Роль инновационной инфраструктуры в обеспечении формирования цифровой экономики России
Доброва Е.Д.1
1 Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 14 | Цитирований: 14
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 2 (Апрель-июнь 2021)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=46251187
Цитирований: 14 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Предмет / тема. Статья посвящена изучению роли инновационной инфраструктуры в обеспечении формирования цифровой экономики России.
Методология. Для изучения понятия инновационной инфраструктуры и ее влияния на становление цифровой экономики применялись методы анализа и обобщения, при проведении статистических исследований развития цифровых форм ведения сельского хозяйства применялись методы индукции и дедукции. Эмпирические методы (аналитическая обработка данных, сравнение) использовались для получения практического знания в процессе оценки результатов функционирования инновационной инфраструктуры. Обоснованность и достоверность результатов научного исследования обеспечивается корректностью и строгостью построения логики и схемы исследования.
В качестве методологической и фундаментальной основы исследования были использованы научные и практические исследования российских и зарубежных ученых в сфере инновационного развития, инфраструктурных проектов и государственного управления цифровыми реформами. Исходные цифровые данные для анализа взяты из открытых источников тематических обзоров консалтинговых агентств VC.RU, Центр исследований Сколково, Digital IQ, PWC, статистических сборников НИУ ВШЭ.
Результаты. В рамках научного исследования были установлены основные отличия в понятийном аппарате РФ и зарубежной практики в отношении термина «инновационная инфраструктура», проведен анализ основных показателей развития инновационной инфраструктуры в РФ за 2014 – 2020 гг., состав ее участников, а также определены перспективные формы развития инновационной инфраструктуры в РФ с учетом актуальных запретов в сфере научно-технического сотрудничества с ЕС и США.
Выводы / значимость. В рамках научного исследования было установлено, что инновационная цифровая инфраструктура имеет прямое влияние на формирование цифровой экономики, выступая платформой для генерации инновационных решений и пространством для тестирования новых цифровых сервисов организации социально-экономических процессов взаимодействия и регуляции отношений индивидов, государственных и рыночных институтов.
Применение. Полученные в процессе научного исследования результаты роли инновационной инфраструктуры в обеспечении формирования цифровой экономики России могут быть использованы государственными и рыночными институтами для совершенствования процессов управления социально-экономическими процессами в цифровой экономики и диджитализации коммуникаций бизнеса с рыночным окружением и его функциональными стейкхолдерами.
Ключевые слова: цифровая экономика, устойчивое развитие, инновации, инфраструктура, технопарки, технополисы, венчурные фонды, государственные программы, диджитализация
JEL-классификация: O31, O32, O33
Введение
Формирование эффективной модели цифровой экономики невозможно без обеспечения качественного бэкграунда в виде компетентных специалистов, инновационно активных бизнесов, достаточности финансирования и специальных институтов умного роста, общая цель которых – поиск лучших практик организации социально-экономических процессов взаимодействия граждан, бизнеса и государственной власти в цифровом (виртуальном) формате [1, 2] (Ovcharenko, 2021; Sokolov, Tomilina, 2016).
В рамках научной статьи акцент будет сделан на одном из базисов проведения строительства цифровой экономики в России – инновационной инфраструктуре, включающей в себя как государственные объекты (технопарки, технополисы, венчурные фонды, финансовые институты инновационного развития), так и частные практики (программы и стратегии цифровизации бизнеса, а также кросс-секторальные проекты сотрудничества) бизнесов.
Целью статьи является изучение важности инновационной инфраструктуры в обеспечении формирования цифровой экономики России и количественная оценка ее вклада. Отдельно автором рассмотрены перспективы развития инновационной инфраструктуры РФ с учетом эскалации политических и экономических вызовов и угроз на западноевропейском и азиатском векторах международного диалога стран.
Обзор литературы и исследований
Раскрытие понятийного аппарата и функционального наполнения термина «инновационная инфраструктура» неразрывно связано с первопричиной его возникновения – термином «инновация». В настоящее время в научной литературе, законодательных актах и деловой среде нет унифицированного определения обоих терминов, что обусловлено рядом причин:
Во-первых, разным уровнем экономического и социального развития стран (определение термина «инновация» в группе высокоразвитых стран (США, Великобритания, Япония) и стран с переходной экономикой (Россия, Беларусь) имеет свои национальные акценты в части долгосрочных экономических эффектов, ожидаемых от внедрения новых производственных, технологических или организационных конструктов).
Во-вторых, различием целей рыночных (бизнес) и государственных (власть) институтов (представление об инновациях у бизнеса и государственной власти преимущественно различно ввиду различия в стратегиях развития).
В-третьих, различиями в состоянии деловой активности бизнеса и качественного состояния и развития рыночного института (чем выше деловая активность бизнеса и более развит и организационно и законодательно стабилен институт рынка, тем выше интерес к инновациям) [3, 5–8] (Litvinova, Izotova, 2020; Novikov, 2017; Sokolov, Tomilina, 2016; Stupina, Berg, Korpacheva Fedorova, 2020; Bukharova, Danilov, Kashinova et al., 2020).
Этимологически понятие «инфраструктура» означает основание или фундамент, т.е. применительно к теме исследования можно сказать, что это платформа для надстройки более высокоорганизованных объектов и структур. В отечественной литературе экономистами-теоретиками (А.В. Ахмадеевым, В. Баранчеевым, Н. Кузьминых, А. Трифиловой, И. Гурковым, Е.Чередниковой) [9–14] (Akhmadeev, 2014; Barancheev, 2005; Kuzminyh, 2011; Trifilova, 2006; Gurkov, 2005; Cherednikova, Bovin, 2006) выделяются три основных подхода к определению термина «инновационная инфраструктура»: структурно-функциональный (акцент на функционале объекта исследования), системный (акцент на взаимосвязи процессов внутри объекта исследования) и комплексный (акцент на влиянии объекта исследования на социально-экономическую систему). В иностранной литературе ведущие ученые и исследователи-практики в сфере инноваций (P.A. Eriksson, L. Fernvall, K. Izsak, E. Griniece, J.J. Mohr, S. Sengupta, S. Slater [1]) применяют не подходы, а теории, что объясняется инициативой инновационного развития со стороны рыночных институтов: теория диффузии инноваций, теория регионального развития и концепция полюсов роста [2]. Опираясь на проведенный обзор отечественной и зарубежной научной литературы, рассмотрим основные точки зрения по вопросу определения термина «инновационная инфраструктура» (табл. 1).
