О некоторых путях оптимизации процесса получения исходно-разрешительной документации в строительстве

Захаров П.Н., Корнилов П.П.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 18 (240), Сентябрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье представлены подходы по внедрению информационных технологий для оптимизации процессов в области строительства. Определены этапы и инструменты их реализации, включающие разработку новых способов повышения инвестиционной привлекательности отрасли, а также механизмы, способствующие внедрению инноваций в строительство.

Ключевые слова: стратегическое управление, региональная экономика, информационные технологии в строительстве, инновации и инвестиции



Одним из наиболее действенных факторов поступательного развития жилищного строительства является снижение административных преград и сокращения сроков получения исходно-разрешительной документации. При этом указанные факторы негативным образом отражаются на инвестиционной стороне градостроительной деятельности. Так, за счет значительных сроков получения исходно-разрешительной документации, недостаточной производительности труда специалистов, многочисленного объема ошибок, порой даже информационной неразберихи, а также высокого коррупционного потенциала инвесторы стремятся минимизировать вложения в жилищное строительство, что зачастую приводит к стагнации при применении инновационных подходов и материалов в области строительства.

Указанные обстоятельства обуславливают необходимость разработки работоспособных механизмов, направленных на обеспечение стабильного развития жилищного строительства и достижения социально-экономических целей регионов.

Внедрение органами местного самоуправление информатизации процессов в области строительства, а именно обработки исходно-разрешительной документации и выдачи разрешения на строительство позволяет:

− решать задачи в области управления инвестиционными процессами в жилищном строительстве;

− снизить негативное влияние сдерживающих факторов;

− сократить административные барьеры и создать условия для повышения эффективности работы органов власти [2].

Административные барьеры, сдерживающие строительство и повышающие его стоимость

Для повышения производительности, доступности, эффективности, интеграции и нового содержания качества градостроительной деятельности необходимо на законодательном уровне создавать новые технические регламенты, направленные на активизацию процессов внедрения информационных технологий и систем. Создание таких информационных систем в значительной мере способно повысить эффективность, качество и скорость обработки при выполнении всего комплекса работ по градостроительному обеспечению.

В настоящее время оказание услуг и консультационной поддержки в области градостроительной деятельности крайне непроизводительны, некачественны, неэффективны. С учетом изложенного отмечается низкая информационная, технологическая, организационная культура различных государственных структур, особенно в сфере градостроительной деятельности.

В свою очередь в соответствии со ст. 85 Земельного кодекса РФ реконструкция существующих, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами [5].

Так, например, в соответствии со ст. 51 ГК РФ разрешение на строительство на земельном участке выдается органом местного самоуправления [3]. Для получения разрешения на строительство необходимо предоставить, в нашем случае в Управление архитектуры, строительства и земельных ресурсов Администрации г. Владимира заявление установленного образца, к которому прикладываются определенные Гражданским кодексом РФ документы:

− правоустанавливающие документы на земельный участок;

− градостроительный план земельного участка;

− материалы, содержащиеся в проектной документации;

− сведения об инженерном оборудовании,

− сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; проект организации строительства объекта капитального строительства [3].

В результате, например, получение согласований и разрешения на строительство многоквартирного жилого дома и подключение его к коммуникациям, в среднем по России требует до 1,5 лет согласований по различным инстанциям и обходится застройщику-инвестору в значительную сумму, порой превышающую стоимость земельного участка, планируемого под возведение многоквартирного жилого дома [6−7].

По мнению автора, одним из действенных методов сокращения сроков согласований, снижения административных барьеров и коррупционного фактора является создание общероссийской унифицированной информационной системы сопровождения градостроительной деятельности, через которую будет осуществляться получение и обработка исходно-разрешительной документации, осуществление необходимых согласований, а также выдача правоустанавливающих документов, разрешающих строительство.

Задачи, которые необходимо решить

В свою очередь достижение главной цели обеспечивается системой следующих задач, которые необходимо решить на уровне экономик регионов.

1. Разработка и утверждение нормативно-правовых актов на региональном и муниципальном уровнях в области внедрения и функционирования информационной системы сопровождения градостроительной деятельности посредством сети Интернет.

2. Проведение мероприятий по созданию и внедрению системы электронного документа оборота и цифровой подписи в муниципалитетах и подразделениях органов власти.

