Управление качеством бизнес-процессов цепи поставок в рамках устойчивого развития

Хаирова С.М.1,2, Паравян М.К.1, Дубовик В.С.3,1, Карымов Н.Р.4
1 Сибирский государственный Автомобильно-дорожный университет (Сиб АДИ)
2 Омский институт водного транспорта – филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский государственный университет водного транспорта»
3 АО \"Омский завод транспортного машиностроения\"
4 Сеть клиник «Социальная стоматология»

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 12 (Декабрь 2024)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В современных условиях устойчивое развитие предприятий, компаний, а также цепей поставок в виде кластеров и экосистем становится ключевым фактором конкурентоспособности. Для достижения этой цели необходимо интегрировать принципы устойчивого развития во все аспекты деятельности участников экономических отношений, включая управление качеством. Данная статья посвящена исследованию интегрированного подхода к управлению качеством в контексте обеспечения устойчивого развития контрагентов цепи поставок. Статья анализирует различные современные концепции управления качеством бизнес-процессов, реализуемые ведущими организациями в цепи поставок в рамках устойчивого развития экономики. За счёт новых концепций развития цепи поставок определяется оптимальная структура планирования производства и распределения продукции и услуг, имеющих множество показателей качества, которые изменяются со временем в зависимости от условий окружающей среды в условиях неопределенности. Для обобщения и систематизации полученных результатов был применен метод табличной визуализации, основой которого стали основные компоненты управления качеством цепи поставок в контексте устойчивого развития.

Ключевые слова: принципы устойчивого развития, всеобщее управление качеством, управление цепью поставок

JEL-классификация: L10, L15, O14



Введение

На сегодняшний день в рамках Индустрии 4.0 цепи поставок изменяются за счёт увеличения потока и прозрачности информации, а также создания новых возможностей для оптимизации деятельности предпринимательских систем. Предприятия малого и среднего бизнеса функционируют в условиях глобальной конкуренции, где качество и устойчивость являются ключевыми факторами успеха.

При изучении проблем, связанных с организацией взаимодействия контрагентов цепи поставок при цифровой трансформации выделяют работы Сергеева В.И., Дыбской В.В. [1]; Лебедева Е.А. [2]; Хаирова Б.Г. [3, 4]. Цепи поставок становятся все более сложными и взаимосвязанными, требуя координации усилий между различными участниками. Именно поэтому условием успешного функционирования организации в условиях жесткой конкуренции является применение информационных инструментов во всех сферах общества, что открывает перед организациями новые возможности для роста и устойчивого развития в условиях глобальной конкуренции.

За последние годы в России из-за обострения геополитической обстановки и введенных в связи с этим санкций вопрос обеспечения качества в организациях решается за счёт применения государственной политики импортозамещения. В связи с этим управление цепями поставок в рамках устойчивого развития играет значительную роль в связи с тем, что произошло изменения направления глобальных цепей поставок. В периодических изданиях последних лет выделяются работы по данной тематике Бродецкого Г.Л., Герами В.Д. [5]; Ефременко И.Н., Михайлюка М.В. [6]; Хаировой С. М. [3, 4].

Улучшенные стратегии оптимизации цепи поставок в ближайшие годы могут сыграть важную роль в решении проблемы глобальной экономической безопасности. Ужесточение правил безопасности, изменение требований потребителей к качеству и более жесткая рыночная конкуренция требуют интегрированного подхода к принятию решений предпринимательскими системами в цепи поставок, которые явно учитывают контроль качества продукции или услуги. Эти усилия требуют показателей качества, которые точно отражают физико-химические свойства продукта, а также покупательские предпочтения потребителей и возникающие ограничения.

Источниками исследования применения инструментов обеспечения качества, основанных на принципах устойчивого развития являются научные работы Иванова Д., Соколова Б. [7]; Антипова Д.В. [8]; Куликовой О.М. [9].

Лучшие зарубежные практики занимаются вопросами, связанными с разработкой новых методов, направленных на обеспечение качества в рамках устойчивого развития на основе концепции SCQM (устойчивое управление качеством цепи поставок) [20-22], SSCM (устойчивое управление цепями поставок) [23, 24], концепция устойчивого управления качеством цепи поставок (SSCQM) [21].

