Развитие механизмов взаимодействия таможенных и налоговых органов по администрированию таможенных платежей
Никулкина И.В.1,2, Колядко А.С.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва
2 Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 48 | Цитирований: 6
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 4 (Апрель 2022)
Цитировать:
Никулкина И.В., Колядко А.С. Развитие механизмов взаимодействия таможенных и налоговых органов по администрированию таможенных платежей // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – Том 12. – № 4. – С. 1417-1434. – doi: 10.18334/epp.12.4.114549.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48399305
Цитирований: 6 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
Статья посвящена анализу действующих механизмов взаимодействия таможенных и налоговых органов по администрированию таможенных платежей. На основе анализа особенностей, проблем и результативности взаимодействия таможенных и налоговых органов авторами обосновывается и высказывается точка зрения о том, что в условиях нарастающих шоков и новых цифровых возможностей экономики требуется выработка «обновленных» подходов к развитию межведомственного взаимодействия в сфере внешнеэкономической деятельности с целью повышения эффективного администрирования. Авторы считают, что углубление межведомственного взаимодействия, интеграция информационных ресурсов в единую платформу позволит обеспечить собираемость таможенных платежей от участников ВЭД в условиях непрекращающихся шоков
Ключевые слова: взаимодействие таможенных и налоговых органов, администрирование, таможенные платежи, внешнеэкономическая деятельность
Финансирование:
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных в рамках государственного задания НИОКТР АААА-А19–119092590051–2 «Исследование альтернативных концепций налогового регулирования как фактора обеспечения новой индустриальной революции в России»
JEL-классификация: H22, H25, F13
Введение
Современные экономические реалии актуализировали вопросы повышения эффективности использования механизмов таможенного администрирования. Одним из таких механизмов является взаимодействие таможенных и налоговых органов России по администрированию таможенных платежей.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью выработки новых подходов к развитию межведомственного взаимодействия в сфере внешнеэкономической деятельности с целью повышения эффективного администрирования. Развитие качественного взаимодействия таможенных и налоговых органов способствует, прежде всего, результативной реализации фискальной функции ведомств и созданию благоприятных условий для законопослушного бизнеса.
В настоящее время повышенный интерес к вопросам взаимодействия таможенных и налоговых органов обусловлен стремительным развитием цифровизации (информационных налоговых и таможенных технологий, появлением новых сервисов, стремлением создания единой цифровой платформы для контролирующих ведомств) и поиском новых подходов к эффективному администрированию в сфере внешнеэкономической деятельности.
Целью данной статьи является анализ действующего механизма взаимодействия таможенных и налоговых органов по администрированию таможенных платежей и разработка рекомендаций по его развитию в условиях цифровизации и современных вызовов.
Научная новизна исследования состоит в выделении ключевых особенностей и проблем развития механизмов взаимодействия таможенных и налоговых органов, а также в обосновании выработки новых подходов к развитию механизмов межведомственного взаимодействия с целью повышения эффективности администрирования.
Рабочая гипотеза исследования заключается в предположении, что переход на новый уровень межведомственного взаимодействия, интеграция информационных ресурсов позволят обеспечить собираемость таможенных платежей от участников внешнеэкономической деятельности: с одной стороны, это позволит повысить эффективность контроля, с другой стороны – снизить административную нагрузку на добросовестных участников внешнеэкономической деятельности.
При проведении исследования были использованы как общелогические методы познания (анализ публикаций, сравнение, обобщение), так и методы эмпирического исследования: наблюдение, описание, измерение.
Проведенный анализ научных позиций позволил определиться с пониманием термина «взаимодействие таможенных и налоговых органов». Для целей настоящего исследования под взаимодействием таможенных и налоговых органов понимается совместная деятельность этих органов, заключающаяся в обмене информации и проведении совместных контрольных мероприятий в сфере внешнеэкономической деятельности, направленных на повышение эффективности администрирования (в том числе таможенных платежей).
Как справедливо отмечают Липатова Н.Г., Жеребен Е.В. в своей работе: «В современных условиях деятельности таможенных органов совершенствование технологических механизмов, обеспечивающих создание условий эффективного взаимодействия таможенных и налоговых органов, следует рассматривать через призму информационного электронного взаимодействия и интеграции информационных ресурсов таможенных и налоговых органов, сопряжения систем управления рисками, систем внутреннего контроля организации – участника ВЭД, развития методов и методик, используемых при таможенной проверке участников ВЭД…» [14, с. 87] (Lipatova, Zhereben, 2019, р. 87).
