Проблемы формирования инновационной политики в арабских странах
Касуха Л.1
1 Национальный исследовательский университет ИТМО
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 19, Номер 1 (Январь 2025)
Аннотация:
Целью данного исследования является предоставление арабским странам результатов анализа их инновационного статуса, связанного с формулированием и реализацией инновационной политики. Статья основана на отчетах, выпущенных правительствами и организациями, данных Глобального инновационного индекса, Глобального индекса знаний и показателей экономического и социального развития. Полученные результаты дают четкое представление о положительных компонентах инновационного развития стран и отрицательных проблемах, которые препятствуют их инновационным возможностям. Это исследование ориентировано на правительства, образовательные учреждения, компании, исследовательские центры и все активные органы, а также заинтересованные стороны, участвующие в формулировании и реализации инновационной политики. В статье анализируются проблемы, ограничивающие инновационный потенциал развивающихся стран. В результате автор предлагает схему формирования инновационной политики в развивающихся арабских странах.
Ключевые слова: инновации, инновационная политика, арабские страны, национальная политика в области науки, технологий и инноваций, арабское развитие
Финансирование:
Исследование выполнено при финансовой поддержке Университета ИТМО в рамках научного проекта № 624091.
JEL-классификация: O30, O31, O32
Введение
В последние годы инновации стали основополагающим элементом экономического развития и повышения уровня жизни, это то, что подчеркивали некоторые эксперты и экономисты (Freeman et al., 2019) [7]. Для лиц, формирующих политику, важны необходимые экономические эффекты, которые должны создавать инновации, поскольку для экономики на первом уровне важны не первоначальное появление инновации, а ее распространение и последующее использование, включая эффекты, которые она вызывает (Stephen J. Kline and Nathan Rosenberg 1986) [25]. Таким образом, сформировалось мнение о том, что политика может играть роль в поддержке инноваций, и появился термин «инновационная политика», который выходит за рамки традиционных исследований инноваций, ранее проводившихся экономистами (Benoît Godin 2017) [6]. В работе (Celeste Varum, et al.,2007) [8] термин «инновационная политика» был определен как совокупность политических мер, направленных на увеличение количества и эффективности инновационной деятельности.
ЭСКЗА (Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии) также предложила предварительное определение инновационной политики [10], которое гласит: «Инновационная политика представляет собой широкий набор политических мер, направленных на обеспечение спроса и предложения знаний и технологий с целью обеспечения устойчивого экономического роста и решения социальных и экологических проблем». Она сочла это определение предварительным, поскольку, согласно ее анализу, не существует всеобъемлющего определения современной инновационной политики, так как каждая страна имеет свою собственную ситуацию и приоритеты. ЭСКЗА считает, что для выработки наилучшего определения инновационной политики следует осуществлять мониторинг и изучать лучшие проекты, взятые из опыта развитых и развивающихся стран. С 2015 года ЭСКЗА [10] уделяет приоритетное внимание инновационным областям в арабском регионе, и это стало неотъемлемой частью ее работы. Например, по итогам "совещания группы экспертов по инновациям и технологиям в целях развития экономики, основанной на знаниях, в Арабском регионе" были выработаны рекомендации, в которых подчеркивалась важность инновационной политики в Арабском регионе (Амман, 2015 г.).
Данное исследование было подготовлено в дополнение к ряду исследований и отчетов, большинство из которых были опубликованы ЭСКЗА. Эта тема была выбрана из-за отсутствия опубликованных по ней научных статей на арабском и зарубежных языках. В этом исследовании также подчеркивается важность сосредоточения внимания на существовании инновационной политики, основанной на внедрении цифровых преобразований в странах.
Основная часть
Генезис понятия "инновационная политика" в арабских странах
Большинство арабских правительств и соответствующих органов используют термин "национальная политика в области науки, технологий и инноваций" чаще, чем термин "инновационная политика", поскольку термин «STI policy (Science, technology and innovation policy)» более полно охватывает основные аспекты достижения всеобъемлющего и комплексного подхода к поддержке инноваций и развития в арабских странах. Это объясняется с тем, что существует два основных аспекта национальной политики в области науки, технологий и инноваций: наука, технологии и инновации для политики и политика для науки, технологий и инноваций [27]. В развитых арабских странах считают, что эти три термина дополняют друг друга и отражают меры государственной политики по достижению высокого уровней инноваций, а также повышению производительности труда, экономического роста и по поддержке экономики, основанной на знаниях [26, 20].