Таблица 1
Определение термина «инновационная инфраструктура» в отечественной и зарубежной научной литературе
Автор (-ы) /
источник
|
Содержание
определения
|
I. Отечественная
литература
|
|
1. Т.В. Еферина (структурно-функциональный
подход) [15, с. 199] (Eferina, 2017, р. 199)
|
Совокупность организационных структур
на уровне бизнеса или специализированных институтов, созданных в рамках
рыночного пространства или государственными институтами управления для
реализации стратегических задач проактивного развития национальной экономики
страны
|
2. Д.С. Соколов (системный подход) [2, с. 176]
(Sokolov, Tomilina, 2016, р. 176)
|
Система взаимосвязанных организаций и
технико-экономических процессов, обеспечивающих поиск, создание,
тестирование, коммерциализацию и производство инновационных продуктов и
сервисов
|
3. А.Г. Новиков (комплексный подход)
[5, с. 31] (Novikov, 2017, р. 31) |
Интегрированный в мировое
социально-экономическое и технологическое пространство институциональный
конструкт, обеспечивающий как инновационное развитие национальной экономики,
так и участие страны в международном диалоге в сфере научно-технического
прогресса
|
4. Федеральный закон «О науке и
государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 г. (ст. 2, ч. 11)
|
Совокупность организаций,
способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление
управленческих, материально-технических, финансовых, информационных,
кадровых, консультационных и организационных услуг [3]
|
II. Иностранная
литература
|
|
1. Е. Твирдый, М. Жанне (теория
диффузии инноваций) [16, с. 542] (Novikov, 2017, р. 542)
|
Упорядоченный и регулируемый
специальным институтом рыночной саморегуляции или государственного управления
комплекс технической, интеллектуальной, финансовой и консультативно-правовой
поддержки генерации новых решений и продуктов, способствующих росту
конкурентной позиции бизнеса, развитию отрасли или рыночного пространства в
целом, благосостояния социума и национальной экономики в целом
|
2. М. Эдель (теория регионального
развития)
[17, с. 294] (Edel, 2020, р. 294) |
Механизм поддержки практической
реализации концептуального содержания инновационной идеи с помощью
инструментов информационного, финансового и технического характеров на всех
стадиях жизненного цикла инновации
|
3. П. Манселл, С. Филбин, Т. Бройд (концепция
полюсов роста) [18] (Mansell, Philbin, Broyd, 2020)
|
Организационно-финансовая надстройка
институтов рынка и государственного управления, обеспечивающая условия для
поиска и тестирования новых решений и продуктов, которые способны обеспечить
их проактивное развитие в условиях нарастания конкурентного напряжения как в
границах национальной экономики, так и в масштабах мирового экономического
диалога стран
|
Как следует из данных таблицы, в отечественной практике инновационная инфраструктура рассматривается преимущественно как строго упорядоченная совокупность материально-вещественных объектов, цель которых – поощрение генерации и коммерциализации инноваций. В зарубежной практике понятие имеет более мягкие границы, но это не только не усложняет его определение, но и дает право сделать вывод о куда более масштабном вовлечении участников как рыночного пространства, так и широкой общественности в процессы генерации инновационных решений и продуктов [4, 5, 16] (Melnikova, 2020; Novikov, 2017; Twrdy, Zanne, 2020).
Данный тезис подтверждается при проведении сравнительного анализа классифицирующих признаков в России и за рубежом: так, в РФ в основу классифицирующих признаков положены целевая сфера применения инноваций, уровень инновационной поддержки (зависит от принадлежности отрасли), регламентированные национальным законодательством инструменты инновационной поддержки (все инструменты инновационной поддержки закреплены в рамках конкретных государственных программ) [8, с. 177] (Bukharova, Danilov, Kashinova et al., 2020).
В зарубежной практике классификация инновационной инфраструктуры имеет принципиально иную модель: в качестве классифицирующих критериев положены критерии жесткости инфраструктуры, целевая аудитория пользователей, предлагаемые сервисы (табл. 2).
