая FIRA.PRO – информационно-аналитическую систему, СПАРК - «Систему профессионального анализа рынков и компаний», КАРТОТЕКА Коммерсантъ - поисковую систему по российским предприятиям.
Для повышения собираемости налогов наряду с системой АСК «НДС» большое значение имеют такие цифровые комплексы, как онлайн-кассы и АИС «Маркировка», интегрированные в АИС «Налог 3». Переход на онлайн-кассы способствовал созданию равных условий для бизнеса, отмене необходимости вести кассовую отчетность и сокращению количества налоговых проверок.
Внедрение и использование указанных программных комплексов (ПК) оказало значительное влияние на собираемость налоговых платежей. Так ПК АСК-НДС позволило обеспечить требуемый уровень собираемости налога на прибыль и НДС, динамика которой показана на рисунке 6.
Рисунок 6. Динамика собираемости налога на прибыль организаций и НДС после внедрения программы АСК-НДС за 2013-2022 гг. (млрд. руб.)
Источник: составлено авторами на основе [15]
Изучая тенденции роста используемых цифровых технологий для обеспечения более эффективного налогового администрирования во взаимосвязи с ростом собираемости налогов, можно отметить равнонаправленную тенденцию. В частности, внедрения ПК АСК-НДС привело к повышению прозрачности движения товаров и финансовых ресурсов, что позволило снизить число фактов уклонения от уплаты налогов, что в конечном итоге привело к росту собираемости платежей
Цифровизация налогового администрирования также способствует расширению числа онлайн-сервисов. ФНС России предоставляет на своем сайте более 70 электронных сервисов, которые обеспечивают удобное взаимодействие налогоплательщиков с налоговыми органами и помогают сэкономить время. Эти сервисы предназначены для различных категорий пользователей и распределены по 14 тематическим разделам, таким как: «Сведения об ИНН», «Сведения из реестров», «Личные кабинеты», «Регистрация бизнеса», «Меры поддержки», «Уплата налогов и пошлин», «Риски бизнеса», «Налоговые калькуляторы», «Налоговый учет», «Справочная информация», «Электронный документооборот», «Обратная связь/Помощь», «Международное налогообложение» и «Программные средства».
Цифровизация преобразует методы работы налоговых органов, значительно расширяя их возможности по сбору, обработке и мониторингу налоговой информации. Полученные результаты подчеркивают необходимость стратегического планирования, нормативно-правовой поддержки и глобального сотрудничества для эффективного использования цифровых технологий в соблюдении налогового законодательства.
Цифровизация налогового администрирования показывает заметные успехи, принося пользу, как налогоплательщикам, так и работникам ФНС. Использование цифровых технологий позволяет обеспечить снижение ошибок в расчётах, количества административных проверок, а также повышение доступности электронных налоговых услуг в том числе за счет автоматического подтверждение подачи и получения деклараций и платежей, более простое и быстрое заполнение налоговых форм.
Заключение
Таким образом можно отметить, что цифровизация налогового администрирования является ключевым направлением совершенствования государственной налоговой системы. Внедрение высокоавтоматизированных технологий и интеллектуальных инструментов позволяет значительно повысить прозрачность и эффективность налоговых процессов, способствующих, как увеличению собираемости налогов, так и укреплению доверия налогоплательщиков к государственным институтам. Использование таких решений, как автоматизированные комплексы для контроля НДС, онлайн-кассы и платформы для дистанционного взаимодействия, делает процесс налогового администрирования более удобным для бизнеса и физических лиц, снижая административные издержки и позволяя оперативно выполнять налоговые обязательства. Применение передовых цифровых технологий предоставляет налоговым органам возможность прогнозировать риски уклонения от налогов и повышать достоверность налоговых данных, тем самым укрепляя устойчивость государственных финансов. Тем не менее, с ростом объемов обработки данных возникает необходимость усиленного контроля над конфиденциальностью и безопасностью информации, что требует системной нормативной и технической поддержки. Перспективы дальнейшего развития цифрового налогового администрирования связаны с углублением использования передовых технологий и расширением межведомственного сотрудничества для внедрения стандартов цифрового налогообложения.
Страница обновлена: 29.11.2024 в 11:09:49