Развитие малых отелей в современных условиях в России
Скачать PDF | Загрузок: 6 | Цитирований: 18
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 1 (18), Март 2013
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=19021452
Цитирований: 18 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье выполнен анализ проблем развития малых отелей в современных условиях в России. Здесь рассматриваются специфические проблемы создания и эффективного функционирования малых отелей.
Ключевые слова: повышение квалификации, гостиничные цепи, ключевые задачи государства, различные формы партнерства, главная проблема развития малых отелей, сложности получения разрешительной документации, усложненность системы налогообложения малых предприятий, сезонность функционирования малых отелей, изменение конъюнктуры рынка, недостаток финансирования, система госзаказа
Количественный рост гостиничных цепей, их слияние и объединение создают ошибочное мнение о снижении многообразия предложения отелей среднего класса. Распространение цепей (из-за некоторой обезличенности, стандартизированности обслуживания) не может удовлетворить всех разнообразных требований туристов, что и готовит почву для дальнейшего развития малых независимых гостиниц, делающих ставку на уникальность и неповторимость. Именно такие гостиницы можно считать прототипами гостиниц XXI века: комфортабельные и предлагающие услуги за умеренную цену, имеющие все необходимое для работы и отдыха, без ресторана (предусматривается, что ресторан находится рядом), где клиенты могут получить качественное индивидуальное обслуживание. Именно уникальность малой гостиницы является основным инструментом эффективной рыночной политики в современных условиях.
На сегодняшний день не существует строго определенных международных или национальных норм, классифицирующих средства размещения по их объему. На практике принято деление гостиниц на четыре большие категории: малые гостиницы (до 150 номеров), средние (от 151 до 300 номеров), крупные (от 301 до 600 номеров) и гостиницы-гиганты (свыше 600 номеров). Надо заметить, что в зависимости от страны цифры в скобках могут существенно различаться. Европа с ее тесными границами и скромными размерами являет разительный контраст с гигантоманией США, где никого не удивят гостиницы на несколько тысяч номеров, теснящиеся на побережье Майами, во Флориде или в Лас-Вегасе.
Европейская малая гостиница имеет, как правило, не более 50 номеров, в то время как ее американский аналог на 150 номеров тоже считается совсем небольшим заведением. В этом отношении Россия находится ближе к Европе, хотя и наша страна переболела гигантоманией в ярко выраженной форме. Сейчас в России малой считается гостиница вместимостью от 10 до 100 номеров (средство размещения, не имеющее 10 номеров, гостиницей у нас не считается).
Основные клиенты малых гостиниц — туристы и бизнесмены среднего класса, пребывание которых в Москве не требует обстановки престижных международных цепей. Как правило, эти клиенты нуждаются в умеренном комфорте, хорошей еде, чистоте и безопасности, и все это они находят в малых отелях. К этому добавляются приемлемые цены и особая обстановка уюта, которую трудно создать в гостиничных гигантах. Малые гостиницы имеют еще одно преимущество перед крупными отелями: они максимально приближают туристов к объектам показа, поскольку их легче внедрить в историческую среду города.
Однако, имея небольшую вместимость, гостинца, соответственно, имеет невысокие объемы продаж. Кроме того, в структуре оборота такой гостиницы существенно возрастает доля переменных издержек, поскольку при существующем объеме закупок ей трудно добиваться оптимальных цен на моющие средства, на услуги прачечной и т.д. Большие трудности возникают у малых гостиниц в кадровой сфере, работающий здесь персонал должен быть «многопрофильным», чтобы отель оставался рентабельным.
Зарубежный опыт показывает, что малые гостиницы, дополняя крупные и средние гостиницы, в экономическом плане менее зависимы от изменения конъюнктуры рынка гостиничных услуг и имеют возможность быстрой ценовой переориентации. Объединение малых гостиниц в цепи с установлением единых стандартов обслуживания и централизованным (через управляющую гостиничную компанию) предоставлением гостиницам ряда услуг, в том числе по бронированию мест, материально-техническому обеспечению, безопасности и др., в значительной мере снижает издержки на управление и повышает рентабельность малых гостиничных предприятий, особенно с учетом вводимых административных и экономических механизмов поддержки малого бизнеса.