Проведенный анализ публикаций позволил сделать вывод о том, что в последние годы в научной литературе значительно возрос интерес к вопросам повышения результативности, эффективности таможенного администрирования, в том числе таможенного контроля после выпуска товаров (далее – ТКПВТ) [8–17] (Bocharova, 2017; Bormotova, Lipatova, 2014; Kovarda, Laptev, Timofeeva, 2020; Kostin, 2019; Kudashkina, Petrushina, 2018; Zhereben, Lipatova, 2019; Lipatova, Zhereben, 2019; Nemirova, Valiev, Vorotyntseva, Zykov, Lysenko, Magomedov, Novikov, 2020; Olkova, Belousova, 2019; Rylskaya, Shokhin, Bobrova, Kozhankov, Eremeeva, 2019). Так, исследованию вопросов совершенствования таможенного администрирования и межведомственного взаимодействия посвящены труды российских ученых Г.В. Баландиной, Н.Г. Липатовой, В.В. Макрусева, Г.И. Немировой, В.Е. Новикова, Л.А. Поповой, Е.Г. Бормотовой, М.А. Рыльской и др. [9, 14–17] (Bormotova, Lipatova, 2014; Lipatova, Zhereben, 2019; Nemirova, Valiev, Vorotyntseva, Zykov, Lysenko, Magomedov, Novikov, 2020; Olkova, Belousova, 2019; Rylskaya, Shokhin, Bobrova, Kozhankov, Eremeeva, 2019). Отдельные проблемы взаимодействия таможенных и налоговых органов в новых экономических условиях нашли отражение в научных трудах ряда российских исследователей: Т.И. Белоусовой, Е.В. Жеребена, Н.Г. Липатовой, К.О. Семенова и др. [13, 14, 16, 18] (Zhereben, Lipatova, 2019; Lipatova, Zhereben, 2019; Olkova, Belousova, 2019; Semenov, 2019).
При этом теоретический анализ показал, что российская практика межведомственного взаимодействия в сфере внешнеэкономической деятельности не обеспечена в должной мере современными походами к эффективному администрированию в части научного обоснования.
Повышение эффективности таможенного администрирования видится не только в совершенствовании автоматизированных информационно-технических ресурсов, но и в развитии качественного взаимодействия таможенных и налоговых органов.
Организация порядка взаимодействия таможенных и налоговых органов по администрированию таможенных платежей
В настоящее время ФТС России и ФНС России являются ключевыми администраторами доходов федерального бюджета, обеспечивающими наибольшую долю поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации. Значительная роль этих ведомств в реализации фискальной функции подтверждается структурой распределения доходов федерального бюджета за 2016–2020 гг., что представлено на рисунке 1.
Рисунок 1. Доля доходов федерального бюджета России, контролируемых ключевыми администраторами доходной части бюджета, %
Источник: составлено авторами по данным [19–21].
Так, в течение последних пяти лет доходы, администрируемые этими ведомствами, составляют более 85–90% всех поступлений доходной части федерального бюджета России (рис. 1, табл. 1).
Таблица 1
Исполнение федерального бюджета России за период 2016–2021 гг. по ключевым администраторам доходов федерального бюджета
Наименование
администратора доходов федерального бюджета
|
Сумма
доходов, млрд руб.
| |||||
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
| |
ФНС
России
|
6929,1
|
9162,0
|
11926,8
|
12611,8
|
10978,8
|
15880,30
|
ФТС
России
|
4406,9
|
4575,7
|
6063,2
|
5729,1
|
4751,8
|
7156,90
|
Росимущество
|
953,1
|
276,9
|
341,5
|
473,9
|
446,9
|
359,8
|
Министерство
финансов РФ
|
444,4
|
270,8
|
321,3
|
393,4
|
346,7
|
258,7
|
Иные
субъекты
|
326,5
|
803,5
|
801,6
|
980,6
|
987,7
|
1066,90
|
Доходы
федерального бюджета (всего)
|
13460,0
|
15088,9
|
19454,4
|
20188,8
|
17511,9
|
24723
|
Следует отметить, что за период 2016–2021 гг. доля доходов, администрируемых ФНС России, находится в пределах 51–63% от всех поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации, а доля доходов, администрируемых ФТС России, – в пределах 25–33% [19–21].
