Госрегулирование нефтяного комплекса арабских стран
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 19 (217), Октябрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В работе рассматривается степень государственного участия в регулировании и использовании нефтяного комплекса арабских стран. Определены позитивные и негативные стороны решающей роли государства в распределении доходов от нефтедобычи.
Ключевые слова: роль государства, нефтяной комплекс, страны Арабской Лиги
Энергетический фактор – основа жизнедеятельности любого современного человеческого общества. Особый интерес представляет опыт Арабских стран, поскольку понятия «нефть» и «арабы» стали неразрывными. Односторонняя ориентация экономик представителей данного региона серьезно обедняет их возможности дальнейшего наращивания производительных сил за пределами топливно-энергетического комплекса, мешает созданию многоотраслевого производства, являющегося гарантией экономической стабильности и залогом устойчивости в периоды финансовых и других кризисов. Все это предопределяет стратегический интерес правящих режимов к функционированию и перспективам развития нефтяного комплекса, что требует постоянного и тщательного анализа роли государства в развитии нефтяной отрасли и необходимых государственных мер в этой сфере в интересах общества. Данные обстоятельства определяют актуальность и композиционную платформу проводимого исследования.
Развитие нефтяной промышленности в арабских странах
Главную гарантию экономической стабильности арабские страны видят в сохранении и упрочении национального суверенитета над своими нефтяными ресурсами. Поставленный под жесткий государственный контроль, нефтяной сектор неизбежно оказался монополизирован, чему поспособствовало то, что власть принадлежит правящим аристократическим семьям. Авторы солидарны с Nandha M., Brooks R. [3] и Ali A Bolbol [1], которые в своих работах делают акцент на том, что с начала нефтяного бума именно монархическое единодержавие позволило предотвратить расхищение нефтяных доходов и построить на пустынных землях уникальную цивилизацию, соединившую арабские патриархальные традиции с современными достижениями технического прогресса. Развитие нефтяной промышленности служит основой для развития других отраслей промышленности: нефтеперерабатывающей; химической, развития транспорта и туризма, осуществляются государственные программы по созданию инфра структуры в новых городах, создаются благоприятные условия для привлечения иностранного капитала и развития частных компаний, государство способствует диверсификации экономики.
Рассматривая подробно результаты использования государством нефтяных месторождений, остановимся, в начале, на позитивных факторах.
Использование государством доходов от нефтяного комплекса
Современная государственная социально-экономическая политика Кувейта сочетает курс на перераспределение нефтяных доходов в целях индустриализации и социального обеспечения населения с усилиями по диверсификации хозяйства и снятию излишней нагрузки с бюджета страны. Выплачиваются разные виды социальных пособий. Часть средств от продажи нефти направляется государством в специальный Фонд экономического развития, из которого предоставляются займы развивающимся
странам. Рациональное использование государством Кувейта нефтяных богатств позволило создать развитую современную структуру нефтедобычи и достичь весомых экономических успехов. Кувейт располагает излишками капитала, которые направляются на зарубежные инвестиции, реализацию проектов по развитию средств связи, дорожной сети, гражданского строительства внутри страны, на социальное обеспечение, и имеют целью сделать страну ключевым звеном будущего соглашения о свободной торговле между Европой и странами Персидского залива. Кувейт является совладельцем десятков британских, канадских, американских, западно-европейских и японских компаний, включая British Petroleum, General
Motors, IBM, Kodak, Total, Sony. Помимо трех НПЗ на своей территории, владеет тремя европейскими заводами – в Дании, Нидерландах и Италии. В собственности Кувейта тысячи АЗС в Дании, Швеции, Великобритании, Италии и Норвегии, 10 авиазаправочных станций в крупных западноевропейских аэропортах [2].
Первый президент ОАЭ – шейх Заид, быстро осознал потенциал нефтяной промышленности и обеспечил развитие всех эмиратов, вкладывая прибыль от экспорта нефти в здравоохранение, образование и развитие национальной инфраструктуры. Средства, получаемые от использования государством нефтяного комплекса, направляются в нефтяную, нефтехимическую отрасли, инфраструктуру. Проценты по вложенным средствам используются для развития социальной сферы, прежде всего, здравоохранения и образования. Прибыль от эксплуатации нефтяных скважин используется государством рационально: все эмираты получают равное количество средств, вырученных за счет экспорта нефти. Каждый житель страны получает огромные дотации.