По данным UNESCO Arab Science Podium [27] в большинстве арабских стран сегодня по-прежнему отсутствуют инновационная политика и стратегии, а некоторые другие страны все еще находятся в процессе формулирования такой политики и стратегий. Это объясняется тем, что инновации не были частью научно-технических систем в некоторых из этих стран, что может быть связано со слабыми связями между промышленностью и научно-исследовательскими учреждениями. По данным Government AI Readiness Index [19] из 22 страны, входящей в Лигу Арабских Стран, только 7 стран имеют собственную стратегию развития искусственного интеллекта, 3 страны заявили о работе над такой стратегией и в 12 странах такая стратегия пока отсутствует.
В арабских странах концепция "национальной инновационной системы" тесно связана с разработкой инновационной и технологической политики, и на этой основе ЭСКЗА определила элементы национальной инновационной системы, которые требуют особого внимания со стороны арабских стран, особенно развивающихся, при разработке их инновационной политики [10]. Ключевыми направления развития национальных инновационных систем арабских стран являются: совершенствование образования и профессиональной подготовки; укрепление научно-исследовательской базы; разработка нормативно-правовой базы для развития инноваций; поддержка новаторов особенно в развивающихся арабских странах.
Инновационная политика на уровне арабского сотрудничества
Сотрудничество и интеграция усилий между арабскими странами при реализации их инновационной политики имеют большое значение благодаря глубоким культурным и историческим связям между ними и общим проблемам окружающей среды и развития. Увеличение сложности, глобализация и взаимозависимость в области науки, технологий и современных инноваций увеличили потребность в сотрудничестве между арабскими странами. Исходя из этого, за последние годы между арабскими странами были разработаны некоторые соглашения, концепции и стратегии сотрудничества, которые оказали непосредственное влияние на формирование инновационной политики в арабских странах, особенно в развитых странах (табл. 1).
Таблица 1. Основные инициативы в области сотрудничества арабских странам по вопросам цифровой трансформации и формирования инновационной политики
N
|
Название документа, год
|
Содержание документа
|
1
|
Цифровое развитие арабских
стран: на пути к расширению прав и возможностей и инклюзивности для всех,
2019 г. [11]
|
Разработана методология
подготовки и активизации арабской стратегии научно-технических исследований и
инноваций в форме долгосрочного взаимодействия арабских государств.
|
2
|
Арабская цифровая повестка
дня, ЭСКЗА, 2020 г. [13]
|
Основное внимание уделено
необходимости установления стратегического партнерства и разработки
совместных рабочих механизмов. Принят арабскими странами в резолюции 24-й
сессии Совета министров связи и информатизации арабских государств в 2020
году.
|
3
|
Арабской стратегии
научных, технологических и инновационных исследований, 2017 г. [21]
|
Фокусируется на вопросах
научных исследований, разработок и инноваций в научной, прикладной и
экономической областях.
направлена на развитие партнерских отношений между университетами, научно-исследовательскими институтами, производственными и сервисными учреждениями в арабских странах, а также на региональном и международном уровнях. Целью – выведение системы научных исследований в арабском мире на высокий уровень вклада в процесс экономического и социального развития, а также сокращение разрыва между арабскими и международными научными исследованиями. |
4
|
Установление долгосрочного
двустороннего стратегического партнерства между Исполнительным секретариатом
ЭСКЗА и Техническим секретариатом Лиги арабских государств, 2013 г. [9]
|
Целью – разработка и
реализация Арабской стратегии научных, технологических и инновационных
исследований.
|
5
|
Консультативная
конференция и встречи экспертов по арабской цифровой повестке дня и Арабскому
международному форуму по цифровому сотрудничеству и развитию, 2022 г. [16]
|
Установление
многостороннего институционального партнерства между организациями системы
Организации Объединенных Наций (7 организаций), и организациями Лиги арабских
государств (4 организации), а также рядом арабских стран, присоединившихся
или внесших свой вклад в совместный проект по разработке цифровой повестки
дня в соответствии с подходом к ее принятию, основанным на широком участии.
|
6
|
Арабского видения цифровой
экономики 2018 г.