Актуальность исследования заключается в востребованности устойчивого развития контрагентов цепи поставок, основанных на интеграции положений SCM (управления цепями поставок) и TQM (всеобщего управления качеством) и приводящих к снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Научный пробел исследования:

1. Отсутствие единых стандартов в оценке управления качеством и координации деятельности во всей цепи поставок.

2. Несогласованность во взаимодействии и координации между контрагентами.

3. Сложность определения «устойчивого развития» в контексте управления качеством, так как не существует единого определения «устойчивого развития»: разные организации и исследователи используют разные интерпретации этого понятия.

Цель данного исследования заключается в нахождении инструментария и методологий, направленных на обеспечение качества бизнес-процессов цепи поставок в рамках достижения их устойчивого развития.

Научная новизна заключается в анализе известных методик оценки качества в цепи поставок в контексте их устойчивого развития.

Авторская гипотеза исследования направлена на интеграцию положений SCM и TQM для достижения устойчивости самой организации, как участника цепи поставок. Предположено, что экономические, экологические, социальные показатели бизнес-процессов возможно улучшить на основе взаимного применения концепций SCM и TQM для достижения их устойчивости.

Методология исследования заключается в применении метода табличной визуализации, который был положен в основу для обобщения и систематизации результатов. В исследовании применялись известные методики оценки качества бизнес-процессов в цепи поставок. Анализ публикаций современных исследователей по интеграции SCM и TQM применен как метод в контексте устойчивого развития в Индустрии 4.0 с целью усовершенствования бизнес-процессов.

Основная часть

Теоретический анализ

Недавние достижения в области цифровизации предоставили бизнесу новые возможности для повышения ценности логистических функций за счет достижения целей устойчивого развития. Цифровая трансформация экономики относится к технологиям для достижения интегрированной, прозрачной и гибкой бизнес-среды. Бизнес-процессы цепи поставок, включающие в себя несколько типов потоков (например, информации, материалов, ресурсов и денежных средств), могут оптимизироваться с помощью всевозможных инструментов Индустрии 4.0 для достижения устойчивого развития. В рамках Индустрии 4.0 производственные системы очень быстро адаптируются на изменяющиеся потребности потребителей, и системы автоматизации, облегчающие координацию во всей цепи поставок

Устойчивое развитие цепи поставок становится критически важным для восстановления функционирования всей системы в рамках устранения разрушительных последствий в стране (коронавирусная инфекция, санкционное давление). Эти последствия привели в сбоям работе устоявшихся цепей поставок и формировании новых глобальных цепей поставок. Интеграция устойчивого развития цепи поставок с целью учета социальных, экономических аспектов повышает общую эффективность и прибыльность бизнеса.

Устойчивое развитие цепи поставок взаимосвязано с воздействием на окружающую среду со стороны участников цепи поставок. Переход к экологически чистому производству позволяет снизить негативные воздействия на природные ресурсы. Следовательно, чтобы обеспечить устойчивое использование ресурсов в цепи поставок необходимо использовать инструменты менеджмента качества, которые систематизируют все бизнес-процессы и повышают эффективность от использования природных ресурсов за счёт повышения качества продукции или услуги, а также конкурентоспособности организации, сокращения расходов, времени доставки и отходы [10-12].

Применение инструментов обеспечения качества, основанных на принципах устойчивого развития, не только гарантирует качество конечной продукции, ориентируясь на ожидания конченых потребителей, а также создаёт эффективное взаимопонимание между всеми заинтересованными сторонами цепи поставок [13-15].

Контрагенты требуют от цепи поставок высокого уровня производительности не только в экономическом, но и в экологическом и социальном плане, что лежит в основе управления устойчивым развитием. Устойчивое развитие цепи поставок достигается только тогда, когда требования всех контрагентов удовлетворены. Для этого необходимо, чтобы все контрагенты у себя в организациях приняли принципы устойчивого развития ESG (экология, общество и управление), включающие в себя защиту окружающей среды, социальную ответственность и корпоративное управление. Управление качеством в цепи поставок и связанные с ним методы широко изучены в глобальных продовольственных системах [22]. Применение принципов ESG способствует укреплению взаимодействия между контрагентами и появлению инноваций.

Снижение экологического воздействия на каждом этапе жизненного цикла конечной продукции возможно на основе устойчивого развития всей цепи поставок. К сбоям в цепи поставок, приводящим к снижению качества конечной продукции, увеличению экологического воздействия и потребности в дополнительных ресурсах, может способствовать использование инструментов на основе устойчивости. С другой стороны уменьшению сбоев в цепи поставок способствуют инструменты, основанные на принципах TQM [16, 17].