Таблица 2
Сравнительная характеристика отечественной и зарубежной классификации инновационной инфраструктуры [4] [5] [6]
РФ
|
Зарубежная
практика
|
1. Целевая сфера применения
инноваций – кто выступает конечным пользователем инновационного продукта
или сервиса:
– военно-промышленного назначения; – двойного назначения; – гражданского назначения |
1. Степень жесткости инновационной
инфраструктуры – разделение всех агентов национальной инновационной
системы на две группы:
– жесткие структуры (национальные и региональные государственные программы инновационного развития, объекты физической инфраструктуры, группа поддерживающих сервисов, институциональные финансовые агенты); – мягкие структуры (частные инвесторы, краудфандинговые платформы, коворкинги) |
2. Уровень инновационной поддержки –
какое место занимает инновация в иерархии национальных приоритетов:
– федеральный уровень (инновационная поддержка производится в рамках государственных инновационных программ с преимущественно государственным финансированием); – региональный уровень (инновационная поддержка осуществляется на уровне правительства региона с финансированием из регионального бюджета); – местный уровень (местные инновационные инициативы администрации муниципальной единицы с финансированием из местного бюджета и частных инвестиций) |
2. Целевая аудитория пользователей
(функциональных стейкхолдеров) инновационного продукта (сервиса) – чьи
интересы попадают в орбиту влияния инновации:
– инфраструктура для проектных команд и малых инновационных предприятий (объединяет в себя простейшие формы инновационной поддержки: центры трансферта технологий, центры технического творчества, коворкинг-площадки, технохабы); – инфраструктура для инновационных бизнесов формата early-stage бизнесов, или компаний на ранней жизненного цикла инноваций (акселератор, бизнес-инкубатор, лаборатории); – инфраструктура для устойчиво функционирующих высокотехнологичных бизнесов (технопарки, технополисы, инжиниринговые центры) [17, 18] (Edel, 2020; Mansell, Philbin, Broyd, 2020) |
3. Регламентированные национальным
законодательством инструменты инновационной поддержки:
– бюджетные и внебюджетные инновационные фонды (доступны только для участников государственных программ инновационного развития); – банковское финансирование (например, проектное финансирование) доступно, как правило, крупным корпоративным бизнесам); – венчурное финансирование (институциональные фонды и частные бизнес-ангелы) доступно практически всем заявителям; – небанковские инструменты (форфейтинг, франчайзинг, лизинг, IPO) применяются к уже успешно запущенным инновационным проектам |
3. Предлагаемые финансовые и
материально-технические сервисы – обеспечение процессов реализации
инновационного проекта:
– сервисы в области промышленной инфраструктуры (офисные и производственные площади); – сервисы подготовки кадров (вузы, специальные центры технологической подготовки кадров, нетворкинг-платформы) |
– сервисы маркетинговой и коммерческой
поддержки (маркетинговые агентства, национальные центры управления
интеллектуальной собственностью; услуги патентных поверенных и торговых
представителей);
– бизнес-сервисы (консалтинг, бухгалтерское, юридическое и налоговое сопровождение и администрирование, менторство, доверительное управление и т.п.); – узкоспециализированные технические сервисы (девелопмент, инжиниринг, QA-тестирование, сертификация и лицензирование) [19, 20] (Morozova, Maltseva, 2020; Byankin, Burdakova, 2020) |
Как следует из сравнительной характеристики классифицирующих критериев, в РФ акцент делается на уровне и масштабе реализации инновационного проекта: чем выше статус инициатора, тем больше инструментов инновационной инфраструктуры ему доступнее, что сразу означает наличие внутренних рисков монополизации рынка инноваций среди крупнейших высокотехнологичных бизнесов и традиционных мегабизнесов, имеющих стратегическое значение для национальной экономки (нефтегазовый бизнес, энергетика, ж/д сообщение, военно-промышленный комплекс) или обладающие рычагами влияния на государственные институты управления [21, с. 54–55] (Bocharova, Ishchenko, 2019, р. 54–55). В ЕС, напротив, акцент делается на интересах заявителей и орбите их влияния на общество и экономику, и уже отталкиваясь от этих параметров, формируется стратегия инфраструктурной поддержки инноваций [21, с. 61] (Bocharova, Ishchenko, 2019, р. 61).
Результаты
Изучение формирования инновационной инфраструктуры в Российской Федерации необходимо начать с анализа мотивирующих предпосылок и целевых установок, которые следует проводить в сопоставлении с практикой мировых лидеров (автором взяты для сравнения США и ЕС) (табл. 3).
Таблица 3
Мотивирующие предпосылки и целевые установки формирования инновационной инфраструктуры в РФ, США и ЕС
Наименование
показателя
|
РФ
|
США
|
ЕС
| |||
1. Источник мотивации
|
Административные решения Президента
РФ, ключевых персоналий Правительства, руководителей отраслевых министерств (например,
национальная программа
«Цифровая экономика» [7],
федеральный проект «Цифровое государственное управление» [8])
|
Создание неценовых долгосрочных
конкурентных барьеров и обеспечение технологического превосходства ТНК над
соперниками из ЕС, РФ и стран Азии (Китай)
|
Запрос членов союза на формирование
собственной автономной технологической платформы + трансграничные стратегии
устойчивого развития социально-экономической системы
| |||
2. Механизм формирования
инновационной инфраструктуры
|
Административные рычаги + бюджетное
финансирование создания жестких инновационных
институтов (технопарки, технополисы, промышленные кластеры и холдинги)
|
Рыночная кооперация бизнесов или их
структурных единиц в гибридные кооперативные формы как временного, так и
постоянного характера действия. Превалирование частного капитала в форме
прямых инвестиций, краудфандинг, IPO
|
Гибридный механизм управления
формированием инновационной инфраструктуры, включающий как административные
наднациональные программы, так и региональные инициативы + смешанное финансирование
за счет бюджета ЕС, региональных фондов и частных инвестиций
| |||
3. Политические и экономические
аспекты мотивации
|
Усиление позиции государственных
институтов в международной технологической конкуренции и повышение
инновационной активности национальной экономики
|
Усиление рыночных позиций
бизнесов-инициаторов развития инновационной инфраструктуры, повышение
инвестиционной привлекательности бизнесов и отрасли в целом, привлечение
интеллектуального капитала
|
Повышение технологической автономности
ЕС на мировом рынке, обеспечение устойчивости развития союза и
технологическое выравнивание стран-участниц за счет внутреннего трансферта
технологий
| |||
4. Особенности регуляции
технологических и интеллектуальных партнерств
|
Государственные институты управления
выступают как заказчиком, так и ключевым регулятором инновационной
инфраструктуры
|
Преимущественно применяется рыночная
саморегуляция через рыночные институты арбитража и медиации
|
Использование комбинированной модели
регуляции, в которой участвуют как институты государственного управления, так
и профильные
некоммерческие организации-эксперты | |||
5. Механизм операционного
управления инновационной инфраструктурой
|
Преимущественно применятся
административный механизм управления через систему НПА, регламентирующих
правила доступа к инфраструктуре, а также порядок ее использования,
финансирования и ликвидации
|
Инновационная инфраструктура
преимущественно является частью собственности бизнесов-инициаторов ее
создания, в случаях передачи ее в пользование государству используется
механизм ГЧП
|
Механизм управления зависит от уровня
создания инновационной инфраструктуры и определяется доминирующим
собственником. Как правило в отношении региональных объектов действует
национальное законодательство, в отношении объектов трансграничного значения
– механизм концессии или ГЧП
| |||
Как следует из проведенного сравнения, мотивирующие предпосылки и целевые установки формирования инновационной инфраструктуры в РФ ключевым интересом и целью является скорейшее завершение модернизации национальной экономики и повышение ее инновационной активности как в количественном (больший удельный вес бизнесов, занимающихся производством инновационной продукции или услуг), так и в качественном (рост удельного веса прорывных инноваций, не имеющих аналогов в мире) аспектах для повышения технологической и конкурентной позиции и автономности национальной экономики с учетом эскалации санкционного давления со стороны западноевропейского политического вектора [7, 19, 21] (Stupina, Berg, Korpacheva, Fedorova, 2020; Morozova, Maltseva, 2020; Bocharova, Ishchenko, 2019).