[4]
|
Это видение направлено на
расширение сотрудничества между арабскими странами в области цифровой
трансформации путем восстановления и развития экономических систем в Арабском
регионе и поддержка совместных усилий арабских государств по продвижению и
развитию цифровой экономики с уделением особого внимания развитию в различных
областях, таких как, цифровая инфраструктура, умное правительство,
образование, электронная коммерция, финансовые услуги, здравоохранение,
производство и торговля и другие.
|
7
|
Меморандум о
взаимопонимании между Университетом короля Сауда (Королевство Саудовская
Аравия) и Университетом Мухаммеда бин Рашида (ОАЭ), 2019 г. [23]
|
В целях расширения
академического, образовательного и научно-исследовательского сотрудничества
двух университетов в сфере цифрового и инновационного развития.
|
8
|
Арабский цифровой
университет, 2020 г. [3]
|
Интегрированная цифровая
платформа для профессионального образования и переподготовки, поскольку она
считается важным и новым инструментом распространения науки и знаний в
странах с формирующейся экономикой, охватывая страны Ближнего Востока,
Северной Африки и Западной Африки.
|
9
|
Арабский форум по
управлению Интернетом, 2012 – 2021 гг. [5, 15]
|
Инициатива, выдвинутая
лигой арабских государств и ЭСКЗА в 2012 году в рамках арабского диалога по
управлению Интернетом, последняя сессия которого состоялась в конце 2021 года
|
10
|
Соглашение о
сотрудничестве в области исследований между Катарским университетом и
Университетом короля Сауда, 2017 г. [24]
|
Целью данного соглашения
является развитие научно-исследовательских сетей в странах ССАГПЗ путем
укрепления связей между исследователями, разработки совместных
исследовательских проектов и культурных программ, а также предоставления
соответствующих возможностей для обучения.
|
11
|
Арабская цифровая повестка
на 2023-2033 (Арабская стратегия научных, технологических исследований и
инноваций), 2022 г. [15]
|
Cформирована
Лигой арабских государств, Советом арабских министров связи и информации и
ЭСКЗА. Эта повестка направлена на координацию усилий арабских стран с целью
формулирования национальной и региональной политики и стратегий в области
цифровых и инновационных технологий в арабских обществах на ближайшие годы.
Эта цифровая повестка сформирована на основе предыдущих (N 1-5).
|
Взаимосвязь между уровнем развития экономик арабских стран и реализацией инновационной политики
Несмотря на все инициативы и попытки сотрудничества между арабскими странами, показатели экономического и социального развития оказывают существенное влияние на способности арабских стран реализовывать арабскую цифровую повестку. Исследование [22] подтвердило, что страны с высоким уровнем дохода могут реализовать комплекс инновационной политики, адаптированной к спросу и предложению, и, таким образом, эта политика поддерживает сильный человеческий капитал, исследовательские базы, инновационные связи, развитые компании и рынки, использование знаний и повышение результатов инноваций (оцениваются в Глобальном инновационном индексе), и наоборот в странах с низкими доходами таких возможностей нет. Исходя из этого, на основе отчетов ЭСКЗА [10, 12, 15] нами проанализированы случаи внедрения и интеграции науки, технологий и инноваций в национальную политику арабских стран в соответствии с их четырьмя уровнями развития (уровнями доходов), опубликованными Всемирным банком [28] (табл. 2).
Описание четырех уровней развития (уровней доходов) стран, выпущенное Всемирным банком.
Страны с высоким уровнем дохода – это страны с высоким уровнем валового национального дохода (ВНД) на душу населения. Экономика этих стран часто развита, у них высокий уровень жизни и сильные системы образования и здравоохранения.
Страны с доходом выше среднего – это страны с уровнем валового национального дохода (ВНД) на душу населения выше среднего. Экономика этих стран находится на переходном этапе роста.
Страны с доходом ниже среднего – это страны с уровнем валового национального дохода (ВНД) на душу населения ниже среднего. Эти страны обычно сталкиваются с социальными и экономическими трудностями, но имеют потенциал и возможности для роста.
Страны с низким уровнем дохода – это страны с низким уровнем валового национального дохода (ВНД) на душу населения. Экономика этих стран слаба и сталкивается с серьезными трудностями и проблемами, такими как неразвитая инфраструктура, бедность и низкий уровень образования.
