Разработка проектов стратегического партнерства государства и бизнеса в здравоохранении
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 22 (244), Ноябрь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассмотрены методические вопросы обоснования и разработки проектов, реализуемых в сфере медицинских услуг при взаимном участии государственного и частного партнеров, обоснована целесообразность создания координационной площадки для повышения оперативности и качества принимаемых к разработке проектов стратегического партнерства в здравоохранении.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, проект, стратегическое партнерство, стадии реализации партнерства, координационная площадка
Под проектом стратегического партнерства государства и бизнеса в здравоохранении понимается комплекс мероприятий, реализуемый органами власти в сфере управления здравоохранением и частным партнером в целях повышения доступности и качества оказания медицинской помощи населению, повышения эффективности использования государственного имущества и достижения целевых показателей в сфере здравоохранения, предполагающий распределение функций, полномочий, ресурсов, финансовой нагрузки, рисков, и ответственности на условиях соглашения принятого партнерами.
Сценарии действий
В отличие от традиционного понимания государственно-частного партнерства при стратегическом партнерстве акцент ставится не на привлечение инвестиции для «латания дыр» в сфере оказания медицинских услуг, а на достижение стратегических целей в здравоохранении. Государство в процессе управления здравоохранением должно формировать среду кооперации интересов и предотвращения конфликтов между заинтересованными участниками системы здравоохранения [1].
Целесообразно выделить следующие стадии реализации стратегического партнерства государства и бизнеса:
1) определение приоритетных стратегических направлений в совершенствовании здравоохранения на основе взаимодействия государства и бизнеса;
2) стадия формирования, аккумулирования и отбора инициатив, направленных на совершенствование здравоохранения, которые целесообразно реализовывать при взаимном участии государства и бизнеса;
3) стадия принятия решения о разработке проекта в здравоохранении, реализуемого в рамках стратегического партнерства государства и бизнеса;
4) стадия подготовки проекта в здравоохранении в рамках стратегического партнерства государства и бизнеса;
5) мониторинг реализации проекта в здравоохранении в рамках стратегического партнерства государства и бизнеса;
6) оценка результатов проекта в здравоохранении, реализуемого при взаимодействии государства и бизнеса.
Стадия определения приоритетных стратегических направлений в совершенствовании здравоохранения реализуется государством при участии общественности и признанных представителей медицины. Приоритетные стратегические направления целесообразно определять как на федеральном, так и на региональных уровнях. На федеральном уровне приоритетные направления закреплены в Концепции развития здравоохранения. Например, Концепция развития здравоохранения РФ содержит следующие приоритетные направления:
1) создание условий, возможностей и мотивации населения Российской Федерации для ведения здорового образа жизни;
2) переход на современную систему организации медицинской помощи;
3) конкретизация государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи;
4) создание эффективной модели управления финансовыми ресурсами программы государственных гарантий;
5) улучшение лекарственного обеспечения граждан в амбулаторных условиях в рамках системы обязательного медицинского страхования;
6) повышение квалификации медицинских работников и создание системы мотивации их к качественному труду;
7) развитие медицинской науки и инноваций в здравоохранении; информатизация здравоохранения.
По каждому из стратегических направлений целесообразно выбрать те, которые следует реализовывать предпочтительно на основе взаимодействия государства и бизнеса. Это может быть как направление в целом, так и отдельная его составляющая (все составляющие должны быть предварительно выделены).
Вторая стадия – формирование, аккумулирования и отбор инициатив, направленных на совершенствование здравоохранения может быть реализована по 4 сценариям (см. рис. 1). Первоочередной задачей является формирование портфеля инициатив, для чего необходимо организовать деятельность по их поиску и отбору [2].
После прохождения отбора инициативы ранжируются. В ранжировании участвуют инициативы, которые предлагаются к реализации в ближайший год. Инициативы, предлагаемые к реализации в более поздний срок участвуют в ранжировании в последующие периоды.
Рис. 1. Сценарии действий при инициировании проекта разными сторонами
Инициативы расставляются в порядке убывания интегральных значений. Первоочередными считаются те, у которых интегральное значение более высокое.
Третья стадия принятия решения о разработке проекта в здравоохранении, в рамках стратегического партнерства государства и бизнеса. Для принятия решения о разработке проекта по каждой инициативе готовится аннотация, которая включает в себя следующие позиции: цель, решаемые задачи, функции публичного и частного партнера, ожидаемые выгоды участников и заинтересованных сторон.