В то же время в ЕС и США стратегия применения инновационной инфраструктуры имеет ярко выраженные экономические предпосылки и ориентирована на усиление рыночных позиций их бизнесов в мировом рыночном пространстве, а также решение глобальных социально-экономических проблем в рамках страны, союза и целой планеты (например, экологические и ресурсосберегающие инновации), кроме этого, инновационная инфраструктура помогает указанным странам привлекать интеллектуальный капитал и инвестиции, тем самым усиливая собственную роль в мирохозяйственных связях через развитие глобальных центров трансферта технологий и проведения политики технологических санкций в отношении «недружественных» им стран [14, 15, 19] (Cherednikova, Bovin, 2006; Eferina, 2017; Morozova, Maltseva, 2020).
Далее мы рассмотрим основные этапы становления инновационной инфраструктуры в РФ:
1. 1980–2000 гг. (этап хаотического формирования инновационной инфраструктуры) – в России предпринимаются первые попытки создания специальных организаций, специализирующихся на работе с высокими технологиями и поиске и тестировании инновационных решений и продуктов. В 1991 г. был создан первый в стране технопарк с финансовой моделью поддержки резидентов в г. Томске, что послужило катализатором роста такого института инновационной инфраструктуры: в 1990 г. – 2 (без финансовой поддержки, ликвидировались в течение года), 1991 г. – 8 (в т.ч. 3 – с финансовой моделью поддержки), 1992 г. – 24, 1993 г. – 43) [22, с. 37] (Danilov, Kashinova et al., 2019, р. 37), однако к 2000 году более 90% были закрыты ввиду отсутствия стратегии работы с резидентами и отлаженного механизма интеграции инноваций в бизнес-среду.
2. 2006–2014 гг. (этап государственной координации формирования инновационной инфраструктуры) – упорядочивание процесса формирования жестких институциональных структур инновационной инфраструктуры – технопарков – началось с принятия Правительством РФ федеральной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» от 10.03.2006 г. № 328-Р [9] (завершена в 2014 г.), в которой был определен государственный куратор – Министерство коммуникации и связи (с 2017 г. – Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ). Итогом реализации программы стало создание 12 технопарков с совокупной полезной площадью более 450 тыс. м2.
3. 2015 г. – настоящее время (этап консолидации и агломерации инновационной инфраструктуры) – в 2015 г. Ассоциацией кластеров и технопарков России [10] разработан ГОСТ Р 56425-2015 Технопарки. Требования [11], в котором был определен механизм развития инновационной инфраструктуры в РФ, порядок ее финансирования с привлечением частных партнеров-резидентов и иностранных инвестиций. В настоящее время с учетом пандемии COVID-19 наблюдается активный спрос со стороны проектных команд и заявителей инновационных проектов на альтернативные формы инновационной инфраструктуры, функционирующей в виртуальном формате и позволяющей осуществлять реализацию проектов удаленно, что делает реалистичным предположение о формировании нового этапа развития инновационной инфраструктуры в РФ в так называемом постковидном мире.
Основываясь на статистических данных, опубликованных в рамках ежегодного обзора «Технопарки России», рассмотрим динамику основных показателей развития инновационной инфраструктуры за 2014–2019 гг. на примере технопарков (табл. 4).
Таблица 4
Основные показатели развития инновационной инфраструктуры Российской Федерации за 2014–2019 гг. (на примере технопарков) [12] [13] [14]
Показатели
|
Период анализа
(год)
| |||||
2014 г.
|
2015 г.
|
2016 г.
|
2017 г.
|
2018 г.
|
2019 г.
| |
1. Количество
технопарков, всего ед.
В том числе: |
101
|
120
|
146
|
166
|
227
|
269
|
1.1
Green-field
парки
|
75
|
87
|
102
|
109
|
144
|
171
|
1.2
Brown-field
парки
|
26
|
33
|
44
|
57
|
83
|
98
|
1.3 Количество технопарков в сфере
высоких технологий, ед.
|
3
|
5
|
7
|
9
|
12
|
14
|
2.
Совокупная площадь технопарков, га
|
760
|
920
|
1058
|
1489,2
|
1592,6
|
1712,4
|
Показатели
|
Период анализа
(год)
| |||||
2014 г.
|
2015 г.
|
2016 г.
|
2017 г.
|
2018 г.
|
2019 г.
| |
3.
Численность резидентов технопарков, ед.
В том числе: |
3200
|
4100
|
4317
|
4833
|
5087
|
5243
|
3.1
Субъекты МСП, ед.
|
2560
|
3280
|
4058
|
4478
|
4868
|
5011
|
4.
Численность работников резидентов технопарка, чел.
|
54900
|
71200
|
73546
|
81607
|
91561
|
102108
|
5.