Таблица 2. Интеграция науки, технологий и инноваций в национальную политику в арабских странах в зависимости от уровня их развития (Таблица составлена автором на основе отчетов ЭСКЗА [10, 12, 15])
Критерий
|
Страны с высоким уровнем дохода (ОАЭ, Саудовская
Аравия, Катар, Бахрейн, Оман, Кувейт)
|
Страны с доходом выше среднего (Иордания,
Ливан, Ирак, Ливия)
|
Страны с доходом ниже среднего (Тунис, Египет,
Марокко, Алжир, Мавритания, Джибути, Судан)
|
Страны с низким уровнем дохода (Сирия, Коморские
острова, Йемен, Сомали)
|
Политика, стратегии и планы развития
|
Долгосрочная национальная политика, технологические и
инновационные стратегии и планы развития
|
Долгосрочная национальная политика, стратегии и планы
развития
|
Полагаются на временную политику, стратегии и планы
развития (на ближайшие несколько лет)
|
Отсутствуют политики и планы развития из-за
политической, экономической и социальной нестабильности, вызванной войнами
|
Цифровая инфраструктура
|
Мощная цифровая инфраструктура
|
Хорошая цифровая инфраструктура, но сталкивающаяся с
некоторыми трудностями в расширении, развитии и инновациях
|
Приемлемая цифровая инфраструктура, имеющая проблемы, ограничивающие ее
развитие
|
Слабая цифровая инфраструктура
|
Технологическая и инновационная система
|
Интегрированная система, основанная на хорошо изученных законах и
законодательстве
|
Хорошая система, но сталкивающаяся с ограниченной
поддержкой необходимых законов и законодательства
|
Неполная система из-за отсутствия поддерживающих
законов и законодательства
|
Отсутствие технологической и инновационной системы
|
Структура и рамки образования и здравоохранения
|
Сильные образовательные и медицинские системы
|
Хорошие образовательные и медицинские системы
|
Приемлемые системы образования и здравоохранения, но
ограниченные в распространении.
|
Слабые образовательные и медицинские системы
|
Показатели распространения и использования Интернета и
информационно-коммуникационных технологий
|
Высокие показатели
|
Показатели выше среднего
|
Средние показатели
|
Показатели ниже среднего
|
Сектор научных и технологических исследований
|
Большой интерес, выражающийся в количестве научных публикаций, патенты и
сильных законах о защите интеллектуальной собственности
|
Хороший интерес, выражающийся в количестве научных
публикаций, патенты и эффективные законы о защите интеллектуальной собственности.
|
Слабый интерес (мало научных публикаций, патенты и ограниченные законы о
защите интеллектуальной собственности)
|
Отсутствие интереса (количество научных публикаций и
патентнов крайне мало и отсутстввие законов о защите интеллектуальной
собственности)
|
Реализация рамочной программы ЭСКЗА для нивелирования разрывов цифрового развития в арабских странах
Данные отчета о развитии арабских стран 2024 [2], указывают на то, что только 13% арабского населения проживает в странах с высоким уровнем дохода (страны Персидского залива), а 21% населения проживает в странах со средним уровнем дохода, которые не являются нефтяными странами Персидского залива. В то время как 41% населения живет в странах со средним уровнем дохода, а 26% населения живет в странах с низким уровнем дохода. Эти цифры отражают масштабы проблем развития, стоящих перед арабскими странами, которые оказывают непосредственное влияние на формирование и реализацию инновационной политики. Из-за этих различий в развитии между арабскими странами возникает цифровой разрыв между ними. Для нивелирования цифрового разрыва ЭСКЗА разработала так называемую «Рамочную программу ЭСКЗА для цифрового развития» [15]. Программа включает проведение национальных обзоров цифрового развития в каждой арабской стране отдельно. Сбор данных и информации, связанных с цифровым развитием, осуществляется по пяти направлениям, которые представляют собой комбинацию направлений действий, одобренных на Всемирном саммите по информационным технологиям (WSIS) [29].
Первое направление – национальные, региональные и международные стратегические рамки (цифровые стратегические рамки). Это направление связано с направлением действий 1 Всемирного саммите по информационным технологиям, касающимся роли правительств и заинтересованных сторон в продвижении ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) для достижения развития и с направлением действий 11, международное и региональное сотрудничество.
Второе направление – политика, связанная с инфраструктурой, управлением и правовой средой (инфраструктура ИКТ, правовая среда, этика и укрепление доверия). Это направление связано с направлением действий 2 Всемирного саммита по информационным технологиям, касающимся информационной и коммуникационной инфраструктуры, как жизненно важной основы для всеобъемлющего информационного общества, с направлением действий 5 (Укрепление доверия и безопасности при использовании ИКТ), с направлением действий 6 (Благоприятная среда), с направлением действий 10 по этическим аспектам информационного общества и с направлением действий 11 по международному и региональному сотрудничеству.
