Базовые категории предпринимательской деятельности: новый взгляд

Демченко С.К., Щербенко Е.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 22 (220), Ноябрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье разграничиваются понятия «хозяйствующие субъекты», «предпринимательство» и «бизнес». По мнению авторов, разграничение деятельности хозяйствующих субъектов на «предпринимательство» и «бизнес» положительно повлияет на формирование экономической политики государства, так как поможет четко определить круг лиц, имеющих право на применение денежно-кредитных, налоговых и иных льгот.

Ключевые слова: предпринимательство, государственная поддержка, экономическая политика, хозяйственная деятельность, хозяйствующие субъекты



Стратегическая экономическая политика России до 2020 года исходит из концепции устойчивого экономического роста, что в значительной мере планируется достичь за счет развития хозяйствующих субъектов.

Цель данной статьи – разграничить понятия «хозяйствующие субъекты», «предпринимательство» и «бизнес», а также обозначить проблемы развития предпринимательства в России.

Хозяйствующие субъекты

Хозяйствующие субъекты являются важнейшим элементом рыночной экономики, представляющим собой не только продукт рыночной экономики как системы, но и необходимую ее системную составляющую, без развития, которой не может гармонично развиваться государство.

Хозяйствующие субъекты – это физические и юридические лица, осуществляющие свою деятельность от своего имени, ведущие экономические и хозяйственные операции, занимающиеся производством, продажей или приобретением товаров, оказывающие услуги, ведущие работы. Таким образом, под хозяйствующим субъектом мы рассматриваем либо индивидуума, либо группу. Индивидуум может организовать индивидуальную трудовую деятельность, открыть частную фирму или представлять домохозяйство. Группа проявляет себя через совместную деятельность, партнерство и другие структуры. То есть хозяйствующий субъект – это искусственное образование, созданное группой физических или юридических лиц, которые направляют свои усилия для получения (извлечения) прибыли в сфере экономической деятельности.

При формировании экономической политики государства в отношении хозяйствующих субъектов необходимо учесть, что деление и отнесение хозяйствующих субъектов к какому либо виду важно, как для самого субъекта, так и для государства.

За разделением хозяйствующих субъектов лежат не только организационно-правовые формы, а также количественные (критериальные) признаки, а также качественные различия, выражающиеся в особенностях формирования и развития внешних условий предприятий, оказываемой государственной поддержки, источниках обеспечения ресурсами, условиями их доступности, политике трудовых отношений и др.

Каждый из хозяйствующих субъектов имеет свои внутренние интересы, определяющие их экономическое развитие и поведение, отношение к государству и проводимой им политике, к национальным проблемам.

Понятия «экономическая деятельность» и «хозяйственная деятельность»

Употребляемые в Конституции РФ понятия «предпринимательской деятельности» и «экономической деятельности» не равнозначны для хозяйствующих субъектов, хотя и регулируют сходные отношения.

Экономическая деятельность представляет собой процесс воспроизводства материальных и духовных благ. Воспроизводство включает производство, распределение, потребление и обмен. Главным критерием любой экономической деятельности является производство. Благодаря производству создаются потребительская стоимость и новая стоимость. Целью экономической деятельности является удовлетворение человеческих потребностей материальных, прежде всего, обеспечение жизнедеятельности, и духовных. Кроме того, экономическая деятельность в более широком смысле подразумевает достижение высокого уровня социально-экономической эффективности производства, устойчивого экономического роста и макроэкономической стабильности.

Для экономической деятельности характерно то, что она: вытекает из существования товарного производства, рыночной организации экономики; связана с процессом воспроизводства материальных благ, то есть ей присущ товарный характер; данный вид деятельности проявляется в создании товаров и услуг.

Таким образом, содержание экономической деятельности задает ориентир и характер других видов деятельности (например, предпринимательской, коммерческой или хозяйственной деятельности), взаимодействующих в ее сфере и развивающихся в различных направлениях, и имеющих своих субъектов.

Хозяйственная деятельность – это один из видов экономической деятельности. Хозяйственная деятельность рассматривает порядок организации, руководства и непосредственного осуществления хозяйственной деятельности в соответствии с правилами, устанавливаемыми органами государственной власти и управления и хозяйствующими субъектами. Данный вид деятельности наиболее объемный и включает в себя предпринимательскую и коммерческую деятельность.