Весь перечень инициатив, по которым принято положительное решение оформляются в единую Программу, которая согласуется с органами власти в сфере здравоохранения. По результатам согласования в Программу могут быть внесены изменения. Принятая Программа взаимодействия государства и бизнеса на текущий год утверждается уполномоченными органами.
В связи с тем, что инициативы поступают ежегодно, а срок реализации инициатив может составлять более 20 лет, формируемая ежегодная программа учитывает как вновь поступившие инициативы, так и проекты, реализация которых начата в предыдущие периоды и продолжится в текущий год. Однако реализуемые инициативы должны ежегодно пересматриваться и по результатам промежуточной оценки при необходимости корректироваться.
Стадия подготовки проекта
Стадия подготовки проекта в здравоохранении на основе стратегического партнерства государства и бизнеса включает в себя три этапа:
Этап 1. Обоснование инициативы.
Этап 2. Подготовка проектной документации для заключения контракта.
Этап 3. Подготовка реализации проекта.
На этапе обоснования инициативы составляется предварительная смета затрат на реализацию инициативы, рассчитывается бюджетная и экономическая эффективность, конкретизируются внеэкономические выгоды. На данном этапе целесообразно определить возможные формы и модели взаимодействия государства и бизнеса, провести проверку соответствия проекта по инициативе действующей нормативно-правовой базе.
На первом этапе выявляется необходимость привлечения сторонних организаций (консалтинговых, научно-исследовательских) для участия в подготовке проекта, определяются возможные источники финансирования и их соотношение, составляется план-график подготовки проектной документации. На первом этапе формируется проектная группа. Проектная группа готовит проект и каждый участник должен предварительно пройти соответствующее обучение.
Подготовка проектной документации для заключения контракта имеет свою специфику от выбранной формы взаимодействия государства и бизнеса. Наиболее трудоемким является процесс подготовки проектной документации для проектов реализуемых в рамках государственно-частного партнерства по контрактной основе.
В соответствии с действующим законодательством отбор частного партнера осуществляется на конкурсной основе. Подготовка проектной документации осуществляется с юридической, экономической, организационной и технической стороны.
В соответствии с методическими рекомендациями центра государственно-частного партнерства Внешэкономбанка юридическая подготовка проекта включает: анализ прав на имущество и оформление правоустанавливающих документов, анализ нормативных актов, юридическую структуру отношений партнеров, подготовку проекта контракта.
Экономическая подготовка проекта включает: анализ спроса и предложения, обоснование тарифов, обоснование бюджетных субсидий, обоснование бюджетной эффективности, подготовку бизнес-плана и финансовой модели;
Техническая подготовка проекта включает определение показателей качества и эффективности проекта, выработку технических решений по ее достижению, анализ вопросов получения разрешений и согласований, оценку проектных затрат.
На наш взгляд на данном этапе весьма актуальна организационная подготовка проекта, которая включает: установление перечня участников проекта, функции каждого участника, регламенты взаимодействия участников, определение границ объекта взаимодействия государства и бизнеса, конкретизацию сроков проекта. Второй этап заканчивается проведением конкурса о заключении контракта с частным партнером.
На этапе подготовки реализации проекта осуществляется заключение соглашений с финансирующими организациями, осуществляется подготовка персонала, задействованного в реализации проекта, осуществляется необходимое материально-техническое оснащение.
Стадия мониторинга исполнения проекта в здравоохранении, реализуемого в рамках стратегического партнерства государства и бизнеса, является наиболее ответственной в ходе взаимодействия государства и бизнеса в здравоохранении. В заключаемом партнерами контракте должны быть четко определены показатели для мониторинга и определены критерии оценки деятельности частного партнера. В случае если критерии по результатам плановых проверок не соблюдены, создается согласовательная комиссия. Согласовательная комиссия включает представителей частного и публичного партнера и определяет план по устранению возникших отклонений с указанием сроков. По истечении установленного срока осуществляется повторная проверка, если критерии, установленные в договоре, по-прежнему не удалось соблюсти, контракт с частным партнером расторгается досрочно.
Заключительная стадия реализации проектов на основе стратегического партнерства государства и бизнеса в здравоохранении – оценка результатов проекта в здравоохранении, реализуемого при взаимодействии государства и бизнеса. Оценка результатов осуществляется по окончании проекта.