Третье направление – политика, связанная с цифровой экономикой, занятостью и торговлей (производство, конкурентоспособность сектора ИКТ, экономическое влияние ИКТ). Это направление относится непосредственно к развитию сектора ИКТ, который не был включен в направления действий одиннадцатого Всемирного саммита по информационному обществу. Но ЭСКЗА определила это как важный сектор развития арабского региона.
Четвертое направление – политика, связанная с цифровой трансформацией и социальной интеграцией (цифровая трансформация и социальное развитие). Это направление связано с направлением действий 3 Всемирного саммита по информационным технологиям, касающимся доступа к информации и знаниям, с направлением действий 4 по наращиванию цифрового потенциала и с направлением действий 7 по приложениям ИКТ (электронное правительство, электронные услуги и электронное здравоохранение).
Пятая направление – политика, связанная с культурой и информацией. Это направление связано с Направлением действий 8 Всемирного саммита по информационному обществу, касающимся культурного разнообразия, культурной самобытности, языкового разнообразия и местного контента, и с направлением действий 9, касающимся средств массовой информации.
Для каждого из вышеупомянутых направлений ЭСКЗА определила [15] набор стратегических целей, над которыми арабские страны должны работать в соответствии со своими потребностями (табл. 3).
Таблица 3. Реализация рамочных направлений цифрового развития для групп арабских стран по уровню экономического развития (Таблица составлена автором на основе отчета ЭСКЗА [15] и данных Всемирный банк [28])
Рамочное направление
ЭСКЗА [15]
|
Цели рамочных направлений ЭСКЗА по цифровому развитию в арабских
странах
|
Группы арабских
стран по уровню экономического развития
|
1-
1. Национальные, региональные и международные стратегические
рамки (цифровые стратегические рамки):
|
Разработка комплексных
стратегий цифрового развития на региональном и национальном уровнях, которые
идут в ногу с мировыми событиями и способствуют достижению прогресса.
|
Страны с низким уровнем
дохода
|
Расширение международного
и регионального участия и сотрудничества.
|
Все арабские страны
| |
2-
2. Политика, связанная с инфраструктурой, управлением и
правовой средой:
|
Расширение сотрудничества
в сфере регулирования между арабскими странами для улучшения региональных
коммуникаций и цифровых услуг.
|
Все арабские страны
|
Улучшение инфраструктуры
сетей Интернет и скорости доступа к основным услугам связи.
|
Страны с низким уровнем
дохода
| |
Повышение скорости
Интернета и максимальное использование преимуществ интернет-контента и услуг.
|
Страны с доходом ниже
среднего
Страны с низким уровнем дохода | |
Разработка законов для
защиты персональных данных пользователей и кибербезопасности.
|
Страны с доходом ниже
среднего
Страны с низким уровнем дохода | |
Активизация использования
электронных транзакций на национальном и региональном уровнях.
|
Страны с доходом выше
среднего
Страны с доходом ниже среднего | |
3. Политика, связанная с цифровой экономикой,
занятостью и торговлей
|
Укрепление сектора ИКТ.
|
Страны с низким уровнем
дохода
|
Поощрение инвестиций в
компании сектора ИКТ.
|
Страны с доходом ниже
среднего
| |
Активизация
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области
информационно-коммуникационных технологий.
|
Страны с доходом ниже
среднего
Страны с низким уровнем дохода | |
Содействие внедрению
информационно-коммуникационных технологий в работу различных производственных
секторов.
|
Страны с доходом выше
среднего
Страны с доходом ниже среднего | |
Расширение рынка
электронной коммерции.
|
Страны с доходом выше
среднего
Страны с доходом ниже среднего | |
Позитивное принятие
цифровых валют законным и экономически выгодным образом.
|
Страны с высоким уровнем
дохода
| |
Развитие навыков личности
в области информационно-коммуникационных технологий.
|
Страны с низким уровнем
дохода
| |
4. Политика, связанная с цифровой трансформацией и
социальной интеграцией
|
Предоставление доступного
широкополосного доступа в Интернет.
|
Страны с доходом ниже
среднего
Страны с низким уровнем дохода |
Поддержка и улучшение
доступа в Интернет в школах, медицинских и общественных центрах, особенно в
сельской местности.
|
Страны с доходом ниже
среднего и Страны с низким уровнем дохода
| |
Комплексное развитие
инфраструктуры и услуг электронного правительства.
|
Все арабские страны
| |
5. Политика, связанная с культурой и информацией
|
Продвижение арабского
культурного и медийного контента в Интернете.
|
Все арабские страны
|
Развитие специализированных
сайтов и платформ для обнаружения фейковых новостей в арабских странах.
|
Все арабские страны
| |
Поддержка языкового
разнообразия арабского электронного контента.
|
Все арабские страны
|
Характеристика инновационного развития арабских стран на основе Глобального инновационного индекса 2024 и Глобального индекса знаний 2023 г.