На современном этапе развития отечественной экономики, характеристики которого обусловлены переходом к новым формам хозяйствования и администрирования, малый гостиничный бизнес, как и все малое предпринимательство, продолжает испытывать достаточно серьезные трудности. До сих пор положение малого гостиничного бизнеса в общей структуре гостиничного хозяйства страны в некоторой степени противоречиво. С одной стороны, неопределенной остается роль малого гостиничного бизнеса в развитии экономики территорий выраженной туристской специализации. В условиях отсутствия действенной системы измерителей можно говорить о роли малого гостиничного бизнеса лишь как о важном потребителе, осуществляющем значительные закупки для собственных производственных нужд, гибком производителе, оперативно реагирующем на изменения конъюнктуры рынка и придающем экономике территории необходимую эластичность, массовом работодателе [10]. Указанные параметры характеризуют внутрихозяйственный аспект функционирования малых гостиниц.
Не менее важной является и проблема неустойчивости малого гостиничного бизнеса, порождаемая неопределенностью внешней среды. Внутренние проблемы функционирования малых гостиниц могут очень часто решаться самими предприятиями на местном уровне, преодоление же большинства внешних барьеров требует действий со стороны государства на федеральном, региональном и местном уровнях. При этом, недостаточное внимание к проблемам малых предприятий со стороны властей может создать ряд дополнительных барьеров на пути их развития. Конечно, трудно разделить ответственность за проведение в жизнь политики, когда функции исполнительной власти и распределение компетенции в бюджетной, налоговой, кредитно-финансовой и тарифной сферах не складываются в единую политику поддержки малого предпринимательства. Поэтому федеральное правительство должно сконцентрироваться на устранении противоречий между различными учреждениями, имеющими отношение к малому предпринимательству [16].
В качестве ключевых задач государства в процессе обеспечения развития малого гостиничного бизнеса, масштабной его легализации можно выделить устранение препятствий на федеральном, региональном и местном уровне на пути создания предприятий, формирование обстановки, способствующей развитию частнопредпринимательской инициативы и содействие развитию соответствующих рыночных институтов. Подобное развитие институциональной политики поддержки малого гостиничного бизнеса должно опираться на различные формы партнерства между федеральной и региональной властью и структурами частного сектора. В основу последнего тезиса положена необходимость создания не только механизмов эффективного диалога между государством и представителями малого гостиничного бизнеса, но и формирование адекватной и действенной организационно-правовой среды реализации территориальной организации малого гостиничного бизнеса, преимущественно инструментами организационно-правового характера, а также обеспечение устойчивости и легитимности данного компонента гостиничного хозяйства на перспективу.
Главная проблема развития малых отелей в России — недвижимость. Часто малые отели размещаются на базе выкупленных, а затем перестроенных старых коммуналках и в квартирах жилых домов. Для официального оформления гостиницы требуется перевести квартиры в нежилой фонд, что не просто. Процесс формализован и требует высоких затрат, процедура же оформления порой занимает более года, плюс неподъемные налоги на имущество и на землю и вдвое увеличивающиеся эксплуатационные затраты гостиничного бизнеса.
По подсчетам участников рынка, от 50 до 70% малых отелей города до сих пор обретаются в жилом фонде и оформлены на физических лиц, а юридически их деятельность ограничивается посуточной сдачей квартир в аренду на условиях оформления договоров с постояльцами. Правда, в этом случае формального права называться «гостиницей» у таких предприятий нет. А значит, трудно рекламироваться, четко позиционировать свое заведение, формировать сетевые альянсы, получать звезды [17].
Таким образом, как показывает практика, одной из основных причин, по которой большинство малых субъектов рынка гостиничных услуг предпочитает функционировать в качестве «гостевых домов» (доходных домов) является сложность с получением разрешительной документации на целевое землепользование, а также несоразмерные затраты на оформление проектной и разрешительной документации на строительство гостиниц. Для строительства гостиницы и жилого дома необходимо получить примерно одинаковое количество согласований, которые включают в себя: согласование эскизного проекта с Главным архитектором города или района, в Комитете по архитектуре и градостроительству, земельном комитете, Управлении берегоукрепительных и противооползневых работ, Управлении лесопаркового хозяйства, Санэпидемнадзором, Госпожнадзором, провести экспертизу проекта и пр. Однако стоимость данных согласований для строительства гостиницы в среднем не менее чем в три раза выше, чем при индивидуальном жилищном строительстве.