Таможенные платежи являются одной из ключевых статей доходов федерального бюджета Российской Федерации и составляют примерно треть всех поступлений. Именно поэтому кооперация деятельности таможенных и налоговых органов для их эффективного администрирования весьма актуальна в настоящее время.
В целях совершенствования администрирования в 2010 году было заключено Соглашение о сотрудничестве Федеральной таможенной службы России и Федеральной налоговой службы России [5]. Данное соглашение включает в себя такие совместные мероприятия таможенного и налогового контроля, как:
1) взаимный обмен информацией в целях осуществления контроля за соблюдением участниками внешнеэкономической деятельности таможенного законодательства, законодательства о налогах и сборах, валютного законодательства Российской Федерации;
2) разработка предложений по совершенствованию комплекса мер, призванных обеспечить соблюдение норм таможенного законодательства, законодательства о налогах и сборах, валютного законодательства Российской Федерации и пресечь возможные правонарушения в таможенной и налоговой сфере;
3) обеспечение контроля за деятельностью участников внешнеэкономической деятельности с помощью оперативного обмена информацией и проведения совместных проверок участников внешнеэкономической деятельности;
4) создание унифицированной базы данных, используемой в рамках проведения мероприятий таможенного и налогового контроля;
5) разработка и реализация общих технологических решений, связанных с информационным обменом и защитой баз данных таможенных и налоговых органов [5].
В развитие вышеуказанного приоритетного направления контрольных органов и в дополнение к данному соглашению Президентом Российской Федерации был издан Указ от 15.01.2016 № 12 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации», в котором было обозначено, что Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба находятся в подчинении у Министерства финансов Российской Федерации [1–4].
Исследование показало, что наибольшее внимание в рамках форм взаимодействия таможенных и налоговых органов уделяется вопросу информационного обмена между ведомствами для разработки мер противодействия уклонению от уплаты таможенных платежей и их реализации на практике. Данный вопрос является весьма актуальным в связи с тенденцией цифровизации экономики и активным внедрением информационных технологий в работу таможенных и налоговых органов.
Проведенный анализ позволил выделить специфику и некоторые особенности в порядке взаимодействия таможенных и налоговых органов при администрировании таможенных доходов на современном этапе:
(1) Плановый информационный обмен между ведомствами на федеральном уровне осуществляется на безвозмездной основе в электронной форме через Центральное информационно-техническое управление ФТС России (далее – ЦИТТУ ФТС России) и Федеральное казенное учреждение «Налог-сервис» ФНС России (далее – ФКУ «Налог-сервис» ФНС России). Осуществление данного обмена происходит при помощи каналов связи с использованием средств защиты информации. Кроме того, таможенными и налоговыми органами предоставляется взаимный доступ к сведениям из баз данных обоих ведомств. Основой информационного взаимодействия таможенных органов с органами исполнительной власти является Единая автоматизированная информационная система [23]. Оперативный информационный обмен между ФТС и ФНС России осуществляется не только на федеральном, но и на региональном и территориальном уровне взаимодействия [5].
(2) В настоящее время в ФТС России используется Единая автоматизированная информационная система таможенных органов (далее – ЕАИС ТО), в которую внедрены 38 информационных таможенных технологий. В ЕАИС ТО используется более 2000 каналов передачи данных и около 50 информационно-программных средств, формирующих около 40 информационных ресурсов [23]. Данная система позволяет выявлять возможные риски и нарушения законодательства Российской Федерации в таможенной, налоговой и иных сферах и на основании полученной информации принимать необходимые меры. Системой ежедневно обрабатывается около 55 миллионов электронных сообщений внутри ЕАИС ТО и свыше 150 тысяч – в рамках межведомственного электронного взаимодействия (далее – СМЭВ) [23]. Ежегодно возрастают объемы информационного обмена. Так, ФТС России ежегодно передает в ФНС России сведения о более 1200 организациях с признаками недостоверности сведений в ЕГРЮЛ, что позволило за последние четыре года исключить из реестра более 840 таких лиц. В результате ведомствами была предотвращена реализация сомнительных внешнеторговых сделок на сумму более 275 млн руб. [27].