Исследование показателей инноваций позволяет оценить состояние инновационной политики в странах. Наиболее важным показателем является Глобальный инновационный индекс, поскольку он является самым известным индексом измерения инноваций в мире и включает в себя набор индикаторов, которые считаются важными для формирования инновационной политики стран [17]. Этот индекс и его субиндексы помогают получить комплексную оценку инновационной деятельности арабских стран, а также провести сравнение между странами на региональном и глобальном уровнях. Интегральные субиндексы ресурсов (IN) и результатов (OUT) инноваций Глобального инновационного индекса показывают большое несоответствие между компетенциями арабских стран, что может быть объяснено существенной разницей в уровнях их экономического развития (рис.1).
Рисунок 1. Субиндексы ресурсов (IN) и результатов (OUT) инновационного развития Арабских стран (по данным Глобального инновационного индекса – 2024) [17].
На уровне научно-технической политики и ее влияния на инновации в арабских странах Глобальный индекс знаний помогает определить уровень прогресса арабских стран и проблемы, с которыми они сталкиваются в области образования, исследований, разработок и технологий, с помощью широкого спектра субиндикаторов, которые измеряют самые мелкие детали, касающиеся качества образования и технологий, инвестиций в исследования и инновации, что позволяет странам оценивать свой прогресс в этих областях по сравнению с мировыми стандартами. На рисунке 2 показаны основные субиндикаторы Глобального индекса знаний, который включает более 150 субиндикаторов, связанных с важнейшими базовыми критериями формирования последовательной и надежной политики в области науки и технологий [18].
Рисунок 2. Субиндексы инновационного развития Арабских стран (по данным Глобального индекса знаний – 2023) [18].
Рамочная схема формирования инновационной политики в развивающихся арабских странах
Проведенное исследование поднимает важный вопрос: Могут ли развивающиеся страны с низкими доходами принять и реализовать инновационную политику, применяемую в развитых странах с высокими доходами? Частично на этот вопрос можно ответить, определив различия между развитыми и развивающимися странами, а также проблемы, которые препятствуют способности этих стран формировать и реализовывать инновационную политику.
Развивающиеся арабские страны с низкими доходами сталкиваются с рядом социальных и экономических проблем, возникающих в результате высокого уровня безработицы среди некоторых групп, таких как выпускники университетов, женщины и молодежь, слабого уровня технологических исследований и разработок, трудностями с приемом всех новых выпускников на рынок труда, а также слабостью частного сектора. Все это является основной причиной дефицита инноваций.
Развивающиеся арабские страны сталкиваются с серьезными проблемами с инновационной инфраструктурой, отсутствием технологических инкубаторов. Эти проблемы вызваны слабостью рынков капитала и товаров, отсутствием квалифицированной рабочей силы и низким уровнем систем образования и регулирования, подходящих для инноваций. Арабские страны с низким уровнем дохода страдают от слабой технологической инфраструктуры, такой как скоростные интернет-сети и технологии облачных вычислений, что ограничивает распространение внедрения цифровых решений, необходимых для инновационной политики.
Ограничена способность развивающихся стран на государственном уровне формировать, координировать, оценивать и финансировать инновационную политику. Многие арабские страны страдают от проблемы отсутствия внимания к международному измерению эффективности инновационной политики, поскольку государственная инновационная политика в значительной степени регулируется, но только на национальном уровне. Отсутствует надлежащая правовая среда для поддержки и стимулирования инновационных процессов, а также законы о защите прав интеллектуальной собственности, слабо развито венчурное финансирование
Структура инновационной системы в большинстве арабских стран не работает, что отмечается в докладе ЭСКЗА об Арабской стратегии научных и технологических исследований и инноваций [1], поскольку связи между университетами, промышленными секторами и научно-исследовательскими центрами слабы, а участие частного сектора в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах также очень слабое.