Для ввода в эксплуатацию частного жилого дома необходимо предоставить правоустанавливающие документы на земельный участок, проектную документацию, согласованную с комитетом архитектуры и градостроительства администрации города, договор об авторском надзоре за ходом строительства индивидуального жилого дома, акт и схему выноса осей здания в натуру, разрешение на строительство индивидуального жилого дома, технический паспорт БТИ, контрольную геодезическую съемку строений и проложенных инженерных коммуникаций, экспертное заключение ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» по приемке жилого дома в эксплуатацию, санитарно-эпидемиологическое заключение территориального отдела территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека по приемке жилого дома в эксплуатацию, протокол радиационного обследования объекта, заключение по техническому обследованию конструкций индивидуального жилого дома, договор о техническом надзоре. Стоимость данного этапа составляет порядка 5‒7 тыс. долл. США. Для гостиниц аналогичные согласования обходятся в сумму 15‒25 тыс. долл. США [9].
Для регистрации объектов недвижимости, созданных для целей оказания гостиничных услуг в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и СНиП 12-01-2004 в Инспекции архитектурного надзора требуются:
Касательно регулируемости и чрезмерной усложненности системы налогообложения малого гостиничного бизнеса, то здесь необходимо отметить, что действующая система просто поощряет предпринимателей скрывать свои реальные доходы, что снижает доход государства и насаждает культуру теневого бизнеса. Более того, в ситуации, когда предпринимателям часто трудно подсчитать их налоговые обязательства, а будущие налоговые обязательства еще более неопределенны, предприятиям становится трудно планировать, а малые предприятия часто несут ненужные дополнительные расходы в виде оплаты консультационных услуг для того, чтобы действовать в рамках закона. Налоговая система, способствующая развитию предпринимательства, должна быть простой, справедливой, стабильной, а процедура ее применения прозрачной. Правовая база налогообложения остается неполной и нечувствительной к нуждам малого гостиничного бизнеса.
Сами предприниматели указывают на несправедливость, негибкость, чрезмерную сложность и фрагментарность самой системы. Высокая стоимость законопослушания в целом непропорционально ложится на легальные малые гостиничные предприятия. Так, например, в среде малых гостиниц наиболее распространены такие формы налогообложения как налог на прибыль и упрощенная система налогообложения по ставке 6% с валового оборота. При этом, предприниматели, оказывающие, по сути, гостиничные услуги, но в форме гостевых домов находятся в более выгодном положении, так как они попадают под действие системы налогообложения на основе вмененного налога, уплачивая его с каждого сдаваемого в наем койко-места. При этом, как показывает практика, уровень вмененного налога не соответствует реально получаемым доходам, что существенно снижает бюджетную эффективность гостевых домов. Например, при средней стоимости койко-дня в гостевом доме в 600‒2500 руб., сумма вмененного налога составляет 250‒400 руб. на койко-место за сезон. Для гостевого дома на 20 койко-мест, действующего с мая по сентябрь объем платежей по вмененному налогу, таким образом, составит 15‒24 тыс. руб. При этом малая гостиница аналогичной емкости, действующая легально, при упрощенной системе налогообложения по ставке 6% с оборота должна будет перечислить в бюджет за тот же период от 76,4 до 191,2 тыс. руб. только по данному налогу.
Вместе с тем, необходимость применения инструментов финансовой поддержки малого гостиничного бизнеса обуславливается тем, что в отличие от сегмента крупных корпораций, в малом бизнесе наблюдается нестабильность рынка — сезонность функционирования, отсутствие достаточности собственных ресурсов для получения кредитов в банках и пр. Необходимо максимизировать доступ малых гостиниц к достаточным финансовым ресурсам. В этом отношении недостаток финансирования является одной из основных трудностей, с которой сталкиваются российские предприниматели при попытке организовывать и развивать свои предприятия. Многие мелкие предприятия страдают от нехватки капитала, что главным образом отражает дефекты финансовых поступлений, к которым они имеют доступ через рынок.
Одним из факторов, влияющим на недостатки в притоке финансов, является то, что малые гостиничные предприятия рассматриваются коммерческими банками как несущие большой кредитный риск, что заставляет их требовать такой уровень залога, которые фирмы часто не могут предоставить. Отсутствие достаточного залога приводит к отказу от многообещающих проектов из-за недостатка надлежащего финансирования. Многие коммерчески жизнеспособные деловые предложения, которые при других условиях гарантируют финансовую поддержку, оказываются неспособными привлечь надлежащее и достаточное финансирование, потому что их авторы не могут выполнить высокие российские залоговые требования.