Выручка от реализации продукции / услуг, млрд руб.
|
138,5
|
188,6
|
203,5
|
240,9
|
270,3
|
283,5
|
6. Удельный вес занятых площадей
технопарков, %
|
53,0
|
50,0
|
53,0
|
53,4
|
58,4
|
60,0
|
Как следует из данных таблицы, в 2019 г. по сравнению с 2014 г. совокупное число технопарков увеличилось в 2,7 раза и составило 269 ед., при этом основной рост пришелся на технопарки формата green-field, т.е. строящиеся с нуля объекты инновационной инфраструктуры (рост составил 2,3 раза по отношению к 2014 г.). Однако количество технопарков в сфере высоких технологий занимает совсем незначительный удельный вес: так, в 2014 г. он составил 3 ед., или 3%, в 2019 г. – 12 ед., или 4,5%, что свидетельствует как об отложенном спросе на такие инфраструктурные объекты со стороны государства, так и отсутствии ярко выраженных сигналов со стороны бизнеса о необходимости масштабирования такого типа объекта инновационной инфраструктуры.
Кроме этого, наибольший спрос на инновационную инфраструктуру отмечается у МСП-структур: средний удельный вес МСП-резидента составляет 88,5%, а в 2019 г. достиг отметки 95,6%, что свидетельствует о наличии у них неудовлетворенного спроса на инновационную поддержку и готовность к проактивному развитию в условиях цифровой экономики.
Для анализа целей инновационной инфраструктуры рассмотрим структуру создаваемых на территории технопарков технологических объектов (R&D, опытное производство, серийное (массовое) производство) (рис. 1). Как следует из приведенного ниже рисунка, целевые установки резидентов технопарков в отношении объектов его инновационной инфраструктуры качественно изменялись на протяжении периода анализа: так, если в 2014–2015 гг. достаточно высокий удельный вес приходился на массовое производство – 25,2 и 22,7% соответственно, то в 2019 г. ключевой целью выступило осуществление R&D-проектов и процессов – 53%, на втором месте – тестовое производство и прототипирование для пилотной коммерциализации – 32%.
Такое качественное изменение можно считать хорошим сигналом – инновационная инфраструктура приобретает статус именно центра притяжения инноваций, а не сборочного цеха с льготными условиями размещения бизнесов.
Рисунок 1. Структура целевого использования объектов инновационной инфраструктуры в 2014–2019 гг. (на примере технопарков), в % [15] [16]
Источник: составлено автором по данным [8, c. 22, 25–27; 22, c. 25–26] (Bukharova, Danilov, Kashinova et al., 2020, р. 22, 25–27; Danilov, Kashinova et al., 2019, р. 25–26).
Для лучшего понимания роли инновационной инфраструктуры в процессах формирования цифровой экономики рассмотрим динамику удельного веса участников технопарков по осуществляемым ими видам экономической деятельности, что позволит нам оценить основных участников генерации инновационных решений и сервисов (рис. 2).
Как следует из данных рисунка, основными участниками технопарков являются стартап-команды, использующие инфраструктуру технопарка для проведения всего комплекса работ по коммерциализации инновационной разработки (средний удельный вес данной категории составил 26,6%), и бизнесы в сфере информационных и компьютерных технологий, чьи цели лежат в области прототипирования и коммерциализации инновационных сервисов с минимальными издержками (средний удельный вес данной категории составил 38%).
Рисунок 2. Динамика удельного веса участников технопарков по осуществляемой им видам экономической деятельности, в %
Источник: составлено автором по данным [8; 22–25] (Bukharova, Danilov, Kashinova et al., 2020; Danilov, Kashinova et al., 2019; Gokhberg, Ditkovskiy, Evnevich et al., 2020; Gokhberg, Ditkovskiy et al., 2019; Gorodnikova, Gokhberg, Ditkovskiy et al., 2018).
На следующем этапе рассмотрим второй важнейший компонент инновационной инфраструктуры в РФ – особые экономические зоны (ОЭЗ), механизм создания и функционирования которых регламентируется Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» № 116-ФЗ от 22.07.2005 г. [17] и Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении критериев создания особой экономической зоны» № 398 от 26.04.2012 г. [18]
В качестве компонентов инновационной инфраструктуры выделяют два типа ОЭЗ:
– ОЭЗ промышленно-производственного типа – ориентирована на привлечение устойчиво функционирующих на рынке высокотехнологичных бизнесов для масштабирования их деятельности или создания сборочной площадки на территории РФ для осуществления импортозамещения приоритетных технологий, а также трансферта инновационных технологий. Такой тип ОЭЗ как правило ориентирован на гражданский сектор и не является закрытым, активно поддерживается и поощряется трансферт технологий, патентов и лицензий [27, c. 37] (Golubkin, Bukharova, Danilov et al., 2017, р. 37);
– ОЭЗ техническо-внедренческого типа – разработка с нуля инновационного продукта или сервиса и запуск его в массовое производство путем создания высокотехнологичного кластера. Данный тип ОЭЗ предполагает преимущественно развитие собственных инновационных предприятий, а также генерацию прорывных технологий независимо от имеющегося в мире опыта работы с аналогичными объектами. Данный тип ОЭЗ зачастую является закрытым или с ограниченным доступом, т.к. продукция ориентирована на военную, аэрокосмическую и энергетические отрасли, трансферт технологий также, как правило, строго контролируется [27, c. 38] (Golubkin, Bukharova, Danilov et al., 2018, р. 38).
Для оценки вклада ОЭЗ в инновационное инфраструктурное обеспечение России рассмотрим их основные показатели деятельности за 2017–2019 гг. (в открытом доступе статистика имеется только за указанный период, табл. 5).
Таблица 5
Основные показатели вклада ОЭЗ в развитие инновационной инфраструктуры РФ за 2017–2019 гг. [19]
Показатели
|
Период анализа (год)
| ||
2017 г.
|
2018 г.
|
2019 г. (оценка)
| |
1.
Численность ОЭЗ, имеющей инновационную инфраструктуру, всего, ед.
В том числе: |
16
|
15
|
17
|
1.1 Промышленно-производственного
типа
|
10
|
9
|
11
|
1.2
Технико-внедренческого типа
|
6
|
6
|
6
|
2.