(3) Таможенными и налоговыми органами проводятся скоординированные проверочные мероприятия (далее – СКМ), а также таможенный и налоговый контроль по информации сторон (далее – ТНКИ) для целей контроля за полнотой исчисления и своевременной уплаты таможенных платежей и сумм налогов и сборов. Данные контрольные мероприятия согласуются по объектам и срокам и проводятся в случаях, если ведомства имеют сведения о возможных нарушениях таможенного законодательства, законодательства о налогах и сборах, валютного законодательства Российской Федерации [7]. Информация о результатах СКМ и ТНКИ, включаемая в состав информационного обмена по окончании проведения таможенного или налогового контроля, содержит даты начала и окончания мероприятий таможенного или налогового контроля; реквизиты документов, оформленных по результатам налоговой проверки (в том числе решения), виды нарушений норм, составляющих право ЕАЭС, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о таможенном деле; описательную часть механизма осуществления правонарушения; суммы платежей, начисленных или доначисленных в результате осуществления таможенного и налогового контроля, а также санкций за их неуплату (пеней, штрафов); меры административного или уголовного характера, применяемые к лицам, нарушившим нормы права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации.
Оценка результативности взаимодействия таможенных и налоговых органов по администрированию таможенных платежей
Создание единой системы учета и администрирования налоговых и таможенных платежей в сфере внешнеэкономической деятельности, углубление взаимодействия таможенных и налоговых органов (в основном за счет цифровизации процессов) позволяют обеспечить собираемость таможенных платежей, что подтверждается проведенным анализом результативности взаимодействия этих ведомств.
Основные результаты совместной деятельности таможенных и налоговых органов при осуществлении администрирования таможенных платежей за последние пять лет представлены на рисунке 2 и в таблице 2.
Суммы таможенных платежей, доначисленные в результате проведения таможенными и налоговыми органами совместных проверочных мероприятий, имеют динамику роста.
Рисунок 2. Основные результаты взаимодействия таможенных и налоговых органов по администрированию таможенных платежей, млн руб.
Источник: составлено авторами по данным [25].
Взысканные таможенными органами по результатам проведения совместных контрольных мероприятий с ФНС России суммы таможенных платежей и санкций за их неуплату в 2019–2020 гг. характеризовались резкими колебаниями (рис. 3). Так, в 2019–2020 гг. наблюдается значительный рост в доначислениях таможенных органов по результатам проведения с налоговыми органами совместных контрольных мероприятий. В 2021 г. – существенное снижение почти в 2 раза как результат последствий ковид-кризиса.
Таблица 2
Основные результаты взаимодействия таможенных и налоговых органов России за 2016–2021 гг.
Показатель
|
Период
(в годах)
|
Темп
прироста
| |||||
2016
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
в
% к 2020 г.
| |
Количество
совместных проверочных мероприятий, ед.
|
691
|
897
|
796
|
680
|
385
|
495
|
28,6
|
в
т.ч. в результате скоординированных контрольных мероприятий, ед.
|
-
|
324
|
208
|
187
|
84
|
118
|
40,5
|
Сумма
доначисленных платежей, пени, штрафов, млрд руб.
|
1,9
|
2,69
|
4,73
|
10,53
|
10,26
|
5,99
|
-41,6
|
Сумма
взысканных платежей, пени, штрафов, млрд руб.
|
0,67
|
1,55
|
2,01
|
6,23
|
1,93
|
3,68
|
90,7
|
Количество
возбужденных дел об административных правонарушениях, ед.
|
772
|
1283
|
1131
|
1807
|
1748
|
2085
|
19,3
|
Количество
возбужденных уголовных дел, ед.
|
99
|
94
|
67
|
90
|
83
|
85
|
2,4
|
Динамика сумм взысканных платежей, штрафов в период 2016–2019 гг. характеризовалась тенденцией существенного роста. Суммы взысканных платежей и санкций за их неуплату в 2018 г. увеличились примерно на четверть по сравнению с аналогичным значением 2017 г. В 2019 году наблюдался весьма значительный рост в суммах взысканных таможенными органами платежей и штрафов по сравнению с 2018 годом (увеличение более чем в три раза). Динамика суммы взысканных таможенных платежей в «ковидном» 2020 г. характеризовалась существенным снижением по сравнению с 2019 г. – в 3 раза (по сути – это возврат к уровню 2018 г.). В 2021 году по данному показателю уже наблюдается тенденция значительного роста – почти в 2 раза по сравнению с 2020 г.