На основании вышеизложенного предложена схема по разработке и формированию инновационной политики в развивающихся арабских странах. Для развивающихся арабских стран инновационная политика должна быть составлена из набора необходимых стратегий и программ, которые могут быть реализованы группой секторов экономики, в настоящее время присутствующих в этих странах и способных реализовать набор мер по развитию цифровой и инновационной деятельности. Схема формирования инновационной политики в развивающихся арабских странах разработана на основе отчетов ЭСКЗА и арабского цифрового развития [10, 12, 14, 15], а также обобщения опыта передовых арабских стран в принятии новых принципов и политик, которые регулируют процесс принятия решений во всем, что касается наращивания научно-технического потенциала и стимулирования инноваций (рис. 3).
Рисунок 3. Схема формирования инновационной политики
в развивающихся арабских странах (Рисунок составлен автором на основе отчетов
ЭСКЗА и арабского цифрового развития [10, 12, 14, 15])
Заключение
Инновационная политика является жизненно важным элементом для достижения экономического, социального и устойчивого развития в арабских странах. В ходе исследования было отмечено, что некоторые арабские страны прилагают большие усилия, поскольку эти страны достигли передовых показателей по Глобальному инновационному индексу, Глобальному индексу знаний. Но, с другой стороны, другие арабские страны, особенно развивающиеся, сталкиваются со значительными проблемами, которые препятствовали и продолжают препятствовать их способности разрабатывать и внедрять эффективную инновационную политику. Эти проблемы, в дополнение к различиям между ними и развитыми арабскими странами с точки зрения доступности богатства, конкурентоспособного экономического развития, уровня науки и технологий, а также наличия соответствующего человеческого капитала, создали большой цифровой разрыв между этими странами и оказали огромное давление на развивающиеся страны с низким уровнем дохода.
При формировании научно-технической и инновационной политики следует уделять большое внимание тому, что эта политика инициирует и чего она намерена достичь. Для того чтобы арабские страны могли добиться значительных изменений на институциональном уровне развития инноваций, научно-техническая и инновационная политика должна включать значительные технологические, социальные, культурные и организационные изменения и разработки.
В статье содержится призыв к пересмотру подходов и методов, используемых арабскими странами, особенно развивающимися, при попытке сформулировать национальную политику в области науки, технологий и инноваций. Процессы цифровой трансформации, происходящие в мире, требуют обновления правовых стандартов и законодательства, связанного с внедрением цифровых преобразований и внедрением современных информационных технологий. Необходима государственная поддержка исследований и разработок в различных секторах экономики, поддержка местных новаторов и привлечение иностранных новаторов, оказание государственной финансовой поддержки секторам, поддерживающим цифровые и технологические процессы.
Источники:
2. Arab Development Report: The Role of Data and Its Availability in Supporting the Development Process in Arab Countries. Arab Planning Institute in cooperation with the National Planning Institute and the Arab Society for Economic Research. [Электронный ресурс]. URL: https://repository.inp.edu.eg//handle/123456789/5488.
3. Arab Digital University. Arab Digital Union. [Электронный ресурс]. URL: https://2u.pw/D0GFxxOm.
4. Arab Vision for Digital Economy. Arab Federation for Digital Economy. [Электронный ресурс]. URL: https://2u.pw/FYxp75TK.
5. Arab Internet Governance Forum. [Электронный ресурс]. URL: https://www.igfarab.org/News.
6. Benoît Godin Models of Innovation: The History of an Idea. Direct.mit.edu. [Электронный ресурс]. URL: https://direct.mit.edu/books/monograph/2281/Models-of-InnovationThe-History-of-an-Idea.
7. Brigid Freeman, Simon Marginson, Russell Tytler An international view of STEM education. ResearchGate. / In book: STEM Education 2.0., 2019.
8. Celeste Varum, Can Huang, Joaquim Borges Gouveia Transformation of the innovation policy of China. / In book: China: Building an Innovative Economy., 2007. – 33-57 p.
9. Economic and Social Commission for Western Asia (ESCWA). 2013. ESCWA and League of Arab States Usher a New Era of Cooperation. Unescwa.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.unescwa.org/news/escwa-and-league-arab-states-usher-new-era-cooperation-0.
10. Economic and Social Commission for Western Asia (ESCWA). 2017. Innovation Policy for Inclusive Sustainable Development in the Arab Region. Unescwa.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.unescwa.org/sites/default/files/pubs/pdf/innovation-policy-inclusive-sustainable-development-arab-region-english_0.pdf.