Объем инвестиций резидентов в инновационную инфраструктуру ОЭЗ, млрд руб.
|
150,2
|
175,3
|
224,3
|
3.
Количество высокотехнологичных бизнесов-резидентов ОЭЗ, ед.
|
403
|
424
|
437
|
4.
Валовый доход, полученный высокотехнологичными бизнесами-резидентами ОЭЗ,
млрд руб.
|
93293,5
|
117197,4
|
129741,5
|
5.
Объем прямых иностранных инвестиций, привлеченных в инновационную
инфраструктуру ОЭЗ, млрд руб.
|
42419,1
|
39840,0
|
40155,7
|
6.
Количество инновационных проектов в сфере высоких технологий, реализуемых в
ОЭЗ с привлечением иностранных бизнесов, ед.
|
79
|
85
|
110
|
Как следует из представленных в таблице данных, в 2017–2019 гг. отмечается медленный, но устойчивый рост количества ОЭЗ, обладающих инновационной инфраструктурой: с 16 ед. в 2017 г. до 17 ед. в 2019 г., или 106%, при этом следует отметить, что рост происходил именно в части ОЭЗ промышленно-производственного типа. Также в анализируемом периоде произошло незначительное изменение количества ОЭЗ: рост числа резидентов по отношению к 2017 г. составил 108,3%. В заключение научного исследования рассмотрим перспективные формы развития инновационной инфраструктуры в РФ с учетом актуальных вызовов и угроз внешнего характера со стороны ЕС и США, инициирующих запреты на научно-техническое сотрудничество и трансферт технологий в РФ (табл. 6).
Таблица 6
Перспективные формы развития инновационной инфраструктуры в РФ с учетом актуальных запретов в сфере научно-технического сотрудничества с ЕС и США
Наименование
перспективной формы
|
Характеристика
перспективной формы развития инновационной инфраструктуры
|
1. Лаборатории
и тест-платформы на базе высокотехнологичных мегабизнесов
|
Характеристика формы. Крупные
бизнесы создают на собственной базе автономные подразделения для обеспечения
инновационной инфраструктурой собственные потребности в
кадрах, технологиях и финансировании R&D-инициатив. Такая форма отличается юридической и финансовой независимостью инновационной инфраструктуры от государственных программ, а также позволяет избежать «утечки информации». Примеры практического применения. На базе ПАО «Сбербанк», по данным за 2020 г., действует 10 инновационных лабораторий по тематическим направлениям (робототехника, искусственный интеллект, IoT [20]) |
2.
Коллаборация технопарков и специальных учебных программ университетов – малых
инновационных предприятий
|
Характеристика формы. Ведущие технические
университеты РФ могут организовывать МИПы для тестирования и пробного запуска
в производство инновационных продуктов и сервисов. В такой форме
инновационной инфраструктуры ВУЗы имеют кадровый ресурс в лице студентов, а
МИПы – регулярное обновление продуктового портфеля. Основными проблемными
аспектами данной формы являются финансовая зависимость от бюджета или
эндаумент-фондов и необходимость грамотного менеджмента процессами
патентования и коммерциализации инновационных решений.
Примеры практического применения. В РФ, по данным за 2020 г., было зарегистрировано 3026 ед. МИП в составе вузов [21], при этом активную работу в течение года (последние данные приведены только за 2019 г.) вели только 34,7 % [22] |
3. Формирование финансовых и
технологических эндаумент-фондов за счет взносов мегабизнесов
|
Характеристика формы. Ведущими
компаниями РФ в сфере высоких технологий и традиционных отраслей, в т.ч.
стратегических бизнесов (энергетика, транспорт, ВПК), могут создаваться
совместно с профильными университетами эндаумент-фонды, которые могут быть
использованы для проведения R&D-проектов под
заказ компаний в рамках инновационных стратегий их развития.
Примеры практического применения. В 2018 гг. был создан «Консорциум опорных вузов Госкорпорации «Росатом»» [23], в 2019 г. Тольяттинским государственным университетом инициировано создание консорциума «Цифровые университеты», включающего 16 университетов, 6 индустриальных парков и 1 научного партнера |
Интерес к развитию инновационной инфраструктуры в РФ будет объективно расти в ближайшие годы по мере ужесточения санкций и ограничений в сфере трансферта высоких технологий и инноваций, т.к. это единственное решение не оставить страну «на обочине цифровой дороги» [33, с. 414] (Stupina, Berg, Korpacheva, Fedorova, 2020, р. 414).
Заключение
По итогам научного исследования автором было установлено, что в отечественной и зарубежной практике термин «инновационная инфраструктура» имеет разночтение, что обусловлено различием в целях и задачах ее (инфраструктуры) применения. По мнению автора, для отечественной практики наиболее верным определением термина можно считать приведенное в Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» № 254-ФЗ.
По мнению автора, основными проблемными точками развития инновационной инфраструктуры в РФ являются: ориентация элементов инновационной инфраструктуры на краткосрочные задачи завершения модернизации национальной экономики, острая политическая заинтересованность высших государственных лиц в повышении технологической и конкурентной позиции и автономности национальной экономики с учетом эскалации санкционного давления со стороны западноевропейского политического вектора; зависимость допуска к инновационной инфраструктуре от размера бизнеса и его роли в отраслевом сегменте (чем крупнее бизнес, тем больше преференций в отношении инновационной инфраструктуры ему доступно), что в целом приводит к монополизации рынка и его узости развития.
Перспективными, по мнению автора, формами развития инновационной инфраструктуры в РФ с учетом актуальных запретов в сфере научно-технического сотрудничества с ЕС и США являются: лаборатории и тест-платформы на базе высокотехнологичных мегабизнесов; коллаборация технопарков и специальных учебных программ университетов – малых инновационных предприятий; формирование финансовых и технологических эндаумент-фондов за счет взносов мегабизнесов.
[1] Вермель, М.В. Место международных корпораций в формировании инновационной экономики в России: дисс. на соиск. канд.экон.наук [Электронный ресурс] – URL: https://www.hse.ru/data/2014/07/16/1312550064/dis.pdf (дата обращения 20.04.2021 г. свободный).