Рисунок 3. Динамика основных показателей результативности взаимодействия таможенных и налоговых органов по администрированию таможенных платежей, млн руб.
Источник: составлено авторами по данным [25].
Количество совместных проверочных мероприятий таможенных и налоговых органов начиная с 2018 года имеет тенденцию к снижению. В 2020 году произошло снижение числа скоординированных проводимых мероприятий почти в два раза по сравнению с аналогичными показателями 2018–2019 гг. (рис. 2).
Рисунок 3. Динамика показателей по уголовным делам и по делам об административных правонарушениях по результатам взаимодействия таможенных и налоговых органов в 2018–2021 гг.
Источник: составлено авторами по данным [25].
При этом в целом в результате проведения таможенными и налоговыми органами совместных контрольных мероприятий растет количество возбужденных дел об административных правонарушениях (табл. 2, рис. 2). Так, если в 2018 году количество дел составляло 1131, то с 2019 года наблюдается рост, и их количество составило почти две тысяч. За период 2017–2020 гг. количество возбужденных уголовных дел остается примерно на одном и том же уровне – до 100 возбужденных уголовных дел в год [25].
Также следует отметить об эффективности выездного контроля, проведенного в рамках скоординированных контрольных мероприятий с таможенными органами. Так, только по Центральному федеральному округу в 2020 г. по результатам таких выездных проверок доначислено более 2,3 млрд рублей, что составило 16% от всех доначислений по выездным налоговым проверкам в регионе и 45% от всех доначислений по выездным проверкам участников внешнеэкономической деятельности [28]. При этом сумма доначислений на одну результативную выездную проверку, проведенную в рамках скоординированных контрольных мероприятий, составила 767 млн руб., что почти в 7 раз больше доначислений, приходящихся на результативную проверку участников внешнеэкономической деятельности [28].
Проведенный анализ показал, что за последние пять лет динамика сумм доначисленных таможенных платежей имеет тенденцию роста. Аналогичную тенденцию имеет динамика сумм взысканных таможенными органами платежей и санкций за их неуплату по результатам проведения с налоговыми органами совместных проверочных мероприятий. Исключением по данным критериям являются показатели 2020 года – наблюдается снижение сумм доначисленных и взысканных платежей. Снижение этих показателей является следствием ковид-кризиса. В связи с негативными последствиями пандемии, связанными с деятельностью участников внешнеэкономической деятельности, Правительство Российской Федерации приняло решение о сокращении количества проверок участников внешнеэкономической деятельности (за январь – сентябрь 2020 г. наблюдалось снижение количества таможенных проверок примерно на треть) [24].
Таким образом, вышеизложенное позволяет заключить, что взаимодействие таможенных и налоговых органов Российской Федерации является весьма результативным. Наблюдается снижение числа совместно проводимых ведомствами проверок и одновременный рост сумм доначисленных и взысканных таможенных платежей, пеней, штрафов. При этом происходит снижение административной нагрузки на участников внешнеэкономической деятельности, что может привести к повышению уровня доверия бизнеса к контролирующим органам, а значит, и к развитию дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества между бизнес-структурами, налоговыми и таможенными органами России.
Проблемы взаимодействия ФТС и ФНС России по администрированию таможенных платежей
В результате проведенного анализа механизма межведомственного взаимодействия ФТС и ФНС России при администрировании таможенных платежей выделены следующие проблемы, оказывающие негативное влияние на эффективность данного взаимодействия.
Во-первых, недостаточно эффективно таможенные органы используют средства учета сведений о фактическом вывозе товаров. Во-вторых, отсутствует должное методическое и организационное обеспечение сотрудничества и взаимодействия ФТС и ФНС России при администрировании таможенных платежей. Проблема связана, прежде всего, со сроками передачи информации таможенными органами налоговым органам о вывозе товаров с территории России, поскольку проходит длительный промежуток времени, в связи с чем возникают трудности в проведении своевременного налогового контроля. В-третьих, из-за различий в уровне информационной обеспеченности налоговых и таможенных органов имеется дисбаланс в процессе взаимодействия ведомств при информационном обмене.
Кроме того, информационно-техническая разобщенность в межведомственном взаимодействии приводит к ряду проблем. Так, например, недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности, осуществляющими импорт, принимались товары к учету до завершения таможенного контроля, что, в свою очередь, использовалось ими впоследствии для недостоверного декларирования товаров. Цепочка фиктивных операций приводила к легализации товаров на внутренних рынках без уплаты таможенных платежей и налогов, что является негативным последствием информационной разобщенности.
