Инновации в рамках конкурентоспособности региона

Шувалова Ю.Ю.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 6 (54), Июнь 2011

Цитировать:
Шувалова Ю.Ю. Инновации в рамках конкурентоспособности региона // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 6. – С. 58-62.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=16355496
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Рассмотрены процессы и факторы, влияющие на конкурентоспособность региона. Отражены аспекты инновационной деятельности в регионе. Проанализирована область знаний, связанная с инновационными технологиями и использованием и обработкой информации, в рамках которой изучено взаимодействие и участие геоинформационных систем в управлении регионом и обретением им тем самым конкурентных преимуществ.

Ключевые слова: инновационный менеджмент, инновации, инновационная деятельность, инновационные технологии, информационная система, конкурентоспособность региона, геоинформационная система



Все больший интерес в последнее время вызывает область знаний, связанная с инновациями. Это закономерный аспект развития современного общества, его непрестанного совершенствования. В век интеллектуальных технологий очень часто ощущается нехватка времени, что является результатом насыщенности всех областей нашей жизни, и экономическая жизнь совсем не исключение.

Ученые на протяжении столетий пытались упростить повседневную жизнь, разрабатывая новые технологии. Эти новшества активно использовались и в экономических отношениях, позволяя тем самым их обладателям занимать лидирующие позиции. Поэтому тема инноваций остается и по сей день достаточно актуальной. Но, как известно, многие исследователи вкладывают в это понятие, совершенно различные смыслы, поэтому здесь очень важно разобраться в терминологии.

Многоаспектность инноваций

В качестве инновации можно рассматривать некий результат инвестирования или вложений в разработку и получение новых, ранее не использованных знаний или идей, которые будут в дальнейшем способствовать улучшению жизни общества в различных сферах, а также непосредственный процесс внедрения новшества и получение положительного эффекта от его использования. Положительным эффектом могут быть:

• прибыль;

• лидерство;

• коренное улучшение;

• прогресс и т.д.

Отсюда становится понятным, что разработка и применение инноваций – это многоступенчатый процесс, который зависит от целого ряда факторов.

В качестве положительного эффекта может служить и экономия средств, времени, соответственно, могут быть оперативно приняты важные управленческие решения.

Таким образом, речь идет об умении находить новый путь развития предприятия, региона и страны в целом. В зависимости от того, какой спектр нуждается в изучении, все известные инновации можно рассматривать:

• с точки зрения технологий, когда изменения касаются технологического процесса;

• с точки зрения коммерции, когда из них извлекается выгода, прибыль;

• с точки зрения социально-экономического развития, когда изменения меняют уровень жизни населения;

• с точки зрения политико-экономического развития, когда изменения влияют на геополитические отношения.

Для оптимизации внедрения сверхновых знаний, продуктов и других элементов инновационной экономики предусмотрен определенный набор методов и средств. Данный набор представляет собой инновационные технологии.

Помимо инновационных технологий огромное значение для конкурентоспособности предприятия, отрасли, региона имеет та деятельность, которая направлена на коммерциализацию накопленных знаний, оборудования или технологий. Результатом такой инновационной деятельности определяются новые товары и услуги или товары и услуги с новыми качествами.

Инновационная деятельность реализуется в следующих направлениях, призванных обеспечить конкурентоспособность организации или региона в постиндустриальном обществе:

• непосредственное создание инноваций. Это может быть как новая продукция, так и новый вид деятельности, данный выбор зависит от решения первостепенных задач;

• освоение инноваций, то есть изучение вопросов адаптации сверхновых знаний во внешней или внутренней среде, например применение новых технологий в фирме, регионе или даже на уровне страны;

• использование и распространение инноваций в различных сферах общественной жизни в зависимости от потребностей общества.

Инновации и управление ими

Как и любая другая деятельность, инновационная деятельность нуждается в качественном управлении. Иначе отсутствие контроля и попустительское отношение могут привести к негативным последствиям как для предприятия, так и для региона в целом. Таким инструментом качественного управления в инновационной деятельности является инновационный менеджмент.

Он представляет собой взаимосвязанный комплекс мер по обеспечению выживаемости предприятия в жестких условиях рыночных отношений, а также как следствие этого повышения его конкурентоспособности на базе инновационных процессов и механизмов управления ими.

Сами же инновации являются объектами инновационного менеджмента. А область, связанная с созданием, освоением инноваций и их распространением, может характеризоваться, как инновационный процесс. Например, если рассмотреть инновационный процесс применительно к интеллектуальному продукту, то он может быть определен как действие, превращающее идею в новый или модернизированный товар, который может быть в будущем запатентован. Таким образом, инновационная деятельность и инновационный менеджмент тесно связаны с развитием науки и непосредственно самих научно-технических комплексов. Данные элементы инновационной экономики связывают два процесса.

Так как для внедрения изобретений необходим комплекс знаний, проверенных эмпирическим путем, а также огромное значение имеет и маркетинг, исследование спроса и предложения на рынке, с целью занять там выгодную нишу, поэтому и возникает потребность в процессе исследования. Поскольку необходимо увидеть полученный результат интеллектуальной работы, актуальность приобретает процесс производства.