Понятия «предпринимательство» и «предпринимательская деятельность»

Предпринимательская деятельность связана с экономической, хозяйственной деятельностью, главный смысл которой – получение прибыли, для нее характерны риск, новые подходы к менеджменту, дух новаторства, использование научно-технических разработок, неопределенность ситуации.

Предпринимательство – это род деятельности, в большинстве стран мира являющийся двигателем экономического и социального развития. Без предпринимательства нет эффективной экономики, нет рынка, нет бизнеса, то есть, нет приумножения экономического потенциала страны.

Таким образом, экономическая деятельность является одним из фундаментальных, базовых понятий, неотъемлемо связанных с рыночной экономикой, товарно-денежными отношениями хозяйствующих субъектов. Рассмотрим понятия «предпринимательство» и «бизнес» на современном этапе развития юриспруденции. Отметим, что в нормативно-правовых актах Российской Федерации отсутствует четкое определение предпринимательства, оно заменяется понятием «предпринимательская деятельность». Понятие «бизнес» вообще не рассматривается.

Законодательство РФ содержит следующее определение предпринимательской деятельности: «… предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» (ч. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ) [1]. Таким образом, в цитируемом определении установлены признаки предпринимательской деятельности на данный период времени развития экономики и юриспруденции. К ним относятся: 1) систематичность и постоянство; 2) самостоятельность ведения предпринимательской деятельности; 3) ее рискованный характер; 4) целенаправленность на получение прибыли.

Анализ эволюции понятий, таких, как «хозяйствующие субъекты», «предпринимательство» и «бизнес», позволяет сделать следующий вывод, что развитие теоретических подходов к понятиям «бизнес» и «предпринимательство» обусловлено внешними экономическими, социальными особенностями, происходящими на всем протяжении человеческой жизнедеятельности.

Задача государства – поддержка предпринимательства

Разграничение деятельности хозяйствующих субъектов на «предпринимательство» и «бизнес» положительно повлияет на формирование экономической политики государства, и поможет определить четко круг лиц, имеющих право на применение денежно-кредитных, налоговых и иных льгот.

Приведет к повышению конкурентоспособности, и улучшит статистический учет результатов экономической деятельности хозяйствующих субъектов, что позволит точно оценивать вклад в социально-экономическое развитие страны отдельных видов хозяйствующих субъектов и корректировать экономическую политику государства в соответствии со стратегическими целями развития [2].

Задача государства заключается в поддержке предпринимательства в отраслях с недостаточным его развитием.

Для достижения своих целей, задач государство должно использовать методы, с помощью которых оно может достичь эффективного результата в сфере деятельности хозяйствующих субъектов. К ним относятся:

– методы общенормативного регулирования (введение общих правил для хозяйствующих субъектов);

– методы информационные – доступность для предприятий и органов государственной власти информации внешней среды (экономической и политической);

– методы макроэкономического регулирования, направленные на создание общеэкономической среды, благоприятной для развития реального сектора хозяйствующих субъектов;

– методы поддержания уровня деятельности хозяйствующих субъектов и их стимулирования – это, как правило, методы стимулирования объектов промышленной политики;

– методы нормативно-количественного измерения – средства, носящие общесистемный характер, и воздействующие не избирательно, а охватывающие экономическую систему и весь комплекс проблем хозяйственного законодательства в целом [3].

Вывод

Таким образом, формирование экономической политики государства представляет общее направление и образует систему целей, позволяющих воплотить в методах основные направления, учитывающие особенности и приоритеты в развитии предпринимательской деятельности, способствующие достижению экономического роста в стране.


Источники:

1. Гражданский кодекс РФ, 3 ч.
2. Восколович Н.А. Специфика взаимодействия государственного и рыночного хозяйствования в современных условиях / Н.А. Восколович, А.Ф. Звороно // Аудит и финансовый анализ. – 2009. − № 4. – С. 403−410.
3. Шаститко А. Структурные альтернативы социально-экономического развития России / А. Шаститко, С. Афонцев, С. Плаксин // Вопросы экономики. − 2008. − № 1. – С. 71−85.
4. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:02:39