В ходе одного из исследований, выполненного экспертами Организации экономического сотрудничества и развития, установлено, что все большее значение предприниматели уделяют вопросу консультационной поддержки предпринимательских структур в сфере малого гостиничного бизнеса — 51,6% ответов. По мнению исследователей — это еще одна область, где государство должно работать в тесном контакте с частным сектором, выступая в качестве катализатора и координатора. При этом предоставление услуг должно обеспечиваться именно частным сектором. Существует также необходимость создания эффективной и доступной информационной сети, поскольку информация (о потенциальных клиентах, поставщиках и источниках финансирования) является основной потребностью в бизнесе [16].
Важность этой задачи обусловлена также и тем, что основной проблемой для многих гостиниц является проблема наполняемости в низкий сезон. Высокая наполняемость в летний период не выступает гарантией финансового благополучия малой гостиницы в период межсезонья. Успешно справиться с последней проблемой удается только тем гостиницам, которые уже известны, давно зарекомендовали себя по качеству обслуживания, уровню менеджмента. Также в подавляющем большинстве малых гостиниц не существует собственных отделов и служб продаж. Традиционный путь продвижения услуг — заключение агентского соглашения или устная договоренность с турфирмами города, маклерами на вокзалах (по самым скромным подсчетам их в г. Сочи действует более 400), таксистами о поставке клиентов. Этого оказывается достаточно в летний период, если учитывать небольшое количество номеров. Для обеспечения достаточного уровня загрузки в низкий сезон предприятий малого гостиничного бизнеса индивидуально не располагают достаточными средствами для ведения активной маркетинговой политики. И в данном случае основными наименее затратными инструментами продвижения услуг малых гостиниц выступают Internet-технологии (собственные сайты разной степени информативности, дизайна и удобства пользования), а также консолидация усилий с аналогичными структурами в рамках союзов и ассоциаций гостиничных предприятий, способных оказывать не только услуги маркетинга, но и весь дополнительный комплекс услуг по обеспечению эффективного функционирования объекта малого гостиничного бизнеса. Применяемые туристическими корпорациями информационные технологии и активное их присутствие в виртуальном пространстве — огромное преимущество в сфере формирования лояльной клиентской аудитории. Технологии дают возможность индивидуального обращения к каждому постоянном клиенту [8]. Существует широкий спектр консультационных услуг для новых и развивающихся малых гостиничных предприятий и многие способы оказания этих услуг. В то же время потребность малых гостиниц в таких услугах может варьироваться в зависимости от степени их развития, сектора и местоположения. В этом отношении можно сделать важное разграничение между потребностями фирм в поддержке во время образования предприятия и стадии, предшествующей этому, и потребностью в поддержке, которую испытывают уже существующие малые гостиницы, в данном случае их потребности более конкретизированы.
Специфические нужды индивидуальных клиентов в значительной степени различаются в зависимости от их образования, уровня управленческой подготовки (если таковая имеется) и предыдущего делового опыта работы в частном секторе. В результате предоставление этих услуг должно быть достаточно гибким, чтобы удовлетворить широкий спектр потребностей разных мелких предприятий.
Возможным инструментом решения данной задачи может выступить создание горизонтальных объединений малых гостиниц — ассоциаций с инкорпорированными членами — консалтинговыми фирмами различного профиля. В том числе, межрегиональные экономические ассоциации сотрудничества должны сыграть роль в поддержании эффективного взаимодействия между федеральной, региональной и муниципальной властью по отношению к предоставлению эффективной поддержки мелких предприятий гостиничного хозяйства.
Необходимо добавить, что общая нестабильность на политическом уровне в сочетании с нехваткой устойчивой правовой структуры мешает развитию малого гостиничного бизнеса в России. Существует также определенное сопротивление экономическим реформам в этой области как на федеральном, так и на региональном уровнях. Имеет место значительный разрыв между целями, сформулированными на разных уровнях государственного управления по развитию и регулированию деятельности малого гостиничного бизнеса и реальным ресурсам, доступным для их достижения.