Необходимо отметить наличие проблем в действующей системе маркировки и прослеживаемости товаров. В рамках взаимодействия служб была введена система маркировки и прослеживаемости товаров при осуществлении цепочек поставок для создания единого стандарта таможенного и налогового администрирования. Данная система предусматривает нанесение штрих-кода, который содержит закодированную систему определенных символов. Проблема заключается в том, что недобросовестные участники внешнеэкономической деятельности имеют возможность копирования штрих-кодов. Это провоцирует рост теневой экономики, что в негативном ключе сказывается и на объемах сумм таможенных платежей. В этой связи таможенные и налоговые органы имеют возможность направить совместные усилия для борьбы с данным явлением и, соответственно, повысить качество администрирования сумм таможенных платежей и налогов.
Таким образом, исследование показало, что в настоящее время взаимодействие таможенных и налоговых органов при администрировании таможенных платежей осуществляется весьма результативно, при этом необходимо учитывать некоторые проблемы в этой сфере, поскольку это может привести к негативным последствиям в виде снижения доначисленных и взысканных сумм платежей.
Перспективы развития механизма взаимодействия таможенных и налоговых органов по администрированию таможенных платежей
Проведенное исследование позволило выделить следующие направления развития механизма взаимодействия таможенных и налоговых органов по администрированию таможенных платежей.
В условиях нарастающих шоков и стремительной цифровизации существует настоятельная необходимость в разработке концепции развития механизмов взаимодействия таможенных, налоговых органов и участников внешнеэкономической деятельности для повышения эффективности администрирования в целях выполнения фискальных функций, эффективного противодействия схемам незаконного уклонения от уплаты таможенных платежей и создания благоприятных условий для бизнеса (в ближайшей перспективе разработка дорожной карты, содержащей конкретные цели и задачи, ключевые направления межведомственной деятельности).
Также перспективными направлениями взаимодействия таможенных и налоговых органов для осуществления эффективного администрирования таможенных платежей являются:
¾ развитие механизма совместных проверочных мероприятий между таможенными и налоговыми органами в виде осуществления проверок законности внешнеторговых сделок, осуществляемых участниками внешнеэкономической деятельности, оснований для перемещения товаров на территории ЕАЭС и т.д.;
¾ совершенствование методологического обеспечения совместной деятельности ФТС и ФНС России в виде проведения семинаров, рабочих групп, консультаций и иных мероприятий для повышения квалификации сотрудников, изучения новелл в области таможенного и налогового контроля в зарубежных странах в целях дальнейшего применения зарубежных новшеств на территории Российской Федерации; согласование, утверждение и контроль за исполнением плана скоординированной работы;
¾ осуществление совместной аналитической деятельности в области перемещения товаров через таможенную границу;
¾ совместная разработка документации, касающейся вопросов организации проведения проверочных мероприятий в отношении участников внешнеэкономической деятельности, налогоплательщиков.
Коме того, для целей эффективного администрирования таможенных платежей и выявления условий возникновения рисков в данной сфере является необходимым обновление, дополнение и анализ информации, содержащейся в базах данных ФТС и ФНС России в рамках межведомственного взаимодействия. Важность информационного обмена на каждом уровне таможенного контроля за уплатой таможенных платежей обуславливает необходимость организации доступа должностных лиц структурных подразделений таможенных органов к информации, хранящейся в базах данных Федеральной налоговой службы России, непосредственно с рабочего места должностного лица в режиме реального времени. Реализация данной меры может способствовать совершенствованию процессов прогнозирования правонарушений в области налогового и таможенного законодательства, в частности неуплаты или неполной уплаты таможенных, налоговых и иных платежей, а также разработке эффективных мер их пресечения.
Помимо этого, возможной рекомендацией совершенствования механизма взаимодействия таможенных и налоговых органов в части администрирования таможенных платежей является создание общего аналитического центра баз данных ФТС и ФНС России, что позволит обеспечить формирование расширенного досье участников внешнеэкономической деятельности, а также осуществить разработку согласованных профилей риска таможенных и налоговых органов. Данные рекомендации призваны обеспечить повышение эффективности выбора объектов таможенного контроля за уплатой таможенных платежей, а также реализацию качественной аналитической работы таможенной службы России. Перспективой развития аналитического центра является его использование в качестве платформы для разработки и внедрения в деятельность ФТС России элементов искусственного интеллекта, который будет способен осуществлять самостоятельное обучение, адаптацию к условиям проведения таможенного контроля за исчислением и уплатой таможенных платежей, а также реализацию и автоматизацию задач, выполняемых должностными лицами вручную.