11. Economic and Social Commission for Western Asia (ESCWA). 2019. Arab Digital Development Report 2019 Towards Empowerment and Inclusion for All. Unescwa.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.unescwa.org/publications/arab-digital-development-report-2019-towards-empowering-people-and-ensuring.
12. Economic and Social Commission for Western Asia (ESCWA). 2019. Innovation and Technology for Sustainable Development: Promising Prospects in the Arab Region for 2030. Unescwa.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.unescwa.org/publications/arab-horizon-2030-innovation-perspectives-achieving-sdgs-arab-region.
13. Economic and Social Commission for Western Asia (ESCWA). 2020. ESCWA's vision on the work modalities for producing, developing and implementing the Arab Information and Communication Technology Strategy (The Arab Digital Agenda). Unescwa.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.unescwa.org/publications/escwas-vision-work-modalities-producing-developing-and-implementing-arab-information.
14. Economic and Social Commission for Western Asia (ESCWA). 2020. Regional priorities for the coming years in the field of technology for development. Technology for Development Committee – Third Session. [Электронный ресурс]. URL: https://2u.pw/kY9Fo9eN.
15. Economic and Social Commission for Western Asia (ESCWA). 2022. Arab Digital Agenda 2023-2033 Version 1.0. Programme for Enhancing Digital Cooperation and Digital Development for Arab Countries. Unescwa.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.unescwa.org/sites/default/files/pubs/pdf/arab-digital-agenda-2023-2033-arabic_1.pdf.
16. Economic and Social Commission for Western Asia (ESCWA) 2022. Report on the Consultative Conference and Expert Meetings on the Arab Digital Agenda and the Arab Global Forum for Digital Cooperation and Development. [Электронный ресурс]. URL: https://www.unescwa.org/sites/default/files/event/materials/Final%20Report_5.pdf.
17. Global Innovation Index 2024. Wipo.int. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wipo.int/web-publications/global-innovation-index-2024/en/.
18. Global Knowledge Index 2023. Knowledge4all.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.knowledge4all.com/dashboard.
19. Government AI Readiness Index 2023. Oxford Insights. [Электронный ресурс]. URL: https://oxfordinsights.com/wp-content/uploads/2023/12/2023-Government-AI-Readiness-Index-2.pdf.
20. Hisham Hadarah. Technology and Innovation Policies in Egypt. Repository.inp.edu.eg. [Электронный ресурс]. URL: http://repository.inp.edu.eg/xmlui/handle/123456789/5128.
21. League of Arab States. 2017. Arab Strategy for Scientific and Technological Research and Innovation. 2u.pw. [Электронный ресурс]. URL: https://2u.pw/ugl3Y1pI.
22. Lourdes Casanova, Peter Klaus Cornelius, Soumitra Dutta Chapter 2 - Global Innovation Competitiveness: How Emerging Economies Compare // Financing Entrepreneurship and Innovation in Emerging Markets. – 2018. – p. 31-67. – doi: 10.1016/B978-0-12-804025-6.00002-2.
23. Memorandum of Understanding between Mohammed Bin Rashid School of Government and King Saud University. Wam.ae. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wam.ae/ar/details/1395302811207.
24. QU and KSU in deal to boost joint research. Thepeninsulaqatar.com. [Электронный ресурс]. URL: https://thepeninsulaqatar.com/article/05/01/2017/QU-and-KSU-in-deal-to-boost-joint-research.
25. Stephen J. An Overview of Innovation // The Positive Sum Strategy: Harnessing Technology for Economic Growth. Semanticscholar.org. [Электронный ресурс]. URL: https://2u.pw/Jy9Xf2lH.
26. UAE Science, Technology and Innovation Policy Report. Moca.gov.ae. [Электронный ресурс]. URL: https://www.moca.gov.ae/docs/default-source/default-document-library/2015/science-technology-and-innovation/science-technology-and-innovation-policy_ar.pdf?sfvrsn=4.
27. Arab science podium. STI Policy Development. Unesco. [Электронный ресурс]. URL: https://unescoarabsciencepodium.org/sti-policy-development/.
28. GNI per capita, Atlas method (current US$). World Bank national accounts data, and OECD National Accounts data files. World Bank Group. [Электронный ресурс]. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NY.GNP.PCAP.CD.
29. WSIS – SDG Matrix. Linking WSIS Action Lines with Sustainable Development Goals. Itu.int. [Электронный ресурс]. URL: https://www.itu.int/net4/wsis/sdg/.
Страница обновлена: 15.02.2025 в 09:04:15