Беспрецедентные в истории темпы экономического роста ОАЭ стали возможными, благодаря целесообразному использованию государством нефтяного комплекса, что обеспечило стране один из самых высоких в мире показателей валового продукта на душу населения.
Эффект «голландской болезни»
Ливийская экономика, более других рассматриваемых стран зависит от нефтяного сектора, который позволил реализовать масштабные программы строительства государственного жилья, развития здравоохранения и образования. Ливии не удалось сделать экономический прорыв – бурное использование государством нефтяных месторождений оставило позади все остальные отрасли народного хозяйства. Ограничения на импорт и неэффективное распределение ресурсов приводят к периодической нехватке основных товаров и продуктов питания.
Важно помнить, что нефтяная отрасль является не самодовлеющей величиной, а лишь структурной составляющей экономики и инфраструктуры государства. Стратегия развития данного сектора должна органически увязываться с гипотезами социально-экономического развития страны и проистекать из них. Негативное воздействие природных ресурсов на экономику и политическое развитие приводит к возникновению ряда проблем. Национализация нефтяного комплекса привела к распространению эффекта «голландской болезни». Наличие богатых природных ресурсов заметно уменьшает интерес к человеческому ресурсу. Уровень грамотности в Кувейте и ОАЭ достигает 80%, в то время как в Таиланде и на Филиппинах число грамотных превышает 95%. В Европе, большинстве государств Азии, Северной Америке – равен 100% [4].
Подготовка эффективных менеджеров является для данных стран первоочередной задачей. В ОАЭ практически отсутствует обрабатывающий сектор, поэтому и голландской болезни увидеть нельзя, но отсутствует источник экономического роста, и ВВП следует за ценами на нефть. Ливия, несмотря на значительные запасы нефти, так и не смогла обеспечить долговременный экономический рост и высокий уровень жизни населению.
Значительным также является факт возникновение «погони за рентой» – разрыва между стоимостью ресурса и затратами на его добычу. Учитывая тот факт, что в случае природных ресурсов эта диспропорция особенно велика политические функционеры подвергаются искушению использовать политические механизмы, чтобы присвоить эту ренту. Ввиду того что ставки в нефтяной сфере чрезвычайно высоки, погоня за рентой, в которой участвуют корпорации, приводит к тому, что наличие в стране природных богатств оборачивается для нее проклятием.
Плюсы и минусы участия государства в использовании нефтяного комплекса
Подводя итог проведенному исследованию, необходимо отметить, что участие государства в использовании нефтяного комплекса имеет как положительные, так и отрицательные последствия.
К положительным можно отнести:
– перестройку отношений с иностранным капиталом;
– модернизацию нефтедобывающей отрасли;
– создание современной нефтехимии и нефтепереработки;
– придание положительных импульсов всему хозяйственному развитию.
Среди отрицательных моментов, наиболее значимыми являются:
– развитие «голландской болезни»;
– игнорирование потребности в квалифицированной рабочей силе, которая поддерживала другие экономические секторы;
– ограничение политических свобод;
– создание недемократических режимов правления;
– возникновение коррупции и внутренних распрей, перерастающих в гражданские войны.
Источники:
2. Laleh Khalili. Politics of the modern Arab world. − London : Routledge, 2011. – 341 р.
3. Nandha M. Oil prices and transport sector returns: an international analysis / Nandha M.; Brooks R. // Review of Quantitative Finance and Accounting. – 2009. – Vol. 33. − № 4. – Р. 393−409.
4. http://elibrary.ru/item.asp?id=17286002Абашидзе А.Х. Еще раз о колониализме и о его остатках! / Абашидзе А.Х., Колесникова А.В. // Международное право – International Law. − 2010. − № 1. − С. 139.
5. http://elibrary.ru/item.asp?id=16453851Подцероб А.Б. Арабские страны в системе международных отношений // Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. − 2011. − № 1. − С. 76−97.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:02:39