Таким образом, инновационный менеджмент обеспечивает связь между наукой, производством, выпуском конечной продукции. Данные направления могут быть реализованы в регионах на различных уровнях.

На сегодняшний день многие предприятия столкнулись с проблемами недостатка инновационной активности и проводят политику, предусматривающую ориентацию на инвестиции в инновации.

Знания определяют успешность

Одним из видов инноваций, требующих особенной и постоянной актуализации, являются информационные технологии. Далеко не секрет, что знания, или в данном случае информация, дают огромные преимущества в постиндустриальном обществе. Соответственно поэтому, именно эта область знаний должна изучаться более подробно. В широком смысле, информационные технологии – это все то, что связано с технологиями управления и обработки данных, а также непосредственно с созданием самих данных с использованием вычислительной техники.

Зачастую под информационными технологиями понимают компьютерные технологии, поскольку компьютер это основной, но далеко не единственный инструмент реализации данной деятельности. Наука движется вперед, и для обеспечения конкурентных преимуществ уже не хватает просто знаний о существующей ситуации в обществе, на предприятии, в регионе, нужно уметь прогнозировать дальнейший ход событий, моделировать ситуации под влиянием тех или иных обстоятельств.

В этом случае в качестве помощника, могут служить интеллектуальные информационные технологии, способные помочь человеку ускорить анализ какой-либо ситуации и оперативно принять эффективное управленческое решение. Особенностью данных технологий может быть не всегда логически выверенное заключение.

Существует ряд признаков, когда использование интеллектуальных информационных технологий наиболее актуально и эффективно:

• важно качество и оперативность принятия решений;

• есть множественность субъектов, участвующих в решении проблемы;

• характерна множественность взаимовлияющих друг на друга факторов;

• свойственна слабая формализуемость и уникальность ситуаций;

• в наличии латентность информации и др.

Следует отметить, что использование данных технологий также дает огромные преимущества в конкурентной борьбе, и особое значение в данном случае приобретают геоинформационные системы.

Используя понятие конкурентоспособности, необходимо уяснить, какой смысл вкладывается в это слово с точки зрения экономики. Под конкурентоспособностью чаще всего понимают способность какого-либо объекта превосходить другой в определенных условиях. Другой объект в данном случае выступает в роли конкурента.

Исходя из объекта конкурентоспособности выделяются и ее виды:

• способность данной страны достигать высоких темпов роста экономики и сохранять их на среднесрочную перспективу – это национальная конкурентоспособность;

• комплексная характеристика, дающая представления о вероятности реализации товара на рынке в какой-либо определенный срок в том случае, если есть в наличии аналогичные товары-конкуренты – конкурентоспособность товара;

• преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами с точки зрения удовлетворения потребностей общества товарами данного предприятия и эффективности его производственной деятельности – конкурентоспособность предприятия;

• продуктивность использования ресурсов региона в сравнении с другими регионами, которая выражается в величине валового регионального продукта – конкурентоспособность региона.

Конкурентоспособность последнего вида зависит от двух типов факторов. Таких как:

• экономико-географическое положение, природно-ресурсный потенциал, наличие инфраструктуры и иные факторы, связанные с самой территорией;

• эффективность работы органов управления, стратегическое развитие региона, способность органов власти оперативно адаптироваться к меняющейся внешней среде и иные факторы, связанные с качеством управления территорией.

Вывод

В целом очевидным становится тот факт, что использование инноваций в регионе может положительно влиять на его конкурентоспособность. Так как может служить индикатором развития предприятий и их систем управления, а также помогать в решении стратегических задач и обеспечивать региону возможность быстро и оперативно реагировать на различные изменения во внешней среде и выбирать новый, актуальный путь развития.


Источники:

1. Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: Учебное пособие [Текст]. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.
2. Друкер П., Фердинанд М. Бизнес и инновации [Текст]. — М.: Вильямс, 2007.
3. Николаева Н.А. Конкурентоспособность города: взгляд зарубежны ученых [Текст] // Маркетинг в России и за рубежом, 2001. — № 6.
4. Новокшенова Л.В. Регион в детерминантах конкурентного преимущества [Текст] // Вестник экономических реформ, 2000. — № 7.
5. Портер М. Конкуренция [Текст]. — М.: 2003.
6. Тычинский А.В. Управление инновационной деятельностью компаний: современные подходы, алгоритмы, опыт [Текст]. — Таганрог: ТРТУ, 2006.
7. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление [Текст]. — М.: 2000.
8. Харгадон Эндрю. Управление инновациями. Опыт ведущих компаний (How Breakthrouths Happen. The Surprising Truth About How Companies Innovate) [Текст]. — М.: Вильямс, 2007.
9. Шеховцева Л.С. Конкурентоспособность региона: факторы и метод создания [Текст] // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. — № 4.
10. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия [Текст] / Предисловие В.С.Автономова.— М.: ЭКСМО, 2007.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 02:06:18