3. Организация на базе сайтов областных администраций единого портала по оказанию услуг, в том числе в области строительства (прием и согласование исходно-разрешительной документации от физических и юридических лиц, выдача правоустанавливающих документов, разрешающих строительство, реконструкцию, перепланировку и т.д., оказание консультационной и правовой поддержки).

4. Разработка общероссийской унифицированной информационной системы сопровождения градостроительной деятельности (должна включать в себя планы/данные по развитию территорий, их застройке, земельных участках, картографических съемках, объектах капитального строительства, инженерной инфраструктуры, сервитутах и другие данные, необходимые для осуществления градостроительной деятельности. Эта информация должна быть представлена в текстовой и табличной форме, а также в виде иных данных: карты, схемы, чертежи, геометрические, виртуальные, анимационные и иные динамические информационные модели.

5. Интеграция региональной информационной системы сопровождения градостроительной деятельности в общероссийскую систему по обеспечению государственных услуг.

6. Внедрение модулей информационной системы сопровождения градостроительной деятельности в региональные и муниципальные органы власти, а также в другие уполномоченные структуры, осуществляющие согласование исходно-разрешительной документации и выдачу разрешений в целях обеспечения электронного документа оборота.

7. Создание реестра готовых для освоения площадок и типовых проектов их освоения для привлечения инвесторов-застройщиков. Размещение данного реестра на портале администраций областей с последующей интеграцией в общероссийский портал госуслуг.

8. Внедрение принципа «одного окна» для подачи документов через интернет на согласование исходно-разрешительной документации, подключения к коммуникациям, выдачи правоустанавливающих документов, разрешающих строительство (реконструкцию, перепланировку и т.д.).

9. Организация оперативного контроля и корректировки предложенной стратегии.

Подготовив пакет документов, регламентируемых законодательством, инвестор единожды осуществляет их подачу в соответствующий орган власти посредством открытой телекоммуникационной сети (интернет). В дальнейшем все необходимые согласования по исходно-разрешительной документации осуществляются соответствующими структурами органов власти посредством электронного документооборота с минимальным возможным задействованием заказчика услуги. При этом также снижается уровень коррупционной составляющей в данной сфере в виду минимизации контактов заказчика услуги с представителями различных государственных структур.

В последующем в связи с дальнейшим внедрением и развитием информационных технологий, возможно внедрение механизмов, когда заказчику услуги конечный продукт (например, выдача разрешения на строительство) пересылается на указанный им почтовый или электронный адрес, либо в личный кабинет на федеральном портале госуслуг. В данном случае заказчику услуги остается лишь распечатать на цветном устройстве, заверенное цифровой подписью и печатью запрашиваемое им разрешение (на строительство, реконструкцию, перепланировку, подключение и т.д.).

Вывод

Создание и внедрение общероссийской унифицированной информационной системы сопровождения градостроительной деятельности не только актуально, но и с многих позиций (социально-экономической, инвестиционной, и инновационной) крайне необходимо. Внедрение данной стратегии позволить повысить эффективность работы различных государственных структур в направлении дистанционного оказания юридическим и физическим лицам соответствующих услуг, необходимых для землеустройства, осуществления градостроительной, инвестиционной и хозяйственной деятельности, что окажет положительный мультипликативный эффект на развитие всей экономики региона.

С учетом интеграции данной системы в общероссийскую за счет прозрачности и четкой регламентации всех этапов появится возможность создать новый механизм по привлечению дополнительных инвестиции, в том числе и иностранных, в строительную отрасль России. Это окажет положительный эффект на конечных потребительских качествах и приведет к снижению стоимости за счет дополнительной конкуренции между застройщиками.


Источники:

1. Масакова И.Д., Строительство в России. 2011: Стат. сб./ Росстат. – M., 2011. – 220 с.
2. Распоряжение Правительства РФ от 20.10.2010 № 1815-р «О Государственной программе «Информационное общество (2011–2020 годы)».
3. Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ.
4. Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ
5. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ.
6. Лапыгин Ю.Н. Основы стратегического управления / 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КноРус, 2004. – 240 с.
7. Территориальный орган Росстата по Владимирской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vladimirstat.ru.

Страница обновлена: 22.09.2024 в 07:01:56