Развитие межведомственного взаимодействия также необходимо для совершенствования действующей системы прослеживаемости и маркировки товаров в Российской Федерации, которая используется таможенными и налоговыми органами в целях выявления незаконного оборота товаров на территории Российской Федерации и повышения собираемости таможенных и иных платежей. Создание интегрированного информационного ресурса, который включал бы ключевую информацию таможенных и налоговых органов об участниках внешнеэкономической деятельности, в том числе оценку их добросовестности, согласно критериям таможенных и налоговых рисков, позволило бы минимизировать махинации участников внешнеэкономической деятельности для обхода системы маркировки и прослеживаемости товаров.
Заключение
Вышеизложенное позволяет заключить о высокой результативности механизма взаимодействия таможенных и налоговых органов, обеспечивающих реализацию фискальной функции и решение ключевых задач контрольно-надзорной деятельности. Межведомственное взаимодействие ФТС и ФНС России обладает значительным потенциалом в повышении качества администрирования (как с позиции экономической безопасности, с одной стороны, так и с позиции снижения административного давления на бизнес, с другой стороны). Углубление межведомственного взаимодействия позволит обеспечить собираемость таможенных платежей от участников внешнеэкономической деятельности в условиях непрекращающихся шоков: позволит повысить эффективность контроля (оптимизация налогового контроля для добросовестных участников внешнеэкономической деятельности); снижение административной нагрузки – снижение издержек добросовестных участников внешнеэкономической деятельности за счет цифровых процессов, создания удобных сервисов и т.д.
Таким образом, в условиях цифровизации и современных вызовов требуется переход на новых уровень развития механизма взаимодействия таможенных и налоговых органов: интеграция информационных ресурсов в единую платформу (с дальнейшим расширением взаимодействия государственных органов), позволяющая синхронизировать, актуализировать и повысить качество обмена информации, оптимизировать расходы на содержание; стремление к созданию единого механизма администрирования. В настоящее время существует настоятельная необходимость в выработке новых единообразных подходов к развитию механизмов межведомственного взаимодействия с целью повышения эффективного администрирования: развитие автообмена информацией, автоматического контроля и управления рисками (объединить усилия по управлению рисками, развитию инструментов риск-анализа; прогнозированию высокорискованных операций и др.); расширение сервисов для участников внешнеэкономической деятельности; создание комфортных условий для уплаты таможенных платежей (повышение качества предоставления услуг); развитие досудебных способов урегулирования споров и др.
Источники:
2. Указ Президента РФ от 15.01.2016 № 12 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации" (ред. от 15.05.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации, 18.01.2016, № 3, ст. 473
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2013 № 809 «О Федеральной таможенной службе» (ред. от 04.02.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации, 23.09.2013, № 38, ст. 4823
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе» (ред. от 28.01.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации, 04.10.2004, № 40, ст. 3961
5. Соглашение о сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы от 21 января 2010 г. № 01-69/1/ММ-27-2/1 (ред. от 05.09.2016) // СПС Консультант-Плюс
6. Приказ ФТС России от 14.06.2012 № 1161 «Об утверждении Порядка взаимодействия должностных лиц структурных подразделений таможенных органов при обнаружении фактов неуплаты (неполной уплаты) таможенных пошлин, налогов, пеней, процентов и их взыскании» // Таможенные ведомости, № 9, 2012
7. Письмо ФТС России № 01-11/33109, ФНС России № ММВ-20-2/58@ от 04.06.2018 «О применении Регламента организации проведения скоординированных контрольных мероприятий и мероприятий таможенного и налогового контроля по информации сторон» // СПС Консультант-Плюс
8. Бочарова Ю. В. Проблемы и перспективы взаимодействия таможенных и налоговых органов Российской Федерации // Таможенное дело и внешнеэкономическая деятельность компаний. – 2017. – № 1(2). – c. 208-224.