Современная концепция управления качеством, нацелена на комплексный подход, направленный не только на удовлетворение, но и оправдания ожиданий конечного потребителя. Также управление качеством предполагает учёт интересов всех заинтересованных сторон, играющих важную роль в устойчивом развитии всей цепи поставок.

Для повышения производительности и эффективности в цепи поставок необходимо провести комплексный анализ, учитывающий производственную стратегию, изменения спроса, своевременность поставок и взаимодействие контрагентов [18]. Следовательно, необходимо разрабатывать методы измерения, которые могут обеспечить общую перспективу эффективности, применяемую как к функциональным отделам организации (бизнес-процессам), так и к административным каналам (внешним воздействиям).

Несмотря на значительные усилия по моделированию и оптимизации проблем планирования производства и распределения в цепях поставок недостаточное внимание уделяется разработке моделей смешанно-целочисленного программирования для моделирования многоуровневых, многопродуктовых и многопериодных цепей поставок [19].

На сегодняшний день определено существование синергетичекого эффекта и потенциала между TQM и SCM с устойчивостью, который обеспечивает повышение производительности всей цепи. Исходя из этого в современной литературе рассматриваются концепции, включающие в себя управление устойчивостью с точки зрения интеграции управления качеством с его внутриорганизационной направленностью и управлением цепью поставок.

Концепция SCQM (управление качеством цепи поставок) интегрировала в себе принципы TQM и SCM [20]. Заинтересованность контрагентов цепи поставок в достижении результата по удовлетворению запросов потребителей на основе эффективности звеньев цепи поставок основана на обеспечении качества, интеграции участников и обеспечении добавленной ценности в цепи поставок.

Применение концепции SCQM для организации позволяет улучшить всю её работу, связанную с повышением безопасности продукции, укреплением репутации, снижением рисков качества и улучшением восприятия качества потребителями. Концепция SCQM дает возможность повысить показатели качества бизнес-процессов цепи поставок с помощью географического указания происхождения и схемы управления, сотрудничества и отслеживаемости цепи поставок, внедрения новых цифровых технологий. [21, 22].

Устойчивое развитие в модели SCQM определяется как основной показатель цепи поставок. Следовательно, взаимосвязь между методами управления качеством TQM, SCM, SCQM и показателями устойчивости остаётся неопределённым. Следовательно, данная концепция не рассматривалась возможные последствия влияния модели SCQM на эффективность организации по трём применяемым аспектам (экологическая, экономическая и социальная устойчивость).

За счёт выгодного стратегического положения SCM и непосредственному воздействию на ключевых заинтересованных участников цепи поставок исследования в области устойчивого развития стали активно интегрироваться в подходы SCM. Такое переплетение привело к появлению нового, стремительно развивающегося направления SSCM (устойчивое управление цепями поставок), который включает в себя принципы управления потоками материалов, информации и капитала в рамках цепи поставок совместно с устойчивостью, охватывающий все операции, предпринятые контрагентами для повышения взаимопонимания и устойчивости всей цепи поставок [23, 24].

Концепция SSCM позволяет за счёт внедрения технологий Индустрии 4.0 учитывать социоэкологические факторы, что в последствии поможет оптимизировать использование ресурсов, улучшить условия труда сотрудников в организациях контрагентов. Также применение SSCM способствует открытому отношению между всеми контрагентами, повышая их социальную ответственность и экономическую жизнеспособность.

Требуется дальнейшее изучение механизмов интеграции TQM с SCM в рамках устойчивого развития цепи поставок, т.е. концепции SSCQM (устойчивое управление качеством цепи поставок).

.

Результаты исследований

В основе каждой организации лежат бизнес-процессы, которые определяют последовательность событий при предоставлении организацией продукции или услуг. Эти процессы могут быть внутренними, относящиеся к работе организации, или внешние, взаимодействующие с её клиентами или поставщиками.