[2] Кузнецов, А.В. Современные теории размещения [Электронный ресурс] – URL: http://inion.ru/site/assets/files/5385/kuznetsov_sovremennye_teorii_razmeshcheniia.pdf (дата обращения 20.04.2021 г. свободный).
[3] Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 г. (в ред. от 21.07.2011 № 254-ФЗ) [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11507/ (дата обращения 20.04.2021 г. свободный).
[4] Анализ инновационной инфраструктуры и сервисов: сравнение Москвы и зарубежных городов [Электронный ресурс] – URL: https://innoagency.ru/files/Анализ%20Инновационной%20инфраструктуры%20и%20сервисов_29-07_вэб.pdf (дата обращения 20.04.2021 г. свободный).
[5] Самарская, И.М. Источники финансирования инновационной деятельности в Российской Федерации // Евразийский Научный Журнал. 2016. № 4. [Электронный ресурс] – URL: http://journalpro.ru/articles/istochniki-finansirovaniya-innovatsionnoy-deyatelnosti-v-rossiyskoy-federatsii/ (дата обращения 21.04.2021 г. свободный).
[6] Мировые практики создания инновационной инфраструктуры [Электронный ресурс] – URL: https://viafuture.ru/katalog-idej/innovatsionnaya-infrastruktura (дата обращения 21.04.2021 г. свободный).
[7] Цифровая экономика Российской Федерации [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 г. № 1632-р [Электронный ресурс] – URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v 7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (22.04.2021 г., свободный).
[8] Паспорт федерального проекта «Цифровое государственное управление» [Электронный ресурс] – URL: https://digital.ac.gov.ru/poleznaya-informaciya/material/Паспорт-федерального-проекта-Цифровое-государственное-управление.pdf (22.04.2021 г., свободный).
[9] Федеральная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий»: утв. Правительством РФ от 10.03.2006 г. № 328-Р [Электронный ресурс] – URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/programs/2/#:~:text=Государственная%20программа%20«Создание%20в%20Российской,с%202007%20по%202014%20год (22.04.2021 г., свободный).
[10] Ассоциация развития кластеров и технопарков России [Электронный ресурс] – URL: https://akitrf.ru/about_association/description/ (22.04.2021 г., свободный)
[11] История развития технопарков в России – https://t-parki.ru/stati/21-istoriya-razvitiya-texnoparkov-v-rossii.html
[12] Проблемы и решения: бизнес-инкубаторы и технопарки России : аналитический обзор E&Y [Электронный ресурс] – URL: https://www.rvc.ru/upload/iblock/f7d/201403_Business_incubators.pdf (22.04.2021, свободный).
[13] Отраслевой обзор «Индустриальные парки России» [Электронный ресурс] – URL: https://ru.investinrussia.com/data/file/Индустриальные%20парки%20России.pdf (22.04.2021 г., свободный)
[14] Технопарки России: аналитические материалы сайта TAD-VISER – [Электронный ресурс] – URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Технопарки_России (22.04.2021, свободный).
[15] Инновационная инфраструктура и основные показатели инновационной деятельности субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс] – URL: https://www.miiris.ru/inno_infra (22.04.2021 г., свободный)
[16] Сводная статистическая информация геоинформационной системы по технопаркам РФ [Электронный ресурс] – URL: https://gisp.gov.ru/gisip/stats_sum_tech/pdf/ru/ (23.04.2021 г., свободный)
[17] Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» № 116-ФЗ от 22.07.2005 г. (в ред. от 30.12.2020 г. № 532-ФЗ) [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54599/ (23.04.2021 г., свободный).
[18] Об утверждении критериев создания особой экономической зоны: Постановление Правительства Российской Федерации № 398 от 26.04.2012 г. (в ред. от 10.05.2017 г. № 552) [Электронный ресурс] – URL: https://base.garant.ru/70168878/ (23.04.2021 г., свободный).
[19] Индустриальные парки и ОЭЗ России 2020: отраслевой обзор [Электронный ресурс] – URL: https://indparks.ru/upload/iblock/86c/AIP2020_WEB_review_compressed%20(Y).pdf (25.04.2021, свободный)
[20] Инновационные лаборатории Сбербанка [Электронный ресурс] – URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Инновационные_лаборатории_Сбербанка (24.04.2021 г., свободный).
[21] Реестр учета уведомлений о создании хозяйственных обществ и хозяйственных партнёрств, сформированный по итогам 4 квартала 2020 года (2021) [Электронный ресурс] – URL: https://mip.extech.ru/reestr.php (24.04.2021 г., свободный)
[22] Результативность научной деятельности организаций, выполняющих исследования и разработки (2019) [Электронный ресурс] – URL: https://riep.ru/upload/iblock/951/9512bf2bfbac5e1e894cd12f4a882600.pdf (25.04.2021, свободный)
[23] В Москве учреждена Ассоциация «Консорциум опорных вузов Госкорпорации «Росатом» (2011) [Электронный ресурс] – URL: https://strategy.hse.ru/news/34852848.html
Источники:
2. Соколов Д.С., Томилина Н.С. Инновационная инфраструктура в современной России: понятие, содержание, особенности // Инновационная наука. – 2016. – № 1-1. – c. 172-177.
3. Литвинова Н.А., Изотова А.Г. Национальная инновационная инфраструктура в условиях цифровизации // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. – № 4-2(62). – c. 120-122. – doi: 10.24411/2411-0450-2020-10310 .
4. Мельникова А.А. К вопросу об инновационной инфраструктуре и проблемах ее развития // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. – № 12-2(70). – c. 121-123. – doi: 10.24411/2411-0450-2020-11086 .
5. Новиков А.Г. Зарубежный опыт инновационной инфраструктуры региона // Стратегии бизнеса. – 2017. – № 9(41). – c. 29-34.