9. Бормотова Е.Г., Липатова Н.Г. Межведомственное информационное взаимодействие для обеспечения выполнения контрольных функций таможенными органами. / монография. - М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2014. – 218 c.
10. Коварда В. В., Лаптев Р. А., Тимофеева О. Г. Перспективы повышения уровня экономической безопасности в контексте цифровизации экономических процессов посредством развития системы прослеживаемости в ЕАЭС // Вестник Евразийской науки. – 2020. – № 5. – c. 1-18.
11. Костин А. А. Перспективы взаимодействия налоговой и таможенной служб в целях формирования единой системы контроля // Таможенные чтения – 2019. Наука и образование в условиях становления инновационной экономики. 2019. – c. 133-139.
12. Кудашкина А. В., Петрушина О. М. Взаимодействие таможенных и налоговых органов при администрировании таможенных платежей и внутренних налогов // Современное научное знание: приоритеты и тенденции. 2018. – c. 216-222.
13. Жеребен Е.В., Липатова Н.Г. Применение цифровых технологий во взаимодействии таможенных и налоговых органов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров // Журнал правовых и экономических исследований. – 2019. – № 4. – c. 158-167.
14. Липатова Н.Г., Жеребен Е.В. Взаимодействие таможенных и налоговых органов при таможенном контроле после выпуска товаров: методология исследования // Вестник Российской таможенной академии. – 2019. – № 2. – c. 80-89.
15. Немирова Г.И., Валиев Ф.Н., Воротынцева Т.М., Зыков А.А., Лысенко Е.А., Магомедов И.Р., Новиков С.В. Актуальные вопросы деятельности таможенных органов в условиях цифровой экономики. - М.:, 2020. – 107-131 c.
16. Олькова В.Г., Белоусова Т.И. Совершенствование взаимодействия ФТС России и ФНС России при создании единого механизма администрирования налоговых и таможенных платежей // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 2-2. – c. 82-85.
17. Рыльская М.А., Шохин С.О., Боброва О.Г., Кожанков А.Ю., Еремеева Н.В. Администрирование таможенных платежей: международные стандарты взаимодействия налоговых и таможенных органов // Финансы: теория и практика. – 2019. – № 23(1). – c. 106-121. – doi: 10.26794/2587-5671-2019-23-1-106-121.
18. Семенов К.О. Развитие финансово-правовых основ взаимодействия налоговых и таможенных органов в российской федерации // Ленинградский юридический журнал. – 2019. – № 4 (58). – c. 137-144.
19. Официальный сайт Федеральной таможенной службы России. [Электронный ресурс]. URL: http://customs.ru (дата обращения: 25.08.2021).
20. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://ach.gov.ru (дата обращения: 25.03.2021).
21. Ежегодный сборник «Таможенная служба в Российской Федерации» за 2016-2020 гг. Официальный сайт Федеральной таможенной службы России. [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (дата обращения: 25.12.2021).
22. Информационно-аналитическая система. Официальный сайт Казначейства России. [Электронный ресурс]. URL: http://datamarts.roskazna.ru/razdely/dohody/dohody-po-administratoram/?paramPeriod=2020 (дата обращения: 25.12.2021).
23. IT-решения ФТС России для взаимодействия с участниками ВЭД. [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/expert_opinion/84242/ (дата обращения: 25.12.2021).
24. Таможня цифровая – итоги деятельности ФТС России за 9 месяцев 2020 года // Интернет-портал «Российской газеты». [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2020/10/23/chto-izmenilo-sozdanie-elektronnyh-fabrik-deklarirovaniia-v-sostave-fts.html (дата обращения: 25.03.2021).
25. Официальный сайт ФТС России. [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/activity/results/rezul-taty-vzaimodejstviya-tamozhennyx-i-nalogovyx-organov/2020-god (дата обращения: 15.01.2022).
26. Официальный сайт ФНС России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn50/news/activities_fts/10766848/ (дата обращения: 09.04.2022).
27. ФТС и ФНС укрепляют взаимодействие // Интернет-портал компания «Альта-Софт». [Электронный ресурс]. URL: https://www.alta.ru/external_news/85665 (дата обращения: 09.04.2022).
28. Налоговые и таможенные органы Центрального федерального округа подвели итоги совместной работы. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn50/news/activities_fts/10766848/ (дата обращения: 09.04.2022).
Страница обновлена: 07.08.2024 в 14:36:23