Следует отметить, что по степени приоритетности для большинства хозяйствующих субъектов наиболее важными были и остаются проблемы в основном экономического характера. Но уже сегодня отдельные специалисты выделяют в качестве наиболее значимых задачи организационного характера, придерживаясь мнения о невозможности проведения эффективной экономической политики в силу ограниченности совместного участия субъектов хозяйствования и местного самоуправления в процессах законотворчества, определения целей функционирования сегмента малого гостиничного бизнеса. Тем не менее, все эксперты сходятся во мнении, что решения, выделенных в качестве приоритетных, проблем должны в разумной пропорции сочетать в себе возможность применения ограничителей способности к реализации одних интересов субъектов и стимуляции других [18].
Малый гостиничный бизнес в ближайшие годы будет развиваться все большими темпами, что потребует от органов государственной и муниципальной власти применения адекватных мер и инструментов по его организации и регулированию, так как существующие проблемы функционирования малых гостиниц и малого гостиничного бизнеса, их взаимодействия между собой, с органами власти и конечным потребителем, при возрастании масштабов деятельности малых гостиниц, могут привести к негативным последствиям. Необходимо определение инструментов, мер и целей регулирования данным сектором экономики.
Еще одна проблема — отсутствие системы обучения и повышения квалификации руководителей и сотрудников малых средств размещения — не менее остра, чем проблема несовершенства законодательства. Во-первых, потому что качество гостиничной услуги в первую очередь зависит от персонала, а во-вторых, потому что создание и управление малым отелем требует особого мастерства, так как каждый потраченный неэффективно рубль, так же как и каждая (подчеркиваю — каждая) незанятая ночь даже в одном номере, существенно ударяют по доходности отеля [9].
Особое внимание в проблеме развития малых отелей должно уделяться проблеме целевой подготовки и повышения квалификации кадров. В этом вопросе государство должно работать более тесно с частным сектором, обеспечивая методическую, методологическую основы, а также базис подготовки специалистов для эффективной ротации кадров среднего и младшего обслуживающего персонала, инженерно-технических работников, рабочих.
Вывод
Следовательно, можно сделать вывод о том, что трудности, с которыми сталкивается малый бизнес, как в гостиничной индустрии, так и в целом, связаны с несовершенством законодательной базы, методологической базы, негибкой и несовершенной системой налогообложения, а также с самим габаритом предприятия, что сказывается на проблемах внутреннего характера. В первую очередь, это финансовые трудности, то есть большой кредитный риск, большие затраты, долгая окупаемость, необходимость уставного фонда. Также малые отели страдают от проблем, присущих отрасли в целом, то есть несовершенства рынка и сезонность, и очевидно, что справляться малым предприятиям с такими проблемами намного труднее.
Но, как показал анализ, многие вышеперечисленные проблемы имеют решения.
Предприниматели имеют возможность использовать в своей деятельности инновационные технологии, а также, объединяться в ассоциации.
Основная роль в данном вопросе будет лежать на государстве и проводимой им политике по отношению к развитию малого бизнеса. Активная помощь государства будет заключаться в упрощении системы налогообложения и регистрации, а также в усовершенствовании законодательной базы. При этом необходимо учитывать характерные особенности малого предприятия в любой отрасли, в том числе и в индустрии гостеприимства.
Источники:
2. Акинфиев В. Бизнес-план. Анализ инвестиций. Методы и инструментальные средства. – М., 2009.
3. Балдин К.В. Инвестиции: системный анализ и управление. – М., 2011.
4. Зелль Аксель. Бизнес-план. Инвестиции и финансирование, планирование и оценка проектов – М., 2007.
5. Ивасенко А.Г. Инвестиции: источники и методы финансирования. – М., 2011.
6. Ларионов И.К. Антикризисное управление, 2012.
7. Лауниц М. Особенности антикризисного управления, журнал «РИСК» № 4, 2011.
8. Малахова Н.Н., Ушаков Д.С. Инновации в туризме и сервисе. – М.: МарТ, Ростов н/Д, 2009. – 224 с.
9. Мусакин А.А. Малый отель: с чего начать, как преуспеть. Советы владельцам и управляющим.
10. Шулус А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в России /Российский экономический журнал. ‒ 1997. ‒ № 5-6 ‒ С. 75.
11. Панина И. От первых объектов к экспансии, журнал ProОтель». - № 4, Июнь, 2009.
12. Сироткин С.А. Финансовый менеджмент на предприятии, 2011.
13. home.americanexpress.com
14. www.holidayinn. com
15. www.prohotel.ru
Страница обновлена: 10.10.2024 в 13:23:47