Совмещение управления качеством и цепью поставок принесло положительные результаты, повысив эффективность обеих систем и усилив их взаимосвязь. Интеграция принципов устойчивого развития в эти сферы была признана перспективным направлением, которое открывает новые возможности для многосторонних улучшений (в финансовой, экологической и социальной сферах) [21]. Это подчеркивает потребность в более устойчивых цепях поставок. В конечном итоге выявлено новое перспективное направление - устойчивое управление качеством цепи поставок (SCQM), которое необходимо для обеспечения удовлетворенности конечного потребителя в качестве продукции. На основе интеграции производства с бизнес-процессами цепи поставок предлагается основа для взаимосвязи методологии управления качеством цепей поставок совместно с производственными системами, позволяя тем самым объединить усилия по обеспечению качества на всех этапах жизненного цикла продукции или услуги (см. рисунок 1).

Рисунок. 1. График взаимосвязи методологии управления качеством цепей поставок

совместно с производственными системами

Источник: составлено авторами в ходе исследования.

На графике изображены четыре квадранта. Верхний правый квадрант – это прочная связь с бизнес-процессами цепи поставок и сильная связь с производственными системами. В этом квадранте практика SCQM должна основываться на прослеживаемости, прочности и управлении всеми бизнес-процессами для контроля качества продуктов и процессов на пути от производителя к потребителю. Практики, основанные на доверии и взаимодействии контрагентов цепи поставок, находятся в правом нижнем квадранте. Отношения и доверие в цепи поставок можно укрепить за счет прямых взаимодействий между участниками или отказа от посредничества, что способствует развитию более расширенных типов цепей поставок и внедрением в них новых технологий. В верхнем левом квадранте представлены практики, связанные с бизнес-процессами цепи поставок, показывающих важность систем и схем SCQM при устойчивом развитии. Нижний левый квадрант представляет собой слабое звено в отношении управления качества, так как мало что связывает методы SCQM с производственными системами и бизнес-процессами цепи поставок. Примером является внедрение цифровых технологий, которые могут улучшить отслеживаемость, управление и поддержать доверие. Создаваемая структура позволяет оценить актуальность практик SCQM с точки зрения заинтересованных сторон путем ранжирования взаимосвязи между практикой SCQM и конвенциями о качестве, что является предметом рассмотрения для будущей работы. В нижнем правом квадранте практика SCQM основывается на доверии и взаимодействии между контрагентами цепи поставок.

Поиск методов эффективного управления системами поставок для развития теории оптимизации бизнес-процессов цепей поставок в Индустрии 4.0, позволяет выйти за пределы отдельных организаций с целью построения эффективных связей между контрагентами цепей поставок [25].

Таблица 1

Генезис развития инструментов для обеспечения качества бизнес-процессов

Периоды
Содержание этапов развития логистики [26]
Развитие концепций управления качеством
Этапы цифрового развития экономики
до 1949 гг.
Операции и процедуры выполняются изолированно
система научной школы Тейлора;
концепция бережливого производства;
статистические методы
Индустрия 1.0, Индустрия 2.0
1950 - 1959 гг.
Колебания рыночных уровней
концепция TQC;
1960 - 1969 гг.
Сервис поставок
система MRP I;
Индустрия 3.0
1970 - 1979 гг.
Энергетический кризис, экспансия Японии в производстве и торговле
развитие концепции бережливого производства;
1980 - 1989 гг.
Несовершенство и развитие планирования
концепция TQM;
стандарты ISO 9000, 9001;
система MRP II;
1990 - 1999 гг.
Признание коммерческой роли транспорта и снабжения
стандарты ISO 9004, 14000;
система ERP;
2000 - 2009 гг.
Развитие мировых интеграфионных процессов
концепции SCEM, SCQM, SSCM;
система CSRP;
2010 - настоящее время
Создание и развитие интермодальных логистических центров.
Применение цифровых технологий в цепях поставок
концепция SSCQM (контрагенты интегрированы и сотрудничают для повышения качества и устойчивости всей работы цепи поставок);
искусственный интеллект;
цифровые цепи поставок
Индустрия 4.0,
Индустрия 5.0
Источник: составлено авторами в ходе исследования.

В таблице 1 показан генезис развития существующих тенденций, направленных на интеграцию подходов к качеству бизнес-процессов, как в организации, так и в цепи поставок в рамках устойчивого развития. Историческая эволюция инструментов и методов обеспечения качества демонстрирует постепенный переход от контроля качества конечной продукции к управлению бизнес-процессами и интеграции качества в цепи поставок.