В ходе оценки выявляется степень достижения поставленных целей и задач, проводится расчет отклонений плановой и фактической бюджетной и экономической эффективности, определяется степень достижения планируемых внеэкономических выгод, определяются неплановые выгоды и затраты. По окончании проекта развития здравоохранения на основе взаимодействия государства и бизнеса целесообразно формировать паспорт проекта. База данных паспортов реализованных проектов в здравоохранении позволит более обоснованно осуществлять выбор инициатив и выполнять проектные работы в будущем.
Наличие паспортов проектов позволяет выявить наиболее предпочтительные и наиболее рискованные варианты партнерства, что будет иметь существенное значение при дальнейшем взаимодействии государства и бизнеса в здравоохранении
Реализация проектов на основе стратегического партнерства государства и бизнеса в здравоохранении требует сформированной инфраструктуры. Под инфраструктурой понимается совокупность организаций и субъектов, обеспечивающих условия и участвующих в реализации взаимодействия государства и бизнеса в здравоохранении.
На наш взгляд целесообразно создание координационного органа по реализации проектов на основе стратегического партнерства между государственными органами в сфер здравоохранения и частным партнером (далее – координационный орган).
Для более четкой координации предлагается создание координационной площадки. Координационная площадка – это организация (либо реальная, либо виртуальная), формирующая рынок инициатив в сфере здравоохранения путем организации и регулирования взаимодействия инициаторов, инвесторов и органов государственного управления, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам.
Функции координационной площадки:
- анализ рынка инициатив в сфере здравоохранения;
- прогноз потребностей на проекты с совместным участием государства и бизнеса в здравоохранении;
- формирование баз данных инициатив, базы данных предпочтений со стороны органов государственной власти в сфере здравоохранения и инвесторов;
- получение, хранение и обработка информации аккумулированной в ходе работы координационной площадки;
- информационное обслуживание участников координационной площадки;
- осуществление процедуры предоставления доступа к участию на координационной площадке инициаторам, инвесторам и органам государственной власти;
- консультации по вопросам взаимодействия государства и бизнеса (в том числе государственно-частного партнерства) в здравоохранении;
- оформление соглашений о намерениях и договоров между партнерами;
- контроль соблюдения участниками координационной площадки условий работы на ней;
- совершенствование работы координационной площадки с целью облегчения доступа к интеллектуальным и финансовым ресурсам в целях развития здравоохранения;
- привлечение участников с помощью продвижения на координационную площадку.
Роль координационной площадки при реализации стратегического партнерства государства и бизнеса наиболее высока на стадии аккумулирования инициатив.
Стадии отбора проектов в здравоохранении в условиях работы координационной площадки:
Стадия 1. Отбор участников координационной площадки.
Стадия 2. Предварительный отбор инициатив для возможности выставить ее на торги.
Стадия 3. Отбор инициативы органами государственной власти – результат подтверждения заинтересованности.
Стадия 4. Отбор инициативы частным партнером – результат подтверждения заинтересованности.
Стадия 5. Заключительная стадия отбора проектов в здравоохранении в условиях работы координационной площадки – отбор проекта для включения в программу развития здравоохранения на основе взаимодействия государства и бизнеса на будущий год.
Для отбора проекта требуется не изолировано оценить проект, а в комплексе, в целом каждую возможную комбинацию проектов, отобранных для включения в программу.
В ходе процедур отбора инициатив и проектов агент имеет право формировать и привлекать различные экспертные и консультационные советы.
Выводы
В целях регламентации процесса взаимодействия государства и бизнеса, на наш взгляд, целесообразно выделить стадии и этапы разработки проектов стратегического партнерства в здравоохранении, которая позволит на основании определения приоритетных направлений осуществить формирование базы данных по инициативам в сфере стратегического партнерства в здравоохранении, их отбор, разработку и реализацию проектов, мониторинг и контроль за их реализацией.
Выгодами от отбора проектов, предполагающих участие государства и бизнеса в условиях функционирования координационной площадки, являются экономия времени и средств на подбор партнера.
Координационная площадка должна быть сформирована на основе отлаженности процедур работы на ней как для инициаторов, так и для органов государственной власти в сфере здравоохранения и для инвесторов.
Источники:
2. Живиця А.Э. Формирование инновационной инфраструктуры региона: автореферат… канд. экон. наук / Вологодский государственный технический университет. – Вологда, 2010.
3. Таппасханова Е.О., Мустафаева З.А. Государственно-частное партнерство в здравоохранении // Российское предпринимательство. – 2012. – № 13 (211). – c. 112-118. – http://www.creativeconomy.ru/articles/24400/
Страница обновлена: 26.09.2024 в 19:36:31