Analysis of the Competitiveness of the Russian Enterprises within WTO

Lyudmila Veshkina, Lyudmila Deputatova

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 20 / October, 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
In given article competitiveness of the Russian enterprises within the limits of the WTO is estimated; the principles necessary for protection of home market are resulted, the basic strategy of increase of competitiveness are considered, matrix techniques of an estimation of various aspects of activity of the enterprise are shown.

Keywords: strategy, competitiveness, analysis, principles, WTO, matrix techniques



Качество и конкурентоспособность продукции, услуг и производства в условиях развитой рыночной экономики являются основой успешной предпринимательской деятельности субъектов всех организационно-правовых форм. Они обеспечивают высокую эффективность производства и реализации продукции.

3 июля 2012 года Госдума ратифицировала соглашение о присоединении России в ВТО и спустя 30 дней Россия стала полноправным членом организации [6].

В нынешнем состоянии Россия не готова ни к защите внутреннего рынка, ни к выходу на зарубежные рынки. Имеется неопределенность развития страны, особенно в сфере промышленной политики и ее приоритетах. Большинство отечественных производителей слабо информированы об условиях ВТО. Во многих российских регионах отсутствует не только региональная концепции развития внешнеэкономической деятельности, но и программы поддержки местных товаропроизводителей после открытия границ [9, 11]. Это не позволит большинству отечественных производителей воспользоваться выгодами от вероятного расширения экспортных возможностей. По данным Международной организации труда (МОТ), только 9% российских предприятий чувствуют себя готовыми к конкуренции с западными компаниями [2].

Ради ВТО потребовалось значительно изменить российское законодательство: были приняты законы о технических регламентах и коммерческой тайне, принят в новой редакции Таможенный кодекс РФ, одобрены новые варианты законов о внешнеторговой деятельности, валютном регулировании и контроле, товарных знаках, патентах и авторских правах [6, 9].

Как отразится вступление в ВТО на российской производственной сфере?

Серьезной уступкой, на которую пошла Россия при вступлении в ВТО, является снижение пошлин на импортную продукцию. После присоединения к организации средние юридически обязательные максимальные пошлины снизятся с существующих в настоящее время 10% до 7,8%. Средние максимальные пошлины на промышленные товары уменьшатся с 9,5% до 7,3% на сельскохозяйственные товары – с 13,2% до 10,8% [6].

Помимо снижения пошлин, Россия придется серьезно либерализировать правила доступа иностранного капитала на целый ряд своих локальных рынков. В течение нескольких ближайших лет будут сняты ограничения на доступ иностранных компаний в сферу телекоммуникаций, розничной и оптовой торговли. Страховщики получат право напрямую открывать свои офисы в России, правда, только через девять лет. Кроме того, российские власти обязуются немедленно публиковать все законы и нормативно-правовые акты, связанные с торговлей товарами и услугами [6].

По расчетам Всемирного банка, суммарный эффект от вступления нашей страны в ВТО даст дополнительный рост российской экономики в краткосрочной перспективе на 3,3% ВВП, а долгосрочной – на 11% [6]. Тем не менее, однозначно оценить результаты вступления России в ВТО очень сложно. Согласно исследованиям компании Ernst&Young, большинство отечественных отраслей ожидает разнонаправленная динамика изменения объемов производства (см. табл. 1) [6].

Таблица 1

Прогнозируемое изменение объемов производства после вступления в ВТО

Image 1

Как показали исследования компании Ernst&Young, существенный рост производства ждет ряд отраслей традиционного российского экспорта – минерально-сырьевого комплекса, химии и нефтехимии, а также металлургической промышленности. Спад произойдет в отраслях производственных и технологических секторов экономики. Аналогичные тенденции роста/сокращения ВРП и улучшения/ухудшения социально-экономического развития будут наблюдаться в конкретных российских регионах, где преобладают соответствующие производства.

Оценка конкурентоспособности предприятия

Для устранения негативных последствий, а также для усиления положительного эффекта от вступления в ВТО каждому хозяйствующему субъекту, независимо от того, имеет ли он внешнеэкономические связи или экспортно/импортные операции, необходимо разработать стратегию повышения конкурентоспособности в рамках ВТО с учетом действия целого набора факторов и условий. К первоочередным задачам по приспособлению отечественных предприятий к требованиям ВТО относятся: быстрая реконструкция неконкурентоспособных предприятий, приватизация целых отраслей экономики, переобучение населения и социальное поощрение межрегиональной миграции, улучшение делового климата, снижение административных барьеров и нагрузки на экспортный бизнес [6], стимулирование развития взаимовыгодных и равноправных внешнеэкономических связей, формирование эффективной внешне-экономической, промышленной и инновационной политик [8, 10].

Без тщательно сформулированной стратегии поддержания конкурентоспособности в условиях глобализации организация утрачивает конкурентоспособность, что приводит к ухудшению финансовых результатов. На данный момент существует множество моделей оценки различных аспектов деятельности предприятия, которые могут быть положены в основу разработки стратегии. В качестве примера определения уровня конкурентоспособности предприятия можно привести две матричные методики: SPACE и General Electric-McKinsey (см. табл. 2).

Таблица 2

Сравнительный анализ целесообразности применения матриц SPACE и GE/McKinsey для формирования стратегии развития конкурентоспособности предприятия

Image 2

Комментарии к табл. 2:

1 − помогает компании оценить в целом привлекательность сферы производства;

2 − характеризуется одномоментностью оценки, не позволяет определить тенденции и возможности дальнейшего изменения ситуации;

3 – исходно включен в факторы конкурентных преимуществ;

4 – позволяет оценить способность компании конкурировать на рынках, способность выявлять укрупненные стратегические позиции;

5 – позволяет провести соответствующие расчеты, но из-за большого количества критериев возникают трудности учета рыночных отношений;

6 – позволяет провести соответствующие расчеты, но нет четкого обоснования в выделении групп факторов.

Сравнительный анализ табл. 2 позволяет сделать вывод, что матрица SPACE наиболее полно отражает критерии конкурентоспособности предприятия. Однако для повышения точности анализа целесообразно использовать комбинированный подход, в том числе, объединение матриц SPACE и GE/McKinsey. На основе расчета совокупного балла по этим двум методикам и выведения итогового ранга по каждому бизнес-процессу, может быть получена комплексная более детализированная оценка конкурентоспособности предприятия. Комбинированное применение данных матриц в стратегическом менеджменте позволяет значительно повысить качество разработки концепции и оценить конкурентоспособность не только предприятия, но и выявить наиболее конкурентоспособные товары промышленной компании с точки зрения функционирования в рамках ВТО.

Заключение

Создание конкурентных преимуществ перед соперником становится стратегическим направлением деятельности государства и его органов в области обеспечения конкурентоспособности национальной экономики. При этом повышение конкурентоспособности касается всех уровней ее иерархии: продукции (товаров и услуг), предприятия, отрасли, региона и страны в целом, но особую важность приобретает конкурентоспособность предприятия как основного звена экономики. Несмотря на большое количество факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия, все же основным и определяющим из них остается его способность производить конкурентоспособную продукцию и создавать условия для ее продвижения на рынок [3].


Страница обновлена: 23.06.2025 в 19:12:27