6. Соколов Д.С., Томилина Н.С. Инновационная инфраструктура в современной России: понятие, содержание, особенности // Инновационная наука. – 2016. – № 1-1. – c. 172-17.
7. Ступина А.А., Берг Т.И., Корпачева Л.Н., Федорова А.В. Цифровые инструменты управления инновационной инфраструктурой // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2020. – № 3(17). – c. 408-416. – doi: 10.21603/2500-3372-2020-5-3-408-416.
8. Бухарова М.М., Данилов Л.В., Кашинова Е.А. и др. Технопарки России: ежегодный обзор. / Том 6. - М.: АКИТ РФ, 2020. – 110 c.
9. Ахмадеев А.М. Инновационная инфраструктура: понятие, сущность, составляющие элементы // Инновации и инвестиции. – 2014. – № 3. – c. 252-256.
10. Баранчеев В.П. Механизм инновационного развития организации // Изобретательство. – 2005. – № 7. – c. 11-28.
11. Кузьминых Н.А. Инновационное развитие социально-экономических систем в условиях кризиса: состояние и возможности. / Монография. - Уфа: БАГСУ, 2011. – 163 c.
12. Трифилова А.А. Управление инновационным развитием предприятия. - М.: «Финансы и статистика», 2006. – 176 c.
13. Гурков И.Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность. Очерки развития российских предприятий. - М.: «ТЕИС», 2005. – 235 c.
14. Чередникова Л.Е., Бовин А.А. Инновационное развитие: методологический аспект. - Новосибирск: НГУЭУ, 2006. – 211 c.
15. Еферина Т.В. Инновационная инфраструктура как фактор межрегиональной дифференциации в Российской Федерации // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2017. – № 1. – c. 191-212.
16. Twrdy E., Zanne M. Improvement of the sustainability of ports logistics by the development of innovative green infrastructure solutions // Transportation Research Procedia. – 2020. – p. 539-546. – doi: 10.1016/j.trpro.2020.03.059.
17. Edel M. Build4Skills, TVET, and Infrastructure—An Innovative Initiative // Education in the Asia-Pacific Region. – 2020. – p. 291-296. – doi: 10.1007/978-981-15-7018-6_35.
18. Mansell P., Philbin S.P., Broyd T. Development of a new business model to measure organizational and project-level SDG impact-case study of a water utility company // Sustainability. – 2020. – № 16. – doi: 10.3390/SU12166413.
19. Бухарова М.М., Данилов Л.В., Кашинова Е.А. и др. Технопарки России: ежегодный обзор. / Том 6. - М.: АКИТ РФ, 2020. – 110 c.
20. Morozova S., Maltseva D. Developing an Effective Model for the Smart City Technology: Implementation as a Part of New Urban Governance // Communications in Computer and Information Science. – 2020. – p. 32-40. – doi: 10.1007/978-3-030-39296-3_3.
21. Byankin A., Burdakova G. Coordination of Innovative Infrastructure in Territories of Advanced Development: Models and Mechanisms. / In Proceedings of the International Scientific Conference “Far East Con” (ISCFEC 2020)., 2020. – 1458-1465 p.
22. Бочарова Ю.Г., Ищенко А.В. Направления совершенствования инновационной инфраструктуры национальной экономики // Управление экономикой: теория и практика. – 2019. – № 4. – c. 106-118. – doi: 10.37405/2221-1187.2019.106-118.
23. Данилов Л.В., Кашинова Е.А. и др. Пятый ежегодный обзор «Технопарки России – 2019». / Монография. - М.: АКИТ РФ, 2019. – 109 c.
24. Гохберг Л.М., Дитковский К.А., Евневич Е.И. и др. Индикаторы инновационной деятельности: 2020. / статистический сборник. - М.: НИУ ВШЭ, 2020. – 336 c.
25. Гохберг Л.М., Дитковский К.А. и др. Индикаторы инновационной деятельности: 2019. / Словарь или справочник. - М.: НИУ ВШЭ, 2019. – 376 c.
26. Городникова Н.В., Гохберг Л.М., Дитковский К.А. и др. Индикаторы инновационной деятельности: 2018. / Статистический сборник. - М.: НИУ ВШЭ, 2018. – 344 c.
27. Голубкин И.В., Бухарова М.М., Данилов Л.В. и др. Бизнес-навигатор по особым экономическим зонам России – 2017. - М.: АКИТ РФ, 2017. – 148 c.
28. Голубкин И.В., Бухарова М.М., Данилов Л.В. и др. Бизнес-навигатор по особым экономическим зонам России – 2018. - М.: АКИТ РФ, 2018. – 160 c.
29. Голубкин И.В., Бухарова М.М., Данилов Л.В. и др. Бизнес-навигатор по особым экономическим зонам России – 2019. - М.: АКИТ РФ, 2019. – 183 c.
30. Шпиленко А.В. и др. Бизнес-навигатор по особым экономическим зонам России, 2020. / Монография. Серия 4. - Москва: АКИТ РФ, 2020. – 203 c.
31. Дудин М.Н., Лясников Н.В. и др. Инновационный вектор развития национальной экономики как стратегический приоритет структурных преобразований в российской народнохозяйственной сфере. / Монография. - Москва: РУСАЙНС, 2017. – 188 c.
32. Катричев И.С. Развитие инновационной инфраструктуры в международном бизнесе // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. – № 3-1(73). – c. 238-242. – doi: 10.24412/2411-0450-2021-3-1-238-241 .
33. Курилова А.А., Шуклов Л.В. Элементы российской инновационной инфраструктуры: взаимодействие и эффективность // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2021. – № 1(34). – c. 197-200. – doi: 10.26140/anie-2021-1001-0046.
34. Ступина А.А., Берг Т.И., Корпачева Л.Н., Федорова А.В. Цифровые инструменты управления инновационной инфраструктурой // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2020. – № 3(17). – c. 408-416. – doi: 10.21603/2500-3372-2020-5-3-408-416.
Страница обновлена: 02.12.2024 в 22:28:30