В результате появилась концепция устойчивого управления качеством цепи поставок (SSCQM). Современные методы обеспечения качества бизнес-процессов включают в себя интеграцию различных подходов, использования цифровых технологий. Они позволят оценить производительность каждого звена цепи поставок, как в целом, так по отдельным аспектам. В рамках применения концепции SSCQM [21] сформулировано несколько ключевых выводов:

· Интеграция QM и SCM открывает широкие возможности для повышения эффективности как отдельных бизнес-процессов, так и всей цепи поставок.

· Взаимосвязь между качеством управления и качеством в рамках устойчивого развития в цепи поставок является перспективной областью для дальнейших изучений, которые могут привести к созданию окончательной структуры управления устойчивым развитием, изменяющийся с помощью принципов управления качеством и управления цепями поставок.

· Интеграция тройного результата в рамках финансов, экологии и социологии в SCM и другие бизнес-процессы являются важным направлением для будущих исследований в области управления устойчивым развитием.

Рисунок. 2. Основные компоненты устойчивого управления качеством цепи поставок.

Источник: составлено авторами в ходе исследования.

Концепция SSCQM позволяет в себе объединить принципы управления качеством с цепью поставок и принципами управления устойчивым развитием, способствуя развитию и совершенствованию истинной практики устойчивого развития во всей цепи поставок (см. рисунок 2). Внедрение SSCQM позволит компаниям снизить негативное влияние на окружающую среду, повысить социальную ответственность и улучшить репутацию.

Заключение

1. В настоящее время существует очень мало исследований посвященных интеграции TQM, SCM с устойчивостью развития. Всеобщее управление качеством совместно с управлением цепью поставок в рамках устойчивого развития является подходом способным удовлетворить требования заинтересованных сторон в цепи поставок в отношении непрерывности организационной деятельности цепи поставок.

2. Исследование направлено на устранение пробела в управлении устойчивостью в рамках интеграции TQM с SCM путем расширения новой концепции, известной как SSCQM, в которую включено введение критического набора ресурсов и возможностей для повышения устойчивости организаций.

3. Данное исследование может помочь в том, чтобы поддерживать и способствовать дальнейшему анализу взаимозависимостей между методологиями TQM, SCM в рамках устойчивого развития, а также их применения в практику ведения бизнеса отечественных предприятий в условиях имортозамещения.


Источники:

1. Дыбская В.В., Сергеев В.И., Лычкина Н.Н., Морозова Ю.А., Сергеев И.В., Дутиков И.М., Корниенко П.А. Цифровые технологии в логистике и управлении цепями поставок. / Аналитический обзор. - Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. – 190 c.
2. Лебедев Е.А. Карцева Е.С., Зверева А.Г. Организация цифровых цепей // Евразийский союз ученых. – 2018. – № 4-6(49). – c. 59-62.
3. Хаирова С.М., Ковалев В.А., Хаиров Б.Г. Анализ влияния логистической инфраструктуры на устойчивость цепей поставок в рамках реализации программы импортозамещения // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2019. – № 1(35). – c. 194-204. – doi: 10.17238/issn1998-5320.2019.35.194.
4. Хаиров Б.Г., Хаирова С.М., Пильник Н.Б., Граматчикова В.Е. Внедрение инновационных подходов в управление качеством и цифровизация грузоперевозок в межстрановом взаимодействии // Креативная экономика. – 2021. – № 4. – c. 1253-1274. – doi: 10.18334/ce.15.4.112005.
5. Бродецкий Г.Л., Герами В.Д., Гусев Д.А., Колик А.В. Трансформация цепи поставок с ситуации глобального кризиса // Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН. – 2023. – № 2. – c. 14-23. – doi: 10.20542/afij-2023-2-14-23.
6. Ефременко И.Н., Михайлюк М.В., Резников С.Н. Антисанкционная перестройка международной логистики, как фактор трансформации глобальных цепей поставок в производстве и мировой торговле // Экономика строительства. – 2023. – № 12. – c. 6-10.
7. Ivanov D., Sokolov B., Potryasaev S. Issues in supply chain stability estimation in flexible supply networks and possible methods and tools for their decision // 13th ifac symposium on information control problems in manufacturing, incom'09: IFAC Proceedings Volumes. Moscow, 2009. – p. 570-575.– doi: 10.3182/20090603-3-RU-2001.0207.
8. Антипов Д.В., Франковская Е.Г. Оценка качества цепи поставок // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2010. – № 1. – c. 45-48.
9. Суворова С.Д., Куликова О.М. Формирование устойчивой цепочки поставок // Журнал прикладных исследований. – 2022. – № 1-2. – c. 125-129. – doi: 10.47576/2712-7516_2022_1_2_125.
10. Abbas J. Impact of total quality management on corporate green performance through the mediating role of corporate social responsibility // Journal of Cleaner Production. – 2020. – p. 118458. – doi: 10.1016/j.jclepro.2019.118458.
11. Bastas A., Liyanage K. Integrated quality and supply chain management business diagnostics for organizational sustainability improvement // Sustainable Production and Consumption. – 2019. – p. 11-30. – doi: 10.1016/j.spc.2018.09.001.
12. Yusr M.M., Mokhtar S.S.M., Othman A.R., Sulaiman Y. Does interaction between TQM practices and knowledge management processes enhance the innovation performance? // International Journal of Quality Reliability Management. – 2017. – № 7. – p. 955-974. – doi: 10.1108/IJQRM-09-2014-0138.
13. Siva V., Gremyr I., Bergquist B., Garvare R., Zobel T., Isaksson R. The support of Quality Management to sustainable development: a literature review // Journal of Cleaner Production. – 2016. – p. 148-157. – doi: 10.1016/j.jclepro.2016.01.020.
14. Glover W.J., Farris J.A., Van Aken E.M. The relationship between continuous improvement and rapid improvement sustainability // International Journal of Production Research. – 2015. – № 13. – p. 4068-4086. – doi: 10.1080/00207543.2014.991841.
15. Vanichchinchai A., Igel B. The impact of total quality management on supply chain management and firm's supply performance // International Journal of Production Research. – 2011. – № 11. – p. 3405-3424. – doi: 10.1080/00207543.2010.492805.
16. Mangla S.K.,Kumar P., Barua M.K. Risk analysis in green supply chain using fuzzy AHP approach: a case study // Resources, Conservation and Recycling. – 2015. – p. 375-390. – doi: 10.1016/j.resconrec.2015.01.001.
17. Green K.W., Inman R.A., Sower V.E., Zelbst P.J. Impact of JIT, TQM and green supply chain practices on environmental sustainability // Journal of Manufacturing Technology Management. – 2019. – № 1. – p. 26-47. – doi: 10.1108/JMTM-01-2018-0015.
18. Zhalechian M., Tavakkoli-Moghaddam R., Rahimi Y., Jolai F. An interactive possibilistic programming approach for a multi-objective hub location problem: economic and environmental design // Applied Soft Computing. – 2017. – p. 699-713. – doi: 10.1016/j.asoc.2016.10.002.
19. Lejarza F., Baldea M. An efficient optimization framework for tracking multiple quality attributes in supply chains of perishable products // European Journal of Operational Research. – 2022. – № 3. – p. 890-903. – doi: 10.1016/j.ejor.2021.04.057.
20. Burgess P.R., Sunmola F.T., Wertheim-Heck S. A Review of supply chain quality management practices in sustainable food networks // Heliyon. – 2023. – № 11. – p. e21179. – doi: 10.1016/j.heliyon.2023.e21179.
21. Bastas A., Liyanage K. Sustainable supply chain quality management: A systematic review // Journal of Cleaner Production. – 2018. – p. 726-744. – doi: 10.1016/j.jclepro.2018.01.110.
22. Feagan R. The place of food: mapping out the «local» in local food systems // Progress in Human Geography. – 2017. – p. 23-42. – doi: 10.1177/0309132507073527.
23. Qazi U., Iqbal S., Zaheer H., Ur R.T. Prepaid metering: a way forward for sustainable power sector in Pakistan // Energy Strategy Reviews. – 2020. – p. 100546. – doi: 10.1016/j.esr.2020.100546.
24. Sharma T., Balachandra P. Will the integration of renewable energy enable sustainable transition of Indian electricity system? // Energy Strategy Reviews. – 2018. – p. 137-148. – doi: 10.1016/j.esr.2018.06.002.
25. Хаирова С.М., Паравян М.К. Инструменты трансформации бизнес-процессов в цепях поставок в условиях формирования цифровой экономики // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2023. – № 2. – c. 239-250. – doi: 10.57015/issn1998-5320.2023.17.2.24.
26. Шумаев В.А. Основы логистики. - М.: Юридический институт МИИТ, 2016. – 314 c.

Страница обновлена: 01.01.2025 в 20:25:09